ВКР|Государственное регулирование экономики

Государственные социальные программы в Республике Дагестан

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2018 | Страниц: 55

Цена: 1 500
Купить работу

Введение

Глава 1 Теоретические и правовые аспекты формирования и разработки государственных социальных программ

1.1 Сущность и классификация государственных социальных программ

1.2 Правовые основы разработки и реализации государственных социальных программ

Глава 2 Особенности процессов разработки и реализации государственных социальных программ в Республике Дагестан

2.1 Разработка государственных социальных программ в Республике Дагестан

2.2 Основные государственные социальные программы, действующие на территории Республики Дагестан

2.3 Практика реализации государственных социальных программ в Республике Дагестан

Глава 3 Проблемы и пути совершенствования реализации государственных социальных программ в Республике Дагестан

3.1 Основные проблемы реализации государственных социальных программ в республике

3.2 Пути совершенствования разработки и реализации государственных социальных программ в Республике Дагестан

Заключение

Список использованных источников

Актуальность темы исследования. Основным механизмом реализации социальной политики за последние периоды становятся государственные программы. Важной особенностью целевых программ является определение социальной и экономической целесообразности структуры основополагающих векторов развития и путей их реализации с учетом финансовых возможностей программных мероприятий на федеральном, региональном или местном уровнях власти. Практика свидетельствует, что целевые программы эффективно используются для управления социально- экономическими процессами. Так, с 2014 г. действует крупномасштабная долгосрочная программа «Социальная поддержка граждан», содержащая все основные направления: социальную поддержку отдельных категорий граждан, развитие социального обслуживания населения, социальную поддержку семей с детьми и государственную поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций. Соответствующие государственные программы приняты также в области здравоохранения, образования, занятости, жилья и культуры.

В числе основных параметров госпрограмм являются целевые индикаторы (показатели), целью которых является осведомление исполнителя госпрограммы и контролирующих органов о качестве и эффективности ее реализации. В зависимости от результатов достижения заявленных показателей исполнители госпрограммы могут сохранить в плановом режиме или скорректировать программные мероприятия в сторону улучшения социально-экономического эффекта. Однако следует отметить, что государственные программы пока не стали основным инструментом планирования и исполнения федерального бюджета, позволяющим в полном объеме организовать и координировать деятельность участников бюджетного процесса.

Актуальность темы исследования связана с тем, что в настоящее время государственные социальные программы являются одним из важнейших средств реализации социальной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.

Основной целью исследования в настоящей выпускной квалификационной работе является определение понятия и рассмотрение особенностей разработки и реализации государственных социальных программ.

В связи с поставленной целью основными задачами исследования являются следующие:

- определение понятия, сущности и классификации государственных социальных программ;

- рассмотрение правовых основ разработки и реализации государственных социальных программ;

- исследование особенностей разработки государственных социальных программ в Республике Дагестан;

- рассмотрение основных государственных социальных программ, действующих на территории Республики Дагестан;

- исследование практики реализации государственных социальных программ в Республике Дагестан;

- рассмотрение основных проблем и путей совершенствования реализации государственных социальных программ в Республике Дагестан.

Объектом исследования в настоящей работе являются социально-правовые и иные отношения, возникающие в процессе разработки и реализации государственных социальных программ.

Предметом исследования являются нормы российского законодательства, регулирующие разработку и реализацию государственных социальных программ.

Степень изученности темы исследования. Теоретические основы проблемы разработки и реализации государственных социальных программ достаточно полно освещены в литературе. Тем не менее, остаются недостаточно изученными проблемы влияния национальных условий на реализацию государственных социальных программ в системе, для формирования комплексной стратегии региональной социальной политики России.

Информационную базу работы составили законодательные акты, материалы отечественной периодической печати и интернет ресурсы.

Методологическую основу работы составили конкретно-научные методы изучения. Особое значение для исследования имеют: принципы логического, рационального, сравнительно-правовой метод.

Структура выпускной квалификационной работы: данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

Во введении раскрывается актуальность темы исследования, а также указываются цели, задачи, определяется объект и предмет исследования и раскрывается степень изученности, информационная и методологическая основа и структура работы.

В первой главе рассматриваются теоретические и правовые аспекты формирования и разработки государственных социальных программ.

Во второй главе исследуются особенности процессов разработки и реализации государственных социальных программ в Республике Дагестан.

Третья глава рассматривает проблемы и пути совершенствования реализации государственных социальных программ в Республике Дагестан.

В заключении даны общие выводы в целом по всей работе.

