ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Понятие и сущность свободы совести и вероисповедания в российской федерации
1.1 Понятие свободы, характеристика свободы в праве
1.2 Соотношение понятий "свобода совести" и "свобода вероисповедания"
1.3 Российская Федерация как светское государство
Глава 2. Особенности правового регулирования свободы совести и вероисповедания в российской федерации
2.1 Структура права на свободу совести и вероисповедания
2.2 Законодательное регулирование свободы совести и свободы вероисповедания в Российской Федерации
2.3 Правовое регулирование деятельности религиозных объединений в Российской Федерации
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Права и свободы человека и гражданина, их сущность и социальное значение традиционно вызывают повышенный интерес ученых, и правоведы здесь не исключение. Данный аспект правовой сферы жизни общества важен и в связи с усиливающимися процессами глобализации и интеграции стран мира. Общепризнанные принципы и нормы международного права, в том числе касающиеся права человека на свободу совести и вероисповедания, становятся неотъемлемой частью национальной правовой системы и во многом определяют направления дальнейшей модернизации государственно-правовых институтов. Авторами отмечается, что современное конституционное право не выработало единого взгляда на проблему соотношения свободы совести и свободы вероисповедания.
Указанными обстоятельствами обусловлена актуальность настоящей работы.
Цель настоящего исследования состояла в том, чтобы путем анализа действующего законодательства и выдвинутых научных мнений проанализировать право человека на свободу совести и вероисповедания в контексте правового статуса человека и гражданина РФ.
Цель конкретизируется в постановке следующих задач:
определить понятие свободы, а также свободы в контексте правовой сферы жизни общества;
соотнести понятие свобода совести и свобода вероисповедания;
дать характеристику Российской Федерации как светскому государству;
осветить правовое регулирование свободы совести и вероисповедания в Российской Федерации.
При проведении исследования применялись общенаучные и специальные методы познания: анализ, синтез, формально-логический, системно-структурный анализ.
Глава 1. Понятие и сущность свободы совести и вероисповедания в российской федерации
1.1 Понятие свободы, характеристика свободы в праве
Свобода - одно из основных понятий философии, религии и общественной жизни. В философии свобода - возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества; независимость, отсутствие стеснений и ограничений. Свободу определяют также как способность действовать в соответствии со своими интересами; отсутствие политических и экономических ограничений; личную независимость; возможность человека совершать или не совершать конкретные действия, основанные на его конституционных правах и свободах. Юридическое значение свободы ученые видят в том, что "все достоинство человека основано на свободе; на ней зиждутся права человеческой личности". Свобода, будучи одной из краеугольных философских, нравственных категорий, занимает особое место в юридической действительности в виде института прав и свобод человека и гражданина, признаваемых и гарантируемых на международном и национальном уровне.
Свобода в праве - сложная, имеющая давнюю историю область научных и практических интересов. В дореволюционной юридической литературе подчеркивалось, что сама возможность существования правовых норм обусловлена свободой воли, при этом как таковой вопрос о свободе воли можно ставить применительно к сфере сознательных действий человека и только в тех случаях, когда представляется выбор из нескольких путей, по которым можно следовать. Современные исследователи обращают внимание на то, что понятие свободы не означает абсолютную независимость от государства, а предполагает формирование активной, инициативной и ответственной (в плане выбора способов осуществления своих интересов) личности . Действительно, вряд ли в цивилизованном обществе свободу можно рассматривать как ничем не ограниченное право человека поступать как ему вздумается. Реализация свободы индивида связана с благополучием общества и государства и, следовательно, не должна нарушать публичный порядок. Таким образом, налицо две главные стороны свободы: субъективная (интерес и возможность совершения или несовершения каких-либо действий) и объективная (ограничение реализации субъективных притязаний личности интересами других людей, потребностями сохранения благополучия и безопасности общества, государства или мирового правопорядка в целом).
Главный признак правового измерения свободы заключается в сознательном выборе одного из нескольких возможных действий или в выборе между действием и бездействием. Сознательный элемент свободы предполагает, что ее носителем является физическое правосубъектное (для осуществления ряда прав и свобод - дееспособное) лицо, которое осознанно выбирает, как поступить. Однако об осознанности действий и о свободе выбора как таковой нельзя говорить, например, в отношении случаев крайней необходимости или необходимой обороны, совершения действий в состоянии аффекта, под влиянием алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (особенно если лицо было злонамеренно приведено в такое состояние), под психическим принуждением.
Вместе с тем нельзя признать приемлемыми случаи злоупотребления свободой (использование человеком своих прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу). В связи с этим вполне справедливо мнение о том, что любое субъективное право, являясь мерой возможного поведения управомоченного лица, имеет определенные границы как по своему содержанию, так и по характеру его осуществления.
