Дипломная работа|Журналистика

Дипломная Коммерсант - газета для деловых людей

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2015 | Страниц: 92

Цена: 1 300
Купить работу

Введение

Глава 1. Теоретический аспект деловой журналистики

1.1. История возникновения и развития деловой прессы в России

конца XIX – начала ХХ в.в

1.2. Типология современной деловой прессы

Глава 2. Специфика деловой журналистики 1990 – 1999 г.г

2.1. Система журналистики в 90-х г.г. ХХ в

2.2. Исследование российской деловой прессы 90-х г.г. ХХ в

Глава 3. Газета «Коммерсантъ»

3.1. История и особенности газеты «Коммерсантъ» как делового

издания

3.2. Основные рубрики издания

3.3. Жанрово-тематическое своеобразие деловой газеты

«Коммерсантъ»

Заключение

Список использованной литературы

Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что деловая журналистика сегодня – один из наиболее динамично развивающихся сегментов системы средств массовой информации России. Несмотря на преобладание массовой прессы, тем не менее, растет количество масс-медиа, работающих с информацией делового характера, увеличивается влияние бизнес-СМИ на протекающие в обществе и экономике процессы, повышается внимание общества и журналистского сообщества к вопросам развития деловых масс-медиа. «Переход к рыночным отношениям породил небывалый спрос на деловую, коммерческую информацию. В настоящее время отмечают значительный рост интереса всех групп россиян к экономическим проблемам. Произошло изменение баланса потребления информации: увеличение доли деловой и социальной информации за счет снижения доли идеологизированной политической информации». Следует отметить, что в наиболее выигрышном положении оказываются универсальные деловые издания, поскольку рынок специализированных СМИ деловой сферы достаточно устойчив. Деловая пресса играет важнейшую роль в обеспечении коммуникации между субъектами экономики, бизнеса и предпринимательства и членами общества.

Современная деловая пресса России является одним из направлений в рамках системы СМИ, в развитии которого решающей предпосылкой стал особый «социальный заказ на новое качество и содержание коммуникаций в сфере деловой жизни и рыночных отношений. Соответственно деловая журналистика – деятельность по формированию того типа коммуникаций, который востребован новыми общественными силами и социальными группами». То есть исторически появление деловой прессы оказалось обусловлено общественно-экономическими и социальными факторами.

Рост роли и значения предпринимательства в обществе сопровождается все большим включением бизнеса в коммуникационную среду СМИ. С каждым годом пресса все чаще затрагивает разные стороны деловой жизни. Материалы делового характера теперь можно увидеть не только в специализированных изданиях. «Сегодня много пишут о бизнесе и те газеты и журналы, которые еще совсем недавно делали это от случая к случаю. Более того, взаимное влияние бизнеса и прессы приводит к тому, что в России именно деловой прессой формируются новые стандарты качественной журналистики, которые впоследствии могут распространиться на всю журналистику».

Развитие типологической структуры российской деловой прессы происходит стремительно, издания меняют свой стиль и жанровые предпочтения ввиду растущих запросов со стороны потенциальной аудитории. В таких условиях актуальным становится изучение наиболее популярных и распространенных изданий в деловой сфере журналистики России. В данном случае таковым можно назвать газету «Коммерсантъ».

Целью дипломной работы является изучение современной универсальной деловой газеты как типа издания на примере газеты «Коммерсантъ».

Сообразно цели работы, нами были поставлены следующие задачи:

1. Изучить историю возникновения и развития деловой прессы в России конца XIX – начала ХХ в.в.

2. Рассмотреть типологию современной деловой прессы.

3. Исследовать специфику деловой журналистики 1990 – 1999 г.г.

4. Изучить историю и рассмотреть особенности газеты «Коммерсантъ» как делового издания.

5. Проанализировать жанрово-тематическое своеобразие деловой газеты «Коммерсантъ».

При этом к исследованию мы приступаем со следующей гипотезой: газета «Коммерсантъ» является одним из лучших универсальных деловых изданий, направленных на наиболее широкий круг аудитории, на рынке российских СМИ на современном этапе.

