Введение
1. Основы современного терроризма как угрозы национальной
безопасности
1.1. Терроризм: понятие, сущность терроризма как правонарушения
1.2. Терроризм как угроза национальной безопасности Российской Федерации и объект противодействия
2. Стратегия национальной безопасности в Российской Федерации
2.1. Разработка и принятие Стратегии национальной безопасности Российской Федерации
2.2. Реализация мер по противодействию угрозам национальной безопасности Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников
Террор как способ достижения целей в политической борьбе посредством физического насилия и морально-психологического устрашения известен с момента зарождения человеческой цивилизации. Однако сегодня терроризм превратился в одну из опаснейших глобальных проблем современности, серьезную угрозу безопасности всего мирового сообщества.
К сожалению, Россия оказалась в числе стран, столкнувшихся с наиболее агрессивными террористическими проявлениями.
Противодействия терроризму – сложный, комплексный вид государственной деятельности, направленный на защиту жизненно важных интересов личности, общества и государства, на отражение и подавление одной из наиболее опасных угроз национальной безопасности России.
В его осуществлении участвуют различные государственные органы всех ветвей власти. Направления, формы и методы противодействия терроризму являются основообразующими элементами всей его (противодействия) системы, которые характеризуются тем, что являются необходимыми элементами в общей системе рассматриваемого вида государственной деятельности, носят долгосрочный и объективный характер. К числу этих направлений можно отнести: профилактику (противодействие) терроризма, непосредственное противоборство с носителями террористических угроз, минимизацию ущерба и ликвидацию последствий террористической деятельности, расследование преступлений террористического характера, а также обеспечение противодействия терроризму.
Характерными для минимизации ущерба и ликвидации последствий террористической деятельности являются такие задачи, как возможное сокращение людских и материальных потерь, наступивших в результате совершения актов терроризма, проведение спасательных работ, оказание медицинской и технической помощи пострадавшим людям и объектам, ликвидация неблагоприятных морально-психологических последствий воздействия террористических актов на общество и др.
Обеспечение противодействия терроризму предполагает осуществление широкого комплекса задач, в числе которых центральное место занимает создание необходимых, интеллектуальных, материальных и организационных условий, которые обеспечивают оптимальное функционирование общегосударственной системы противодействия терроризму, в том числе: научное, информационно-аналитическое, финансовое, материально-техническое обеспечение.
Осуществление противодействия терроризму на основных направлениях требует определенной организации задействованных в решении его задач, сил и средств, что достигается разработкой и использованием соответствующих организационных форм антитеррора. Наиболее универсальными из их числа являются такие формы, как антитеррористические действия, мероприятия и операции.
Рассмотрение указанных элементов противодействия террористам как угрозе национальной безопасности Российской Федерации свидетельствует о динамичном развитии данной системы и необходимости принятия мер по ее организационному упорядочиванию развитию методов антитеррористической деятельности, формированию правовой базы в целях антитеррористической деятельности на всех направлениях
1. Основы современного терроризма как угрозы национальной безопасности
1.1. Терроризм: понятие, сущность терроризма как правонарушения
Первоначально понятие террора употреблялось как политика правящей партии или государства, основанная на массовом применении репрессивных и насильственных мер в отношении личности или оппозиционно настроенной группы. В современных условиях понятие террор используется в качестве социально-политического инструмента, который может быть применен с целью достижения конкретно сформулированных задач как со стороны государства, так и в отношении него.
Одновременно с понятием «террор» активно использовалось и другое понятие – «терроризм», изначально имеющее практически такое же значение.
Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее по тексту – федеральный закон «О противодействии терроризму) раскрывает содержание «терроризма» как идеологию насильственного принуждения и практику воздействия на принятие решений со стороны властных структур (в большей степени речь идет о федеральных органах, чем о региональных или местных) и/или международных организаций, основанных на устрашении населения и/или иных формах противоправных насильственных действий.
В отечественном антитеррористическом законодательстве сформулированы законодательные дефиниции и другим терминам, тесно связанным с понятием терроризма, например, террористической деятельности и террористическому акту .
Поскольку терроризм характеризуется как система воздействия на государственные органы, то итоговой целью его применения всегда является получение власти. По достижении поставленных целей, терроризм в свою очередь превращается в террор, используемый в качестве инструмента политического управления, посредством которого преобразуются вся сложившаяся система государственных институтов и общественное устройство в целом. Таким образом, терроризм ведет борьбу за политику, реализация и воплощение которой осуществляется через применение террора .
Современные террористические акции в своем подавляющем большинстве призваны оказывать влияние на аппарат управления через общественное сознание, выражающее критику и недоверие к властным структурам, неспособным обеспечить безопасность своих граждан. Кроме того, ужесточение контроля со стороны государства путем введения новых правовых мер пресечения и расширение полномочий силовых структур приводит к тому, что власть вслед за террористическими организациями усугубляет конфликтную ситуацию и втягивает в нее новые слои населения.
Среди европейских государств Россия практически первой столкнулась с проблемами, которые несет за собой глобальный терроризм. В конце XX столетия в условиях политической, экономической, и национальной нестабильности терроризм начал активно применяться как инструмент воздействия преступных организаций на отдельные личности, общество и государство.
Так, в марте 2009 года Асташиным И.И. была создана организованная преступная группа «Синдикат «Автономная боевая террористическая организация» (АБТО) с целью совершения серии террористических актов, для достижения которой указанное лицо привлекло к участию некоторых представителей неформальных молодежных движений и других лиц, поддерживающих его радикальные националистические взгляды о своем превосходстве как русского. Все участники вступали и в дальнейшем участвовали в ней добровольно, поддерживали необходимость систематического осуществления террористической деятельности, что было установлено в последующем в ходе судебных заседаний. АБТО использовали данное название при создании и размещении ряда видеороликов с записями террористических актов, которые они планировали совершить, в сети Интернет с целью устрашения населения, а также пропаганды их экстремистской деятельности и ее широкой огласки. В период с декабря 2009 года по февраль 2010 года членами организованной группы в разном составе был совершен ряд поджогов на территории Москвы и Московской области с фиксированием при этом процесса совершения с помощью видеозаписи. Решением Московского городского суда от 28.06.2013 года по делу № 3-67/2013 деятельность АБТО была запрещена, а сама организация отнесена к террористической .
Внесение в уголовный закон указанных изменений было обусловлено текстом указа Президента Российской Федерации «Об утверждении Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», которым деятельность отдельных лиц, их групп или террористических организаций, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, дезорганизацию нормального функционирования органов власти, повреждение или уничтожение объектов, обеспечивающих жизнедеятельность общества .
На данный момент согласно сведениям ЕФСТО, террористическими на территории России наряду с приведенными в данной работе примерами из судебной практики признаны еще двадцать две организации.
Следует обратить внимание на то, что действующее законодательство Российской Федерации содержит положения о привлечении лиц за действия, совершаемые в целях финансирования терроризма также к административной ответственности.
1.2. Терроризм как угроза национальной безопасности Российской Федерации и объект противодействия
Общественный резонанс различных видов террористического воздействия далеко не одинаков. В зависимости от целей террористических организаций и значимости объекта террористической деятельности нападение может носить индивидуальный характер; групповой характер – нападение будет адресовано социальной группе; массовый характер – нападение будет направлено на все общество, а в целом, также иметь символический характер или может быть обусловлен целесообразностью.
Следует различать непосредственный объект насилия и целевой объект воздействия террористической деятельности. В первом случае это конкретные материальные объекты и (или) граждане, во втором – политические режимы и их структуры, характер социальных, правовых или иных отношений .
Таким образом, обобщая все выше сказанное можно прийти к выводу о том, что объект террористических устремлений включает в себя несколько элементов:
- объект воздействия (лицо или группа лиц, организации или материальные предметы);
- объект управления (лицо или группа лиц, обладающие полномочиями на принятие решений и/ или совершение действий либо бездействий, реализация которых является желаемым результатом для террористов);
- объекта посягательства (охраняемые международным и (или) национальным правом общественные отношения, которым наносится ущерб вследствие осуществления террористических посягательств).
Вместе с тем, террористы в своей деятельности преследуют тактические цели, которые реализовываются как одновременно
1. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 декабря 1993: [офиц. текст по состоянию на март 2003 г.]. — СПб.: Линия, 2004.
2. Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» (в ред. от 3 июля 2005 г.).
3. Концепция национальной безопасности Российской Федерации: утв. Указом Президента Российской Федерации 17 декабря 1997 г. № 1300 (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. №24).
4. Уголовный кодекс от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2004 г.).
5. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
6. Модельный закон от 17 апреля 2004 г. № 23-5 «О борьбе с терроризмом»: принят на заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ (постановление).
Литература
7. Чибинёв В.М. К истории мирового терроризма: терроризм хашашинов / В.М. Чибинев, А.Ю. Пиджаков // Мир юридической науки. – 2010. – № 9. – С. 32 – 39.
8. Афиногенов Д.А. Роль документов стратегического планирования: правовые аспекты / Д.А. Афиногенов, В.В. Воронин // Государственная власть и местное самоуправление. – 2014. – №2.– С.13 – 17.
9. Агапов П.В. Организация террористического сообщества и участие в нем: проблемы криминализации и правоприменения / П.В. Агапов // Российская юстиция. – 2015. – № 7. – С. 23 – 25.
10. Валеева А.С. Разграничение понятий террор, терроризм, террористический акт /А.С. Валеева // Российский следователь. – 2012. – № 14. – С. 31 – 33.
11. Ветошкина Е.Д. Защита прав и интересов организаций и граждан: уголовно-правовой, уголовно-процессуальный и криминологический аспект (состояние, проблемы, пути совершенствования). Общее состояние и региональная специфика: Монография / Е.Д. Ветошкина, Л.А. Воскобитова, Ю.Е. Петухов и др.; отв. ред. Л.А. Воскобитова. – М.: НОРМА, ИНФРА-М. – 2015. – 144 с.
12. Гладких В.И. Новые правовые механизмы противодействия терроризму: критический анализ / В.И. Гладких // Российский следователь. – 2014. – № 5. – С. 34 – 38.
13. Горбунов Ю.С. Об определении понятий «террор» и «терроризм» / Ю.С. Горбунов // Журнал российского права. – 2010. – № 2. – С. 31 – 40.
14. Гунич С.В. Конституционно-правовые аспекты определения сил обеспечения национальной безопасности Российской Федерации /С.В. Гунич // Конституционное и муниципальное право. – 2013. – № 6. – С. 15 –17.
15. Казберов П.Н. Проблемные вопросы психологического изучения проявлений экстремизма и терроризма /П.Н.Казберов// Юридическая психология. – 2015. – № 2. – С. 8 – 10.
16. Качалов В.В. Некоторые направления совершенствования правового обеспечения антитеррористической безопасности / В.В. Качалов, М.Г. Жилкин, // Военно-юридический журнал. –2015. – № 1. – С. 13 –17.
17. Квасов О.Н. Генезис форм террористического насилия /О.Н. Квасов // История государства и права. – 2015. – № 18. – С. 32 – 36.
18. Коростелев Н.Ю. Документы стратегического планирования в контексте Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» / Н.Ю. Коростелев, Н.Б. Зиновьева // Делопроизводство. – 2015. – № 1. – С. 49 – 53.
19. Кузнецов А.П. Правовое регламентирование формирования единого антитеррористического пространства в международных актах и российском законодательстве / А.П. Кузнецов // Международное уголовное право и международная юстиция. – 2015. – № 4. – С. 3 –6.