Актуальность темы исследования. В настоящее время особое значение придается вопросам, связанным с защитой прав и свобод человека и гражданина, а также с феноменом «прямое действие Конституции Российской Федерации». В современной науке конституционного права практически отсутствуют исчерпывающие работы, которые посвящаются проблеме анализа системы обеспечения прямого действия Конституции РФ. Часто в научной литературе рассматривают лишь частные случаи прямого действия Конституции РФ.
Стоит отметить, что в ранее действовавших отечественных конституциях «прямое действие» не было официально закреплено, а юридическая практика не признавала его совсем, что приводило к нарушению прав и свобод человека и гражданина. В настоящее время Россия устремлена к построению правового государства и развитого гражданского общества, вследствие чего представляется, что исследование прямого действия Конституции объективно необходимо из-за с отсутствия окончательного определения данного легального термина. Так с одной стороны, под «прямым действием Конституции» подразумевают ее как наиважнейшее юридическое свойство, с другой -как правило действия Конституции РФ, а с третьей ее видят, как субъективное право на прямое действие ее норм, связанное с потребностью и возможностью субъектов конституционного права обратиться в Конституционный Суд России за защитой.
На данный момент право на прямое действие Конституции РФ является реализуемым и востребованным, чем и обусловлен актуальность вопроса системы обеспечения прямого действия Конституции.
Также дискуссионность и актуальность вопроса о прямом действии норм Конституции РФ связана с обсуждением предложений, которые касаются внесения изменений в Основной закон государства, а также отсутствием юридического закрепления расшифровки указанного термина.
Проблеме прямого действия Конституции были посвящены работы: С. А. Авакьяна, В.М. Антоненко, Н. Н. Балагуровой, К.И. Баташева, Н. С. Бондаря, Н. В. Витрука, Е. В. Гриценко, В. В. Ершова, В. Д. Зорькина, И. А. Кравца, О. Е. Кутафина, В.И. Попова, Т. М. Пряхина, Т.И. Ряховской, М.С. Сагандыкова, Ю. А. Тихомирова, Б. Н. Топорнина, Т. Я. Хабриеву, В. Е. Чиркина, Б. С. Эбзеева и др.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации прямого действия норм Конституции. Предмет исследования - нормативно-правовые акты Российской Федерации, практика Конституционного Суда РФ, научные публикации по исследуемому вопросу.
Целью данной работы является всестороннее исследование и анализ прямого действия Конституции.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие, сущность и функции Конституции;
- изучить юридические свойства Конституции;
- рассмотреть понятие и сущность прямого действия Конституции;
- проанализировать деятельность Конституционного Суда РФ в сфере обеспечения прямого действия Конституции.
Методология. Исследование проводилось на основе общенаучного диалектического метода познания использовались частнонаучные методы такие как: исторический, системный, формально-логический.
Структура работы обусловливается целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Прямое действие в системе юридических свойств Конституции Российской Федерации
1.1. Понятие, сущность и функции Конституции РФ
У термина «конституция» имеется многовековая история, его употребляли еще в Древней Греции и Древнем Риме. Но только в Новое время, в эпоху буржуазных революций его стали применять в качестве основного закона государства.
Несмотря на все многообразие подходов к понятию конституции, что обусловливается различным пониманием предмета конституционного права, ее можно определить в виде основного закона страны, обладающего высшей юридической силой, который закрепляет и регулирует основные общественные отношения в области правового статуса личности, институтов гражданского общества, организации государства, а также функционирования публичной власти.
Конституция является законом государства, который выражает волю господствующего класса или всего общества и закрепляет основы общественного и государственного строя, права и свободы человека и гражданина. В Конституции очерчена область функций государства, определяет основные принципы его взаимоотношений с человеком и обществом. Конституция в любой стране является правовым актом высшей юридической силы, юридическим фундаментом государственной и общественной жизни, главным источником национальной системы права.