Таким образом, установление границ осуществления прав и свобод человека и гражданина тесно связано с ограничением прав - давней и весьма дискуссионной проблемой юриспруденции. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ "права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства". Такие ограничения могут быть как постоянными, так и временными (предусмотренными, например, в законодательстве о чрезвычайном и военном положениях).
В литературе ограничение в праве определяется как сдерживание противозаконного деяния, создающего угрозу охраняемым законом правам и свободам иных участников общественных отношений; установление границ, в пределах которых субъекты должны действовать; исключение определенных возможностей в деятельности тех или иных лиц. В связи с этим профессор В.В. Лазарев справедливо утверждает, что "личность и государство всегда противостоят друг другу в том, что касается ограничений: личность, вопреки ее интересу, ограничивается в интересах государства, стоящего на защите интересов других личностей и общества в целом, а государство (его органы и чиновники) ограничивается в интересах человека и гражданина".
В конечном счете речь идет о нахождении приемлемого баланса частных и публичных интересов, об ограничении притязаний требованиями разумности, о добросовестности и целесообразности, что и является одной из основных задач эффективного правового регулирования.
С этой точки зрения границы законодательного регулирования могут рассматриваться в нескольких аспектах. С одной стороны, это мера вмешательства государства в дела общества и сферу частных интересов, а с другой - ограничение возможных и установление должных поведенческих актов (как действий, так и бездействия) субъектов права. В этом отношении особенно значимы вопросы взаимодействия государственного регулирования и саморегулирования (в том числе религиозного). Ограничение государственного управления в отдельных сферах жизни общества немыслимо и без соответствующих ограничений прав граждан и их объединений с целью охраны и реализации публичных интересов.
Таким образом, главное в свободе - это возможность действовать в соответствии со своим выбором, границы которого должны быть предопределены нормами права и морали. При этом юридическое восприятие свободы нередко фактически сводится к институту диспозитивности (выбор одного из нескольких вариантов поведения в той или иной ситуации). Такое понимание свободы - как возможности выбора человеком совершения тех или иных поступков, - ограниченное определенными нормативными рамками, по большому счету и получило наиболее широкое признание в праве.
В юридической науке в значительной степени исследуется вопрос соотношения понятий "право" и "свобода". Существуют различные точки зрения на решение данной проблемы, но большинство авторов сходятся в том, что они равнозначны. Н.И. Матузов в результате всестороннего исследования сущности субъективных прав заключает: "...свобода в юридическом смысле и есть субъективное право, как и наоборот, субъективное право есть юридически гарантированная свобода". В.С. Нерсесянц отмечает некоторую разницу между этими понятиями, но при этом отмечает, что "в понятийно-правовом смысле эти термины равнозначны. Ведь право - это форма свободы, а свобода возможна лишь в форме права".
Итак, можно сделать вывод, что категории "свобода" и "право" идентичны. Таким образом, мы можем говорить о свободе как о праве и о праве как о свободе.
1. Грудцына Л.Ю. / Церковь как связующее звено между гражданским обществом и государством в России // Адвокат, N 9, сентябрь 2007 г.
2. Дворникова О.А. / Религия и закон: проблемы взаимодействия // Журнал российского права, № 7, июль.2009 г.
3. Иванюк О.А. / Свобода совести и свобода вероисповедания: соотношение понятий и границы законодательного регулирования // Журнал российского права, N 9, сентябрь 2010 г.
4. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. - "Эксмо", 2009 г.
5. Конституция Российской Федерации: доктринальный комментарий (постатейный). Под ред.Ю.А.Дмитриева.- Москва: Деловой двор, 2009.-600 с.
6. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года // Российская газета. – 25 декабря 2003 года.
7. Лазарев В.В. Ограничение прав и свобод как теоретическая и практическая проблема // Журнал российского права. 2009. N 9.
8. Орлова О.В. Правовая свобода личности в гражданском обществе // Журнал российского права. 2007. N 5.
9. Осин И.В. / Свобода совести как субъективное право // Конституционное и муниципальное право, 2008, N 23
10. Придворов Н.А., Тихонова Е.В. Институт свободы совести и свободы вероисповедания в праве современной России. М., 2007.
11. Савва С.С. / Конституционное закрепление светского государства в России: национальный и международно-правовой аспекты // Журнал российского права, N 12, декабрь 2009 г.
12. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 сентября 1997 г. N 39 ст. 4465
13. Чиркин В.Е. / Конституционные личные права человека и гражданина: Россия и зарубежные страны // Гражданин и право, N 1, январь 2010 г.