Глава 1 Теоретические и правовые аспекты формирования и разработки государственных социальных программ

1.1 Сущность и классификация государственных социальных программ

В настоящее время перед Российской Федерацией стоят задачи повышения благосостояния населения и модернизации экономики, решение которых зависит от качества государственного управления бюджетными средствами. За последние несколько лет существенное развитие получил программный метод государственного управления. Основная цель внедрения данного механизма заключается в обеспечении повышения эффективности расходования бюджетных средств и управления ими на всех уровнях власти. В связи с чем возникает необходимость анализа существующих методик оценки эффективного расходования каждого рубля в рамках государственных программ, выявления их недостатков, а также разработки методики оценки расходования бюджетных средств наиболее полно учитывающей критерии их эффективности[12,с.137].

Стабильность сегодня и перспективы на будущее – важнейшие составляющие благополучия и качества жизни.

Во многом социальная устойчивость человека зависит от созданных государством условий по реализации прав и возможностей.

Социальная политика в России охватывает все сферы жизнедеятельности. Это стратегический план действий государства с масштабными задачами по:

- развитию социальной инфраструктуры;

- созданию интеллектуального потенциала;

- сохранению культурных и семейных ценностей;

- сбережению здоровья нации.

Мероприятия планируются на годы вперед через государственные социальные программы. Перспективные заявления представлены правовыми документами, утвержденными на правительственном уровне.

Паспорта государственных программ включают:

- цели и задачи, период действия;

- социально-экономическое обоснование;

- перечень мероприятий с этапами выполнения;

- исполнителей из числа профильных государственных структур;

- механизм финансового обеспечения, предполагаемые результаты[25,с.185].

Формирование государственных социальных программ осуществляется исходя из следующих принципов, представленных на рисунке 1.

Рисунок 1 - Принципы формирования государственных социальных программ[9,с.21].

По направлениям действуют жилищные, пенсионные, образовательные программы, поддержки и развития здравоохранения, сельского хозяйства, молодых специалистов на селе, семей с детьми и социально уязвимых граждан.

Недоступность жилья, устаревшие коммуникации подтолкнули правительство РФ к модернизации жилищной сферы. В 2011 году запущен пилотный вариант федеральной программы «Жилище» с действием до 2014 года. Впечатляющие результаты не оставили сомнений: специальные мероприятия продолжатся.

Координирует Федеральную целевую программу (ФЦП) «Жилище» на 2015-2020 годы Министерство строительства и Жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Задачи Федеральной целевой программы (ФЦП) «Жилище» на 2015-2020 годы включают:

- возведение энергоэффективных и функциональных объектов класса «эконом»;

- развитие малоэтажного строительства и новых форм участия граждан в этом процессе;

- обеспечение доступным жильем особых категорий населения, установленных федеральным законодательством;

- предоставление финансовой поддержки нуждающимся в приобретении собственных квадратных метров;

- модернизация коммунальной инфраструктуры;

- преодоление стагнации на жилищном рынке[19,с.37].

Целевой аудиторией Федеральной целевой программы (ФЦП) «Жилище» на 2015-2020 годы являются граждане, перед которыми государство имеет обязанности по предоставлению жилых помещений, не обеспеченное жильем население.

Также программа решает интересы исполнительной власти субъектов (в части создания жилого фонда на местах), представителей строительной отрасли.

Федеральная целевая программа (ФЦП) «Жилище» на 2015-2020 годы включает 5 подпрограмм, 3 из которых нацелены непосредственно на граждан.

Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей». Пять лет понадобится правительству на разрешение жилищной проблемы граждан до 35-летнего возраста. Все они, конечно, должны числиться в очереди при муниципалитетах на улучшение условий проживания. Официально неустроенным гражданам предоставляются социальные субсидии на часть стоимости квартиры «эконом» или возведения жилого дома. Размер финансирования:

- 30% для бездетных молодых семей;

- 35% для семей с детьми, в том числе неполных.

Субсидионное право подтверждает сертификат. Он выдается органами исполнительной власти на местах. Существуют определенные социальные нормативы приобретаемой площади:

- 42 «квадрата» на семью из двух человек;

- по 18 кв. метров на семью с большим составом[10,с.44].

Существенное условие для получения сертификата – наличие у семьи собственных средств или возможность оформления жилищного кредита на оставшуюся стоимость недвижимости. Государство содействует в кредитовании на льготных условиях, в том числе с использованием средств материнского капитала.

Подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных законодательством».