В Конституции учреждается политическая форма существования общества, система государственных органов, устанавливается порядок их формирования и способ функционирования, закрепляются права и свободы человека и гражданина.
Конституция является правовой основой для ныне действующего законодательства вследствие того, что закрепляет самые важные общественные отношения, основополагающие устои и принципиальные положения общества, а также политическую форму его существования. В данном законодательстве преломляются, раскрываются и конкретизируются положения конституции. Также необходимо отметить, что оно не может и не должно "развивать" или дополнять конституцию. Находясь в соответствии с Основным законом государства, текущее законодательство наполняет его положения определенным содержанием. В тоже время у конституционных норм сохраняется своя определенность и высшая юридическая сила относительно норм текущего законодательства.
В первую очередь Конституция – юридический документ, основа государственности, законности и правопорядка. Именно в данном качестве она является предметом науки конституционного права.
В отличии от понятия конституции, которое определяет общие черты, выделяющие ее как особое правовое явление, раскрытие сущности конституции связывают с познанием ее глубинной природы, с решением вопроса о том, чью волю конституция выражает.
Различные теории придерживаются разных взглядов относительно вопроса о том, в чем состоит сущность конституции.
Распространенным представлением является трактовка сущности конституции как общественного договора. Считается, что все члены общества заключили договор, который воплощен в конституции, о том, на каких основах учреждено это общество, по каким правилам оно живет.
В соответствии с данными концепциями конституция является выражением суверенитета народа, проявлением его единой воли.
Теологическая теория подразумевает под сущностью конституции воплощение в ней божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни и считают, что в конституции выражаются идеи высшей справедливости, разума.
Представители школы естественного права считают, что сущность конституции заключена в воплощении в ней многовекового опыта, традиций, которые постепенно складывались у данного народа.
Также существуют теории, которые отрицают народный характер конституции и связывают ее сущность с государственной волей. В данном случае конституция рассматривается в качестве самоограничения государственной власти, так как при безбрежных возможностях государственной власти, чтобы не допустить произвола, деспотизма, она сама себя ограничивает и закрепляет пределы данного ограничения в конституции.
Марксистско-ленинская теория, которая являясь теоретической основой советской государственно-правовой науки, рассматривала сущность конституции в выражении воли не всего народа, не всего общества, а только волю господствующего класса, таким образом является по своей сущности классовой.
Конституции обычно классифицируют по разным основаниям:
1. В зависимости от способа объективирования государственной воли господствующего класса или всего общества конституции:
А.) писанные, которые составлены в виде единого документа (Конституция РФ);
Б.) неписанные, которые состоят из законов парламента, содержащих нормы конституционного характера, правовых обычаев и судебных прецедентов.
2. По способу изменения, внесения поправок и дополнений:
А.) жесткие (для принятия и изменения установлена более сложная процедура, чем для обычных законов);
Б.) гибкие (принимаются и изменяются в упрощенном порядке).
По способу изменения, внесения поправок и дополнений Конституция РФ является жесткой, что характерно для писаных конституций.
3. По форме закрепления политической власти:
А.) монархические;
Б.) республиканские конституции.
Конституция РФ - республиканская. В ней утверждена республиканская форма правления, в которой глава государства - Президент, а законодательная власть осуществляется Парламентом - Федеральным Собранием, состоящим из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.
4. По формам закрепления государственного устройства:
А.) федеральные (закрепляет принципиальные устои образования федеративного государства, к ним относятся конституции России, США, Индии, Германии);
Б.) унитарные (к ним относятся конституции Испании, Италии, Франции, Китая, а также республик в составе Российской Федерации).
5. В зависимости от соответствия или несоответствия фактическим общественным отношениям, сложившимся и господствующим в обществе:
А.) фиктивные (не выражают общественные отношения, функционирующие в стране);
Б.) действительные (адекватное выражение и воплощение фактических общественных отношений, сложившихся в обществе).
Наука конституционного права различает следующие функции конституции:
1.учредительная;
2. организаторская;
3. внешнеполитическая;
4. идеологическая;
5. юридическая.
Учредительная функция конституции заключается в закреплении фактически существующих общественных отношений или в создании правовых предпосылок для появления новых общественных отношений, созревших в обществе, но которые не могут возникнуть и развиваться, пока для них не будет соответствующей правовой базы, которая учреждается с принятием конституции.
Учредительная функция Конституции РФ 1993 г. заключалась в оформлении отказа от строительства социализма и коммунизма в России, и переходе к развитию рыночных отношений.
Организаторская функция состоит в том, что конституция помимо того, что закрепляет достигнутое и ставит важнейшие задачи перед обществом и государством, еще и стимулирует политическую активность государственных органов, общественных объединений, а также всех граждан на активную деятельность, на решение, которые стоят перед обществом и
Нормативные правовые акты
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // "Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) "О Конституционном Суде Российской Федерации"// "Российская газета", N 138 - 139, 23.07.1994.
Судебная практика
3. Постановление Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 12-П «По делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 45. Ст. 4408 (Комментарий: Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М. : Юристъ, 2001. С. 149).
4. Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 г. № 12-П «По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области» // СЗ РФ. 1997. № 29. Ст. 3581.
5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» // Рос. газ. 1995. 28 дек.
6. Определение Конституционного Суда от 28 декабря 1995 г. № 137-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Государственной Думы Федерального Собрания о толковании положений статьи 80 и части 2 статьи 95 Конституции Российской Федерации» // СПС «Гарант»
7. Определение Конституционного Суда РФ от 20 ноября 1995 г. № 77-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса группы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания и запроса Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности ряда положений Федерального закона от 21 июня 1995 года "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"» // СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4867.
8. Определение Конституционного Суда РФ от 1 апреля 1996 г. № 13-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса группы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 15 октября 1993 года № 1633 "О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации" в части утверждения Положения о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года» // Лазарев Л.В. Правовые позиции Конституционного Суда России. М. : ОАО Издательский дом «Городец»; Формула права, 2003. С. 131
Литература
9. Авакьян С.А. Конституционное право России. В 2-х т.: Учебный курс: Учебное пособие. - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2013.
10. Алиев Т.И., Бердникова Е.В. Конституция Российской Федерации: пределы стабильности и перспективы модернизации // Современное право. 2013. № 12. С. 9-14.
11. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов. - 12-е изд., изм. и доп. - М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2017.
12. Балагурова Наталья Николаевна Прямое действие Конституции Российской Федерации: Проблемы определения // Вестник ЧелГУ. 2012. №37 (291). С.5-9
13. Бондарь Н.С. Решения Конституционного Суда как мера свободы и ответственности // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 10. С. 2-5.
14. Венгеров, А. Б. Теория государства и права : учеб. для юрид. вузов. М. : Омега-Л., 2008. С. 595
15. Зорькин В. Д. Конституционно-правовое развитие России. М. : Норма; ИНФРА-М, 2011. 720 с
16. Комментарий к постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации / отв. ред. Б.С. Эбзеев : в 2 т. М. : Юристъ, 2000. Т. 1: Государственная власть. Местное самоуправление. 651 с.
17. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник.- 5-е изд., перераб. и доп. Москва: Проспект, 2013.
18. Кутафин О.Е., Государственное право Российской Федерации. - М.: Юрид литература , 2002. - 584 с.
19. Миронов О.О. Конституция не может быть неизменной. // Государство и право. - 1998. - № 4.
20. Невинский, В. В. Конституция Российской Федерации: испытание мировым опытом // Журн. рос. права. 2003. № 11. С. 73-74.
21. Ряховская Т.И. Деятельность конституционного Суда РФ в сфере обеспечения прямого действия Конституции мерами охраны // Вестн. Том. гос. ун-та. 2017. №417. С.210-213
22. Эбзеев, Б. С. Прямое действие Конституции Российской Федерации (некоторые методологические аспекты) // Правоведение. 1996. № 1. С. 8.