Введение
Глава 1. Государственные органы социальной защиты населения
1.1 Понятие социальной защиты населения Российской Федерации
1.2 Источники финансирования социальной защиты населения
Глава 2. Организация работы органов социальной защиты населения (на примере Волгоградской области)
2.1 Осуществление социального обеспечения населения федеральными органами государственной власти в Волгоградской области
2.2 Организация работы органов социального обеспечения в субъектах российской федерации
2.3 Организация работы местных органов социальной защиты населения
Заключение
Список использованной литературы
Выбранная тема курсовой работы имеет чрезвычайно важное значение в современных условиях России, и поэтому является актуальной. Она заключается и в том, что большинство граждан, оставшихся без работы, не могут самостоятельно адаптироваться в условиях рынка труда современности. Регулировать вопросы социальной поддержки безработных призван Закон России "О занятости населения в Российской Федерации" Целью исследования, проведенного в рамках курсовой работы, является изучение вопроса, касающегося работы органов, которые занимаются проблемами социальной защиты населения в Российской Федерации.
Поставленная цель вызвала необходимость изучить следующие задачи:
-дать понятие социальной защите населения;
-рассмотреть правовое регулирование органов занятости населения
-изучить организацию работы органов, осуществляющих обеспечение граждан в сфере занятости населения
Предметом настоящего исследования является пособие по безработице, как один из видов социального обеспечения, а также организация работы органов, которые осуществляют обеспечение граждан в сфере занятости населения.
Объектом же исследования является система функционирования занятости населения в разнообразных аспектах и перспективах дальнейшего всестороннего развития.
В процессе написания настоящей курсовой работы следует отметить, что данная работа построена в исключительно строгом соответствии с последними изменениями российского законодательства.
Глава 1. Государственные органы социальной защиты населения
1.1 Понятие социальной защиты населения Российской Федерации
Итак, право граждан Российской Федерации на социальную защиту непосредственно закреплено в Конституции Российской Федерации, провозглашавшей, что Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание оптимальных условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека.
Уточнение данного положения содержится в ст.39 Конституции, в соответствии с которой каждому человеку гарантируется социальное обеспечение в случае нетрудоспособности, в целях воспитания детей и других случаях, которые установлены действующим законодательством.
В общем смысле социальная защита населения представляет собой совокупность определенных социально-экономических мероприятий, которые проводятся государством и направлены на обеспечение нетрудоспособных граждан России трудовыми пенсиями по старости, инвалидности, в случае потери кормильца, за выслугу лет, социальными пенсиями, пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, на содержание детей, по безработице, на погребение, оказание адресной помощи малоимущим слоям населения, помощи гражданам, которые попали в экстремальные ситуации, в том числе беженцам и переселенцам, на санаторно-курортное лечение, содержание в домах для престарелых и инвалидов, обеспечение инвалидов транспортными средствами, протезно-ортопедическими изделиями, профессиональное обучение и переобучение инвалидов, их трудоустройство, на создание комплекса новых социальных служб - Центров социального обслуживания населения, социальную помощь на дому, социальные приюты для детей, социальные гостиницы и т.д.
Вообще, социальное обеспечение является основной частью социальной защиты населения. Законодательно установлены государственные и социальные пенсии, поощряется добровольное социальное страхование, а также создание разнообразных дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности.
Любой гражданин вправе претендовать на социальную защиту. Конституция России возлагает императивную обязанность на государство создавать абсолютно все необходимые условия для осуществления данного права.
Следует отметить, что Конституция Российской Федерации не только провозглашает право граждан на определенную социальную защиту, но и достаточно точно и четко определяет пути его реализации: в первую очередь, это государственное страхование работающих граждан, создание различных иных фондов, которые являются источниками финансирования социальной защиты населения, а также принятие федеральных законов, которые гарантируют реализацию названных прав .
Так, в первоочередном порядке в социальной защите в Российской Федерации нуждаются следующие категории граждан:
-инвалиды войны;
-участники Великой Отечественной войны;
-ветераны боевых действий
-военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
-лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
-лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
-члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
-инвалиды;
-дети-инвалиды.
Органы, осуществляющие обеспечение граждан пособиями по безработице и подведомственные им организации социальной защиты населения образуют единую государственную систему социальной защиты населения, которая обеспечивает прямую государственную поддержку семьи, пожилых людей, ветеранов и инвалидов, уволенных с военной службы лиц и членов их семей, интенсивное развитие системы социальных служб, а также реализацию государственной политики в сфере пенсионного обеспечения и отношений, касающихся трудовой области.
1.2 Источники финансирования социальной защиты населения
Отметим, что источниками финансирования социальной защиты населения являются различные государственные внебюджетные социальные фонды, такие как Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения, Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования.
Например, Фонд социального страхования Российской Федерации представляет собой специализированное финансово-кредитное учреждение, которое относится к Правительству Российской Федерации. Наиважнейшей задачей Фонда социального страхования является обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения полутора лет, на погребение, на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.
Пенсионный фонд Российской Федерации образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в России. Пенсионный фонд России представляет собой самостоятельное финансово-кредитное учреждение и находится в ведении Правительства Российской Федерации и подотчетен ему. Следует отметить, что средства Пенсионного фонда России формируются за счет следующих моментов:
-различных страховых взносов работодателей;
-страховых взносов граждан, которые занимаются индивидуальной предпринимательской деятельностью;
-страховых взносов других категорий граждан, которые работают;
-разнообразных ассигнований из федерального бюджета и др.
Отметим, что тариф страховых взносов в Пенсионный фонд России обусловлен Федеральным законодательством Российской Федерации.
Рассмотрим другой орган, такой, как Фонд занятости, который представляет собой государственный внебюджетный фонд Российской Федерации, который предназначен для финансирования мероприятий, которые связаны с разработкой и реализацией определенной государственной политики занятости населения. Названный орган не является юридическим лицом и находится непосредственно в оперативном управлении и распоряжении органов службы занятости.
1. Конституция Российской Федерации. От 12.12.1993 г. (с изменениями и дополнениями по состоянию на от 21.07.2014) // "Собрании законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст.4398.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // "Российская газета", N 256, 31.12.2001
3. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 22.12.2014)"О занятости населения в Российской Федерации" // "Российская газета", N 84, 06.05.1996
4. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 21.07.2014)"О государственной социальной помощи" // "Собрание законодательства РФ", 19.07.1999, N 29, ст.3699
5. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ (ред. от 03.02.2015)"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"/ "Российская газета", N 202, 08.10.2003.
6. Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 608 (ред. от 14.03.2015)"Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации"/ "Собрание законодательства РФ", 25.06.2012, N 26, ст.3526.
7. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2014 г. N 324 (ред. от 27.12.2014)"Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости"/ "Российская газета", N 144, 08.07.2014
8. Власов, В.И. Комментарий к Закону Российской Федерации О занятости населения в Российской Федерации: учебник Власов В.И. - изд. Москва, 2013. - 208 с.
9. Галаганов, В.П. Организация работы органов социального обеспечения в Российской Федерации/ред. Галаганов, В. П Изд. М: КноРус, 2014-с.65
10. Захаров, М.Л., Тучкова, Э.Г. Право социального обеспечения России: учебник/ Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. - изд. Москва, 2013. - 231 с.
11. Зущина, Г.М., Султанова, Р.М. Занятость и безработица на рынке труда России: учебник/ Зущина, Г.М., Султанова, Р. - изд. Москва, 2014. - 123 с.
12. Мачульская, Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения учебник/ Мачульская, Е.Е., Горбачева Ж.А. - изд. Москва, 2015. - 81-83 с.
13. Пашин, Н.П. Занятость и безработица: учебник/ Пашин Н.П. - изд. Москва, 2014. - 67 с.
14. Сулейманова, Г.В. Право социального обеспечения: учебник/ Сулейманова Г.В. - изд. Ростов - на - Дону, 2013. - 115 с.
15. Сулейманова, Г.В. Трудоустройство и занятость. Правовое регулирование: учебник/ Сулейманова Г.В. - изд. Москва, 2015. - 84 с.
16. Тучкова, Э.Г. Право социального обеспечения России: учебник/ Тучкова, Э.Г. - изд. М: Проспект, 2015.