Сегмент господдержки направлен на обеспечение жильем следующих лиц:

- отставники военной службы, подразделений внутренних дел, оформленные в качестве жилищных очередников до 01.01.2005 г.;

- военнослужащие, сотрудники силовых ведомств, подлежащие увольнению по состоянию здоровья, в связи с штатными преобразованиями или по достижению возрастного предела. Срок их службы должен составлять не менее 10 лет «календаря»;

- лица, пострадавшие от радиации при авариях на ядерных объектах;

- вынужденные переселенцы, находящиеся на специальных миграционных учетах;

- люди, покидающие Крайний Север и приравненные территории;

- переселенцы из закрытого административно-территориального образования[24,с.84].

Поддержка оказывается в форме предоставления денежной субсидии. Подтверждением служит государственный жилищный сертификат (ГЖС).

Квартира, дом, его часть, комната приобретаются как на первичном, так и на вторичном рынке. Обеспечение сертификата рассчитывается с учетом нормативов площади и стоимости квадрата жилья в регионе.

Установлены следующие нормативы:

- 33 квадрата для одинокого гражданина;

- 42 кв. м на семью в составе 2-х человек;

- по 18 кв. м на семью большей численности.

Каждые полгода Минэкономразвития устанавливает расчетную стоимость квадратного метра для субъектов и по стране в целом.

Запрещается приобретать помещения размером меньше норматива. Если субсидии недостаточно, допускается использование кредитных или собственных средств.

Главное условие – отсутствие собственной недвижимости или безвозмездная передача имеющейся в муниципалитет.

Подпрограмма «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан» – 2015 – 2020 г.г.

Социальный пакет нацелен на обеспечение современным и комфортным жильем представителей бюджетной сферы:

- государственных служащих; сотрудников прокуратуры и следственного комитета РФ;

- спасателей министерства по делам ГО и ЧС;

- научных сотрудников[23,с.70].

Отдельное направление программы – переселение из аварийного жилья населения территорий БАМ (Байкало-амурской магистрали). Поддержка оказывается путем приобретения/строительства жилой недвижимости для сдачи в социальный найм или в качестве служебного жилья, предоставление субсидий на покупку недвижимости в собственность.

По замыслу разработчиков реализация мероприятий позволит привлечь на стратегические для страны направления деятельности квалифицированные кадры. Зона БАМ охватывает Бурятию, Забайкалье, Амурскую и Иркутскую области. В годы освоения этих участков молодым специалистам предоставили временные помещения для жизни. По сей день 10 тысяч семей продолжают жить в абсолютно непригодных условиях. К 2020 году все эти граждане должны обзавестись современным жильем эконом-класса.

Государственные меры по выведению из кризиса российского рынка труда представлены целевой федеральной программой «Содействие занятости населения» на 2013-2020 годы.

Проект нацелен на снижение социальной напряженности, совершенствование трудовых правоотношений, содействие в повышении квалификации специалистов ведущих направлений экономики и социальной сферы[20,с.76].

Разбалансированность профессиональной среды по некоторым направлениям планируется устранить путем привлечения иностранной рабочей силы. Это отдельное направление проекта. Всего же программа включает три подпрограммы:

- «Повышение занятости граждан РФ и снижения безработицы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 № 11—ФКЗ) [Электронный ресурс] // СЗ РФ. — 2014. — 04 августа — № 31. Доступ из справ.— правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 27.12.2018) [Электронный ресурс] // СЗ РФ. — 03.08.1998. — № 31. — ст.3823. Доступ из справ.— правовой системы «КонсультантПлюс».

3. О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации - Федеральный закон от 04.07.2003 N 95-ФЗ (ред. от 05.02.2018) [Электронный ресурс] // СЗ РФ. — 07.07.2003. — № 27(ч.2). — ст.2709. Доступ из справ.— правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.02.2019) [Электронный ресурс] // СЗ РФ. — 06.10.2003. — № 40. — ст.3822. Доступ из справ.— правовой системы «КонсультантПлюс».

5. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти - Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 28.09.2017) [Электронный ресурс] // СЗ РФ. — 15.03.2004. — № 11. — ст.945. Доступ из справ.— правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации - Постановление Правительства РФ от 02.08.2010 N 588 (ред. от 25.12.2018) [Электронный ресурс] // СЗ РФ. — 09.08.2010. — № 32. — ст.4329. Доступ из справ.— правовой системы «КонсультантПлюс».

7. О разработке, реализации и об оценке эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации (вместе с "Правилами разработки, реализации и оценки эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации") - Постановление Правительства РФ от 12.10.2017 N 1242 (ред. от 25.12.2018) [Электронный ресурс] // СЗ РФ. — 23.10.2017. — № 43(ч.2). — ст.6323. Доступ из справ.— правовой системы «КонсультантПлюс».

8. Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации - Приказ Минэкономразвития России от 16.09.2016 N 582 (ред. от 15.03.2017) (Зарегистрировано в Минюсте России 10.10.2016 N 43976) [Электронный ресурс] Доступ из справ.— правовой системы «КонсультантПлюс».

