В современных условиях, характеризующихся консолидацией международной преступности, наличием схожих политических и социально-экономических проблем, вопросы международной интеграции как в сфере политической, экономической, так и правоохранительной деятельности, актуальны как никогда раньше. Это свидетельствует о том, что жизненно важные проблемы человечества настолько взаимосвязаны, что уже не могут успешно решаться отдельным государством, а требуют объединения их усилий на основе приоритета общечеловеческих ценностей.
В связи со значительным ростом вызовов и угроз безопасности личности в современном мире на первый план в последние годы выдвигаются задачи совместной борьбы с конвенционными преступлениями, посягающими на свободу личности, затрагивающими интересы многих государств, в силу их общественной опасности и значительной распространенности. При этом к конвенционным относятся преступления, составы которых предусмотрены международными договорами (соглашениями, конвенциями, обязывающими участвующие в них государства. ввести соответствующие нормы в свое национальное уголовное право. Так, среди преступлений, посягающих на свободу личности, конвенционными являются похищение человека, торговля людьми и использование рабского труда.
Актуальность выбранной темы работы обусловлена исключительной важностью вопросов защиты личных прав и свобод и неизбежности наказания за попытки их нарушить. Все более распостраненные случаи преступлений против личных прав и свобод требуют тщательного внимания и грамотного правового регулирования, поскольку очевидно, что современное законодательство не способно полностью устранить угрозу и не всегда эффективно в борьбе с ней.
Данная тема часто привлекает внимание ученых, которые поднимают вопросы поддержания международного мира и безопасности в своих трудах. Среди них можно выделить работы, например, В.В. Васякина, А.К. Князькиной, Е.А. Козлова, Л.Л. Кругликова, К.Д. Потыкова, Д.Ю. Федорович и др.
Целью данной курсовой работы является исследование конвенционных преступлений против личных прав и свобод в международном уголовном праве.
Для достижения данной цели мы полагаем необходимым решить следующие задачи:
1) изучить понятие и сущность конвенционных преступлений против личных прав и свобод человека и гражданина
2) рассмотреть классификацию конвенционных преступлений против личных прав и свобод человека и гражданина
2) проанализировать международное правовое регулирование конвенционных преступлений против личных прав и свобод человека и гражданина
3) охарактеризовать международные стандарты защиты основных прав и свобод человека.
Объектом исследования являются общественные отношения в области установления и наложения уголовной ответственности за конвенционные преступления против личных прав и свобод.
Предметом исследования выступают нормативно-правовые акты международного и национального уровня, а также теоретические работы, посвященные проблемам конвенционных преступлений против личных прав и свобод.
Работа состоит из введения, двух глав, из двух и двух параграфов каждая соответственно, заключения и списка использованной литературы.
1. Теоретические основы конвенционных преступлений против личных прав и свобод человека и гражданина
1.1 Понятие и сущность конвенционных преступлений против личных прав и свобод человека и гражданина
Конвенционные преступления – самостоятельный вид конвенциональных преступлений. Следовательно, они обладают признаками, свойственными всем конвенциональным преступлениям, и в то же время обладают рядом особенностей.
В литературе выделяются следующие их характерные черты:
1) международная общественная опасность, то есть способность причинять вред охраняемым международным правом отношениям;
2) противоправность, обусловленная запретами, предусмотренными предписаниями соответствующих международно-правовых актов;
3) виновность государства в совершении деяния;
4) оно выражается в действии или бездействии органов государства;
5) его результатом является нарушение международного правопорядка и причинение ущерба другим субъектам международного права[1].
Преступлениями международного характера в международном праве признаются посягательства на законные интересы и прерогативы нескольких или всех государств, представляющие собой вследствие этого международную общественную опасность, признаваемые таковыми по договорённости между государствами, получая в многосторонних конвенциях соответствующую международно-правовую оценку. Эти преступления совершаются вне связи с той или иной государственной политикой, ими нарушаются национальный и международный правопорядок.
