Банковская система, будучи одним из важнейших звеньев рыночной экономики, оказывает огромное, разностороннее воздействие на жизнедеятельность общества в целом. Она не только обеспечивает механизм межотраслевого и межрегионального перераспределения денежного капитала, но и является ключевым элементом расчетного и платежного механизмов хозяйственной системы страны.
От состояния банковской системы государства существенным образом зависит защищенность и устойчивость национальной валюты
Поэтому в ситуации, в которой сейчас находится российская экономика, важнейшая задача – добиться того, чтобы эти финансовые ресурсы, которые формируются внутри страны и которые в ближайшее время придут извне, были трансформированы в реальные экономические проекты и реальные инвестиции. Роль банковской системы здесь крайне велика. Если банковская система активно будет участвовать в этом процессе, то темпы инвестиционной активности могут значительно возрасти, что создаст основу для долговременного высокого экономического роста в ближайшие годы.
Это вполне реально. Однако явных свидетельств того, что банковская система справляется или готова ответить на эти мощные вызовы реальной экономики, пока нет.
Сегодня ключевым элементом банковской системы любого развитого государства является центральный банк. Центральный банк Российской Федерации – системообразующий и центральный орган управления, контроля и надзора в банковской системе России. Он занимает особое место в государственном механизме и рыночной экономике нашей страны. Деятельность ЦБ РФ по регулированию банковской и денежной системы направлена на реализацию социальных и экономических основ конституционного строя Российской Федерации.
Предмет данной работы составляют общие положения теории права о правовых принципах, положения науки финансового права о принципах финансового права как отрасли права, принципах отдельных институтов финансового права и принципах финансовой деятельности Банка России, концепции, детально раскрывающие финансово-правовые основания, служащие базисом принципов деятельности Банка России ; положения нормативно-правовых актов (федеральные законы и нормативные документы Банка России).
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности Банка России.
Целью данной работы является создание концепции принципов финансовой деятельности Банка России.
Задачи исследования:
- выявить роль Центрального банка Российской Федерации
- рассмотреть финансово-правовой статус Банка России
- изучить Центральный Банк России как объект финансово-правового регулирования
- выявить роль Центрального Банка РФ в регулировании банковской деятельности
- рассмотреть предпосылки создания интегрированного регулятора
- определить меры Банка России по развитию финансового рынка
Глава 1 Деятельность и функции Центрального банка Российской Федерации
1.1. Ведущая роль Центрального банка Российской Федерации
Центральный банк Российской Федерации (далее - ЦБ РФ) как национальный институт финансовой системы страны располагает значительным инструментарием, с помощью которого он может регулировать деятельность, как отдельных банков, так и банковской системы в целом.
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР .
2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон о Центральном банке РСФСР (Банке России), согласно которому Банк России являлся юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР.
В законе были определены функции банка в области организации денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков.
В течение 1991-1992 гг. под руководством Банка России в стране на основе коммерциализации спецбанков была создана широкая сеть коммерческих банков. После упразднения Госбанка СССР была изменена система счетов, создана сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка и началась их компьютеризация.
Свои функции, определенные Конституцией Российской Федерации и Законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», банк осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления (ст. 22, ст. 75) .
Категория «финансовая деятельность» носит фундаментальный характер, поэтому ей уделяется значительное внимание в науке финансового права. Устойчивым обозначением финансовой деятельности в теории финансового права является формулировка «финансовая деятельность государства и муниципальных образований»
ЦБ РФ относят к федеральным органам государственной власти специальной компетенции, определяя его как орган особого качества, не относящийся ни к одной из существующих ветвей власти, наделенный специальной функцией государственного управления и надзора. Правовой статус ЦБ РФ изучается в числе прочих аспектов в контексте правовой регламентации де- нежного обращения на территории Российской Федерации
В образовании (формировании) денежных фондов государства ЦБ РФ принимает участие посредством уплаты налогов, так как Банк России является налогоплательщиком и выполняет индивидуально-определенные обязанности по перечислению части прибыли в федеральный бюджет. Согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. от 21 июля 2014 г. № 218-ФЗ) (далее – Закон о Банке России 2002 г.) после утверждения годовой финансовой отчетности Банка России Советом директоров Банк России отчисляет в федеральный бюджет 50 % фактически полученной им по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом РФ (далее – НК РФ).
Остающаяся прибыль Банка России подлежит направлению в резервы и фонды различного назначения согласно распоряжению Совета директоров.
В области распределении денежных фондов ЦБ РФ организует систему рефинансирования, т.е. предоставляет кредиты кредитным организациям, что оказывает стабилизирующее воздействие на банковскую систему Российской Федерации. Подобный механизм, а также предоставление Банком России кредитным организациям кредитов, которые обеспечены активами либо поручительствами, зарекомендовали себя как антикризисные меры в 2008–2010 гг. В процессе использования денежных фондов ЦБ РФ разрабатывает и проводит денежно-кредитную политику, организует денежное обращение, осуществляет валютное регулирование и валютный контроль, выполняет функции органа банковского регулирования и банковского надзора, содействует развитию национальной платежной системы, оптимизации наличных и безналичных платежей, обслуживает счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Актуальным направлением финансово-правовой политики является передача ЦБ РФ функций регулирования и контроля, надзора на финансовых рынках.
Таким образом, ЦБ РФ играет активную роль в финансовой деятельности государства.
Цели деятельности ЦБ РФ как субъекта финансового права носят публично-правовой характер: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы. Конкретизация целей деятельности Банка России содержится в программных документах концептуального характера.
Вопросы охраны стабильности рубля находят отражение в Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики, разрабатываемых совместно Правительством РФ и Банком России на определенный период. Вопросы развития и укрепления банковской системы Российской Федерации являются предметом Стратегий развития банковского сектора, одобренных в заявлениях Правительства РФ и ЦБ РФ от 30 декабря 2001 г., 5 апреля 2005 г. и 5 апреля 2011 г. Обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы предусмотрено в Стратегии развития национальной платежной системы, также одобренной решением Совета директоров Банка России (Протокол № 4 от 15 марта 2013 г.). Имеет значение в указанном аспекте и Концепция развития платеж- ной системы Банка России на период до 2015 года (одобрена решением Сове- та директоров Банка России от 16 июля 2010 г., протокол № 16).
Основываясь на выводах науки финансового права, под финансовой деятельностью ЦБ РФ можно понимать следующее: это закрепленная в правовой форме деятельность ЦБ РФ в процессе осуществления законодательно определенных функций, способствующих планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов), направленная на достижение законодательно установленных целей и задач ЦБ РФ.
Конкретизация цели деятельности Банка России – развитие финансово- го рынка Российской Федерации, обеспечение стабильности его функционирования – будет осуществляться в проекте основных направлений развития финансовых рынков. Банку России вменяются в обязанность регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами.
Важно подчеркнуть, что Банк России осуществляет мониторинг состояния финансового рынка Российской Федерации, в том числе для выявления ситуаций, угрожающих финансовой стабильности Российской Федерации.
Банку России вменено в обязанность утверждать отраслевые стандарты бухгалтерского учета для кредитных организаций, Банка России и некредитных финансовых организаций, план счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок его применения, план счетов бухгалтерского учета для Банка России и порядок его применения.
Таким образом, в связи с упразднением Федеральной службы по финансовым рынкам и передачей Центральному банку Российской Федераций полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков складывается тенденция расширения сферы финансовой деятельности ЦБ РФ.
1.2. Финансово-правовой статус Банка России
Осуществление Центральным банком РФ финансовой деятельности связано с реализацией его компетенции, что ставит вопрос об определении финансово-правового статуса Банка России. О.Ю. Бакаева рассматривает вопрос о финансово-правовом статусе как юридической категории . Сущностные характеристики финансово-правового статуса субъекта позволяют глубже понять природу принципов его финансовой деятельности.
Изучение судебной практики весьма важно для выводов о правовом статусе ЦБ РФ. Именно это рекомендует Министерство финансов РФ в письме от 16 мая 2013 г. № 03-05-04-03/17215 . Предметом рассмотрения Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Рос- сии был вопрос об освобождении от уплаты государственной пошлины ЦБ РФ за выдачу разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также при совершении иных юридически значимых действий, установленных гл. 25.3 НК РФ , согласно подп. 4 п. 1 ст. 333.35 гл. 25.3 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных гл. 25.3 НК РФ, где в качестве исключения указаны случаи, закрепленные в подп. 124 п. 1 ст. 333.33 НК РФ .