Специальная литература:

9. Аляутдинов Н.Ф., Галкин А.И. Оценка эффективности реализации органами власти государственных программ, федеральных целевых программ и приоритетных проектов // Актуальные проблемы и перспективы развития государственного и муниципального управления. М.: Юстицинформ, 2017. С. 20–24.

10. Белогорцева Ю.А. Применение государственных программ как инструмента государственной политики в Российской Федерации/ Актуальные проблемы и перспективы развития государственного и муниципального управления - сборник научных статей IV Международной научно-практической конференции. 2017. С. 43-45.

11. Дальниченко В.В., Телушкина Е.Н. Совершенствование государственного управления с использованием государственных программ// Ученые заметки ТОГУ. 2017. Т. 8. № 2. С. 6-11.

12. Евлоева З.С.Г. Управление реализацией социально-экономических целевых программ/ Экономика и управление: проблемы и перспективы - Материалы всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 137-141.

13. Ермаков М.В., Студенькова А.В., Теплинских Е.А., Крюкова Е.В. Разработка и реализация программ государственной политики в области развития социально-экономического потенциала региона/ Региональная специфика и российский опыт развития бизнеса и экономики - Материалы IX Международной научно-практической конференции. 2018. С. 113-116.

14. Жуковская Л.В. Об отдельных современных методах оценки общественной эффективности государственных социальных программ/ Системный анализ в экономике - 2018 - Сборник трудов V Международной научно-практической конференции-биеннале. 2018. С. 411-413.

15. Левицкая Н. В., Савельев И. И. Анализ методик оценки эффективности реализации государственных программ отдельных субъектов Российской Федерации // Эффективное антикризисное управление. 2016. № 4(97). C. 72- 77.

16. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: учебник для академического бакалавриата/ Е.Е.Мачульская. — 3—е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт. — 2018. — С. 441.

17. Николаева Е.Ю. Право социального обеспечения/ Е.Ю. Николаева. — М.: РИОР, Инфра—М. — 2017. — С. 559.

18. Ноженко Д.Ю. Государственные программы как инструмент стратегического управления: межрегиональный анализ// Вопросы управления. 2016. № 4 (41). С. 13-21.

19. Павлюк С.В. Социальное обслуживание в России: поиск оптимальных моделей / С.В.Павлюк, И.Н.Колесников, В.В.Мельников // Социальная политика и социология. — 2017. Т.16. — № 3. — С. 35 — 41.

20. Право социального обеспечения: учебник и практикум для академического бакалавриата/М.В.Филиппова [и др.]; под ред. М.В.Филипповой. — М.: Издательство Юрайт. — 2017. — С. 382.

21. Райзберг Б.А. Современное состояние и проблемы развития государственного программно-целевого планирования, регулирования, бюджетирования в Российской Федерации// Проблемы экономики и юридической практики. 2017. № 6. С. 32-35.

22. Руднев В.М., Слинько А.А. Социальная ориентация регионального развития в контексте становления социального государства в России// Регион: системы, экономика, управление. 2016. № 4 (35). С. 56-61.

23. Социальная политика: учебник для академического бакалавриата / Е. И. Холостова [и др.]; под ред. Е. И. Холостовой, Г. И. Климантовой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 395 с.

24. Тихомиров Б., Френкель А. О единой социально-экономической политике и стратегическом планировании // Экономическая политика. 2017. Т. 12. № 4. С. 82–117

25. Фатеева С.В., Литуновская В.С. Сущностно-целевые ориентиры государственных социальных программ/ Актуальные проблемы современности - материалы 13-й Всероссийской научно-практической конференции "Альтернативный мир". 2018. С. 184-191.

Электронные ресурсы:

26. Официальный сайт Министерства труда и социального развития Республики Дагестан [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.dagmintrud.ru/ (Дата обращения: 10.02.2018)

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

ВКР Государственное регулирование экономики
2016 год 71 стр.
ВКР Регулирование наличного денежного обращения
Telesammit
ВКР Государственное регулирование экономики
2017 год 63 стр.
ВКР Государственные финансовые резервы страны
antiplagiatpro
ВКР Государственное регулирование экономики
2013 год 115 стр.
Государственное регулирование денежного обращения в Российской Федерации
antiplagiatpro
ВКР Государственное регулирование экономики
2015 год 133 стр.
Государственное регулирование развития топливно-энергетического комплекса региона
antiplagiatpro
ВКР Государственное регулирование экономики
2018 год 82 стр.
ВКР Малый бизнес региона, его оценка
antiplagiatpro

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское