Курсовая работа|Международное право

Механизмы защиты прав человека в праве Европейского Союза

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2020 | Страниц: 29

Цена: 1 100
Купить работу

Введение

Глава 1. Нормативная и организационно-правовая основа защиты прав человека в Европейском Союзе

1.1.Становление и развитие нормативной основы защиты прав человека

1.2. Организационно-правовая основа защиты прав человека

Глава 2. Судебные гарантии прав и свобод человека в Европейском Союзе

2.1. Правовые позиции Суда Европейского Союза и защита прав человека

2.2. Значение практики Европейского Суда по правам человека для защиты прав человека в государствах-членах Европейского Союза

Заключение

Список использованных источников

Актуальность данной темы обусловлена тем, что процесс общественной деятельности человека в значительной степени зависит от объема прав и свобод, которые определяют ее социальные возможности, характер жизнедеятельности, систему связей людей в обществе. Поэтому проблема прав человека всегда была предметом политической борьбы за обладание этими правами, расширение их сферы и определение положения человека в обществе. Принцип равенства всех членов человеческого сообщества, как и многие другие основные принципы, которые составляют то, что сегодня называется правами человека

Степень разработанности темы исследования: Вопросам защиты прав человека посвящено большое количество исследований, проведенных в научной литературе, на конференциях, семинарах и круглых столах. Среди авторов, которые разрабатывали различные аспекты защиты прав человека на международном уровне, следует отметить А. Азарова, М. Бирюкова, A. Буркова, В. Туманова, Г. Тункина, Б. Топорнина, А. Капустина, М. Каргалова, P. Касьянова, С. Кашкина, O. Лукашеву, К. Москаленко, О. Руссова, C. Черниченко, Л. Энтина, Ю. Юмашева и других.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с организацией и функционированием механизмов защиты прав человека в Европейском Союзе.

Предметом исследования являются нормы международного права, регулирующие организацию и функционирование механизмов защиты прав человека в Европейском Союзе

Главная цель исследования – изучить механизмы защиты прав человека в Европейском Союзе

Для достижения главной цели исследования необходимо решить ряд задач:

- выявить особенности становления и развития нормативной основы защиты прав человека в Европейском Союзе;

- рассмотреть организационно-правовую основу защиты прав человека в Европейском Союзе;

- проанализировать правовые позиции Суда Европейского Союза в контексте защиты прав человека;

- раскрыть значение практики Европейского Суда по правам человека для защиты прав человека в государствах-членах Европейского Союза.

Методология исследования. Для достижения поставленных целей и задач воспользуемся методами: формально-юридическим методом, историческим методом, методом анализа и синтеза, методом формализации, методом восхождения от простого к сложному, функциональным методом, статистическими методами и др.

Источниками данных представленного исследования являлись: учебники и учебные пособия, статьи современных ученых опубликованные в специализированных периодических изданиях, монографии и диссертации. Жизнь в 21 веке не возможна без использования электронных источников информации, в связи с чем автор исследования использовал в своей работе статистические и иные информационные данные размещенные в сети Интернет.

Структура работы определяется последовательностью решения основных задач. Данная работа состоит из введения, заключения, двух глав разделенных на параграфы и списка литературы.

Практическая значимость работы обусловлена тем, что ее результаты могут быть использованы, для последующего анализа международно-правового регулирования в рассматриваемой сфере. Выводы, предложенные по итогам изучения направлены на решение задач исследования.

Глава 1. Нормативная и организационно-правовая основа защиты прав человека в Европейском Союзе

1.1 Становление и развитие нормативной основы защиты прав человека в Европейском Союзе

Основным приоритетом в деятельности Европейских сообществ долгое время были вопросы экономической интеграции. Однако руководящие органы ЕС и Суд ЕС большое внимание придавали защите прав человека. К моменту принятия Договора о ЕС 1992 г. права человека стали рассматриваться в качестве базовых ценностей Европейского Союза.

