ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
1.1 Система законодательной власти
1.2 Органы законодательной власти субъектов РФ и их структура
2. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ С ДРУГИМИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
2.1 Законодательная власть в системе разделения властей
2.2 Место законодательных органов государственной власти субъектов РФ в системе других высших органов государственной власти субъектов Российской Федерации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В государствах, где соблюдается принцип разделения властей, законодательная власть принадлежит специальному законодательному органу власти – парламенту. Среди функций современных парламентов – не только разработка и принятие законов, но и контроль над деятельностью правительства, утверждение бюджета страны, ратификация международных договоров и соглашений, объявление войны. Часть законодательных полномочий в виде права законодательной инициативы или утверждения принятых парламентом законов может принадлежать другим субъектам власти, например, главе государства или правительству. Законодательная власть может также осуществляться в прямой форме самими народом в виде референдума.
Актуальность темы исследования обусловлена произошедшими изменениями в российской правовой системе в целом, существенными новеллами в действующем законодательстве, а также формированием комплексного подхода к правовому регулированию отношений в сфере парламентского права.
Конституция играет огромную роль в жизни каждого государства, что определяется ее особым местом в правовой системе страны, она обладает высшей юридической силой и регулирует основы организации государства и взаимоотношений государства и личности.
Конституция каждой страны вызывает интерес граждан, политиков. Особенно это относится к России. Конституция Российской Федерации принималась в особых условиях и закрепила отказ от принципов социалистического строя. Она установила новый характер политической власти, зафиксировала иные формы собственности. В связи с этим изучение ее содержания представляется весьма важным.
Предметом рассмотрения настоящей курсовой работы является сущность и основные черты Парламента РФ - Федерального собрания по Конституции Российской Федерации и развивающему ее законодательству.
Целями курсовой работы явились следующие: анализ современного конституционно-правового института парламента в России - Федерального собрания; характеристика Федерального собрания с точки зрения его структуры и принципов построения; определение основных полномочий федерального собрания и порядка его формирования; установление взаимосвязи законодательной власти с исполнительной и судебной властью; правовой статус участников Федерального Собрания РФ.
1 ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
1.1 Система законодательной власти
Важнейшим достижением человечества выступает разделение властей. К ним следует относить: Законодательную, Исполнительную и, Судебную. Данное разделение властей призвано разрешить следующие проблемы:
- Определение компетенции и сфер деятельности всех государственных органов,
- Предотвращение злоупотреблением властью и установления авторитарного режима,
- Объединение воедино таких понятий как закон и свобода, государство и общество.
Законодательная власть – это власть, которая формируется в области законодательства.
В странах, где есть система разделения властей, законодательная власть является прерогативой отдельного государственного органа, который занимается разработкой законодательных актов. К функциям данных органов следует относить:
- Утверждение системы налогообложения,
- Утверждение правительства страны,
- Утверждение бюджета,
- Признание и ратификация международных договоров и соглашений и т.п.
Законодательная власть – ветвь власти государства, занимающейся разработкой и принятием законодательных актов, которые регулируют общественные отношения, контролирует и распределяет бюджет государства.
Основным субъектом законодательной власти является Парламент. Представляется актуальным рассмотреть и проанализировать данный орган государственной власти. Ведь именно от работы Парламента напрямую зависит какие в государстве будут приняты нормативные акты и политические решения.
Законодательный орган создает условия для выполнения задач, которые стоят перед обществом.
Законодательные и представительные органы появились в глубокой древности. Первым законотворческим органом, который известен истории является «совет четырехсот» и «совет пятисот». В Римской империи (500 лет о н.э.) Народное собрание являлось высшим законодательным органом власти. Указанные органы явились прообразами современного парламента.
Само слово «парламент» образовано от латинского «parliamentumв», что значит беседу монахов. Впервые парламентом назван Великий совет Англии в 1275 году.
В настоящее время парламент является государственным представительным органом, главной функцией которого является осуществлять законодательную власть, и принимать законодательные акты. Парламент выполняет ведущую роль в формировании политической культуры. Свободно избранный орган законодательной власти является обязательным элементом демократического общества. В каждом государстве самостоятельно определяется роль парламента.
Структура парламента напрямую зависит от формы государственного устройства, традиций и численности населения. В странах с федеративной формой устройства парламенты представлены двумя палатами (Канада, США, Россия). Нижняя палата выбирается населением государства, а верхняя формируется проведением выборов.
В унитарных странах фигурирует однопалатная система парламента. В данном случае возможно отступление от правил, ведь исторически парламенты всегда были представлены двумя палатами.
В российской Федерации законодательная власть представлена Федеральным собранием. Верхней палатой является Совет федерации, а нижней палатой Государственная дума.
В регионах страны законодательная власть представлена законодательными собраниями. Статус и полномочия Федерального собрания определяются главой 5 Верховного закона страны. Федеральное собрание действует постоянно на основании статьи 99 Конституции. Палаты Федерального собрания проводят собрания в разных зданиях, но собираются для слушания посланий президента или Конституционного суда.