Введение
1 Теоретические аспекты исследования политической мифологии как способа коммуникации
1.1 Политический миф как способ общественно-политической коммуникации
1.2 Механизмы формирования политической мифологии как способа коммуникации
2 Практическое исследование политической мифологии
2.1 Исследование факторов формирования мифологии о существовании мирового правительства
2.2 Результаты исследования влияния факторов формирования мифологии о существовании мирового правительства
Заключение
Список использованных источников
Политические мифы, базируясь на такого рода стереотипах и мнениях, являются при этом это уникальными явлениями, которые возникают на уровне психики, независимо от воли индивида, формируя, тем самым, его политическое мировоззрение. Политическая мифология, построенная на стереотипах и взглядах, представляет собой уникальную систему политических образов, чаще всего, присущих определенному человеку, группе людей, или определенной ситуации, которая складывается
в коллективном сознании.
При этом особое место в процессе формирования политических мифов отведено не только тем стереотипам и мнениям, на которых они выстраиваются, но и собственно политической мифологии, рассматриваемой при этом в качестве особого, специализированного способа и инструмента общественно-политической коммуникации. Именно этим фактором
обусловлена актуальность и сама тема данного исследования – «Политическая мифология как способ коммуникации».
Актуальность выбранной для исследования темы опосредована также тем фактом, что и мифотворчество, и мифологизация, являясь исторически первичными формами легитимации авторитета и публичной власти, на сегодняшний день являются неотъемлемой частью многообразного политико-символического пространства, выступая в качестве целенаправленного процесса фабрикации и внедрения в общественное сознание социально-политических мифов, являющихся при этом иллюзорными моделями политической действительности.
Степень научной разработанности проблемы. На сегодняшний день политическая мифотворчество как особый способ коммуникации, в том числе и в первую очередь политической, привлекает все большее внимание как зарубежных, так и отечественных исследователей. Тем не менее, в настоящее время опубликовано достаточно малое количество работ, монографических и диссертационных исследований, посвященных данной проблематике в целом; большинство научных исследований носят прикладной характер и являются узкоспециализированными, рассматривающими проблематику политической мифологии в каком-нибудь из отдельных аспектов.
В частности, можно выделить ряд работ, посвященных исследованию политических процессов, которые связаны с секуляризацией и массификацией социальных явлений – это научное исследование Г. Лебона
«Психология народов и масс» [13], в котором ученый В книгах кратко излагает собственные выводы о психологии народных масс (расы) и о психологии толпы, которые были им сделаны в ходе многочисленных путешествий. Исследование Г. Лебона посвящено общему описанию психологии народов, рассматривая также психологию групп в качестве одного из важнейших мотивов поведения индивида и причины исторических событий. Многие положения данного научного исследования в современном мире положены в основу рекламных и политических технологий.
Также необходимо отметить исследование Ролана Барта «Миф как семиологическая система» [1], в котором ученый рассматривает проблематику мифа и его функционирования в культуре с позиции особого культурного феномена; так, согласно точке зрения Бартона, любой из видов коммуникации закодирован в особой знаковой системе, которая и выступает, по сути, в качестве продукта мифотворческой деятельности. Согласно точке зрения Барта, любое культурно значимое явление является речевым высказыванием, дискурсом, который и есть носитель мифического сообщения. Барт в собственном исследовании к проблематике происхождения и сущности мифа подходит с позиции коннотативной семиологии, в которой знаковая система любого типа социальной практики исследуется в контексте ее латентного смысла, который не может при этом быть непосредственно актуализирован в сознании воспринимающих в процессе коммуникации, требуя при этом расшифровки, или «чтения».
В основу положено также исследование Никоса Лумана «Что такое коммуникация»[14], посвященное проблематике реализации медиа- коммуникативной функции символической политики и символической репрезентации власти. Согласно точке зрения Лумана, коммуникация представляет собой основу общества, причину и начало его образования, поскольку социальные системы образуются вообще исключительно благодаря коммуникации.
Объект исследования – политический миф как способ общественно- политической коммуникации.
Предмет исследования – политическая мифология как современный способ общественно-политической коммуникации.
Цель исследования заключается во всестороннем теоретическом и практическом анализе политической мифологии, рассматриваемой в качестве одного из современных инструментов и способов общественно-политической коммуникации.
Задачи исследования опосредованы целью исследования и заключаются в:
– изучении политического мифа как способа общественно- политической коммуникации, исследование понятия и сущности политической мифологии;
– изучении механизмов формирования политической мифологии как способа коммуникации;
– исследовании практических аспектов и механизмов формирования политической мифологии как способа коммуникации;
– анализе результатов исследования ВЦИОМ мифологии о существовании мирового правительства, проведенного в 2014 и 2018 гг.
Гипотеза: политические мифы как способ общественно- коммуникации оказывают существенное влияние на представления россиян об общественно-политическом устройстве мира.
1 Теоретические аспекты исследования политической мифологии как способа коммуникации
1.1 Политический миф как способ общественно-политической коммуникации. Политическая мифология: понятие и сущность
В качестве основной предпосылки, служащей в современном обществе для усиления мифологической составляющей, возрождения интереса к политике как в сфере господства манипулятивных технологий, их влияния на массовое сознание, выступает не только сама историческая. периодизация смены эпох и переосмысления накопленного человечеством социально-политического опыта, но и существующий глубокий разрыв между обществом и властью [26].
Английским исследователем Э. Тейлором миф рассматривался с точки зрения антрополого-этнографического подхода [2]; согласно мнению автора, миф представляет собой форму общественного сознания на разных этапах его существования, особую форму целостного массового освоения и истолкования реальности, которой используются при этом чувственно- наглядные образы, субъективное образование, являющееся для своего носителя объективной реальностью.
Таким образом, миф – ничто иное, как объективация мифологического сознания в вербальных (словесных) или других знаковых формах, в обрядах, выступающих в качестве особого элемента системы мифологического сознания [7].
Миф – особая часть символического универсума, с помощью которого представляется возможным развертывание символического содержания, вызов определенных эмоций и действий [3]; именно по этой причине политические мифы, выстроенные на ряде определенных стереотипов, выступают в качестве одного из наиболее действенных способов влияния на образ мышления людей и их политическое мировоззрение в целом.
Современные люди повсеместно находятся под воздействием политических мифов, основанных на определенных насаждаемых стереотипах, поскольку они передаются из поколения в поколение и воспринимаются как реальность и факт. Несмотря на то, что определенные политические мифы достаточно устойчивы, их исследование до сих пор является значимой научной проблемой, поскольку происходит постоянное обогащение новыми фактами и переосмысление уже известных, традиционных установок.
Исследованием проблематики определения понятия политического мифа занимаются исследователи на стыке ряда различных дисциплин – антропологии, культурологи, социологии, психологии, политологии.
1 Барт Ролан. Миф как семиологическая система. URL: http://rumagic.com/ru_zar/sci_philosophy/bart/2/j62.html (дата обращения: 10.05.2019).
2 Васильева Л.А. Мифотворчество и мифологизация в печатных СМИ: ретроспектива и современность. Дисс. .. д.ф.н., Санкт-Петербург, 2017. URL: http://jf.spbu.ru/upload/files/file_1490262464_7388.pdf (дата обращения: 10.05.2019).
3 Гигаури Д.И. Политический миф и ритуал в структуре современной символической политики. Дисс. … к.п.н. Санкт-Петербург, 2016. URL: https://disser.spbu.ru/files/disser2/disser/mpwn6VysLF.pdf
4 Политология: учеб. пособие / И.Ф. Денисенко. – Ростов н/Д, 2017. – 322 с. URL:http://www.rgups.ru/site/assets/files/94269/denisenko_i.f._politologiia._2017
.pdf (дата обращения: 10.05.2019).
5 Ершов Ю.Г. Мифы в идеологии и политике // Социум и власть. – 2015. –
№5 (55). – С.48-53.
6 Завершинский К.Ф. Политический миф в символических практиках властных коммуникаций: теоретические экспликации // Символическая политика: Вып. 3: Политические функции мифов. – М.: ИНИОН РАН, 2015. – 106 с.
7 Иванов А.Г. Социальная мифология и ее роль в развитии общества. Дисс.
… д.ф.н. Липецк, 2017. URL: http://www.science.vsu.ru/dissertations/5053/Диссертация_Иванов_А.Г..pdf (дата обращения: 11.05.2019).
8 Кассирер Э. Миф государства // Феномен человека. Антология. М.: Высш. шк., 2015. – 119 с.
9 Кассирер Э. «Мифы и призраки» политической философии. Технологии современных политических мифов (Из книги «Миф о государстве»). URL: http://iph.ras.ru/uplfile/root/biblio/pp/ppy_4/6.pdf (дата обращения: 12.05.2019).
10 Кроливецкая И.Е. Политическая мифология в современном обществе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 40. – С. 19-23.
11 Крохалевский И.В. Миф как технология конструирования политической реальности. URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/52067/1/klo_2014_159.pdf (дата обращения: 12.05.2019).
12 Лебон Г. Психология народов и масс. – СПб.: Макет, 2017. – 311 с.
13 Никлас Луман: Что такое коммуникация?//Гуманитарные технологии. Аналитический портал URL: https://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2954 (дата обращения: 12.05.2019).
Всего 26 источников литературы