ВКР|Государственное регулирование экономики

Государственное регулирование денежного обращения в Российской Федерации

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2013 | Страниц: 115

Цена: 1 000
Купить работу

Введение

Глава 1. Сущность денежного обращения и его место в экономике.

1.1.Денежное обращение как экономическая и правовая категория: понятие, функции и роль в экономике государства

2.2. Денежная система Российской Федерации

Глава 2. Анализ денежного обращения и инструментов государственного регулирования денежного обращения в РФ

2.1. Анализ денежного обращения в РФ

2.2. Государственное регулирование наличного денежного обращения

2.3. Государственное регулирование безналичного денежного обращения

2.4. Государственное регулирование валютного рынка

Глава 3. Проблемы и пути совершенствования государственного регулирования денежного обращения в РФ.

3.1. Проблемы денежного регулирования в РФ

3.2. Мероприятия ЦБ РФ по совершенствованию регулирования денежного обращения

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

Актуальность темы исследования. Заинтересованность государства в стабильном и бесперебойном денежном обращении предопределяет наличие государственного регулирования процесса перемещения денежных средств. Наличие правового регулирования денежного обращения обусловливает необходимость контроля за соблюдением нормативно установленных правил. В связи с тем, что контроль является неотъемлемой частью любого управленческого процесса, можно с полной уверенностью утверждать, что управление денежным обращением обязательно должно быть подкреплено формированием эффективно работающей системы контроля за денежным обращением. В противном случае результативность предпринимаемых регулятивных мер будет минимальной.

Современная товарно-денежная экономика базируется на непрерывной циркуляции товаров и на опосредующем это движение денежном обращении. Постоянное перемещение денежных средств в мировой финансовой системе является необходимым условием не только развития экономики, но и самого ее существования. Обмен товарами, работами и услугами в современном обществе без одновременного движения денежных средств невозможен. От скорости денежного обращения зависят многие макроэкономические показатели, в частности, инфляционные процессы, уровень накопления и потребления, уровень производства и воспроизводства и др. Состояние денежного обращения в стране непосредственным образом отражается на темпах экономического роста и обеспечивает экономическую стабильность.

В рамках регулирования денежного обращения государство преследует одну основную цель - поддержание баланса между денежными средствами, находящимися в обращении, и количеством товаров, работ и услуг, предлагаемых на рынке. При этом количество денег должно быть не просто необходимым для покрытия расходов производства, но и достаточным для осуществления воспроизводства. Очевидно, что регулировать денежную массу в обращении возможно, во-первых, когда известны ее объемы и, во-вторых, когда есть возможность оперативно влиять на процессы сокращения или увеличения денежных средств в обращении.

И первое, и второе условие выполнимо при минимизации наличного денежного обращения, поэтому ограничение наличного денежного обращения - одна из основных мер, используемых государством в политике по регулированию денежного обращения.

Относительно новым направлением в сфере организации денежного обращения стало противодействие легализации преступных доходов.

Таким образом, устанавливая правила денежного обращения, государство автоматически разрабатывает систему контрольных механизмов, позволяющих обеспечить эффективность регулятивных мер.

Мировой финансовый кризис 2008 - 2010 гг. отчетливо выявил уязвимость монетарной политики ведущих стран мира, в том числе и России. Рост инфляции, дефицит государственного бюджета, падение уровня доходности производителей и населения в целом свидетельствуют о неэффективности государственной денежно-кредитной политики. Увеличился вывод денежных средств из легального оборота. Пока данные процессы в России не достигли критической массы и могут быть скорректированы последовательной государственной политикой, неотъемлемой частью которой является государственный финансовый контроль в сфере денежного обращения.

Вышесказанное позволяет утверждать, что исследование регулирования государственного финансового контроля в сфере денежного обращения и выявление существующих несовершенств в его системе представляет большую практическую значимость.

В последние годы интерес к проблемам государственного финансового контроля в отечественной науке неуклонно возрастает. Финансовый контроль становился объектом многочисленных научных исследований в конце XIX - начале XX века. Фундаментальные разработки, сделанные учеными в работах того времени, являют собой, безусловно, методологическую базу для дальнейших исследований, которые вызваны к жизни реалиями современности и финансовой политики, состоянием экономики, а также развитием законодательства, что в совокупности вызывает необходимость переосмысления на современном этапе данных подходов.

