Одной из основных задач поддержания устойчивого экономического роста любого государства является повышение конкурентоспособности национальной экономики. В современных условиях конкурентоспособной может быть только наукоемкая, высокотехнологичная экономика, для которой характерна взаимная интеграция науки и производства, инноваций и инвестиций.
Центральная задача экономической политики, ориентированной на конкурентоспособность и подъем народного хозяйства, состоит в преодолении дезинтеграции производственных цепочек, включении в них научных звеньев, которые были бы способны превратить достижения НИОКР в инновации, либо в технологические инвестиции, а также наряду с этим и освоение передовых технологий.
Переход к инновационному пути развития предполагает кардинальную трансформацию экономики. Необходимо постепенное отстранение от эпохи доминирования крупных транснациональных компаний, ориентирующихся на крупномасштабный сбыт и объемные капиталовложения. На первый план должно выйти наукоемкое производство, где решающую роль играет способность компании обновлять продукцию с помощью внедрения новых технологий. При этом проявляются преимущества предприятий малого и среднего бизнеса, поскольку именно они способны к быстрой смене технологий.
При всех имеющихся у нашего государства преимуществах в научно-технической сфере - относительно высоком образовательном уровне работоспособного населения, развитой сети университетов, академических институтов и других научных организаций – доля России в мировом объеме торговли гражданской наукоемкой продукцией оценивается в 0,3%-0,5% (аналогичная доля США - 36%, Японии - 30%, Германии - 17%, Китая - 6%) [13, с. 36].
Именно низкая скорость инновационных структурных сдвигов приводит к отставанию РФ в сфере инноваций от стран-лидеров.
Таким образом, актуальность темы курсовой работы определяется необходимостью стимулирования и решения существующих проблем в области стратегического инновационного развития российской экономики.
Цель написания курсовой работы выявление проблем и направлений их решения в сфере стратегического инновационного развития экономики Российской Федерации.
В задачи курсовой работы входит:
1. рассмотреть теоретические аспекты темы курсовой работы, включающие изучение понятия инновации, а также видов и типов инноваций;
2. дать описание основных макроэкономических инновационных стратегий их видов и особенностей формирования;
3. провести исследование уровня инновационного развития экономики России в сравнении с другими зарубежными странами;
4. рассмотреть основополагающие нормативно-правовые акты регулирующие сферу макроэкономического инновационного развития России;
5. оценить эффективность макроэкономических стратегических мер поддержки инноваций в России;
6. предложить возможные варианты использования успешного опыта зарубежных страны в разработке макроэкономических стратегий инновационного развития России.
Объектом исследования в курсовой работе выступает – макроэкономические инновационные стратегии Российской Федерации.
Предмет исследования – проблемы в стратегическом инновационном развитии экономики России и возможности использования зарубежного опыта для разработки дальнейших стратегических решений в области развития инноваций.
Субъектом исследования выступает Правительство Российской Федерации, как орган, принимающий решения в области утверждения макроэкономических инновационных стратегий развития России.
Для решения поставленных в курсовой работе задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: методы теоретического анализа источников по исследуемой проблеме, методы изучения, обобщения и анализа опыта, количественные и качественные методы сбора информации.
Источниками для написания курсовой работы послужили работы отечественных авторов, статистические и аналитические отчеты, а также статьи из периодических изданий. В качестве основных отметим работы следующих авторов: Агарков С. А., Кузнецова Е. С., Грязнова М. О., Александрова Т. В., Шилова Е. В., Захарова Н.В., Кристенсен К., Лихолетов В.В., Городникова Н. В., Гохберг Л. М., Дитковский К. А., Портер М. Шумпетер Й.А., Вершицкий А.В., Николаенко Я.О., Алябьев С., Голощапов Д., Мирсияпова А.Р., Андрущак В., Артемов С. В., Нежникова Е.В., Максимчук М.В., Золотухин А.А., Исмаилов Ф.С., Сибагатуллина С. и многие другие.
На основании постеленной цели и сформулированных задач, наиболее логичной будет следующая структура курсовой работы: введение, три главы основной части разбитые на параграфы, заключение, список использованных источников и приложения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИЙ И МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ИННОВАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ
1.1. Понятие и классификация инноваций
Инновационное развитие становится важнейшей целью стратегий разных стран. Инновации определяют качество жизни, производительность экономики и эффективность социально-экономических систем.
В экономической литературе термин «инновация» обычно интерпретируется как превращение потенциального НТП в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Ученые разных школ (Н. Мончев и И. Перлаки, В.Д. Хартман и Э. Мэнсфилд, Р. Фостер и Б. Санто, Б. Твисс и Й. Шумпетер, Э. Роджерс, Ф. Никсон и др.) трактуют это понятие совершенно по-разному в зависимости от объекта и предмета исследования (приложение 1), однако анализ этих разных определений инновации приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.
Одним из «отцов» теории инноваций – Й. Шумпетером выделено 5 типичных изменений: 1) использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля – продажа); 2) внедрение продукции с новыми свойствами; 3) использование нового сырья; 4) изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения; 5) появление новых рынков сбыта. Эти положения сформулированы ещё в 1911 г. Позже он ввел понятие инновации, трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности. Инновация рассматривалась как процессная система, этим признавалось, что нововведение развивается во времени, имеет выраженную стадийность.
По мнению ученного инновация может развиваться в направлении изготовления нового товара или появления нового качества блага, внедрения нового способа производства, основанного на научном открытии, освоения нового рынка сбыта, получения нового источника сырья или использования новых материалов или проведения реорганизации компании [15, с. 132]. Следует обратить внимание на то, что Й. Шумпетер рассматривает инновацию прежде всего как новое направление использования уже имеющихся ресурсов и благ.
П.Ф. Дрюкер трактует инновацию как «специфический инструмент предприимчивости – действие, придающие ресурсам новые возможности создания богатства». Дрюкер является приверженцем внедрения социальных инноваций, предполагая, что трудность в их применении выше, чем технических [21, с. 271].
В Федеральном законе от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О науке и государственной научно-технической политике» содержится следующие определение инновации: «введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях» [1].
Разработкой методологии статистики науки и инноваций в настоящее время занимаются известные международные организации: 1) Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР – по английски OECD); 2) ЮНЕСКО; 3) Евростат. «Руководство Фраскати» («Manual Frascati») стало в 1963 г. первым документом в этом направлении (документ получил имя в связи с принятием его первой версии в городе Фраскати, Италия).
Оно постоянно дополняется Группой национальных экспертов по показателям науки и техники, действующей в рамках ОЭСР. Благодаря многочисленным инициативам организации, связанным с распространением практики пользования Руководством, последнее издание этого документа (1993 г.) стало основным международным стандартом. Документы «Семейства Фраскати» посвящены конкретным методологическим вопросам изучения науки и инноваций. «Семейство Фраскати» включает: 1) Руководство Фраскати (Frascati Manual), посвященное НИ-ОКР (по-английски, R&D), оно предназначено для национальных экспертов стран-членов OECD, собирающих и публикующих данные о национальных R&D проектах (посвящено измерению человеческих и финансовых ресурсов, вовлеченных в исследовательско-экспериментальную разработку, часто называемых входными данными R&D); 2) Руководство Осло (Oslo Manual), посвященное инновационному процессу (представляет framework, включает концепции, определения, методологии, позволяющие разрабатывать сравнительные показатели инновационного процесса стран-членов OECD)1; 3) Руководство Канберра (Canberra Manual), посвященное управлению человеческими ресурсами; 4) Руководство по технологическому балансу платежей (TBP Manual), посвященное проблемам измерения и интерпретации данных технологического баланса платежей и др.
Евростат разработал в 1969 г. первую редакцию «Номенклатуры для анализа и сопоставления научных программ и бюджетов», являющуюся основой для сбора данных о бюджетных ассигнованиях на научные исследования и для определения социально-экономических целей стран-членов ЕС, обобщения данных и подготовки ежегодных докладов о государственном финансировании науки в ЕС.
ЮНЕСКО в 1978 г. одобрила «Рекомендации по международной стандартизации статистики науки и техники», в их развитие в 1984 г. было опубликовано «Руководство ЮНЕСКО по статистике науки и техники» (документ постоянно дорабатывается на базе «Руководства Фраскати»).
«Руководство Фраскати» – ориентир для приближения методологии исследования научно-технической деятельности (НТД) в России к мировым стандартам, что позволит корректнее сопоставлять российские данные с мировыми и европейскими. Сотрудничество ОЭСР и Центра исследования и статистики науки (ЦИСН), осуществляется в России, начиная с 1991 г. В 1992 г. в Осло приняты рекомендации по анализу технологических инноваций («Руководство Осло»). В соответствии с международными рекомендациями, инновация – конечный результат интеллектуальной деятельности в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, либо в виде нового (усовершенствованного) технологического процесса, используемого в практической деятельности [23, с. 9].
Изучение инноваций и инновационного развития можно условно разделить на основные направления исследований данной категории. Первое направление связано с классификацией инноваций и расширением сферы применения каждого их вида и типа. Различают два типа инноваций: инновации процесса и инновации продукта. Такое разделение было предложено Й. Шумпетером при разработке теории предпринимательства. Инновацию процесса исследователь определяет, как любое усовершенствование технических способов производства, способствующее снижению среднего объема издержек производства на единицу продукции при заданных ценах факторов. В связи с таким определением возникают новые направления исследований: инновации в менеджменте и в организации (в том числе размещении) производства. «Традиционной» классификацией инноваций процесса является классификация по взаимоисключающим категориям: трудосберегающие, капиталосберегающие и нейтральные [25, с. 66]. Инновации продукта связаны с совершенствованием самого продукта, однако это связано, как правило с применением новых процессов, поэтому однозначно разделить эти типы инноваций довольно сложно.
Кристенсен выделял два вида инноваций: поддерживающие и подрывные. При реализации поддерживающих инноваций в конкурентной борьбе чаще побеждают уже «состоявшиеся» фирмы – старожилы отрасли. У молодой компании, только выходящей на рынок, в этом случае нет практически никаких шансов на успех. Реализуя подрывные инновации, молодая фирма получает значительные преимущества, что существенно повышает ее шансы в конкуренции. Подрывные технологии предлагают новые версии существующих продуктов [11, с. 51].
По функциональному признаку можно выделить организационные, технологические, продуктовые, процессные и другие виды инноваций. Организационные инновации сосредоточены в процессе организации бизнеса, они могут связаны с изменением форм организационных структур, новыми методами реализации основных функций менеджмента и т. д. Технологические инновации возникают, когда рождается новая технология производства какого-либо продукта. Процессные инновации связаны с совершенствованием бизнес-процессов организации.
Таким образом, инновация – это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов, продуктов и предоставляемых услуг. Инновация является результатом интеллектуальной деятельности человека и напрямую связана с понятием научного знания.
Сложность классификации заключается в том, что виды инноваций постоянно меняются, появляются новые методы управления, новые подходы к изучению бизнеса (так системный подход к управлению сменился процессным и проектным подходом, предполагающим абсолютно новый взгляд на социально-экономические системы), в поисках новых идей часто происходит смешение видов инноваций, их трансфер из одной отрасли в другую и т. д.
1.2. Макроинновационные стратегии: виды и особенности формирования
Макроинновационная стратегия – это система приоритетов государственной инновационной политики на среднесрочную и/или долгосрочную перспективу, а также совокупность методов (механизмов) ее реализации. Инновационная стратегия является важной составной частью экономической и научно-технической стратегии государства и направлена на государственную поддержку освоения и распространения базисных и улучшающих инноваций в приоритетных направлениях, которые обеспечат повышение конкурентоспособности отечественной продукции и экономики в целом. Центральная инновационная (макроинновационная) стратегия означает реализацию запланированных на государственном уровне конкретных инновационных мероприятий (например, программа исследований и разработок, направленная на развитие какой-то промышленной отрасли), формирование внешних инфраструктурных условий, повышающих инновационный динамизм предприятий и способствующих их развитию, а также модернизации внутреннего механизма предприятия и системы связей. Следовательно, центральная инновационная стратегия – это способ содействия развитию народного хозяйства, когда на внутренний механизм и внешние условия функционирования предприятия оказывается такое воздействие, которое позволяет ускорить техническое развитие и тем самым повысить уровень экономической эффективности. Её цель заключается в создании наиболее благоприятных условий технического и хозяйственного развития. Значительный вклад в разработку конкурентных стратегий внёс американский экономист М. Портер. Он выделяет четыре стадии конкурентоспособности национальной экономики: факторов производства; инвестиций; инноваций и богатства. Каждая из этих стадий характеризуется специфическим механизмом управления инновациями и экономикой в целом [14, с. 198]. На стадии факторов производства преимущества стран выражаются через природные богатства, климатические условия, избыточные и дешёвые трудовые ресурсы. Здесь господствуют простые технологии. Прогрессивные технологии, как правило, создаются за рубежом. Стадия инвестиций наступает тогда, когда национальные фирмы становятся способными вкладывать деньги в покупку технологических лицензий, современное эффективное оборудование. На этой стадии национальная экономика может воспринять и улучшить зарубежную технологию. На стадии инноваций национальные фирмы могут улучшить иностранную технологию и создать новую. Существует объёмный и
Официально-документальные материалы:
1. Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "О науке и государственной научно-технической политике"//Собрание законодательства РФ, 26.08.1996, N 35, ст. 4137.
2. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике"//Российской газете от 9 мая 2012 г. N 102.
3. Указ Президента РФ от 01.12.2016 N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации"//Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. N 49 ст. 6887.
4. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"// Российская газета от 9 мая 2018 г.
5. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р (ред. от 18.10.2018) «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года»//Собрание законодательства Российской Федерации от 2 января 2012 г. N 1 ст. 216.
6. Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2010 г. N 218 "Об утверждении Правил предоставления субсидий на развитие кооперации российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций реального сектора экономики в целях реализации комплексных проектов по созданию высокотехнологичных производств" (с изменениями и дополнениями)//Российская газета от 16 апреля 2010 г. N 81.
7. Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2012 г. N 1172 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти в области государственной поддержки инновационной деятельности" (с изменениями и дополнениями)//Российская газета от 21 ноября 2012 г. N 268.
Книги:
8. Агарков С. А., Кузнецова Е. С., Грязнова М. О. Инновационный менеджмент и государственная инновационная политика. Издательство: Академия Естествознания, 2017. – 312 с.
9. Александрова Т. В., Шилова Е. В. Инновационный менеджмент: учеб. пособие/Т. В. Александрова, Е. В. Шилова; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. – Электрон. дан. – Пермь, 2019. – Ч. 2. – 169 с.
10. Захарова Н.В. Формирование инновационной экономики в странах Европейского союза: реализация национальных, наднациональных и региональных стратегий: монография/Российский государственный торгово-экономический университет. – М., 2018. – 297 с.
11. Кристенсен К. Решение проблемы инноваций в бизнесе. Как создать растущий бизнес и успешно поддерживать его рост/К. Кристенсен, М. Рейнор. – М.: Альпина Паблишер, 2014. – 290 c.
12. Лихолетов В.В. Экономическая безопасность инновационной политики: учебное пособие/В.В. Лихолетов. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2019. – 279 с.
13. Наука. Технологии. Инновации: 2019: краткий статистический сборник / Н. В. Городникова, Л. М. Гохберг, К. А. Дитковский и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2019. – 84 с.
14. Портер М. Международная конкуренция. М.: Наука, 1993. – 435 с.
15. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. – М., 2007. С. 132.
Статьи:
16. Вершицкий А.В., Николаенко Я.О. Государственное регулирование развития инноваций и научно-технологического предпринимательства// Материалы III Международной научной интернет-конференции. В 2-х частях. Издательство: Вологодский научный центр Российской академии наук (Вологда). 2019. С. 135.
17. Глобальный инновационный индекс 2018. Создание здоровой жизни - будущее медицинских инноваций. Корнельский университет, 2019. – 87 с.
18. Захарова Н.В. Формирование инновационной экономики в России: проблемы заимствования опыта зарубежных стран//Россия: тенденции и перспективы развития. 2019. № 8. С. 293.
19. Индикаторы инновационной деятельности: 2019: статистический сборник/Л. М. Гохберг, К. А. Дитковский, И. А. Кузнецова и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2019. – 376 с.
20. Инновации в России – неисчерпаемый источник роста / С. Алябьев, Д. Голощапов и др.//Центр по развитию инноваций McKinsey Innovation Practice – 2018. – 104 с.
21. Мирсияпова А.Р. Основные понятия и определения инноваций и инновационных процессов на региональном уровне//Молодой ученый. 2017. №6. С. 271.
22. Национальный доклад об инновациях в России 2017 г. В. Андрущак, С. В. Артемов и др.//Министерство экономического развития РФ, РВК, Открытое Правительство. – 2017. – 107 с.
23. Нежникова Е.В., Максимчук М.В., Золотухин А.А., Исмаилов Ф.С. Взаимосвязь инновационного развития и конкурентоспособности РФ в контексте концепций «четырехзвенной спирали» и «умной специализации»//Вестник Евразийской науки. 2018. № 6. С. 9.
24. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Выпуск 5/Г.И. Абдрахманова, П.Д. Бахтин, Л.М. Гохберг и др.; под ред. Л.М. Гохберга; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2019. – 260 с.
25. Сибагатуллина С. Исследование проблем в истории экономической мысли//Экономика и управление. 2017. № 4 (120). С. 66.
26. Шик Е.В., Шарова И.В. Анализ инновационной активности России на основе международного сопоставления//Экономические исследования и разработки. 2019. № 6. С. 57.
Информация из сети Internet:
27. Недостатки российского образования [Электронный ресурс] – Режим доступа: Официальный сайт компании «MedelleS.A.». – http://www.education-medelle.com/articles/nedostatki-rossijskogo-obrazovaniya.html (дата обращения: 10.05.2020)
28. Развитие инноваций в России [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://gosinvest.open.gov.ru/upload/ iblock/71e/71e404539293f8d251add89e12a7b196.pdf (дата обращения: 10.05.2020)
29. Частные инвесторы готовы вкладывать в Россию. Официальный сайт компании «НДВ Групп». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ndvglobal. ru/ru/news/chastnye-investory-gotovy-vkladyvat-v-rossiyu/ (дата обращения: 10.05.2020)