Проблема действия закона во времени исторически возникла и развивалась, как проблема обратной силы или обратного действия закона и имеет довольно отдаленные истоки. Первое упоминание о существовании этого принципа встречается в одной из речей Цицерона. Наиболее ранняя теоретическая разработка вопросов действия законов во времени принадлежит средневековым юристам, сделавшим центром своих исследований закон. Уже они понимали, что принцип необратимости закона не может быть возведен в абсолют, ибо в таком качестве он исключает развитие права.
Действие нормативно-правового акта во времени ограничено моментом его вступления в юридическую силу и моментом утраты им юридической силы.
Действие нормативно-правового акта — динамическая характеристика процесса реализации предписаний нормативно-правовых актов, складывающаяся из совокупности внешних факторов, оказывающих влияние на результативное воздействие нормативно-правового акта на урегулированные им общественные отношения.
Как правило, действие нормативно-правовых актов рассматривается применительно к хронологической, пространственной и субъектной сферам (действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве, по кругу лиц).
Цель работы – изучить действие норм права социального обеспечения.
Задачи работы:
1. Описать источники права социального обеспечения понятие источников права социального обеспечения и их классификация;
2 Дать общую характеристику источников права социального обеспечения;
3. Рассмотреть действие нормативно-правового акта;
4. Охарактеризовать принципы действия нормативных правовых актов.
Объект исследования – нормы права социального обеспечения.
Предмет исследования – действие норм права социального обеспечения.
Методы исследования – обзор литературы, исторический, формально – юридический, сравнительно – правовой, диалектический, методы.
Работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка литературы.
Данная тема изучена в работах таких авторов как Е.В. Агеева, B.C. Аракчеев, Д.В. Агашев, Л.A. Гречук, В. П. Галаганов, Л.A. Гречук, А. Ю. Зеленина, Т.К. Миронова, Н.В. Мороз, Г.Г. Пашкова и других авторов.
1. Источники и система права социального обеспечения
1.1 Источники права социального обеспечения понятие источников права социального обеспечения и их классификация
Категория «источники права» в правовой науке толкуется по- разному. Об источниках права говорят прежде всего в смысле объективных факторов, «порождающих» право как социальное явление. Такими факторами выступают материальные условия жизни общества, политические, экономические и социальные потребности социальных групп населения.
В данном случае идет речь об источнике права в широком смысле — как о реальной силе, создающей правовые предписания и обеспечивающей их исполнение. А это означает, что источник права выступает в материальном смысле слова.
В узком смысле понятие «источник права» связывают с непосредственной деятельностью уполномоченных органов государства по формированию права, приданию ему формы законов, указов, постановлений и других нормативных юридических документов. Здесь имеют дело с понятием источников права в формальном юридическом смысле слова.
Другими словами, источники права понимаются как внешняя форма выражения правовых предписаний. Нормативные акты издаются компетентными государственными органами в рамках установленных для них объемах правомочий в области правового регулирования общественных отношений. Именно таким образом оформляется воля законодателя. Изданные акты становятся обязательными для исполнения.
В отечественном праве единственным способом внешнего выражения правовых предписаний, придания им обязательного характера являются нормативные правовые акты соответствующих властных органов. Они характерны и для источников права социального обеспечения.
Следовательно источники права социального обеспечения — это различные нормативные правовые акты, которые устанавливают, изменяют или прекращают нормы, регулирующие общественные отношения по социальному обеспечению граждан .
В источниках права социального обеспечения непосредственно отражаются материальные условия жизни общества. С изменением условий меняются и источники права социального обеспечения. Это, в свою очередь, ведет к обновлению законодательства, которое должно отвечать потребностям формирующейся в стране рыночной экономики с учетом принципов социального государства, провозглашенного Конституцией РФ 1993 г. Поэтому в настоящее время законодательство о социальном обеспечении постоянно обновляется.
В России существует три вида источников права — правовой обычай, нормативный договор, нормативный акт. Каждый из этих видов источников отличается по своему значению и имеет разную сферу применения. Источниками права социального обеспечения являются два последних вида.
Особое место среди источников права социального обеспечения занимают акты, в которых содержатся общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры России.
Международный договор — определенно выраженное соглашение между двумя или несколькими государствами относительно установления, изменения или прекращения их прав и обязанностей в области социального обеспечения. Такие источники права входят в общий массив законодательства России и имеют приоритет над всеми российскими нормативными правовыми актами.
Наиболее характерными источниками права социального обеспечения являются нормативные правовые акты, которые различаются по субъектам их издания: акты органов государства; санкционированные государством акты общественных организаций, например профсоюзов, акты органов самоуправления, например местного самоуправления (в селе).
Классификация отраслевых нормативных правовых актов осуществляется по различным критериям:
а) по юридической силе;
б) по органам, принявшим нормативный правовой акт;
в) по сфере их действия;
г) по кругу лиц, на который распространяется действие актов, и т.д.
В правоприменительной практике наибольшее значение придается нормативным правовым актам по такому критерию их классификации, как юридическая сила.
Юридическая сила указывает на место акта, его значение, его верховенство или подчиненность, зависит от положения органа, издавшего акт, от его полномочий и компетенции, которой он наделен по действующему законодательству.
Классификация источников права по их юридической силе также определяется положением органа, издавшего правовой акт. Чем выше положение органа, тем выше сила акта.
Системе законодательства свойственно деление на законы и подзаконные нормативные акты.
По юридической силе выделяются нормативные правовые акты федерального уровня (значения). По значимости на первом месте стоят международные договоры, ратифицированные либо заключенные Россией. (Отдельные договоры ратифицированы еще СССР.) Согласно ст. 15 Конституции РФ они входят в правовую систему России и имеют приоритет перед внутренними законами. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотрены в российском законодательстве, то применяются правила международного договора.
Вторым высшим законодательным актом признается Конституция РФ, которая имеет высшую юридическую силу, чем все другие акты в стране. Поэтому все иные акты, издаваемые компетентными органами, должны соответствовать Основному закону страны, так как он возвышается над всеми иными законами и является юридическим фундаментом, определяющим содержание других законов России .
Следует отметить, что социальное обеспечение является предметом совместного ведения РФ и субъектов РФ? На практике зачастую возникает вопрос: в какой же части правовое регулирование отношений по социальному обеспечению относить к ведению федерального центра, а в какой — к субъекту РФ? Было бы предпочтительно в законодательном порядке более четко установить: какие вопросы социального обеспечения являются исключительной компетенцией федеральных органов РФ а какие — находятся в совместной компетенции РФ и субъекта РФ и какие — относятся к исключительной компетенции субъекта РФ?
Во исполнение конституционных положений принимаются соответствующие законы. Под законом понимается принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой (после Конституции РФ) нормативный правовой акт, выражающий государственную волю в области социального обеспечения граждан.
По значимости содержащихся норм законы РФ подразделяются на федеральные конституционные и обыкновенные.
Федеральные конституционные законы — это акты, принимаемые Федеральным Собранием РФ по указанным в Конституции РФ наиболее важным вопросам в порядке особой (жестко усложненной) процедуры.
В Конституции нет четкого критерия для различения федерального конституционного закона и обычного федерального закона, кроме указания на принятие конституционного закона (ч. 2 ст. 108 Конституции РФ). Как вытекает из текста Конституции, конституционные законы принимаются по важнейшим вопросам, в том числе затрагивающим права и свободы граждан. (Конкретного