Введение
Глава 1. Право вооруженных конфликтов и проблемы реализации международных норм
1.1. Понятие и виды международных вооруженных конфликтов
1.2. Проблемы реализации международных норм в период международных вооруженных конфликтов.
Глава 2. Международно-правовое регулирование вооруженных конфликтов
2.1. Участники международных вооруженных конфликтов, их правовое положение
2.2. Международно–правовая характеристика средств и методов ведения военных действий в вооруженных конфликта
Заключение
Список использованных источников
Одной из главных задач любого государства выступает обеспечение национальной безопасности. На сегодняшний день важнейшей функцией международной военной деятельности является предупреждение и скорейшее пресечение любых проявлений агрессии и вооруженных конфликтов, причем такое пресечение осуществляется не только в наземном пространстве, но и в космическом, и в морском. С каждым годом военное сотрудничество между государствами и международными организациями расширяет свои масштабы.
Актуальности выбранной темы автор видит в том, что в настоящее время назрела необходимость по-новому подойти к научной характеристике отдельных положений применения международных норм в период вооруженных конфликтов. Необходимость выработки международного механизма, эффективных мер для вовлечения государств в международное сотрудничество, 12 направленно на полное и эффективное обеспечение защиты права государства и личности не только в мирное время, но и в период вооруженных конфликтов, сегодня приобретает особую важность. Серьезным образом изменились вооруженные конфликты за последние 25 лет, вместе с тем основной массив норм права вооруженных конфликтов создавался более 50 лет. Появление новых средств и методов войны, международное право требует усовершенствования. Наличие нерешенных теоретических вопросов. Важным фактором актуализации выбранной темы исследования является то, что она имеет непосредственное отношение к проблематике прав человека.
Степень разработанности темы исследования. Вопросами вооруженных конфликтов на международно уровне занимались многие ученые международники, среди многочисленных работ посвященных данной проблематике, можно выделить ряд ученых, которые внесли значительный вклад в разработку данной темы, среди них такие как: Яркие представители доктрины международного права Е.Г. Моисеев, И.И. Лукашук, И.С. Кузнецова, Ю.М. Колосов, Л. Клепацкий, Г.В. Игнатенко, В.Ф. Заемский, Н.И. Емельянова, В.Ю. Додонов, Г.К. Дмитреева, Л. Гришаева, И. Абашидзе и др.
Объектом исследования выступают методы и цели при помощи которых осуществляется международно-правовое регулирование и защита прав человека и государства в период вооруженного конфликта.
Предметом исследования являются общественные отношения, урегулированные нормами международного права в период вооруженных конфликтов.
Цель исследования заключается в том, чтобы проанализировать процесс правовой реализации международных норм о вооруженных конфликтах.
Для достижения главной цели исследования необходимо решить ряд задач:
- изучить теоретическую литературу по данной теме
- определить понятие и виды международных вооруженных конфликтов
- рассмотреть проблемы реализации международных норм в период международных вооруженных конфликтов
- охарактеризовать участников международных вооруженных конфликтов, их правовое положение
- раскрыть международно–правовую характеристику средств и методов ведения военных действий в вооруженных конфликта
- в заключение работы сделать краткие выводы по теме исследования
Методология исследования. Основными методами научного исследования в данной работе послужили анализ и синтез. В ходе исследования использовались также общенаучный метод и такие приемы, как сравнительно- правовой метод и системный подход. В первой главе, как теоретической части работы, применялся анализ и синтез. Во второй главе основными методами послужили сравнительно-правовой метод.
Источниками данных этого исследования являлись учебники и учебные пособия, статьи в специализированных периодических изданиях, электронные ресурсы, которые использовались в качестве теоретических основ и практических материалов рассматриваемой проблематики.
Структура работы определяется последовательностью решения основных задач. Данная работа состоит из введения, заключения, двух глав и списка литературы.
Практическая значимость работы обусловлена тем, что ее результаты могут быть использованы, как проанализированный материал по данной теме. Выводы, предложенные по итогам изучения и исследований, логически завершают представленную работу, являясь, достойным решением всех поставленных выше задач.
Глава 1. Право вооруженных конфликтов и проблемы реализации международных норм
1.1. Понятие и виды международных вооруженных конфликтов
Общепризнано, что война — самый бесчеловечный и жестокий способ решения межгосударственных противоречий. Поэтому еще с давних времён люди начали предпринимать попытки внесения элементов гуманизма и мирного решения конфликта при ведении войн, что в законах и обычаях войны.
В доктрине международного права сложилось мнение, что международно-правовые нормы, устанавливающие законы и обычаи войны, образуют самостоятельную отрасль международного права - право вооруженных конфликтов[1].
Основу составляют как основные принципы международного права, так и отраслевые принципы гуманности; ограничения средств и методов ведения войны; защиты прав участников вооруженных конфликтов, а также гражданского населения; уважения нейтралитета[2].
Отраслевые принципы права вооруженных конфликтов представляют собой основополагающие правила поведения воюющих сторон. Они имеют общий характер и распространяются на всю область вооруженной борьбы, а также образуют морально-правовую основу для конкретных норм данной отрасли. Последние направлены на регулирование поведения воюющих сторон в конкретных ситуациях.
Различают международные вооруженные конфликты и вооруженные конфликты немеждународного характера.
Согласно положениям Женевских конвенций 1949[3] г. международными вооруженными конфликтами признаются такие конфликты, когда один субъект международного права применяет вооруженную силу против другого субъекта.
Таким образом, сторонами в международном вооруженном конфликте могут являться государства, нации и народности, борющиеся за свою независимость, международные организации, осуществляющие коллективные вооруженные меры по поддержанию мира и международного правопорядка.
Согласно ст. 1 Дополнительного протокола I[4] международными являются также вооруженные конфликты, в которых народы ведут борьбу против колониального господства и иностранной оккупации и против расистских режимов в осуществление своего права на самоопределение.
Вооруженный конфликт между повстанцами и центральным правительством является, как правило, внутренним конфликтом. Однако повстанцы могут быть признаны «воюющей стороной», когда они[5]:
- имеют свою организацию;
- имеют во главе ответственные за их поведение органы;
- установили свою власть на части территории;
- соблюдают в своих действиях «законы и обычаи войны».
Признание повстанцев «воюющей стороной» исключает применение к ним национального уголовного законодательства об ответственности за массовые беспорядки и т.п. На захваченных в плен распространяется статус военнопленных[6].
Повстанцы могут вступать в правоотношения с третьими государствами и международными организациями, получать от них допускаемую международным правом помощь. Власти повстанцев на контролируемой ими территории могут создавать органы управления и издавать нормативные акты[7].
Таким образом, признание повстанцев «воюющей стороной», как правило, свидетельствует о приобретении конфликтом качества международного и является первым шагом к признанию нового государства.
Вооруженные конфликты немеждународного характера - это все не подпадающие под действие ст. 1 Дополнительного протокола I[8] вооруженные конфликты, происходящие на территории какого-либо государства «между его вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью его территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия и применять положения Протокола II[9]».
Вооруженные конфликты немеждународного характера обладают следующими признаками[10]:
- применение оружия и участие в конфликте вооруженных сил, включая полицейские подразделения;
- коллективный характер выступлений. Действия, влекущие обстановку внутренней напряженности, внутренние беспорядки не могут считаться рассматриваемыми конфликтами;
- определенная степень организованности повстанцев и наличие органов, ответственных за их действия;
- продолжительность и непрерывность конфликта. Отдельные спорадические выступления слабоорганизованных групп не могут рассматриваться как вооруженные конфликты немеждународного характера;
- осуществление повстанцами контроля над частью территории государства.
К вооруженным конфликтам немеждународного характера следует относить все гражданские войны и внутренние конфликты, возникающие из попыток государственных переворотов и т.д. Эти конфликты отличаются от международных вооруженных конфликтов прежде всего тем, что в последних обе воюющие стороны являются субъектами международного права, в то время как в гражданской войне воюющей стороной признается лишь центральное правительство[11].
Государства не должны вмешиваться во внутренние конфликты на территории другого государства. Однако на практике осуществляются определенные вооруженные мероприятия, получившие название «гуманитарной интервенции». Именно так, например, были охарактеризованы вооруженные акции в Сомали и Руанде, предпринятые с целью приостановления происходивших там внутренних конфликтов, сопровождавшихся массовыми человеческими жертвами.