ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
1.1. Понятие, цели и принципы социального страхования
1.2. Обязательное социальное страхование
ГЛАВА II. СУЩЕСТВУЮЩАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ
2.1. Становление социального страхования в России
2.2. Действующие виды социального страхования в РФ
2.3. Правовая основа социального страхования в РФ
2.4. Экономические категории социального страхования в РФ
ГЛАВА III. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
3.1. Организация деятельности, структура, особенности и функции Фонда социального страхования
3.2. Основные проблемы системы социального страхования в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
По моему мнению, тема «Социальное страхование» является одной из самых актуальных в курсе «Право социального обеспечения», именно поэтому я ее и выбрал.
Всестороннее исследование социального обеспечения граждан занимает одно из центральных мест в правовой науке. Названная проблема но-сила всегда острый характер, так как она непосредственно затрагивает интересы людей, серьезно отражается на их судьбах, особенно когда общество реформируется, ломаются старые и устанавливаются новые отношения. В такой ситуации очень важно, чтобы человек точно знал и правильно понимал те правовые возможности и социальные обеспечения, которые предоставляет ему государство.
В современном обществе ни один индивид не может существовать вне сферы действия социального права. Объем принадлежащих конкретному лицу субъективных социальных прав не только характеризует соответствующие правоотношения с участием данного субъекта, но и наглядно демонстрирует содержание политики, реализуемой государством в этой сфере. В частности, «сквозь призму гражданско-правового положения личности наиболее полно и глубоко раскрывается отношение государства к социально-незащищенным слоям населения, а также к лицам, которые по тем или иным причинам не в состоянии себя достойно обеспечивать» . При этом социальное положение физических лиц – явление сложное, многогранное и динамичное, испытывающее на себе влияние целого ряда факто-ров, в первую очередь – социально-экономической политики государства.
Все вышесказанное свидетельствует не только об актуальности, но и о большой научной теоретической и практической значимости данной курсовой работы.
В этой связи, целью работы является определить, насколько защита имущественных интересов, сохранение, восстановление или улучшение социального положения или материального уровня и качества жизни граждан, ухудшающихся вследствие страховых случаев, защищено государством, а также определить сферу деятельности Фонда социального страхования в России.
В соответствии с заданными целями работы, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретическую и законодательную базу социального страхования: раскрыть понятие, функции, виды, формы, роль для социально-экономической жизни граждан;
- проанализировать существующую систему социального страхования в РФ;
- изучить организацию деятельности Фонда социального страхования;
- выявить основные проблемы системы социального страхования РФ.
Объектом исследования данной курсовой работы являются общеобязательное государственное социальное страхование и страховые случаи, с наступлением которых у застрахованных лиц возникает право на получение материального обеспечения и социальных услуг.
Одной из важнейших составляющих системы социального страхования, являются субъекты социального страхования. Законом определен круг лиц, среди которых есть застрахованные лица, страхователи и страховщики. Особенность государственного социального страхования заключается в том, что все застрахованные лица являются членами Фондов. При этом работодатели должны зарегистрироваться в Фондах как плательщики страховых взносов.
Предметом исследования являются: социально-экономические отношения основных субъектов системы социального страхования населения и проблемы, возникающие в связи с этим в современных экономических условиях, социальное положение, материальный уровень и качество жизни граждан.
Нормативную базу курсовой работы составляют: действующее гражданское законодательство, регулирующее институт социального обеспечения, прежде всего, Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральные законы «Об основах обязательного социального страхования» № 165 от 16.07.1999г. , «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» № 255 от 29.12.2006г. и др. Также в своей работе я буду использовать учебники по курсу «Социальное страхование» таких авторов, как Павлюченко В.Г. и Роика В.Д. , научные статьи из журналов и информацию из интернета (сайты fss.ru, pfrf.ru).
Моя курсовая работа состоит из трех глав, в которых я буду рассматривать теоретические основы социального страхования, особенности социального страхования в России и более подробно рассмотрю деятельность Фонда социального страхования, отличительные особенности ФСС от других страховых фондов, а также основные проблемные моменты системы социального страхования России.
ГЛАВА I
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
1.1. Понятие, цели и принципы социального страхования
«Социальное страхование — это система социальной защиты, задача которой — обеспечивать реализацию конституционного права экономически активных граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, безработицы и т.д.»