Предметом исследования является деловая пресса в России, история ее развития и положение на современном этапе, а также жанрово-тематические особенности деловой газеты как типа издания.

Объектом исследования является деловая газета «Коммерсантъ» как образец деловой прессы России.

Практическая значимость работы: выявленные в ходе исследования типологические и жанрово-тематические особенности российского универсального делового печатного издания могут послужить основанием для дальнейших, более глубоких научных работ, а кроме того, могут быть полезными для редакторов, деловых журналистов и издателей деловой прессы.

Эмпирической базой исследования особенностей универсальной деловой газеты стали номера издания «Коммерсантъ», выходившие в период с января 2010 г. по ноябрь 2012 г. (данный период обусловлен тем, что газета «Коммерсантъ» является ежедневной, т.е. количество номеров за этот период превышает 400 штук, а мы в нашем исследовании задались целью изучить современный этап развития данного издания).

Методологические основы работы:

• диалектико-логический подход, дающий возможность исследования типа издания с учетом процессов, оказывающих влияние на его развитие, выделять основные тенденции и обосновывать выводы;

• эмпирико-системный подход, предполагающий использование системного отбора наиболее важных фактов развития объекта исследования и изучение элементов предмета исследования в неразрывной связи между собой. В частности, в нашей работе собраны исторические сведения о становлении российской деловой журналистики, а также изучено влияние изменившихся социальных условий на содержание деловых изданий на современном этапе существования;

• метод теоретического анализа и обобщения научной литературы по общеметодологической проблематике типологии деловой журналистики и истории ее развития;

• контент-анализ жанров и тематики журналистских материалов в универсальной деловой газете «Коммерсантъ».

Структура исследовательской работы состоит из введения, основной части из трех глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретический аспект деловой журналистики

1.1. История возникновения и развития деловой прессы в России конца XIX - начала XX в.в.

Пресса, ставшая орудием радикальных перемен в российском обществе в конце XX в., с возникновением элементов рыночной экономики одной из первых вышла на рынок. Активная позиция СМИ в области экономики и деловой жизни общества очевидна. Газеты и журналы часто становятся инициаторами постановки важнейших проблем, связанных с процессами структурной перестройки экономики, приватизацией и др.; организаторами дискуссий и других форм обсуждения этих проблем.

Деловая жизнь сформировалась в России в последнее десятилетие. И важнейшим элементом информационной структуры этой динамично развивающейся области стало особое направление в рамках системы СМИ - деловая пресса.

Сегодня деловые издания составляют значительную часть печатной продукции. И на первый взгляд может показаться, что они представляют собой новое явление в отечественной системе СМИ. Однако российская деловая пресса имеет глубокие исторические корни.

В период дореволюционной индустриализации произошел процесс специализации периодической печати. «Создавшиеся тогда условия привели к росту специализированной, отраслевой журналистики: появлялись технические, статистические, научные, экономические журналы, издания этого же типа переводной литературы. Обычно это были печатные органы университетов, научных обществ, организаций, комитетов и т.д.: «Записки историко-филологического факультета императорского Санкт-Петербургского университета», «Известия Русского географического общества», «Известия Геологического комитета», «Юридический вестник», «Юридическая летопись», «Экономический журнал», правительственный «Вестник финансов, промышленности и торговли» и др.» [13: 568-569].

Развитие отдельных видов предпринимательской деятельности обусловило появление периодических изданий, которые обслуживали нужды той или иной отрасли хозяйства. Во второй половине XIX в. начали выходить газеты и журналы: «Нефтяное дело», «Горно-заводской листок», «Железнодорожное дело», «Золото и платина», «Лесопромышленник», «Вестник мукомольной промышленности» и др., которые издавались или частными предпринимателями, или отраслевыми организациями.

По мере развития акционерной формы в сфере промышленности и кредита деловая печать пополнилась изданиями, отражающими не положение в отдельных областях хозяйства, а сам процесс функционирования капиталистических предприятий. Главное внимание в этих изданиях уделялось операциям с ценными бумагами, вопросу о финансовых перспективах тех или иных предприятий. Фактическая стоимость ценных бумаг определялась в результате свободной рыночной котировки на фондовой бирже, которая (биржа) и породила тогда отдельную устойчивую группу деловых периодических изданий - биржевую прессу.

Первые попытки выпускать периодические издания, посвященные делам на фондовых биржах, относились к 60-70 г.г. XIX в. Тогда и появились издания «Акционер», «Биржевые ведомости», «Биржевая газета» и др. Однако в силу недостаточного развития капиталистических форм в промышленности и системе кредита и, как следствие, ограниченности финансовых операций с ценными бумагами произошло перенасыщение рынка деловой прессы. Одни биржевые органы быстро исчезали, другие отходили от финансово-экономической тематики и в борьбе за аудиторию начинали уделять большее внимание другим темам, не имеющим ничего общего с деловой проблематикой.

Позитивный пример развития деловой прессы в рассматриваемый период продемонстрировала лишь газета «Биржевые ведомости». Она являлась образцом постоянно наращивающего свою оперативность финансово-экономического издания. Так, «Биржевые ведомости» в 1880 г. выходили четыре раза в неделю, в 1883 г. - пять раз, с 1885 г. перешли на ежедневный выпуск.

В результате предвоенного промышленного подъема Россия достигла той степени экономического развития, когда биржа стала центром хозяйственной жизни. Она давала направление промышленному развитию страны, определяла и, по сути, осуществляла его. Пик развития биржевой печати приходится на 1912-1913 гг. «На новизну этого вида прессы обратили внимание ее современники: официозная «Россия», говоря о широком распространении биржевых изданий, писала, что «для России эта печать новинка», а несколько ранее то же констатировали и «Биржевые ведомости» [5: 102].

Сам факт появления биржевых изданий свидетельствовал о возрастании социально-экономической роли фондовых бирж. Развитие капиталистических предприятий, увеличение их финансовых оборотов и углубление процесса аккумулирования капиталов превратили фондовые биржи в своеобразный эпицентр хозяйственной жизни России. Ведь именно в то время средоточием финансовой и журналистской активности деловых и издательских кругов России являлась петербургская фондовая биржа.

В 1912 г. - первой половине 1914 г. в столичном Петербурге выходило несколько десятков газет и журналов, целиком посвященных акционерно- биржевым делам. Среди столичной биржевой периодики превалировали еженедельники. Они представлены такими изданиями, как «Банки и биржа» (январь 1912- октябрь 1915 г.), «Банки и акционерное дело» (июнь-июль 1913 г.), «Банковая и торговая газета» (1902-1917 г.г.), «Биржа» (июль 1911 - июнь 1914 г.), «Биржа за неделю» (июнь 1914 г. - 1917 г.), «Биржевая спекуляция и акционерное дело» (октябрь 1913 - июнь 1914 г.), «Биржевые и банковые новости» (октябрь 1912- январь 1913 г.), «Деловой Петербург» (1909-1910 г.г.), «Русская промышленность» (с января 1914 г. - «Биржа и русская промышленность») (ноябрь 1913 - январь 1916 г.), «Торгово- промышленная жизнь и биржа» (август 1912- январь 1913 г.), «Финансовая жизнь» (март 1914 г.- 1917 г.), «Финансовое обозрение» (1910-1917 г.г.), «Экономист России» (с 1912 г. - «Новый экономист») (1910-1916 г.г.) и т.д. Среди еженедельников наиболее влиятельным и мощным изданием с самым большим тиражом (4,5 тыс. экз.) был журнал «Финансовое обозрение».

В дореволюционный период в сегменте столичной биржевой прессы ежедневную периодику составляли «Банковая и торговая жизнь» (октябрь- ноябрь 1912 г.), «Биржевая газета» (декабрь 1912 - февраль 1913 г.), «Биржевая и финансовая газета» (сентябрь-октябрь 1913 г.), «Биржевые известия» (1906-1914 гг.), «Биржевые новости» (февраль 1914 - февраль 1916 г.), «Биржевой день» (январь 1913 г.), «Газета биржевика» (март-май 1913 г.), «Деньги» (ноябрь 1913- июнь 1914 г.), «Маленький финансист» (ноябрь 1913- апрель 1914 г.), «С.-Петеребургский биржевой день» (ноябрь 1913-декабрь 1914 г.), «Финансовый курьер» (январь 1907 г.).

Очевидным является то, что большинство биржевых изданий издавалось непродолжительное время, и только некоторые из них выходили более года. Основной формой их реализации была розничная продажа. Как правило, биржевые издания выходили на четырех страницах шестиколоночного формата. Платные публикации занимали в них не менее 50%.

Несмотря на весьма скромные тиражи отдельных изданий, общий разовый тираж петербургской биржевой прессы в конце 1913 - начале 1914 г. составлял несколько десятков тысяч экземпляров. Контингент читателей, находившихся в зоне действия этих специализированных изданий, был довольно разнообразным и значительным, а их влияние на аудиторию можно расценивать как в высшей степени действенное.

Наблюдалось пробуждение интереса к биржевым делам и в кругу имущественных слоев, которые ранее были далеки от специфических биржевых интересов. Биржевые и околобиржевые сюжеты и темы все чаще и чаще начинали проникать в искусство и литературу.

Следует отметить еще одну характерную черту, присущую биржевой прессе: биржевые издания обычно «отдавали предпочтение» определенному банку или группе банков. Наличие периодических изданий, принимавших участие в биржевом обороте в качестве своеобразных маклеров, связанных с широкой публикой, вынуждало акционерные предприятия предоставлять публикации этим печатным органам, чтобы обезопасить себя от нападок с их стороны. И часто биржевые газеты и журналы подразделяли отечественные коммерческие банки по принципу «хороший» - «плохой», причем эти «симпатии» иногда менялись в зависимости от характера финансовых связей между конкретными кредитными учреждениями и изданиями. По крайней мере, косвенное финансирование со стороны крупных акционерных предприятий посредством дорогих рекламных публикаций, несомненно, имело место.

Дольше всего среди биржевых изданий просуществовала «Банковая и торговая газета» - с 1902 г. по 1917 г. Издание принадлежало известному издателю П.П. Сойкину. Оно помещало на своих страницах информацию исключительно осведомительного характера и, по оценке Петербургского комитета по делам печати, не имело «направления не только политического, но и экономического» [5: 110]. Однако данное предприятие приносило доход благодаря обилию платных публикаций российских коммерческих банков (иногда более 50% площади).

1. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации» // Журналист - 1992. №3.

2. Акопов А.И. Методика типологического исследования периодических изданий. - Иркутск, 1985. - 97 с.

3. Акопов А.И. Периодические издания. - Ростов н/Д, 1999. - 91 с.

4. Андреева А., Худякова Э. Деловая пресса Черноземья. - Воронеж, 1998.

5. Боханов А.Н. Буржуазная пресса России и крупный капитал: Конец XIX в. - 1914 г. - М., 1984. - С. 38-145.

6. Вачнадзе Г. Секреты прессы при Горбачеве и Ельцине. - М., 1992.

7. Верт Н. История Советского государства. - М., 1995. - С.519–520.

8. Вестник Московского университета. Сер. №10. Журналистика. - 1994. №1.

9. Грабельников A.A. Работа журналиста в прессе. - М., 2001. - С.38.

10. Засурский Я. Переход к рынку и кризис прессы // Вестн. Моск. ун-та. Сер. №10. Журналистика. - 1991. №1.

11. Засурский Я. Журналистика в изменяющемся мире // Вестн. Моск. ун-та. Сер. №10. Журналистика. - 1991. №2.

12. История мировой журналистики / А.Г. Беспалова, Е.А. Корнилов, А.П. Короченский, Ю.В. Лучинский, А.И. Станько. - Ростов н/Д, 2003. -С. 201-340.

13. История русской журналистики XVIII-XIX веков / Под ред. Л.П. Громовой. - СПб., 2003. - С. 500-611.