В указанном документе Минфина России приводится вывод судебной практики о том, что Банк России обладает особым конституционно-правовым статусом, но данное обстоятельство не свидетельствует о том, что Банк России имеет статус органа государственной власти, так как действующее законодательство не содержит прямого указания о наделении Банка России статусом государственного органа.
ЦБ РФ имеет уникальный правовой статус. Подтверждением этому является подход законодателя, когда ЦБ РФ указывается как единичный субъект индивидуальной группы тех или иных участников правоотношений. В связи с изложенным следует под- держать мнение М.В. Баглая об уникальности статуса Банка России .
Так, в Федеральном законе от 26 июля 2006 г. «О защите конкуренции» (в ред. от 28 декабря 2013 г.) в ч. 1 ст. 1 при определении его предмета ЦБ РФ не отнесен законодателем ни к группе федеральных органов исполни- тельной власти, ни к федеральным органам государственной власти или государственным органам, а заявлен обособленно, индивидуально как ЦБ РФ. Этот подход прослеживается в целом по указанному Федеральному закону (ст. 3, 15, 16, 17.1, 23) .
Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 28 декабря 2013 г.) , вступившим в силу с 1 января 2013 г., ЦБ РФ в подп. 3 ч. 1 ст. 2 заявлен как особый субъект права, отличный по статусу от государственных органов, обозначенных в подп. 2 ч. 1 ст. 2 указанного Закона .
Между тем ЦБ РФ назван органом государственного регулирования бухгалтерского учета наряду с уполномоченным федеральным органом (ст. 22 Федерального закона «О бухгалтерском учете»), каковым признается Министерство финансов РФ, являющееся федеральным органом исполни- тельной власти, уполномоченным Правительством РФ осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (п. 2 ст. 3 Федерального закона «О бухгалтерском учете»). Изложенный подход позволяет сделать вывод о том, что ЦБ РФ рассматривается как особый субъект в государственном аппарате.
Указанная тенденция в определении статуса ЦБ РФ наблюдается и при анализе другого федерального закона, закона антикоррупционной направленности. Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» устанавливает контроль за расходами в числе прочих субъектов в отношении служащих ЦБ РФ, которые выделены в отдельную классификационную группу публично-правовых субъектов.
Данная позиция законодателя содержится и в другом Федеральном законе антикоррупционной направленности – Федеральном законе от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» . Должности членов Совета директоров ЦБ РФ названы обособленно (подп. «в» п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ).
Заслуживает внимания и то обстоятельство, что в ст. 5 Федеральном закона от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ законодатель не относит ЦБ РФ к государственным органам, а позиционирует его отдельно как особый вид субъектов заявленных правоотношений.
В указанном аспекте представляет интерес подход законодателя, закрепленный в Федеральном законе от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» . При определении области действия контрольных полномочий Счетной палаты и объектов аудита
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г . //Собрание Законодательства РФ. – 1993. – 25 дек. (№237).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): принят Гос. Думой 21 окт. 1994: офиц. текст //Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 837.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ// Российская газета выпуск от 06 августа 1998 г.
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.12.2017).
5. О банках и банковской деятельности от 02.12.1990 (№ 395-1) ред. от 05.04.2016//Собрание законодательства РФ.- 1996.- №2.
6. О Центральном банке РФ (Банке России): федеральный закон от 10.07.2002 (№86-ФЗ) ред.30.12.2015 с изм. и доп., вступ. в силу с 09.02.2016//Собрание законодательства РФ.- 2002.- №7.
7. О Банке Развития: федеральный закон от 17.05.2007 (№ 82-ФЗ) ред. от 29.12.2015//Собрание законодательства РФ.-2007 .-№43.
8. Федеральный закон "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" от 03.12.2012 N 230-ФЗ (последняя редакция) // СПС "Консультант Плюс".
9. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 05.04.2013 N 41-ФЗ "О СЧЕТНОЙ ПАЛАТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (принят ГД ФС РФ 22.03.2013).
10. Федеральный закон "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" от 05.05.2014 N 99-ФЗ (последняя редакция)
Литература
11. Бычков А.А. Банковский сектор России под влиянием кризиса/А.А. Бычков, Д.А. Подлинных //Молодой ученый.- М., 2015.- № 10.- С. 548- 551.
12. Банковское право: Учебник для магистров / Д. Г. Алексеева, С. В. Пыхтин.- М.: Проспект, 2013.- 1055 с.
13. Бакаева О.Ю. Финансово-правовой статус как юридическая категория (на при- мере таможенных органов) // Очерки финансово-правовой науки современности / под общ.ред. Л.К. Вороновой и Н. И. Химичевой.,М 2013, С. 194–204.
14. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для юридических вузов и факультетов. 2-е изд., изм. и доп. М., 2000. С. 344; Его же. Конституционное право Российской Федерации: учебник. 10-е изд., изм. и доп. М., 2013. С. 417.
15. Барулин С.В. Финансы: учебник/С.В. Барулин.- М., 2011.- 640 с
16. Борисова Е. В. Взаимодействие регуляторов на финансовых рынках как механизм совершенствования консолидированного банковского надзора// ФИНАНСОВОЕ ПРАВО. – 2012. – №. 11. – С. 30-32.
17. Воеводская П.О. Регулирование банковских рисков в условиях нестабильности Российской экономики. Дис. … к.э.н/П.О. Воеводская.- М., 2014.- 159 с
18. Гаврин Д.А. О банковской системе России/Д.А. Гаврин//Бизнес. Менеджмент. Право, 2014.- №2.- С. 82-91.
19. Дубинин С.К. Российская банковская система – испытание финансовым кризисом/С.К. Дубинин//Деньги и кредит.-№1.-С.3-12.
20. Емельянцева М.Ю. Состояние банковского сектора на сегодняшний день/М.Ю. Емельянцева// Современные проблемы и тенденции развития экономики и управления в XXI веке, 2015.- №9.- С. 32-68.
21. Криворучко С.В. Банки как субъекты национальной платежной системы: современные проблемы/С.В. Криворучко, В.А. Лопатин//Финансовый журнал.- 2016.- №2.- С.110-118
22. Лисицын Д.А. Финансовая деятельность государства: содержание, методы осуществления: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Челябинск, 2013. С. 9–11.
23. Семкин А.А Организация банковской системы в Российской Федерации (финансово-правовой аспект) дис./А.А. Семкин.- 2014.- 32 с.
24. Степанов Р.В. Анализ эффективности банковской системы/Р.В. Степанов.- М.: Экономика и право, 2015.- С. 10-19.
25. Стратегия развития банковского сектора, одобренная в Заявлении Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации, от 30 декабря 2001 года // Вестник Банка России. 2002. № 5; Стратегия развития банковского сектора на период до 2008 года, одобренная в Заявлении Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации от 5 апреля 2005 года // Вестник Банка Рос- сии. 2005. № 19; Стратегия развития банковского сектора на период до 2015 года, одобренная в Заявлении Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации от 5 апреля 2011 г. // Вестник Банка России. 2013. № 21.
26. Туляй Е.Ю. Финансово-правовое регулирование банковской деятельности/Е.Ю. Туляй//Изд-во НТЛ.- Томск, 2013.- 187 с.
27. Тупчиенко В.А. Макроэкономическое развитие экономики РФ/В.А. Тупчиенко//Научный консультант.- М., 2015.- С. 173-180.
28. Писарева Е.Г. Финансовое право : учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / отв. ред. Н. И. Химичева. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : НОРМА : ИНФРА-М, 2012. — С. 705—721.
29. Капустина Г.С. Финансовое право : учеб. пособие ; РАНХиГС, Сиб. ин-т упр. — 2-е изд., перераб. — Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2016. — 204 с.
30. Хандруев А. А. Интегрированный финансовый регулятор – российская модель в контексте мировой практики //Деньги и кредит. – 2013.
Электронные ресурсы
31. Центральный банк Российской Федерации // Официальный сайт [Электронный ресурс]. – URL: http://www.cbr.ru/today/.
32. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) [Электронный ресурс]: фед. закон от 10.07.2002№ 86-ФЗ, в ред. от 30.12.2015, с изм. и доп., вступ. в силу с 09.02.2016 // Консультант Плюс: справочная правовая система. – URL: http://www.consultant.ru