В России обязательное государственное социальное страхование представлено тремя внебюджетными фондами:
пенсионным;
обязательного медицинского страхования;
социального страхования.
В формировании и использовании этих фондов есть свои особенности. Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют принципам формирования и использования страховых фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода: обязательность и нормативность отчислений, плановое расходование средств, отсутствие персонификации накоплений и др. По экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к внебюджетным фондам.
Актуальность данной темы определяется тем, что в условиях рыночной экономики главным институтом защиты человека является социальное страхование. В период социально – экономических реформ, когда сложившиеся отношения между социальными объектами изменяются кардинальным образом, общество оказалось не готовым к осмыслению задач в области социального страхования в условиях развития экономики. И в этой связи принципиально важным является изучение теоретических основ социального страхования, а так же концептуальных подходов к законодательной базе.
Обоснованная система социального страхования - одна из предпосылок обеспечения социальной справедливости, создания и поддержания политической стабильности.
Как показывает опыт развитых стран, наличие сбалансированных систем социального страхования и социального обеспечения как базовых элементов социальной защиты трудящихся и всего населения расширяет и укрепляет трудовые ресурсы страны, усиливает национальный потенциал экономического роста, является необходимым условием проведения реформ, а также содействует политической и экономической стабилизации общества.
Проблемы социальной защиты личности, отдельных социальных групп и всего населения имеют общегосударственное значение и характеризуются статусом национальной безопасности. От решения их зависит социальное воспроизводство населения, социально-психологическое состояние людей, стабильность функционирования общества, трансформация его в гражданское состояние.
Предметом исследования данной работы являются ФСС.
Объектом исследования являются доходы и расходы ФСС.
Основная цель данной работы заключается в исследовании доходов и расходов ФСС.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Исследовать статистические показатели деятельности ФСС.
Провести анализ динамики доходов и расходов Фонда социального страхования.
ГЛАВА 1. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ФСС, ИХ ОСОБЕННОСТИ
1.1 Доходы и расходы ФСС
В бюджет ФСС России подлежат зачислению следующие виды доходов:
страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний,
недоимки, пени и штрафы по взносам в ФСС России,
доходы от размещения временно свободных средств ФСС России,
штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба,
безвозмездные поступления,
межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые ФСС России,
прочие поступления.
Расходы бюджета ФСС России непосредственно зависят от структуры системы социального страхования, которая включает в себя следующие элементы:
социальное страхование на случай нетрудоспособности в результате общего заболевания, материнства и смерти;
социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
социальное обеспечение отдельных категорий граждан.
Основной объем расходов этого фонда составляют выплаты различного рода пособий и страховые выплаты по видам социального страхования (около 90%). За счет средств фонда возмещаются (полностью или частично) расходы работников, детей и определенных социальных групп населения, санаторно-курортное лечение и реабилитацию, содержатся детско-юношеские спортивные школы, осуществляются затраты на управление и материально-техническое обеспечение деятельности фонда.
Учитывая вышесказанное, расходы бюджета ФСС России можно сгруппировать их по функциональному признаку:
выплата пособий и расходы по социальному страхованию на случай нетрудоспособности в результате общего заболевания, материнства и смерти;
пособий по временной нетрудоспособности в результате общего заболевания или ухода за больным членом семьи,
пособий по беременности и родам,
пособий при постановке на учет при ранних сроках беременности,
пособий при рождении ребенка,
пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет,
пособий на погребение,
расходы на санаторно-курортное лечение работников и членов их семей;
Выплата пособий и расходы по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:
пособий по временной нетрудоспособности в результате производственной травмы или профессионального заболевания,
единовременных пособий,
ежемесячных пособий,
оплата санитарно-курортного лечения, дополнительного ухода, расходов, связанных с социальной и профессиональной реабилитацией;
Расходы на социальное обеспечение (преимущественно за счет межбюджетных трансфертов):
оплата льгот при выплате пособий и санитарно-курортного лечения лиц, пострадавших в результате радиационных катастроф, и ветеранов Великой Отечественной войны,
содержание детских и юношеских спортивных школ,
расходы на родовспоможение;
расходы на управление и материальное обеспечение деятельности фонда;
Прочие расходы.
Пособия по временной нетрудоспособности в результате общего заболевания или ухода за больным членом семьи составляют наибольший удельный вес в расходах ФСС России — около 56%. Их размер зависит от среднемесячной заработной платы за предшествующие периоды и причин заболевания и трудового стажа. Пособия выплачиваются на основании больничных листов.
Из ФСС России выплачивается ряд пособий по беременности и родам и на детей (их доля — около 16%), включающих: пособия no беременности и родам (их размер устанавливается в зависимости от ежемесячной заработной платы застрахованного лица за прошедший период, срока отпуска по беременности и родам); единовременные пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях на раннем сроке беременности, единовременные пособия при рождении ребенка и ежемесячные пособия по уходу за ребенком до полутора лет, расходы на родовспоможение. Для получения такой помощи женщины должны получить целевые сертификаты.
Пособия на погребение незначительны по своему удельному весу в общих расходах фонда (до 1%) и представляют собой разовые выплаты, устанавливаемые законодательно в абсолютной сумме (с 1 января 2014 г. они увеличены с 1 тыс. руб. до 4 тыс. руб.).
Пособия и расходы по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составляют примерно 18% общего объема расходов ФСС России. Названные пособия и расходы финансируются преимущественно за счет страховых взносов и направлены на компенсацию потерь заработной платы и других доходов по причине временной или постоянной нетрудоспособности в результате производственной травмы, профессионального заболевания и потери кормильца, произошедшего по вине работодателя, а также на проведение медицинских и профилактических мероприятий по снижению уровня профессиональных заболеваний и производственного травматизма.
К такого рода пособиям относятся: пособия по временной нетрудоспособности, размер которых не зависит от трудового стажа и предполагает полное возмещение потерянного дохода (заработной платы); единовременные месячные пособия (страховые выплаты), которые дифференцируются в зависимости от степени утраты трудоспособности (временная или постоянная утрата, степень травматизма и т.д.). Ежемесячные страховые выплаты, а также расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию занимают наиболее значимое место в составе расходов по профессиональному социальному страхованию — 13 и 2,5% соответственно.
Расходы на санаторно-курортное лечение осуществляются как расходы социального страхования работников, членов их семей и работой в связи с профессиональной реабилитацией, так и по линии социального обеспечения лиц, пострадавших в результате радиационных катастроф, и ветеранов Великой Отечественной войны. В последние годы существенно сокращены расходы на санаторно-курортное лечение работников, не связанное с профессиональной реабилитацией, но увеличиваются расходы на оздоровление детей (7,5% общих расходов ) и оплату путевок участникам Великой Отечественной войны. Смещение расходов на санаторно-курортное обслуживание работников п членов их семей осуществляется по решению комиссии, создаваемой на предприятии. Работникам могут выдаваться на льготных условиях путевки в санатории, профилактории, оздоровительные лагеря, в том числе на детей.
Расходы на содержание детских и юношеских спортивных школ минимальны и не набирают даже 1% всех расходов фонда. Этому важному направлению оздоровления подрастающего поколения уделяется, к сожалению, очень мало внимания.
Расходы на содержание аппарата управления, материально-техническое обеспечение деятельности ФСС России и прочие его расходы низки по своему содержанию с аналогичными расходами ПФР и составляют не более 2%.
Управление средствами социального страхования осуществляется совместно с органами управления фондом и предприятий. Выплата пособий
1. "Конституция Российской Федерации"(принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2015 N 2-ФКЗ, от 21.07.2015 N 11-ФКЗ)
2. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 04.11.2019)
3. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 29.09.2019)
4. Федеральный закон от 05.12.2017 N 364-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов"
5. Товкаленко А.А. СТРУКТУРА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. VI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6. URL: http://sibac.info/archive/economy/6.pdf
6. Российская Федерация. О Фонде социального страхования Российской Федерации: Постановление Правительства от 12.02.1994 № 101.
7. Финансы / Под редакцией А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. ― М.: Финансы и статистика, 2018. ― 504 с.
8. Ахвледиани Ю. Т. Страхование – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015г. – 543с.
9. Бюджетная система России: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ - ДАНА -, 2018.-с 252
10. Грищенко, Н.Б Основы страховой деятельности–М: Финансы и статистика 2017г. –346с.
11. Деева А. И. Финансы: М. : – Экзамен, 2018г. – 414с
12. Ермак Л.А Целевые бюджетные и внебюджетные фонды- М.: Финстатинформ, 2015г. – 343с
13.Куликов, Н.И Чайникова, Л.Н. Бабенко, Л.Ю. Современная бюджетная система России. –2016. – 403с.
14. Кустова М.В., Ногина О.А., Шевелева Н.А. Налоговое право России. –2018г. – 548с
15. Ковалев А. П., Колбачев Е. Б., Колбачева Т. А., Плотницкая Е. Е., Ткалич Г. И. Финансы и кредит— Ростов-на-Дону : Феникс, 2018г. — 476с.
16. Павлюченко, В. Г. Социальное страхование–М.: «Дашков и Ко», 2016г. – 412с.
17. Пешехонов Ю.В. "Внебюджетные социальные фонды: состояние и перспективы" // Финансы, 2017. с-15
18. Э.А. Уткин, А.Ф. Денисов. Государственное и региональное управление Бюджетные и внебюджетные фонды. М.:2016г. – 420с.
19. Смирнов С., Малеева Т. "Внебюджетные социальные фонды: варианты реформирования" // Человек и труд, 2017г с-402
20. www.minfin.ru/ Официальный сайт министерства финансов РФ
21. fss.ru/ Официальный сайт Фонда социального страхования РФ
22. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистки РФ: [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: http://www.grs.ru