Целью дипломной работы является анализ государственного регулирования денежного обращения в Российской Федерации, а также определение направлений дальнейшего совершенствования регулирования государственного финансового контроля в сфере денежного обращения.

Эта цель достигается решением следующих задач:

- рассмотреть денежное обращение как экономическую и правовую категорию, его функции и роль в экономике государства;

- рассмотреть денежную систему РФ;

- выполнить анализ денежного обращения и инструментов государственного регулирования денежного обращения в РФ

- рассмотреть проблемы и пути совершенствования государственного регулирования денежного обращения в РФ.

Методологическую основу дипломной работы образует комплекс общенаучных методов познания (диалектический, анализ, синтез, дедукция, метод моделирования) и частно-научные методы: структурно-функциональный, технико-юридический, семантический, историко-правовой, метод анализа документо

Глава 1. Сущность денежного обращения и его место в экономике.

1.1.Денежное обращение как экономическая и правовая категория: понятие, функции и роль в экономике государства

Под денежным обращением понимается движение денежной массы внутри страны в наличной и безналичной формах.

Деньги — это экономическая категория, в которой проявляются и с помощью которой строятся отношения между людьми. Деньги — особый вид универсального товара, используемого в качестве всеобщего эквивалента, посредством которого выражается стоимость всех других товаров. Деньги представляют собой уникальный товар, выполняющий функции средства об­

мена, платежа, измерения стоимости, накопления богатства.

В современной экономике обращение денег является неизменным условием обращения практически всех видов товаров. Деньги — это блага, обладающие совершенной ликвидностью и выполняющие функции средства измерения ценности остальных благ (всеобщего эквивалента) или средства осуществления расчетов при обмене (средства обмена). Назначение денег заключается в экономии издержек рыночных взаимодействий [7, c. 58].

Роль денег проявляется в их функциях, которые выражают внутреннее содержание денег. Этих функций пять: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления и сбережения, мировые деньги.

Деньги являются мощным регулятором экономических и неэкономических отношений. Кредитование, дотирование и другие операции осуществляются с помощью денег. Поэтому деньги — стимул развития экономики в целом, отдельных ее отраслей и подотраслей, конкретных субъектов экономической деятельности, а также социальной сферы.

Сокращение нежелательных для государства и общества экономических и неэкономических операций осуществляется не только путем административно- и гражданско-правовых ограничений, но и с по­

мощью денег. Например, государство в целях обеспечения протекционистской политики в отношении отечественных товаров устанавливает более высокие в сравнении с другими импортируемыми товарами таможенные пошлины [11, c. 125].

Деньги отражают глубинное состояние экономики, в первую очередь — наполненность рынка товарами и степень финансовой обеспеченности субъектов экономической и неэкономической деятельности. Так, инфляционные процессы (обесценение денег), наблюдавшиеся в России в 1992—1994 гг., в числе прочих причин были вызваны сокращением производства, низкой наполняемостью рынка отечественными товарами. Необходимость обеспечить поддержку ряда отраслей экономики и социальную поддержку ряда групп населения вызвала сознательную эмиссию большего количества денежной массы, чем требовалось в соответствии с законами денежного обращения. Постоянное понижение курса рубля по отношению к наиболее устойчивой валюте — доллару США — было вызвано в этот период расширением импорта товаров в Россию и оттоком российского капитала в страны, где существовали более благоприятные условия для инвестирования.

В Российской Федерации как стране с рыночной экономикой деньги используются в качестве одного из важнейших регуляторов экономических отношений в целях их направления на достижение государственных и общественных интересов, а также частных интересов, не противоречащих интересам государственным и общественным [15, c. 141].

Благодаря выполнению перечисленных функций деньги играют ключевую роль в развитии производства, особенно в рыночной экономике. Общественная роль денег в экономической системе состоит в том, что они являются связующим звеном между независимыми товаропроизводителями, а также средством учета общественного труда в товарном хозяйстве. Деньги

участвуют в установлении цен на товары.