Цели функционирования системы социального страхования заключаются в обеспечении надежной и качественной социальной защиты работающих граждан с помощью их триединого набора:
• создания экономических и правовых условия для наемных и самозанятых работников для «зарабатывания» страховых прав, достаточных по объему для получения пенсий и пособий, сопоставимых с заработком: пенсий на уровне не менее 40-50% от размера заработной платы, пособий не менее 50-85% от размера заработной платы и т.д.;
• создания правовых, организационных и управленческих механизмов учета страховых взносов и гарантированных способов их возврата для застрахованных, позволяющих обеспечивать оперативную и полную выплату пособий, пенсий, оказание качественной медицинской помощи, проведение медицинской, профессиональной и социальной реабилитации застрахованных;
• создания открытой информационной системы, позволяющей всем плательщикам взносов и получателям пособий и услуг знать свои права и обязанности, способы проверки накапливаемых страховых прав, а также формирования публичных и государственных механизмов контроля за эффективностью управления финансовыми ресурсами.
Функции социального страхования в России заключаются в обеспечении финансовой помощи всем нуждающимся слоям населения, которые являются застрахованными лицами.
«Важнейшим условием формирования национальной системы социального страхования в России является разработка четко выверенной системы базовых ориентиров его построения, то есть принципов социального страхования, в круг которых специалисты Международного Бюро Труда (МБТ), отечественные и зарубежные ученые включают ряд основополагающих социальных, экономических, правовых установлений, позволяющих обеспечивать работникам и членам их семей уровень социальной защиты, сопоставимый с уровнем дохода в их трудовой период, позволяющий при этом сохранить социальный статус» .
Следует, однако, отметить, что при всей методологической правильности данных принципов, их многочисленность затемняет смысловые отличия данного института от других институтов социальной защиты. Поэтому помимо вышеуказанных принципов следует определить их системообразующее ядро, к которому, по моему мнению, можно отнести следующие четыре принципа:
• личной ответственности;
• солидарной взаимопомощи;
• оптимальной поддержки (субсидиарности);
• взаимной ответственности (реципрокности) за исполнение нормативных обязательств.
Принцип личной ответственности. Данный принцип проистекает из базовых ценностей естественного и позитивного права: свободное развитие личности подразумевает личную ответственность человека перед собой, семьей и обществом. Считается, что человек наделен свободой, которая тесно сопряжена с ответственностью. Самостоятельное формирование и обустройство своей жизни неразрывно связано с личной предусмотрительностью и ответственностью за правильные решения и совершенные поступки.
Принцип солидарной взаимопомощи работодателей и работников. Индивидуальная ответственность за социальные риски не всегда может гарантировать страховую защиту. В жизни бывают ситуации, которые не зависят от отдельного человека, например, опасность техногенных катастроф или профессиональных рисков. Природа этих рисков обусловливается сложным комплексом технических, экономических и социальных причин.
Принцип субсидиарности. Его суть состоит в том, что индивид и общественные структуры передают свои функции вышестоящим структурам и государству в исключительных случаях. Только там, где индивид, семья, трудовой коллектив и т.д. не в состоянии должным образом выполнять обязанности, в их пользу должны выполнять соответствующие функции вышестоящие общественные и государственные структуры.
Принцип взаимной ответственности (реципрокности) по исполнению законом установленных обязанностей субъектами страховых отношений проистекает из публичного правового характера института обязательного социального страхования.
«В демократическом обществе индивид вступает в трудовые отношения, в которых его индивидуальная ответственность (по поводу защиты от социальных рисков) должна подкрепляться не только правовыми нормами закона, но и взаимной ответственностью государства и работодателя.
Другими словами, институт социального страхования может эффективно функционировать только в случае, когда все субъекты правоотношений социально ответственны за исполнение установленных обязанностей» .
В российском социуме государственная власть еще не сформировала механизмов, основанных на реципрокном поведении. Так, слишком часто и без должной методологической и правовой проработки государство меняет законодательство в сфере социального обеспечения: вводит и отменяет страховой взнос (накопительная часть трудовой пенсии еще в 2010 году составляла 6% от фонда заработной платы, а сегодня только 2%, в перспективе хотят вообще отменить накопительную часть пенсии или ввести ее отчисление из средств самих работающих) в Пенсионный фонд России; вводит и отменяет страхование по безработице; использует не по назначению финансовые ресурсы Фонда социального страхования, Пенсионного фонда России, не обеспечивает в полной мере реализацию накопленных пенсионных прав, заработанных по ранее действовавшим пенсионным законам.
Ответственность государства за надлежащую организацию социальной защиты населения зафиксирована в Конституции Российской Федерации (ст.39) и международных документах. Прежде всего, государство выступает как гарант прав человека и обеспечивает общее руководство системой социального страхования.
Кроме того, государство принимает меры по достижению достаточного уровня равенства в распределении произведенного национального продукта через такие механизмы, как перераспределение налоговых сборов и социальное обеспечение.
Системы социального страхования являются одним из самых сильных выражений социальной солидарности на государственном уровне. В этой связи создание и поддержание хорошо развитой системы социального страхования, рассматривается как одно из основных средств развития социальной сплоченности общества.
На сегодняшний день существует несколько видов социального страхования:
• Государственное. Этот вид страхования является обязательным для всех трудоустроенных лиц и их работодателей. Фонд соцстраха формируется за счёт ежемесячных поступлений в виде налогов, оплачиваемых трудоспособными гражданами. Благодаря государственному страхованию финансируются различные социальные проекты: пенсии, путёвки в санатории, больничные листы и т. д.
• Смешанное. Этот вид страхования реализует государство параллельно с профсоюзами.
• Коллективное. Принять участие в этом виде страхования могут российские граждане, которые являются членами профсоюза. Их желание может быть только добровольным. Они должны ежемесячно оплачивать страховые взносы, которые перераспределяются между людьми, испытывающими финансовые затруднения. Решение о распределении денежных средств принимается профсоюзом на собрании.
«Следует подчеркнуть следующий момент: последствия при наступлении социальных рисков неблагоприятно воздействуют не только на рабочих, но и на предпринимателей, на общество и государство, так как приводят к сбоям в производственном процессе, порождают лишения, нужду, бедность и отчужденность. Объективный, массовый и повседневный характер социальных рисков, уязвимость при их наступлении всех субъектов трудовых отношений, предопределяет их высокую актуальность и вызывает заинтересованность в солидарных действиях по созданию соответствующих механизмов и институтов по защите от социальных рисков. В этой связи ключевым вопросом постиндустриальных обществ все больше становится социальная ответственность всех участников экономической деятельности по вопросу организации национальных систем социальной защиты» .
1. Конституция Российской Федерации, принята референдумом 12.12.1993г. (ред. от 26.02.2014)
2. Гражданский кодекс Российской Федерации, принят 21.10.1994г.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации, принят 21.12.2001г.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации, принят 16.07.1998г.
5. Федеральный закон №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999
6. Закон Российской Федерации № 326 «Об обязательном медицинском страховании граждан Российской Федерации» от 29.11.2010
7. Федеральный закон № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998
8. Федеральный закон № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001
9. Постановление Правительства Российской Федерации № 101 «О Фонде социального страхования в Российской Федерации» от 12.02.1994
10. Постановление Правительства Российской Федерации № 1316 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации и в Пенсионный фонд Российской Федерации, с 1 января 2015 года» от 04.12.2014 г.
11. Вещунова Н.Л. Бухгалтерский и налоговый учет: учеб. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.:ТК Велби, изд-во Проспект, 2007. – 848 с.
12. Павлюченко В. Г. Социальное страхование: Учебное пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. – 412 с.
13. Роик В. Д. Социальное страхование: учебник и практикум для академического бакалавриата — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 509 с.
14. Роик В.Д. Социальное страхование. Учебник и практикум. Путеводитель по налогам. Практическое пособие по страховым взносам на обязательное социальное страхование. Юрайт. 2015 - 949 с.
15. Отечественная система социального страхования: требуется срочная модернизация // Человек и труд, №6, 2009.
16. Отчет «Об итогах работы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в 2014 году и задачах на 2015 год» от 30.03.2015г.
17. Пересмотренная стратегия социальной сплоченности. Европейский Комитет по вопросам социальной сплоченности (РТСС). Страсбург, 27 апреля 2009 года.
18. Российский экономический журнал. 2012, № 8// Роик В.Д. Социальная политика: какая модель распределения доходов нужна России?; Социальные экономические параметры реформирования социального страхования: состояние, проблемы и пути решения. Материалы Института социальной политики Академии труда и социальных отношений.
19. Система социального страхования: почему и как ее надо реформировать// Человек и труд, №3, 2008, С. 9-16.
20. Финансовое обеспечение пенсионных систем. Международная организация труда. Издание: Бюро МОТ в Москве. 2009, сс. 12-36, 69-86;
21. Справочно - правовая система «Консультант Плюс»
22. http://47news.ru
23. http://fss.ru
24. http://fss.nnov.ru
25. http://www.pfrf.ru/