Терроризм в настоящее время относится к числу опасных и долговременных тенденций развития современного общества, оказывая на его развитие дестабилизирующее воздействие. В этих условиях необходимы специальные социально-философские исследования, помогающие понять природу и сущность терроризма, а также выявить истинные цели, которые ставят перед собой организаторы террористических актов.
Терроризм в его нынешних формах и проявлениях стал возможен в контексте глобализационных процессов современности, Происходящие социальные, политические, экономические, социокультурные преобразования послужили катализатором в обращении к практике террора как одного из наиболее доступных и эффективных методов политического давления. Теракты с каждым годом становятся всё более организованными и жестокими с использованием самой современной техники, оружия, средств связи. Однако в настоящее время наблюдается не только рост финансовых возможностей и технической оснащенности террористических организаций, но и распространение экстремистской идеологии, значительное увеличение числа лиц, участвующих в террористической деятельности, среди которых определённое количество выступает в качестве смертников. Это во многом стало возможно в условиях глобальных социально - экономических, политических и иных изменений.
Серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе реформирования российского общества, ослабление системы государственного контроля, несовершенство правовой базы, несбалансированная социальная политика, снижение духовно-нравственного уровня общества - все это факторы, являющиеся питательной средой для терроризма. Это ведет к колоссальному социальному напряжению в обществе.
Если раньше терроризм был «встроен» только в вооруженную национально-освободительную борьбу, проходившую на фоне геополитического противостояния - «холодной войны», то теперь ситуация принципиально изменилась. Религиозные фанатики-террористы используют в своих целях одно из направлений в исламе - ваххабизм, но в обыденном сознании россиян терроризм ассоциируется с исламским фундаментализмом и радикализмом. Это затрудняет объективную оценку совершаемых ими преступных действий. Однако многие террористы связаны с исламом лишь в бытовом плане и обрядно, они не имеют представления о культуре, системе ценностей и великих устремлениях религии, представителями которой они формально являются.
Выдавая себя за «борцов за свободу», используя идеологические установки и религиозные ориентиры, они манипулируют сознанием людей. Провозглашая «возвышенные мотивы», террористы выделяют из отверженных слоев общества радикально настроенную молодежь, которая в силу возрастной умственной и моральной незрелости легко поддается влиянию, и направляют ее энергию на ложные цели.
При этом, социальную базу терроризма укрепляет, во-первых, нищета, безработица, необразованность населения, отсутствие у молодежи социальных перспектив, ее неподготовленность к современным видам трудовой деятельности, во-вторых, формирование целого поколения в атмосфере непрекращающихся вооруженных столкновений, в-третьих, болезненная обостренность религиозных и национальных чувств, накал отчаяния и ненависти.
В настоящее время угроза терроризма в процессе реформирования социально-политического устройства и экономического развития России приобретает особую остроту. В этих условиях меры противодействия террористам, в том числе профилактического характера, должны быть как никогда эффективными, но в реальности это не всегда удается сделать в силу целого ряда причин. Поэтому анализ особенностей терроризма как социального явления, а в большей степени социальной защиты граждан, пострадавших от терроризма представляет собой актуальную социально-философскую проблему.
Но вместе с тем, несмотря на несомненную актуальность изучения социальных последствий терроризма исследование данной проблемы находится на начальной стадии
Глава 1. Теоретические основы социальной защиты граждан, пострадавших от терроризма 1.1 Теоретические аспекты изучения явления социальной защиты граждан, пострадавших от терроризма
Терроризм как социальное явление многолик и многогранен. В мире насчитывается более ста различных определений терроризма. В настоящее время отсутствует однозначная оценка природы современного терроризма и последствий этого явления. В Федеральном законе о «Противодействии терроризму» от 0б марта 2006 г. № 35 дано следующее определение терроризма; «терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий». На наш взгляд, в контексте изучения социальных последствий терроризма, следует исходить из того, что терроризм является способом управления социумом посредством превентивного устрашения. По мнению Р. Арона акт насилия рассматривается как террористический в том случае, когда его психологический эффект обратно пропорционален истинным физическим результатам. Нагнетание страха играет роль вспомогательного средства для достижения конкретной цели: получить материальные или политические выгоды, заставить власти выполнить определенные требования, например, изменить политический курс.
Правовую основу социальной защиты граждан, пострадавших от терроризма составляют: Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О борьбе с терроризмом», другие федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, указы и распоряжения Президента РФ, постановление Правительства РФ «О мерах по противодействию терроризму», а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ.
Всеобщие документы о борьбе с терроризмом» означает, в частности, следующие всеобщие документы:
а) Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (подписана в Токио 14 сентября 1963 года);
b) Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (подписана в Гааге 16 декабря 1970 года);
c) Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (заключена в Монреале 23 сентября 1971 года);
d) Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 14 декабря 1973 года);
е) Международная конвенция о борьбе с захватом заложников (принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 17 декабря 1979 года);
f) Конвенция о физической защите ядерного материала (принята в Вене 3 марта 1980 года);
g) Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий Конвенцию от 23 сентября 1971 года (заключен в Монреале 24 февраля 1988 года);
h) Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (заключена в Риме 10 марта 1988 года);
i) Протокол к Конвенции от 10 марта 1988 года о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе (подписан в Риме 10 марта 1988 года);
j) Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения (заключена в Монреале 1 марта 1991 года);
k) Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 15 декабря 1997 года);
l) Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 9 декабря 1999 года);
m) Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма (принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 13 апреля 2005 года);
n) Поправка к Конвенции о физической защите ядерного материала (принята в Вене 8 июля 2005 года);
о) Протокол, касающийся Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (подписан в Лондоне 14 октября 2005 года);
p) Протокол, касающийся Протокола о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе (подписан в Лондоне 14 октября 2005 года).
Право на жизнь составляет основу для всех других прав человека, а свобода и достоинство личности представляют собой конечную цель прав человека. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. устанавливает, что каждый человек имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, а ст. 5 запрещает жестокое, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение и наказание. Согласно п. 1 ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Жестокое, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение и наказание запрещает п. 1 ст. 7 Пакта. Право на свободу и личную неприкосновенность закреплено в п. 1 ст. 9 Пакта. Аналогичные нормы содержатся и в документах о правах человека регионального уровня. Следует подчеркнуть, что закрепление этих прав предполагает не только обязанность государств воздерживаться от их нарушения, но также и их позитивную обязанность принимать меры с целью недопущения их нарушения со стороны кого бы то ни было, в том числе со стороны террористов.
С принятием в 1993 г. Конституции Российской Федерации защита личности стала приоритетным направлением в деятельности государства и его органов. В данном акте закрепляется гарантия государственной защиты прав и свобод человека и гражданина. Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений власти охраняются законом, государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52 Конституции Российской Федерации), тем самым гарантируя полноценную защиту его прав и законных интересов, а также обеспечение компенсации причиненного ущерба.
Признание государством ценности человеческой личности вызывает необходимость создания эффективно действующих механизмов, обеспечивающих каждому человеку и гражданину возможность добиваться защиты и восстановления его прав и свобод от любых незаконных ограничений и нарушений.
С 1 июля 2002 г. вступил в силу новый Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ). В п. 1 ч. 1 ст. 6 УПК РФ одним из назначений уголовного судопроизводства определена защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений. Согласно ч. 1 ст. 42 УПК РФ потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред. Положения о защите потерпевших, закрепленные в ст. 6 УПК, конкретизированы в его частных нормах. Одни нормы возлагают на органы предварительного расследования, прокурора и суд обязанность устанавливать характер и размер вреда, причиненного преступлением (п. 4 ч. 1 ст. 73 УПК), другие - принимать меры к обеспечению возмещения имущественного ущерба потерпевшему (ч. 3 ст. 42 УПК) и т.д. В производстве по уголовному делу потерпевший является процессуальной фигурой, которая имеет комплекс процессуальных прав и обязанностей. Для того чтобы эта процессуальная фигура появилась в уголовном процессе, необходимо сочетание двух оснований - фактического и юридического. Фактическим основанием будет наличие вреда, являющегося последствием преступления, юридическим - процессуальное оформление лица в качестве потерпевшего. В.П. Божьев называет эти основания материальными и процессуальными предпосылками.
Переходя к понятию жертвы терроризма, следует обратиться к правовым источникам, определяющим последнее понятие и круг входящих в него деяний. Так, в Федеральном законе от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" устанавливается, что под преступлениями террористического характера понимаются деяния, предусмотренные ст. ст. 205 - 208, 277 и 360 УК РФ
Таким образом, главным квалифицирующим признаком, по которому те или иные лица будут отнесены к числу пострадавших от терроризма, является насилие террористического характера или угроза его применения. Само насилие террористического характера или угроза его применения составляют объективную сторону преступления или нескольких преступлений террористического характера, за совершение которых УК РФ предусмотрена соответствующая уголовная ответственность. Поэтому физические лица и организации, в отношении которых имеется или было применено насилие террористического характера либо угроза его применения, признаваемые как лица, пострадавшие от терроризма, также при условии возбужденного уголовного дела по признакам соответствующего состава преступления или нескольких преступлений террористического характера приобретают уголовно-процессуальный статус потерпевших, которыми в соответствии со ст. 42 УПК РФ признаются физические лица, которым преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред.
Физические лица, пострадавшие от терроризма, осуществляя предоставленное законодательством право на защиту, вправе избрать внесудебный или судебный способ восстановления нарушенных прав и охраняемых законом интересов при возмещении причиненных им имущественного ущерба, морального вреда или вреда, причиненного жизни и здоровью.
Между тем, при осуществлении актов терроризма эти права нарушаются самым непосредственным образом, поскольку при этом гибнут люди, они лишаются свободы, им причиняются другие страдания, уничтожается имущество и т.д. В этом проявляется прямая связь терроризма с нарушениями прав человека.
Многие авторы, например В.П. Галаганов, рассматривают социальную защиту и социальное обеспечение как внешние проявления социального государства и как основные элементы его содержания. С этим нельзя не согласиться, но Конституция РФ, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, в ч. 2 ст. 7 указывает на различного рода гарантии, предоставляемые гражданам, обобщая их все единым понятием "социальная защита". При этом основополагающее понятие "социальное обеспечение" в статье не только не раскрыто, но даже не названо.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.
2. Законопроект «О социальной защите граждан, пострадавших от террористических актов»,
3. О минимальных нормах социального обеспечения: Конвенция МОТ N 102 // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 - 1956. Женева, 1991. Т. I. С. 1772.
4. Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» от 06.03.2006г. №35-ФЗ (действующая редакция),
5. Постановление Правительства РФ от 22 июня 1999 года №660 «Об утверждении перечня федеральных органов исполнительной власти, участвующих в пределах своей компетенции в предупреждении, выявлении и пресечении террористической деятельности».
6. Указ Президента РФ от 26 декабря 1997 года №1300 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Российская газета. 1997. - 26 декабря.
7. Антипенко В.Ф. Институциональный механизм борьбы с терроризмом. Формирование правовой базы // Государство и право, 2014. № 11. - С.62-72.
8. Васильева Ю.В. «Об отражении в законодательстве о социальном обеспечении положений Конституции РФ // Вестник Пермского Университета. Сер.: Юридические науки. 2010. Вып. 1(7). С. 179 - 184.
9. Галаганов В.П. Право социального обеспечения. М.: Академия, 2014. 415 с.
10. Горелов Н.А. Политика доходов и качество жизни населения / Под ред. Н.А. Горелова. СПб.: Питер, 2013. 656 с.
11. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. М., 2014. 608 с.
12. Коваленко Е.А. Финансирование социальной защиты населения. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2015. – 92 с.
13. Можаева В. Правовые основы социальной защиты трудящихся // Социальная защита. 1995. N 1. С. 3 - 11.
14. Обзор темы «Культурологические аспекты исламского терроризма» // Нижегородский журнал международных исследований. – Н.Новгород, 2010. – С.215-219.
15. Петрова Л.Р. Социальная защита населения как фактор регулирования дифференциации общества (региональный аспект): Дис. ... канд. социол. наук. Уфа, 2014. 165 с.
16. Право социального обеспечения России: Учебник / М.О. Буянова, К.Н. Гусов и др.; Под ред. К.Н. Гусова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ТК "Велби"; Изд-во "Проспект", 2015. 488 с.
17. Социальная защита населения в регионе: Учеб. пособие / Под общ. ред. В.Г. Попова. Екатеринбург: УрАГС, 2013. 352 с.
18. Терроризм в России: вопросы теории и практики // Фактор Запада. Приложение к Нижегородскому журналу международных исследований. – Н.Новгород, 2010. – С. 116- 119.
19. Трофимов Н.Д. Проблемы возмещения вреда, причиненного террористическим актом, в свете Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" // Российский следователь. 2013. № 7.
20. Чтобы покончить с терроризмом, нужно устранить его причины // Российская Федерация сегодня. – 2010. - № 20. – С.17-18.
21. Шарин В.И. Социальная защита населения: теоретические основы // Соц. обеспечение. 2015. N 14. С. 21 - 24.
22. Шафиков А.М. Социальная защита граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча. Челябинск: Полиграф-Мастер, 2013. 190 с.
23. Якушев А.В. Социальная защита. Социальная работа. Конспект лекций. – М.: А-Приор, 2015. – 144 с.