Введение
1. Концепция новостной программы: теоретические основы
1.1. Концепция СМИ: к определению понятия
1.2. Новостная программа в структуре вещательной концепции телеканала
1.3. Основные принципы подготовки новостной программы
2. Особенности новостной программы в эфире общественного телевидения России (на примере телеканала ОТР)
2.1. Общая характеристика общественного телевидения России
2.2. Основные принципы и структура новостного вещания телеканала ОТР
2.3. Анализ концепции новостной программы телеканала ОТР и рекомендации по её совершенствованию
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность темы обусловлена тем, что в последнее время в среде российских СМИ о себе заявил федеральный телеканал — «Общественное телевидение России». Это один из крупных социальных проектов, идея создания которого существовала в стране около 20 лет.
И сегодня, несомненно, появилась возможность говорить о перспективах того, что именно этот телеканал станет производителем индивидуального национального телепродукта.
Степень изученности – всего в рамках данной работы были изучены работы различных авторов. Однако интересующая нас проблема почти не изучена в доступной научной литературе. Авторы-исследователи общественного телевидения и новостных телепрограммах, такие как Качкаева А. Г. и Кемарская И. Н., заостряются на проблемах форматов и жанров телевизионных каналов, а такие авторы, как Цибанова Н. Н., занимаются классификацией основного контента телеканалов.
Цель исследования – изучить концепцию новостных программ в эфире общественного телевидения в России (на примере телеканала ОТР).
Объект исследования – телеканал ОТР.
Предмет исследования – концепция новостной программы в эфире общественного телевидения в России.
Задачи исследования:
- Изучить концепцию СМИ.
- Выяснить роль новостной программы в структуре вещательной концепции телеканала.
- Проанализировать основные принципы подготовки новостной программы.
- Дать общую характеристику общественного телевидения России.
- Рассмотреть основные принципы и структура новостного вещания телеканала ОТР.
- Проанализировать концепцию новостной программы телеканала ОТР и дать рекомендации по её совершенствованию.
Хронологические рамки исследования – 2015-2016 гг.
Эмпирическая база исследования – выпуски новостной программы телеканала ОТР («В рамках дискуссии», «Большая страна», «К слову», «За и против», «Прав?Да!», и др.) за 2015-2016 гг.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют диалектический метод познания, логический, системно-функциональный и другие частные методы исследовательской работы.
Структура. Данная работа состоит из двух глав (где соответственно рассматриваются теоретические основы концепции новостной программы и новостная программа в структуре вещательной концепции телеканала), шести параграфов, раскрывающих суть поставленной цели, введения, заключения и списка использованной литературы.
1.2. Новостная программа в структуре вещательной концепции телеканала
Исследователи применяют разные подходы при определении новости, общий смысл которых сводится к характеристике ее как творческого преобразования факта, рассчитанного на восприятие аудитории. Согласно словарю С. И. Ожегова, «новость - это нечто новое» . Ещё одно простое определение: «Новость - недавно полученное известие» .
Американские специалисты в области масс-медиа Эверетт Деннис и Джон Мэрилл считают, что «Новость - это сообщение, в котором представлен современный взгляд на действительность в отношении конкретного вопроса, события или процесса. В новости прослеживаются важные для индивида или общества изменения, которые подаются в контексте общепринятого или типичного. Новость оформляется с учетом консенсуса относительно того, что интересует аудиторию, а также внутренних и внешних ограничений, с которыми приходится сталкиваться соответствующей редакции. Она - результат ежедневно возобновляемой игры по достижению коллективного договора внутри редакций, сортирующих происходящие за конкретный промежуток времени события с тем, чтобы создать скоропортящийся продукт. Новость -это несовершенный результат принятия скороспелых решений в ситуации давления извне и изнутри» .
Существует также подход, где новость определяется как то, что интересно большей части общества и что было неизвестно ей прежде. «Новостью может стать только интересное, необычное и значимое событие, происшедшее за последние двадцать четыре часа» . То есть, на первое место выносится своевременность событий или их оценок, близость к аудитории, драматизм.
Новостная журналистика – это деятельность по созданию определенного материала, в котором производится оперативная передача, обработка и публикация информации .
Есть и другое определение новостной журналистики – это вид общественной деятельности по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной информации через каналы массовой коммуникации (пресса, радио, телевидение, кино и др.) .
Исследования по итогам телесезона 2014/15 года показывают, что россияне проявляют рекордный интерес к новостным программам, федеральные каналы сокращают их эфирное время. Редакции ведущих телеканалов предпочитают наращивать эфирное время кино, сериалов. Эксперты полагают, что телеканалы жертвуют новостями в пользу собственного уникального контента, чтобы не потерять целевую аудиторию и рекламные контракты.
Нормативно-правовые акты
1. Указ Президента РФ от 17.04.2012 N 455 "Об общественном телевидении в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 23.04.2012, N 17, ст. 1914.
2. Постановление Правительства РФ от 03.12.2009 N 985 (ред. от 29.08.2015) "О федеральной целевой программе "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 - 2018 годы" // Собрание законодательства РФ, 14.12.2009, N 50, ст. 6097.
Монографии
3. Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: западные теории и концепции. М.: Аспект-Пресс, 2005. — 176 с.
4. Вартанова Е.Л. О современном понимании СМИ и журналистики // Ежегодник 2009 / Отв. ред. и сост. Е. Л. Вартанова. – М.: МедиаМир, 2010. – с. 7-20.
5. Гаврилов К.В. Как делать сюжет новостей и стать медиатворцом / Гаврилов К.В. – СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2007. – 304 с.
6. Денис Э. Беседы о масс-медиа / Э. Денис, Д. Мерим. - М., 1997.
7. Князев А. Основы тележурналистикики и телерепортажа. Учебное пособие Бишкек, КРСУ, 2001. - 160 с.
8. МакКуэйл Д. Журналистика и общество. Учебное пособие. — М.: МедиаМир; Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 2013. — 374 с.
9. Общественное телерадиовещание: документы, комментарии, рекомендации. — СПб.: Информационно-издательское агентство «ЛИК». — 2000. — 192 с.
10. Фещенко Л.Г. Журналистика и массмедиа [Текст] / Л. Г. Фещенко ; ред. Г. В. Жирков ; Санкт-Петербургский гос. ун-т, Фак. журналистики. - СПб. : Изд-во СПбГУ. Филолог. фак., 2011. - 530 с.
11. Williams R. Television: technology and cultural form. — Routledge, 2003. — P. 34.
Учебники и учебные пособия
12. Амзин А.А. Новостная интернет-журналистика [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / А. А. Амзин. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Аспект Пресс, 2012. - 143 с.
13. Арбатская Е.О. Концепции современных СМИ. Конспекты лекций для студентов 031300.62 направления «Журналистика» профиль подготовки «Конвергентная журналистика» очной формы обучения. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2012. - 32 с.
14. Васильева Л.А. Делаем новости [Текст] : учеб. пособие / Л.А.Васильева. - М. : Аспект Пресс, 2002. - 191 c.
15. Ворошилов В.В. Журналистика : Учебник / В. В. Ворошилов ; Санкт-Петербургский гос. ун-т сервиса и экономики. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : КноРус, 2009. - 491 с.
16. Интернет-СМИ. Теория и практика [Текст] : учеб. пособие / М. М. Лукина [и др.]. - М. : Аспект Пресс, 2010. - 348 с.
17. Калмыков А.А. Интернет-журналистика [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 021400 "Журналистика" / А. А. Калмыков, Л. А. Коханова. - Электрон. текстовые дан. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 383 с.
18. Колесниченко А.В. Практическая журналистика [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Журналистика" и "Связи с общественностью" / А. В. Колесниченко. - Электрон. текстовые дан. - М. : Московский гос. университет им. М. В. Ломоносова, 2010. - 192 с.
19. Лазутина Г.В. Жанры журналистского творчества [Текст] : учеб. пособие : доп. УМО / Г. В. Лазутина, С. С. Распопова. - М. : Аспект Пресс, 2011. - 320 с.
20. Мучник Ю.М. Организация работы информационной программы на ТВ: Учебное пособие. – Томск: Изд. ТПУ, 2008. – 37 с.
Всего 48 источников