В уголовном праве преступления международного характера определяются как преступные деяния, предусмотренные международными соглашениями (конвенциями), не относящиеся к преступлениям против человечества, но посягающие на нормальные отношения между государствами, наносящие ущерб мирному сотрудничеству в различных областях отношений, а также организациям и гражданам, наказуемые либо согласно нормам, установленным в международных соглашениях (конвенциях), ратифицированных в установленном порядке, либо согласно нормам национального уголовного законодательства в соответствии с этими соглашениями.
Как представляется, противоправность конвенционных преступлений нельзя сводить исключительно к запрещенности их международным договором. Необходима соответствующая уголовно-правовая норма внутреннего законодательства. Нельзя также делать однозначный вывод относительно виновности государства, поскольку, во-первых, применять категорию вины к коллективному, в том числе государственному, образованию в рамках сложившегося в уголовном праве представления нельзя. Во-вторых, возможно совершение международного преступления и без участия государства: оно может быть совершено физическим лицом без ведома и согласия какого-либо государственного органа или должностного лица[2].
Часто безосновательно исключаются из числа указанных преступлений деяния, предусмотренные региональными международными договорами, например некоторыми европейскими конвенциями (так, первым актом, предусматривающим борьбу с терроризмом, была Европейская конвенция о пресечении терроризма (г. Страсбург, 27 января 1977 г.). Несмотря на то что такие договоры не имеют всеобщего характера, не учитывать их нельзя ввиду распространенности общественно опасных деяний на территории конкретного региона, угрожающих причинением вреда нескольким государствам. Региональные международные договоры также являются самостоятельным видом межгосударственных соглашений[3].
Говоря о конвенционных преступлениях, важно отметить, что им присущи свойства всех преступлений, перечисленные в ч. 1 ст. 14 УК РФ, а также все признаки конвенциональных преступлений. Кроме того, рассматриваемые посягательства обладают специфическими чертами.
Основной признак конвенционного преступления состоит в том, что норма о нем появляется во внутреннем законодательстве после вступления в силу соответствующего международного обязательства, то есть после ратификации соответствующего международного договора. Если даже государство подписало международный договор, но процедура ратификации не была произведена, то есть договор не вступил для государства в силу, появившаяся в этот период норма уголовного закона о преступлении, сходном с тем, которое запрещено данным международным договором, не будет носить конвенционного характера.
Ответственность за конвенционное преступление устанавливается в национальном законодательстве во исполнение принятых государством международных обязательств. При этом такая норма уголовного закона является новой. Изменение же существующей нормы УК РФ при приведении его в соответствие с международным актом не образует конвенционного преступления.
Многие авторы рассматривают вопросы выделения этапов исторического развития правового регулирования прав и свобод человека и гражданина.
Некоторые авторы выделяют следующие этапы в развитии прав человека:
I этап политические, личные, культурные права.
II этап социально-экономические, гражданские права.
III этап коллективные права: женщин, детей.
IV этап права человечества: право на мир; экологические, информационные права; права на ядерную безопасность, космос и др[4].
Гражданские права – это, прежде всего, политические права. Они связаны с правительством и гражданством; отношениями между государством и его народом. Некоторые страны имеют больше гражданских прав, чем другие. Например, в демократических странах большое значение придается гражданским правам, и прилагаются большие усилия для обеспечения справедливых и регулярных выборов, с тем чтобы люди имели право выбирать свое правительство.
Гражданские права направлены на защиту свободы населения от вмешательства со стороны государства и позволяют ему принимать активное участие в политической жизни страны.
Гражданские права важны, потому что они признают, что правительство может быть очень сильным, и они гарантируют, что люди всегда имеют право выбирать, как они хотят, чтобы государство обращалось с ними, или иметь возможность не соглашаться с тем, что делает правительство, если они считают, что они ошибаются.
С другой стороны, права человека являются общими для всех людей. Они включают право на жизнь, и считаются основой благополучного существования. Они, как правило, защищены международным правом. Права человека основаны на моральных представлениях о том, чего заслуживают все люди во всем мире, независимо от того, где они живут и какое правительство управляет ими.
Идея прав человека сложнее, потому что разные люди расходятся во мнениях о том, что они должны включать. Некоторые люди считают, что должно быть меньше прав человека и что они должны ограничиваться такими вещами, как свобода от рабства и свобода от пыток. С другой стороны, некоторые считают, что права человека должны включать такие вещи, как