14. Козлова Л.А. Становление аналитических еженедельников в постсоветской России // Журналистика в 1998 году. Тезисы научно практической конференции. Ч.1. – М., 1999. - С.39.

15. Коммерсантъ - 21.01.1997.

16. Коммерсантъ - 16.09.1998.

17. «Коммерсантъ» обошелся Усманову в $200 млн. – REGNUM - 31 августа 2006.

18. «Коммерсант» получит право публиковать информацию о банкротствах - РИА Новости - 23 июля 2008.

19. Корнилов Е.А. Журналистика на рубеже тысячелетий. - Ростов н/Д, 2000. - 221 с.

20. Кравцов В.В., Сухобок А.Г. Рынок информации и деловая пресса в России (на примере газет "Коммерсант–daily" и "Деловой мир") // Вестник Моск. ун–та. Сер.10. Журналистика. - 1997, №3.

21. Кулев В. Деловая пресса России: состояние и перспективы // http://www.dzyalosh.ru/01-comm/books/delov-pressa/1-kulev.html

22. Ленин В.И. Письмо в редакцию газеты "Экономическая жизнь" // Полн. собр. соч. - Т. 44. - С. 112-114.

23. Мисонжников Б.Я. Деловое издание в лабиринте медиарынка // Журналистика: исследования, методология, практика. - СПб., 2004. -C. 120-134.

24. Мордовская E.H. Деловое издание в системе периодической печати. Типообразующие факторы, характер становления и развития: Дис. ... канд. наук. - М., 1988. - С. 3-59.

25. Мордовская Е.И. Перспективы развития деловой прессы в России // Вестник Моск. ун–та. Сер.10. Журналистика. - 1997. №5.

26. Московские новости. - 1998. №40.

27. Московские новости. - 1998. №41.

28. Мурзин Д.А. Очерк типологии деловой прессы // Вести. МГУ. Сер. 10, Журналистика. - 2003. - № 2. - С. 64-75.

29. Наше Отечество. Опыт политической истории: В 2 т.- М., 1991.- С. 393-480.

30. Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн.9. Кл - Ку. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - С.73.

31. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики. - М., 1999. -С. 34-302.

32. Печать Российской Федерации в 1991 г.: Сборник статей. - М., 1992. - С.5.

33. Письменная Е.В. Деловая пресса России и бизнес. - М., 2003. - 57 с.

34. Плешанова О. «Российская газета» подала на банкротства // Коммерсантъ - 25 марта 2008.

35. Прохоров Е.П. [Предисловие] // Типология периодического издания. - Ростов н/Д, 1984. - С. 9-12.

36. Русская пресса в сети // Пресс–тайм. - 1998. №13.

37. Система средств массовой информации в России / Под ред. Я.Н. Засурского. - М., 2003. - 266 с.

38. Черняк А.Я. История технической книги. - М., 1981. - С.17.

39. Шкондин М.В. Трансформация типологической структуры российских СМИ: системные аспекты // Вестн. МГУ. Сер.10, Журналистика. - 2000. - №1. - С.3-5.

40. ШостакМ.И. Журналы России // Вестн. МГУ. Сер. 10, Журналистика. - 2003. - № 2. - С. 53-63.

41. Яблоков А. «Старкоры»: храм Дракона // Open Space.ru : Электронное СМИ. - М., 2009.

42. Daniels L. Business Information Sources University of California Press. 1993.// http://www.answers.com/topic/business-information-sources.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа Журналистика
2016 год 55 стр.
Дипломная Концепция новостной программы в эфире
Alcofribas
Дипломная работа Журналистика
2018 год 96 стр.
Дипломная Технологии формирования имиджа России за рубежом
antiplagiatpro
Дипломная работа Журналистика
2020 год 82 стр.
Дипломная Информационная политика телеканала Russia Today
antiplagiatpro
Дипломная работа Журналистика
2016 год 70 стр.
Эволюция типографского стиля в журнале «Крокодил» 1935-1991 гг.
antiplagiatpro

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское