ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИМИДЖА ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА
§ 1. Имидж в современном политическом процессе: подходы и трактовки
§ 2. Технология создания имиджа политического лидера
§ 3. Роль СМИ в формировании имиджа политического лидера
ГЛАВА II. ИМИДЖ ЖЕНЩИНЫ – ПОЛИТИКА (НА ПРИМЕРЕ В. МАТВИЕНКО)
§ 1. В.И. Матвиенко – советский и российский государственный деятель
§ 2. Имидж В. Матвиенко как специально формируемый образ в глазах различных социальных групп
§ 3. Проблемы создания имиджа современного политика – женщины и способы их преодоления
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования.
Изменения в общественно-политической жизни являются важнейшим фактором языкового развития. В то время, когда происходит переоценка социальных ценностей жизни общества, возникает необходимость в осмыслении общественных реалий и способов их представления в языке. Неотъемлемой частью общественно-политической жизни является репутация государственных деятелей, их образ, формируемый в массовом сознании. В теории и практике связей с общественностью это получило отражение в исследованиях имиджа. Политический имидж сегодня является одним из тех факторов, с которым вынуждены считаться все политики, желающие прийти к власти или удержаться у власти.
Именно политический лидер занимал и продолжает занимать ведущую позицию как в далеком прошлом, так и в современной политической жизни.
Однако, механизмы реализации власти посредством использования имиджа лидера не остаются неизменными на протяжении веков: очевидно, они претерпевают изменения в ходе социокультурной и политико-символической трансформации общества. Появление в современной политике элементов виртуализации приводит (в совокупности с рядом обстоятельств социально-экономического и политического плана) к ослаблению традиционных политических институтов, демократических идей и процедур (в частности, партий, партийных программ и идеологии в целом) и усилению значимости имиджевых факторов в политическом процессе.
Одной из реалий политического процесса в современной России является все большее распространение технологий и механизмов формирования политического имиджа. Без их использования сегодня не обходится достижение наиболее важных тактических задач и стратегической цели, как отдельных политических лидеров, так и политических партий и избирательных объединений, государственных институтов. Особенно большую роль в политической жизни России играет имидж политических лидеров всех уровней. Обусловлено это, прежде всего, тем, что для современной российской политики характерна крайне высокая степень персонификации.
В некотором смысле можно согласиться, что в переломные моменты истории, как в России, так и во многих других странах, в большей степени определяли конкретные личности, а политические институты и процедуры играли меньшую роль.
Специфика политического лидера в современном обществе такова, что граждане формируют, как правило, свои представления о политиках не в результате непосредственного контакта с ними, а на основе символической репрезентации последних в СМИ. На смену идеологии и программам в качестве предметной основы политической коммуникации лидера и масс все чаще приходит имидж политика, создаваемый и распространяемый в СМИ.
Присутствие политического лидера в СМИ предстает как необходимое условие его позиционирования в политическом пространстве. Это определяет потребность в осмыслении проблем имиджелогии и продвижения имиджа лидера в условиях общества «масс-медиа» как в целом, так и применительно к России.
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в процессе технологий формирования имиджа политического лидера.
Предметом исследования является имидж политического лидера, сформированный в массовом сознании под воздействием специальных технологических приемов и влияющий на выбор избирателей.
Цель настоящей работы - проанализировать понятие, сущность и специфические особенности технологий формирования имиджа политического лидера (на примере имиджа В.И.Матвиенко).
Достижение указанной цели представляется возможным с помощью следующих задач:
1) изучить понятие и сущность имиджа в современном политическом процессе;
2) охарактеризовать процесс становления имиджа политического лидера;
3) проанализировать роль СМИ в формировании имиджа политического лидера;
4) рассмотреть имидж женщины – политика (на примере В. Матвиенко).
Указанные цель и задачи работы обусловили ее структуру, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИМИДЖА ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА
§ 1. Имидж в современном политическом процессе: подходы и трактовки
Эволюция дефиниции «имидж» может быть представлена следующим образом. Понятие «имидж», в наиболее частой трактовке близко к известному греческому слову «харизма», которое в древней Греции означало одаренность, авторитетность, мудрость и святость. Люди, обладающие совокупностью подобных качеств, во все времена обладали силой влияния на окружающих, поэтому руководителей, наделенных харизмой, обычно называли харизматическими лидерами. Позднее формируется понятие «имиджа», изначально также относившееся к личности. Имидж личности связан с внешностью, поставленным голосом, умением держаться и выступать перед публикой, вести диалог и т.д.
Одним из важнейших условий ведения политической деятельности любого уровня является формирование имиджа политика. Высокая значимость привлекательного имиджа такова, что некоторые авторитетные специалисты связывают с созданием привлекательного имиджа, интегрируя все имеющиеся условия и факторы в двучленную формулу: «известность политика или кандидата + эффективный политический имидж» .
С созданием привлекательного политического имиджа россияне столкнулись в начале 90-х годов XX века, когда в России открыто были применены западные избирательные технологии. Красивое емкое слово «имидж» сразу привлекло внимание, быстро и прочно вошло не только в наш профессиональный, но и бытовой лексикон, вытеснив русские синонимы. Стали появляться публикации по проблеме политического имиджа.
Прежде всего, следует показать основные отличия политического имиджа от имиджа вообще.
Политический имидж (от англ, image) – это сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ конкретного политического лидера или политической организации. На практике политический имидж связывается в первую очередь с имиджем политического лидера. Поэтому в дальнейшем речь будет идти именно об этом.
Американские специалисты определяют политический имидж несколько проще, как «сильное впечатление, которое возникает в умах избирателей, когда они думают о конкретном политике.
Политический имидж – это тоже реальность «мнимого пространства», только данное политическое пространство, пожалуй, еще более иллюзорно, чем иные его виды.
Исходя из данного понимания психологической сущности политического имиджа, следуют его важные отличительные особенности, которые необходимо учитывать при его создании.
Во-первых, политический имидж должен обязательно формироваться под конкретную задачу. Естественно, в первую очередь это победа на выборах. Но задача может быть, конечно, и иной, например, вхождение в политическую элиту, политическая перспектива, популярность и пр. Рекомендуется не ставить сразу много задач, а действовать последовательно, с учетом будущих целей, корректируя имидж.
Во-вторых, в научных исследованиях неоднократно отмечалось, что политический имидж в большинстве случаев должен соответствовать социальным ожиданиям масс (экспектации). Экспектации – это система ожиданий и требований относительно норм исполнения лидером социальных ролей и соответствующей им деятельности. Это разновидность социальных санкций, упорядочивающих систему отношений. Они проявляются двояко: как право ожидать соответствующего поведения и обязанность вести себя в соответствии с социальными ожиданиями. Социальные ожидания формируются на базе несоответствия «того, что есть, с тем, как хотелось бы». Несоответствие касается обычно деятельности лидеров, руководителей. Чем больше это несоответствие, тем сильнее желание иметь иного лидера.
Итак, если деятельность власть имущего лидера оценивается негативно, то формируется потребность в выдвижении другого лидера, обладающего качествами, способными обеспечивать деятельность, удовлетворяющую ожиданиям (обычно это качества, прямо противоположные качествам прежнего лидера). Таким образом, политический имидж должен находиться как бы между социальными ожиданиями и личностью нового лидера.
1. Александрова Т.А. Повышение активности избирателей средствами социально-психологических методов и технологий: Автореф. дис. ... канд. психол. наук / РАГС при Президенте РФ. - М., 2002.
2. Амелин В.Н., Зотова З.М. Эффективное управление избирательной кампанией. - М.: РЦОИТ, 2011.
3. Анохина Н.В., Брандес М.Э. Роль СМИ в избирательном процессе // Выборы в посткоммунистических обществах. - М., 2000. - С.137-151 - (Полит. наука / ИНИОН РАН; 2000, N3).
4. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления: Курс лекций -М.: ОМЕГА-Л, 2009.
5. Базавова И.А. Социокультурные факторы конструирования имиджа политика в современной России. М., 2008.
6. Балашова А.Н. Избирательный маркетинг: формирование команды кандидата // Вестн. Моск. ун-та. Сер.18. Социол. и политол. - 2012. - N 1. - С.145-164.
7. Блэн С. Паблик рилейшнз: пер. с англ. - М., 2012.
8. Богданов Е. Н., Зазыкин В. Г. Психологические основы «Паблик рилейшнз». – М., 2003.
9. Браун Л. Имидж – путь к успеху. – СПб.: Питер, 2008.
10. Везиницына С.В. Региональные особенности социальных технологий избирательных кампаний в условиях современной России: Автореф. дис. ... канд. социол. наук / Саратов. гос. ун-т им. Чернышевского. - Саратов, 2003.
11. Гунаре М.Л. Политический маркетинг в избирательной кампании: Автореф. дис. ... канд. полит. наук / МГУ. - М., 2001.
12. Краснов К.В. Средства массовой информации как субъекты избирательного процесса / МГУ им. М.В.Ломоносова. - М., 2009.
13. Кузин Ф. А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика. – М., 2011.
14. Малкин Е., Сучков Е. Основы избирательных технологий. - 3-е изд., расш., доп. - М.: Рус. панорама, 2002.
15. Мякотина О.В. Имидж политического лидера: тенденции становления и изменения. Автореф. дисс. канд. политолог.наук. М., 2008.
16. Панасюк А. Ю. Наука «имиджелогия»: теоретическое обоснование права на существование // Имиджелогия: современное состояние и перспективы развития. – М.: РИЦ «Альфа», 2003. – С. 24–27.
17. Патлусова В. М. Профессиональный имидж. – Пермь, 2001.
18. Почепцов Г.Г. Имиджелогия. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 2001.
19. Рабинович Л. А. Имидж человека и организации. – Иркутск, 2001.
20. Фурс Р.Ф. Имидж политического лидера: психол. структура и пути оптимизации. М., 2006.
21. Цуладзе А.М. Формирование имиджа политического лидера в условиях становления новой политической системы в России. М., 2007.