В статье 6 Договора о ЕС записано: «Союз основан на принципах свободы, демократии, уважения прав человека и основных свобод, а также господства права – принципах, общих для государств-членов» (п.1); «Союз уважает основные права человека, как они гарантированы Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, подписанной 4 ноября 1950 г. в Риме, и как они вытекают из общих конституционных традиций государств-членов, в качестве общих принципов права Сообщества» (п.2).

На основе указанных положений Договора сформулированы основные принципы правового статуса человека и гражданина в Европейском Союзе :

1) уважение прав человека и его основных свобод;

2) равенство предоставляемых возможностей;

3) гарантированность прав и свобод.

Принцип уважения прав человека и его основных свобод означает, что органы государственной власти в своей деятельности должны уделять приоритетное внимание обеспечению прав и свобод человека и гражданина и не нарушать эти права и свободы.

Принцип равенства предполагает предоставление всем гражданам без всякой дискриминации одинаковых условий для реализации прав и свобод.

Этот принцип включает в себя несколько элементов: юридическое равенство (все равны перед законом); социальное равенство (равенство независимо от социального положения); политическое равенство (равенство независимо от политических взглядов, принадлежности к какой-либо политической партии, занимаемой должности); равенство мужчин и женщин во всех сферах деятельности.

Принцип гарантированности прав и свобод направлен на создание такого порядка, при котором права и свободы должны соблюдаться, обеспечиваться конкретными мерами и, при необходимости, защищаться государственными органами. В качестве основных средств защиты прав и свобод граждан выступают суды и специальные должностные лица – омбудсманы (уполномоченные) по правам человека.

Нарушение государством-членом ЕС прав и свобод граждан может служить основанием для предъявления иска через Суд ЕС (ст.46). Если такие нарушения носят систематический или грубый характер, то к государствам-нарушителям могут быть применены санкции. С инициативой по этому вопросу выступает Комиссия ЕС или не менее 1/3 государств-членов. Предварительное заключение выносится Советом ЕС и выносится на обсуждение Европарламента. Для принятия решения о применении санкций требуется квалифицированное большинство (2/3) голосов депутатов .

Наряду с Европейской конвенцией о защите прав и основных свобод 1950 года, которая принята Европейским Союзом в качестве общепризнанной основы правового статуса личности на европейском континенте, институтами ЕС были приняты несколько специальных документов в области прав человека.

Так, в 1989 году Европарламент утвердил Декларацию основных прав и свобод, в которой провозглашались основные права и свободы человека и гражданина в регионе ЕС. В том же 1989 году на саммите Европейского Совета была одобрена Хартия об основных социальных правах трудящихся. В ней, в частности, признавались права на занятость, справедливое вознаграждение за труд, на улучшение условий труда, на социальную защиту и ряд других прав трудящихся .

15–16 октября 1999 г. на внеочередном саммите глав государств-членов ЕС в г. Тампере (Финляндия) было принято решение образовать специальную комиссию для разработки Европейской хартии об основных правах. Такой документ был подготовлен группой депутатов Европарламента и национальных парламентов.

Хартия была торжественно принята Европейским парламентом, Комиссией и Советом ЕС 7 декабря 2000 г. Ее текст был опубликован в качестве межинституционального соглашения ЕС

Таким образом, можно сказать, что процесс формирования концепции прав человека в праве Европейского союза прошел довольно длительный и сложный путь от полного отрицания до возведения в ранг основополагающего принципа и необходимого условия для присоединения новых членов. Кроме того, на сегодняшний день процесс формирования механизмов защиты прав человека все еще находится в динамике.

1.2. Организационно-правовая основа защиты прав человека

К настоящему времени произошло своеобразное разделение межгосударственных властей ЕС на законодательную, исполнительную и судебную власти.

Законодательным и представительным органом ЕС является Европейский парламент в количестве 626 депутатов, избираемых прямым тайным голосованием граждан во всех государствах членах ЕС сроком на 5 лет. Парламент наделен большими полномочиями: он утверждает бюджет, контролирует деятельность Комиссии ЕС и может потребовать отставки всех ее членов путем вынесения вотума недоверия.

Система исполнительных органов включает: Европейский Совет (Евросовет), Совет министров и Европейскую комиссию (до провозглашения Евросоюза в 1994 г. - Комиссия Европейских сообществ, КЕС).

Европейский совет (Евросовет) имеет статус форума политического сотрудничества стран - членов ЕС. В его состав входят главы государств и правительств стран - членов ЕС, министры иностранных дел, председатель Комиссии ЕС. Он собирается для обсуждения широкого круга политических вопросов; решения принимаются на основе консенсуса .

Совет министров, или Совет Европейского союза, состоящий из министров государств-членов, обеспечивает участие входящих в ЕС государств в принятии решений по реализации единой политики Евросоюза. Голоса различных стран в Совете взвешены по их экономической мощи, и решения принимаются квалифицированным большинством. Германия, Франция, Италия и Великобритания располагают десятью голосами каждая, Испания - восемью, Бельгия, Греция, Нидерланды и Португалия имеют по пять голосов, Австрия и Швеция - по четыре, Дания, Финляндия и Ирландия - потри, Люксембург - два голоса .

Комиссия Европейского союза (Комиссия, КЕС) - исполнительный орган, имеющий право представлять на утверждение Совету министров проекты законов. Сфера ее деятельности весьма обширна и разнообразна. Так, Комиссия осуществляет контроль за соблюдением таможенного режима, деятельностью аграрного рынка, налоговой политикой и т.д. Комиссия ЕС всегда действует в интересах защиты единого рынка. Не допускаются какие-либо национальные нормативные акты, противоречащие праву ЕС. И еще одна особенность - субъектами системы права являются не только государства - члены ЕС, но и их граждане. Комиссия выполняет еще целый ряд функций, в том числе финансирование из находящихся в ее распоряжении фондов (социального, регионального, аграрного). Комиссия самостоятельно ведет переговоры с третьими странами, ей принадлежит право распоряжаться общим бюджетом. Одним из важнейших направлений ее деятельности является приведение в соответствие национальных

Нормативные и законодательные акты

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 21.07.2014 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014, в "Собрании законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

2. "Конвенция о защите прав человека и основных свобод" (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с "Протоколом [N 1]" (Подписан в г. Париже 20.03.1952), "Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней" (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), "Протоколом N 7" (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) "Собрание законодательства РФ", 08.01.2001, N 2, ст. 163, "Бюллетень международных договоров", N 3, 2001

3. "Хартия основных прав Европейского Союза" (Принята в г. Ницце 07.12.2000) из информационного банка "Международное право" Справочная система http://www.consultant.ru/ дата доступа: 17.04.20

4. "Протокол N 11 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод о реорганизации контрольного механизма, созданного в соответствии с Конвенцией" (подписан в г. Страсбурге 11.05.1994) "Собрание законодательства РФ", 02.11.1998, N 44, ст. 5400, "Бюллетень международных договоров", N 12, 1998, "Дипломатический вестник", N 2, 1999

5. Информационное письмо ВАС РФ от 20 декабря 1999 г. N С1-7/СМП-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека при защите имущественных прав и права на правосудие" // Вестник ВАС РФ. 2000. N 2.

Судебная практика

6. Постановление Европейского суда по делу "Торреджиани и другие против Италии" (Torreggiani and Others v. Italy) от 8 января 2013 г., жалобы N 43517/09, 46882/09, 55400/09, 57875/09, 61535/09, 35315/10 и 37818/10.

7. Постановление Европейского суда по делу "Брониовский против Польши" (Broniowski v. Poland) от 22 июня 2004 г., жалоба N 31443/96.

8. Постановление ЕСПЧ от 2 марта 2006 г. по делу "Долгова (Dolgova) против России" (жалоба N 11886/05) // Бюллетень Европейского суда по правам человека. 2006. N 8.

9. Постановление ЕСПЧ от 24 июля 2003 г. по делу "Смирновы (Smirnovy) против России" (жалобы NN 46133/99; 48183/99) // Бизнес-адвокат. 2003. N 20.

10. Постановление ЕСПЧ от 6 сентября 1978 г. по делу "Класс (Klass) и другие против Федеративной Республики Германии" (жалоба N 5029/71) // Европейский суд по правам человека. Избранные решения: В 2 т. М.: НОРМА, 2000; Постановление ЕСПЧ от 29 ноября 1988 г. по делу "Броуган (Brogan) и другие против Соединенного Королевства" (жалоба NN 11209/84; 11234/84; 11266/84; 11386/85) // Европейский суд по правам человека. Избранные решения: В 2 т. М.: НОРМА, 2000.

11. ДУЛЯШ ПРОТИВ ТУРЦИИ DULAS v. TURKEY Постановление от 30 января 2001 г Справочная система http://www.consultant.ru/ дата доступа: 23.04.20

12. Постановление Европейского Суда по правам человека по жалобе N 13810/04 "Шамардаков против России" (вынесено 30 апреля 2015 г., вступило в силу 30 июля 2015 г.). Справочная система http://www.consultant.ru/ дата доступа: 23.04.20

13. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2000 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 47 и части второй статьи 51 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.И. Маслова". Справочная система http://www.consultant.ru/ дата доступа: 23.04.20

Научная и учебная литература

14. Горупа Т.А. Европейское право: учебно-методическое пособие для студ. юрид. фак. / Т.А. Горупа ; Брест. гос. ун-т, юрид. фак., каф. гражданско-правовых дисциплин. – Брест : БрГУ, 2017. – С. 33-38.

15. Мартенс Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. Том 2 [Электронный ресурс]/ Мартенс Ф.Ф.- Электрон. текстовые данные.- М.: Зерцало, 2013.- С. 186=189.- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/4536.- ЭБС «IPRbooks». (дата обращения: 23.04.2020).

16. Международное право [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ю.В. Трунцевский [и др.].- Электрон. текстовые данные.- М.: ЮНИТИДАНА, 2012. С. 102-106 Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15392.- ЭБС «IPRbooks». (дата обращения: 23.04.2020).

17. Право Европейского союза : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А. Х. Абашидзе [и др.] ; под редакцией А. Х. Абашидзе, А. О. Иншаковой. - Москва : Издательство Юрайт, 2018. - С. 200-205 - (Бакалавр и магистр. Академический курс). - ISBN 978-5-534-03371-7. - Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/413776 (дата обращения: 23.04.2020).

18. Проблемы защиты прав человека на евразийском пространстве: обмен лучшими практиками омбудсменов : материалы междунар. научно-практич. конф. (Москва, 5 декабря 2017г.) / под ред. Т.Н.Москальковой ; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) М-ва иностр. дел Рос. Федерации ; Аппарат Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. — Москва : МГИМО-Университет, 2018. — С. 182-187.

19. Сагынбекова, Г. М. Международные механизмы защиты прав личности / Г. М. Сагынбекова. - Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. - 2019. - № 8 (19). - Т. 2. - С. 91-93.

20. Тусеева А.В. Особенности судебного механизма защиты прав человека в рамках Европейского Союза Вестник магистратуры. 2017. № 11-2 (74). С. 140-141.

21. Четвериков А.О. Европейский Союз: новый этап интеграции (политико-правовые аспекты) / Общество, политика, наука: новые перспективы. М.: Московский общественный научный фонд, 2017. С. 412 - 437.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Международное право
2012 год 42 стр.
Курсовая Принципы и нормы международного права
diplomstud
Курсовая работа Международное право
2013 год 26 стр.
Курсовая Международные договоры
diplomstud
Курсовая работа Международное право
2012 год 35 стр.
Курсовая Правовой статус международного олимпийского комитета
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское