Введение
Глава 1. Обзорная характеристика мер социальной поддержки отдельных категорий граждан
1.1. Система социальной защиты населения: понятие, основные функции и принципы
1.2 Государственная политика в сфере социальной защиты населения
Глава 2 Правовое регулирование в области осуществления государственной политики в отношении отдельных категорий граждан
(на примере трёх категорий)
2.1 Правовое регулирование социальной защиты инвалидов
2.2 Социальная защита детей, лишенных родительского попечения
2.3 Социальная поддержка ветеранов боевых действий
Заключение
Список использованных источников
Литература
Социальная сфера, по сравнению с другими сферами функционирования общества, наиболее чувствительна к различным преобразованиям, происходящим в стране, что, в первую очередь, сказывается на уровне и качестве жизни граждан. Социальная защита населения является неотъемлемой функцией социального государства. В Российской Федерации система социальной защиты находится на стадии становления, что неотъемлемо связано с существованием различных проблем.
Становление социальной работы – длительный процесс, за множество лет формы помощи и отношение к ним изменилось, в связи с чем стали формироваться современные технологии и методы социальной работы, которые направлены на достижение основной цели социальной работы – оказания необходимой помощи со стороны государства тем, кто нуждается в ней.
Как любое явление, формирование технологий и методов социальной работы подчиняется определенным закономерностям, которые формируются в экономической, политической, социальной сфере общества. В любом случае, понимание этих закономерностей и корней формирования технологий лучше позволяет понять смысл, назначение и методологию технологий. Именно качество применения методик в рамках выбранных технологий позволяет достичь необходимых результатов.
Получателями социальной помощи являются разные группы населения: малоимущие, одинокие люди, пожилые люди, инвалиды и другие. Каждая категория нуждающихся имеет свои характерные особенности, которые позволяют выбирать подходы к реализации социальной помощи именно для конкретной группы населения. Система социальной защиты должна обеспечить потребности каждого нуждающегося вне зависимости от того, к какой категории он относится.
Актуальность темы исследования заключается в том, что в современной России отдельные категории граждан нуждаются в более серьезной социальной поддержке и обеспечении в связи с проблемами демографии, экономики, а также проблемой жилищного и медицинского обеспечения отдельных категорий и нормативно-правовой проблемой.
Цель исследования – проанализировать правовое регулирование отдельных категорий граждан, выявить проблемы социального обслуживания отдельных категорий граждан, определить перспективы развития социального обслуживания отдельных категорий граждан.
Объектом исследования - являются общественные отношения в сфере социальной защиты отдельных категорий граждан.
Предмет исследования - правовое регулирование социальной защиты отдельных категорий граждан.
Для достижения цели предполагается решение следующих задач:
1. раскрыть понятие, основные функции и принципы системы социальной защиты
2. изучить государственную политику в сфере социальной защиты населения;
3. рассмотреть правовое регулирование социальной защиты инвалидов
4. выявить правовое регулирование социальной защиты детей, лишенных родительского попечения
5. рассмотреть основы социальной поддержки ветеранов боевых действий
Глава 1. Обзорная характеристика мер социальной поддержки отдельных категорий граждан
1.1. Система социальной защиты населения: понятие, основные функции и принципы
Социальная защита населения – необходимый элемент функционирования любого достаточно развитого государства. Концепция социальной защиты возникла в конце XIX – начале XX в., а соответствующий термин впервые появился в США в 30-х гг. и постепенно распространился в западной социологии, обозначая систему мер, защищающих любого жителя страны от экономической и социальной ущемлённой вследствие безработицы, потери или резкого сокращения дохода .
В XX в., когда традиционное капиталистическое общество фактически трансформировалось в новую социально-экономическую систему – социально ориентированное рыночное хозяйство, в рамках этой трансформации сложились мощные системы социальной защиты населения, охватывающие как общество в целом, так и предприятия, фирмы, акционерные общества, кооперативы, трудовые организации и т.д. Можно сказать, что на Западе к настоящему времени сложилось несколько моделей систем социальной защиты граждан. Выделяются американская, европейская, японская модели, в рамках которых имеются свои разновидности.
Термин «социальная защита населения» в России появился в общественно-политической практике относительно недавно. В 1991 г. Министерство социального обеспечения было реорганизовано в Министерство социальной защиты населения, были расширены его функции и полномочия, изменилась структура и т.д. Однако на деле новое министерство осуществляло преимущественно функцию социального обеспечения – назначение пенсий и пособий .
Изменение специфики социально-экономических отношений в стране обусловило необходимость формирования системы социальной защиты населения на новых принципах, способной решать сложные задачи, в рамках новой государственной социальной политики. Рассматривая социальную политику как целенаправленное воздействие государства, общественных организаций и предприятий на существующую систему общественных отношений, целью которого является улучшение условий жизни широких слоев населения, следует отметить, что социальная защита населения является практической деятельностью по реализации основных направлений социальной политики, механизмом разрешения социальных проблем.
Существуют различные определения понятия «социальная защита». Так, Международное бюро труда определяет социальную защиту как социальное обеспечение в широком смысле слова. В некоторых определениях социальная защита рассматривается через понятие «уровень жизни»: социальная защита – это система мер, направленных на обеспечение достойного уровня и качества жизни.
Более широкое определение в следующей трактовке термина – это система общественных отношений по обеспечению условий для нормальной жизнедеятельности населения. Выше обозначенные подходы не бесспорны. В частности, понятие «социальное обеспечение» является более узким по сравнению с понятием «социальная защита», так как социальная защита предполагает предоставление социальной помощи, поддержки, социальное страхование, социальное обслуживание и др .
Зачастую происходит просто отождествление этих понятий. Основное предназначение социальной защиты – защита населения от социально-рисковых ситуаций (болезнь, безработица, потеря способности к самообслуживанию, самообеспечению и т.п.), следовательно, социальная за- щита населения может быть определена как система мер, направленных на предотвращение, смягчение и ликвидацию последствий социально-рисковых ситуаций посредством обеспечения достойного уровня и качества жизни.
Система социальной защиты населения может быть рассмотрена в нескольких аспектах: как совокупность социальных гарантий и мер по их реализации, направленных на обеспечение достойного уровня и качества жизни; как совокупность взаимоотношений между субъектом и объектом социальной защиты по поводу предотвращения и ликвидации последствий социально-рисковых ситуаций посредством обеспечения достойного уровня и качества жизни; как совокупность органов, учреждений и организаций, осуществляющих организацию и предоставление социальных услуг населению в сфере социальной защиты.
Формы социальной защиты населения могут быть классифицированы по различным основаниям: в зависимости от субъекта-адресата социальной защиты – общие (направлены на все население), специальные или категориальные (направлены на отдельные категории граждан) и исключительные (предоставляются в особых случаях, на основании специальных нормативных актов (поддержка лиц, пострадавших от стихийных бедствий, катастроф природного и техногенного характера и т.д.); в зависимости от наличия промежуточного звена в системе предоставления помощи или обеспечения – прямая (непосредственно предоставляется гражданам в виде выплаты пенсий, пособий, социального обслуживания и т.д.) и опосредованная (например, предоставление льгот) социальная защита.
Понятие «социальное обеспечение» в правовой и экономической науках трактуется неоднозначно и до сих пор не является общепринятым. Сторонники экономических концепций, включенных в социальное обеспечение всех видов помощи членам общества за счет потребления государственных средств. Представители юридической концепции мысли, что социальное обеспечение применяется только к определенным людям, нуждающимся в особой поддержке со стороны государства. Семантическое понимание социального обеспечения означает «обеспечение достаточных материальных средств для жизни кому-либо из сообщества».
В зависимости от степени участия гражданина в деятельности по повышению своего жизненного уровня социальная защита может быть активной (трудоустройство при посредничестве службы занятости, участие в общественных работах, формирование накопительной части пенсии, дополнительные формы страхования и др.) или пассивной (получение пенсий, пособий, социальное обслуживание и т.д.); в зависимости от особенностей получателя социальная защита может быть индивидуальной (когда меры направлены на поддержку конкретного человека) и коллективной (адресатом является коллектив или группа граждан); в зависимости от оснований предоставления различают договорные (предоставляются по договору) и внедоговорные (предоставляются в силу закона) формы .
Система социальной защиты выполняет несколько важнейших функций:
– превентивную (предупреждение социально-рисковых ситуаций). Примерами реализации этой функции являются меры по обеспечению занятости, защите сбережений граждан, предотвращению чрезвычайных ситуаций разного рода и т. д.;
– обеспечительную, в случае если не удалось предотвратить наступление неблагоприятных социально-экономических последствий, государство принимает на себя обязательства по материальной поддержке граждан: выплачивает пенсии, пособия, предоставляет различные виды социальных услуг. Реализация этой функции осуществляется методами
Нормативно-правовые акты
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
«Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 №188-ФЗ (ред. от 31.01.2016).// Собрание законодательства РФ, 03.01.2005, № 1 (часть 1), ст. 14.
2.«Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016).// Собрание законодательства РФ, 03.01.2005, № 1 (часть 1), ст. 16.
3.Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».// Собрание законодательства РФ, 27.11.1995, № 48, ст. 4563.
4.Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 03.11.2015) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».// Собрание законодательства РФ, 10.12.2007, № 50, ст. 6242.
5.Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015) «О государственной социальной помощи». // Собрание законодательства РФ, 19.07.1999, N 29, ст. 3699.
6.Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О страховых пенсиях».// Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, № 52 (часть I), ст. 6965.
7.Федеральный закон от 15.12.2001 №166-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». // Собрание законодательства РФ, 17.12.2001, N 51, ст. 483.
8.Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 (ред. от 04.11.2014, с изм. от 14.01.2016) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015).// Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 04.03.1993, № 9, ст. 328.
9.Федеральный закон от 24.07.1998 №125-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».// Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, №31, ст. 3803.
10.Андреев В.С. Право социального обеспечения. Учебник. М., 1994. С. 16 - 18; Иванова Р.И., Тарасова В.А. Право социального обеспечения. М., 2010. С. 12 - 16; Шайхатдинов В.Ш. Теоретические проблемы права.
11.Замараева З.П. Институционализация социальной защиты населения в условиях современной России // Социальное обслуживание. – 2013. – № 5. – С. 5-35.
12.Малько А.В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы: Учебное пособие. М., 2014
13.Роик В. Социальная защита: содержание понятия // Человек и труд. 2015. № 1.- С.56
14.Сурков Н.И. К вопросу о развитии понятия «социальная защита» // Отечественный журнал социальной работы. – 2013. – № 4. – С. 42-45.
15.Холостова Е.И. Социальная политика: Учеб. пособ. – М.: ИНФРА-М, 2001.
16.Шарин В. Социальная защита населения: теоретические основы // Социальное обеспечение. – 2014. – № 14. – С. 21-25.
17.Цымбал А.А. Конституция РФ и проблемы, связанные с проводимой социальной политикой в России.//Известия Пензенского.ун-та им. В.Г.Белинского №11/2014. –С.57.
18.Яцентюк, О., Еремченко, В. Социальная поддержка детей-сирот//ЭЖ - Юрист. - 2012. - № 5. - С.6
19.Холостова, Е.И. Социальная политика/ Е.И. Холостова : Учебник для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2014.- С.32. 20.ЦымбалА.А. Конституция РФ и проблемы, связанные с проводимой социальной политикой в России.//Известия Пензенского.ун-та им. В.Г.Белинского №11/2014. –С.57.
20.Шайхатдинов В.Ш. Теоретические проблемы права. М., 2010. С. 22 – 26.