Известно, что в разных странах в разное время функции денег выполняли самые различные товары. При этом учитывались географические, национальные и иные особенности населения, проживавшего в соответствующих странах, а также специфика хозяйственной деятельности этих стран. С течением времени практически во всех странах перешли к универсальному денежному средству — золоту, учитывая особые качества золота как вещества и товара: компактность; неизменяемость физических свойств; большое количество труда и средств, затрачиваемых на его добычу и переработку, а следовательно, и высокая стоимость и т. п. Однако наличное обращение золота (в слитках, монетах, изделиях) затруднено из-за необходимости постоянного перемещения его больших масс и из-за физической изнашиваемости монет, слитков, изделий [10, c. 89].

Поэтому в XVII—XIX вв. практически во всех странах переходят на бумажные деньги, особенностью которых являлось выражение в денежной единице определенной меры (массы) золота.

Длительное время традиционно сохранялось право владельца бумажных денег на их обмен на определенное количество золота и соответствующая обязанность эмитента (т. е. субъекта, выпустившего в обращение деньги) обменять представленные бумажные деньги на золото. Это было характерно, в частности, для дореволюционной России и для Советского Союза времен новой экономической политики 1920-х гг.

Современная практика подавляющего большинства государств и банков исходит из отсутствия права и обязанности обменять бумажные деньги на золото. Внешним ее проявлением является отсутствие на бумажных денежных знаках некогда традиционных надписей о соответствии «бумажной» денежной единицы определенной массе золота и об обязательстве эмитента обменять бумажную купюру на соответствующее количество золота. Таких надписей нет, в частности, на бумажных денежных знаках Центрального банка РФ.

В современной практике организации денежного обращения в различных странах становятся все более редкими надписи на бумажных денежных знаках о том, что эти знаки обеспечиваются золотом и другими драгоценностями, «всем достоянием» конкретного государства или банкаэмитента (такие надписи были, в частности, на бумажных денежных знаках Союза ССР).

Принято считать, что денежные знаки (как бумажные, так и металлические) обеспечены всеми активами эмитента. Это положение в общей форме закреплено в законодательных актах о денежном обращении соответствующих государств. В частности, в ст. 30 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» указано, что банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Центрального банка РФ и обеспечиваются всеми его активами. Но записи об обеспечении рубля золотым содержанием в нем нет [24, c. 141].

Отметим, что в последний период существования СССР советский рубль, в отличие от предыдущих периодов, также не имел золотого обеспечения. В соответствии со ст. 10 Закона СССР «О Государственном банке СССР» официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливалось.

Наряду с золотом функции денег широко выполняли другие драгоценные металлы — платина и серебро. В настоящее время очень немногие государства используют серебро для изготовления монет.

В современной Российской Федерации золотые, серебряные и платиновые монеты выпускаются как сувениры, как объект коллекционирования, причем специально обработанные и упакованные. Хотя такие монеты обязательны к приему наряду с денежными купюрами и обычными монетами, в денежном обращении их фактически нет.

Современные деньги выпускаются в обращение непосредственно государством, но чаще от его имени уполномоченным им банком. В любом случае денежные знаки являются таким же символом государства, как герб или флаг. Официальные денежные знаки предусмотрены законодательными актами государства. Иногда на территории государства обращаются (с его ведома и разрешения или «самовольно») другие денежные знаки. Например, после распада Советского Союза на территории большинства государств — бывших союзных республик обращались денежные знаки уже не существовавшего Союза ССР.

Наконец, встречаются денежные суррогаты, т. е. такие денежные знаки, которые не предусмотрены законодательством и которые вводятся отдельными предприятиями или иными организациями, а также гражданами самовольно [10, c. 56].

Одна из причин их появления — нехватка официальных денежных знаков. Суррогаты достаточно часто вводятся предприятиями ввиду их неплатежеспособности, с одной стороны, и в связи с необходимостью рассчитываться с работниками предприятий, с другой стороны.

Несмотря на то что номинальное значение денежного суррогата обычно выражается в официальной денежной единице (валюте) соответствующего государства, государство не признает суррогаты в качестве платежного средства. Это выражается, в частности, в безусловном отказе принимать платежи в пользу государства в суррогатных формах, в запрещении различным организациям и физическим лицам осуществлять расчеты с помощью суррогатов, а в крайних случаях — в изъятии и уничтожении суррогатов.

Непосредственное обеспечение эффективности и бесперебойного функционирования платежной системы возложено на Центральный банк РФ. Одной из основных целей деятельности Центрального банка РФ является защита и обеспечение устойчивости рубля. Реализация названных целей осуществляется посредством выполнения следующих функций: монополь­ное осуществление эмиссии и организация наличного денежного обращения; установление правил расчетов в Российской Федерации; создание резервных фондов банкнот и монет; определение правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег; установление признаков платежности денежных знаков; определение порядка замены и уничтожения денежных знаков, вышедших из обращения; утверждение правил ведения операций.

С помощью оперативного эмиссионно-кассового регулирования путем выпуска и изъятия денег из обращения в соответствии с потребностями экономики производится перераспределение денежной массы между территориями страны [14, c. 77].

В Российской Федерации осуществляется единая государственная денежно-кредитная политика, разработка и реализация которой осуществляется Центральным банком РФ совместно с Правительством РФ. Денежно-кредитная политика позволяет государству определять и регулировать денежную массу в обращении и связанные с этим обращением экономические процессы.

Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком РФ, являются:

- процентные ставки по операциям Центрального банка РФ. Центральный банк РФ использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки. По различным видам операций банк может устанавливать одну или несколько процентных ставок или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки;

- нормативы обязательных резервов, депонируемых в Центральном банке РФ (резервные требования). Размер обязательных резервов устанавливается в процентном отношении к обязательствам кредитной организации и образует норматив обязательных резервов. Обязательные резервы подлежат депонированию в Центральном банке РФ;

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.

2. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть первая от 21 октября 1994 года. Часть вторая от 22 декабря 1995 года.

3. Федеральный Закон РФ «О банках и банковской деятельности» № 17-ФЗ от 03.02.1996 г.

4. Федеральный Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173-Ф3 от 10.12.2003 г.

5. Федеральный Закон РФ «О Центральном банке РФ (Банке России)» №86-ФЗ от 10.07.2002 г.

6. "Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ" (утв. Банком России 12.10.2011 N 373-П)

7. Балабанов И.Т., Гончарук О.В., Савинская H.A. Деньги и финансовые институты. Краткий курс — СПб.: Питер, 2009. — 224 с.

8. Банки и банковское дело / Под ред. И.Т. Балабанова. СПб.: Питер, 2008.-256 с.

9. Банковское дело: Учебник / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. СПб.: Питер, 2008. - 400 с.

10. Банковское дело: Учебник для вузов / Под ред. Коробовой Г.Г. М.:1. Экономистъ, 2005. 751 с.

11. Банковское право: Учебное пособие/ Под ред. А.А.Травкина, К.И. Карабановой.- М.: Юристь, 2007.- 459 с.

12. Варламова Т.П. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие / Т.П.Варламова, Н.Б.Ермасова, М.А.Варламова. М.: Риор, 2010. - 128 с.

13. Войтов А.Г. Деньги: Учебное пособие.- 3-е изд.- М.: Дашков и К, 2011.237 с.

14. Деньги, кредит, банки: учебник / кол. авт.; под ред. О.И. Лаврушина. 5-еизд., стер. М.: КНОРУС, 2009. - 560 с.

15. Деньги, кредит, банки: Учебник для вузов / ФИНЭК; Под ред. Г.Н.Белоглазовой.- М.: Юрайт, 2009.- 620 с.

16. Деньги. Кредит. Банки: учеб. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. В.В. Иванова, Б.И. Соколова. М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2008. - 848 с.

17. Деньги. Кредит. Банки: учеб. пособ. / Н.Г. Малахова. Ростов н / Д:1. Феникс, 2010. 217 с.

18. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Н.М. Зеленкова, JI.T. Литвиненко / Под ред. Е.Ф. Жукова. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 703 с.

19. Деньги. Кредит. Банки: Учебник/ Под ред. Е.Ф.Жукова.- 4-е изд., перераб.и доп.,- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.- 783 с.

20. Жарковская Е.П. Банковское дело: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. - М.:1. Омега-Л, 2008.-440 с.

21. Короткевич А.И. Денежное обращение и кредит: Учебное пособие / А.И.Короткевич, И.И.Очкольда.- Минск: ТетраСистемс, 2008.- 352 с.

22. Костерина Т.М. Банковское дело: Учебник,- М.: МаркетДС, 2011.- 237 с.

23. Кузнецова Е.И. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие / Под ред. Н.Д. Эриашвили. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.- 527 с.

24. Курьянов A.M. Денежно-кредитная политика: от теории к практике. М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2008. 176 с.

25. Леонтьев В.Е. Финансы, деньги, кредит и банки: Учебное пособие / Леонтьев В.Е., Радковская Н.П.- СПб: ИВЭСЭП, 2009. 382 с.

26. Матлин A.M. Деньги и экономические решения / Академия народногохозяйства при Правительстве РФ. М.: Дело, 2011. - 271 с.

27. Мишкин Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2009.-820 с.

28. Моисеев С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика: учеб.пособие. М.: Экономистъ, 2008. - 652 с.

29. Национальные банковские системы: Учебник / МГУ им. М.В. Ломоносова, экономический факультет; Под общ. ред. В.И. Рыбина. -М.: Инфра-М, 2009. 528 с.

30. Общая теория денег и кредита: Учебник для вузов / Под ред. академ. РАЕН Е.Ф. Жукова. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.-423 с.

31. Организация деятельности Центрального банка: Учебное пособие / Подред. Г.Н. Белоглазовой, H.A. Савинской. СПб.; Издательство СПбГУЭФ, 2010.-280 с.

32. Основы банковского дела в Российской Федерации: Учеб. пособие / Подред. О.Г. Семенюты. Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 448 с.

33. Печникова A.B., Маркова О.М., Стародубцева Е.Б. Банковские операции: Учебник. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. - 368 с.

34. Свиридов О.Ю. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие.- 3-е изд., испр.и доп.- М.: Ростов н/Д: МарТ, 2007,- 477 с.

35. Улюкаев A.B. Современная денежно-кредитная политика: проблемы иперспективы. М.: Издательство «Дело» АНХ, 2008. - 208 с.

36. Фетисов Г.Г. Организация деятельности центрального банка: Учебник / Под общ.ред. Г.Г.Фетисова. М.: КНОРУС, 2007. - 432 с.

37. Финансовая политика России: учебное пособие. / Под ред. P.A. Набиева, Г.А. Тактарова. М.: Финансы и статистика, 2007. - 336 с.

38. Финансы и кредит: Учебник для вузов. / Под ред. М.В. Романовского, Г.Н. Белоглазовой. М.: Юрайт, 2008. - 575 с.

39. Финансы: учеб. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. В.В. Ковалева. - М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2007. 640 с.

40. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник. / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. М.: Юрайт-Издат, 2007. - 543 с.

41. Челноков В.А. Деньги. Кредит. Банки: Учебное пособие.- 2-е изд.,перераб. и доп.- М.: Юнити-Дана, 2007.- 447 с.

42. Шестаков A.B. Банковская система РФ: Учебное пособие.- М.: МГИУ,2009.- 240 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

ВКР Государственное регулирование экономики
2016 год 71 стр.
ВКР Регулирование наличного денежного обращения
Telesammit
ВКР Государственное регулирование экономики
2017 год 63 стр.
ВКР Государственные финансовые резервы страны
antiplagiatpro
ВКР Государственное регулирование экономики
2015 год 133 стр.
Государственное регулирование развития топливно-энергетического комплекса региона
antiplagiatpro
ВКР Государственное регулирование экономики
2018 год 55 стр.
Государственные социальные программы в Республике Дагестан
antiplagiatpro
ВКР Государственное регулирование экономики
2018 год 82 стр.
ВКР Малый бизнес региона, его оценка
antiplagiatpro

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское