Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что выборы представляют собой важнейший элемент представительной демократии, поэтому их организация и функции всегда находились в центре политики, а сами выборы традиционно рассматривались в качестве института легитимирующего государственную власть.
В истории современных государств выборам принадлежит значительная роль. Ныне практически ни одно государство не может обойтись без этого института демократии, тысячекратно оправдавшего себя в мировой политической истории. Выборы в зависимости от конкретного соотношения политических и классовых сил в государстве, политического режима, уровня политико-правовой культуры и состояния демократических традиций в обществе могут играть и роль орудия в борьбе за власть господствующего класса (или блока политических сил). Но во многих случаях этот институт есть выражение демократизма в государстве и обществе. Путем выборных процедур формируются представительные органы государственной власти и местного самоуправления, избираются должностные лица в государстве и регионах.
Органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения.
На наш взгляд, правильный порядок всех процедур выдвижения и регистрации кандидатов обеспечивает наличие самих выборов, т.к. в случаях неправильного или неточного оформления всех документов, необходимых для регистрации кандидатов, а в последствие недостаточное их количество может привести к отмене выборов, которое влечет за собой дополнительное выдвижение кандидатов и осуществление последующих избирательных действий.
Предвыборной агитацией признаются осуществляемые в период избирательной кампании: призывы голосовать за или против кандидата (списка кандидатов); выражение предпочтения в отношении кого-либо из кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, в частности указание на то, за какого из кандидатов, за какой из списков кандидатов, за какое из избирательных объединений, за какой из избирательных блоков будет голосовать избиратель; описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидата (списка кандидатов); распространение информации с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах, об избирательных объединениях, избирательных блоках в сочетании с позитивными либо негативными комментариями; распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей; деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку, к которым принадлежит данный кандидат, к избирательному объединению, избирательному блоку, выдвинувшим кандидата, кандидатов, список кандидатов; иные действия, имеющие целью побудить или побуждающие избирателей голосовать за кандидатов, списки кандидатов или против них, против всех кандидатов, против всех списков кандидатов.
Цель данной работы – рассмотреть предвыборную агитацию.
Задачи курсовой работы:
– описать правовую природу предвыборной агитации как стадии избирательного процесса;
– изучить особенности проведения предвыборной агитации в РФ.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Правовая природа предвыборной агитации как стадии избирательного процесса
1.1. Понятие и признаки предвыборной агитации
Предвыборная агитация – это осуществляемая участниками избирательной кампании информационная деятельность, побуждающая или имеющая целью побудить избирателей голосовать за или против кандидатов, списка кандидатов либо против всех кандидатов. В то же время содержанием предвыборной агитации является информация агитационного характера, а проведение предвыборной агитации выступает в виде производства и распространения такой информации. Правоотношения, возникающие между участниками выборов в процессе производства и распространения надлежащими участниками выборов (уполномоченными избирательным законодательством на проведение предвыборной агитации) информации агитационного характера, регулируются нормами избирательного права и иных отраслей права, в частности информационного.
Таким образом, при проведении предвыборной агитации участники выборов вступают в избирательные информационные правоотношения. Несмотря на ярко выраженный политический характер, предвыборная агитация, регулируемая законодательством о выборах, не может отождествляться с политической агитацией вне временных рамок избирательной кампании, поскольку в соответствии с федеральным избирательным законодательством предвыборная агитация существует исключительно в период избирательной кампании. В рамках каждого из этапов избирательной кампании участники избирательного процесса осуществляют определенный законами о выборах набор избирательных действий, конечной целью которых является полная и последовательная реализация конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Избирательное законодательство предусматривает состав и виды субъектов выборов, которые на стадии предвыборной агитации совершают данный набор избирательных действий.
Таким образом, рассматриваемая в качестве стадии избирательного процесса предвыборная агитация представляет собой строго ограниченную временными рамками агитационного периода, регулируемую материальными и процессуальными нормами избирательного права информационную деятельность уполномоченных субъектов выборов, целью, которой является побуждение избирателей к голосованию за или против кандидатов на депутатские мандаты или выборные должности.
Предвыборная агитация как институт избирательного права выполняет задачи оповещения избирателей о личностях кандидатов, содержании их предвыборных программ; формирования электоральных симпатий и антипатий; обеспечения связи между субъектами избирательного процесса. Нормы избирательного права определяют правовой статус каждого из участников выборов, юридически закрепляя их права, обязанности и ответственность при проведении предвыборной агитации. На этой основе субъекты избирательного процесса, обладающие правом на проведение предвыборной агитации, могут быть определены в качестве субъектов агитационной деятельности.
Закрепляя основы избирательных прав граждан РФ, Конституция РФ напрямую не называет в их числе право на предвыборную агитацию. Часть 2 ст. 32 Основного закона говорит лишь об активном и пассивном избирательном праве. Вместе с тем очевидно, что данные конституционные категории представляют собой сложные и многоаспектные правовые явления с комплексной структурой, о чем частично речь уже шла при анализе избирательного права и избирательной системы. Это связано в первую очередь с правовой природой института выборов, в котором находят отражение как субъективные правомочия отдельных избирателей, так и публичный интерес, направленный на формирование представительных органов государственной власти на основе демократических принципов.
Таким образом, нормативный потенциал активного и пассивного избирательного права не ограничивается воздействием только лишь на итоговые действия граждан в рамках процедуры голосования и на результаты выборов, а охватывает также выборный процесс, одной из базовых характеристик которого является свободный обмен выборной информацией посредством проведения предвыборной агитации.
Иначе говоря, граждане реализуют конституционные избирательные права в рамках названного информационного обмена. Вместе с тем, располагая избирательными правомочиями и участвуя в выборном процессе (прямо или косвенно), граждане с неизбежностью принимают участие в обмене предвыборной информацией, выступая либо ее поставщиками, либо ее адресатами. Из чего в самом общем виде проистекает и право граждан на предвыборную агитацию.
Конституционное содержание права на предвыборную агитацию не замыкается пределами норм ст. 32 Конституции РФ. Оно расширяется и усиливается общими положениями, определяющими основы правового характера российской государственности, а также конституционного статуса граждан, их политических прав и свобод.
По содержанию право на предвыборную агитацию вытекает из фундаментальных конституционных ценностей. Во-первых, из положений ст. 2 Конституции РФ, в соответствии с которыми человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. В данной норме содержится неотъемлемый признак правового государства – признание высшей ценности прав и свобод человека – место человека в его взаимосвязях с обществом и государством, что предопределяет человека в качестве первоосновы организации общественных отношений, включая и организацию политической сферы. В контексте же ч. 1 ст. 1 Конституции РФ, обозначающей Российскую Федерацию как демократическое правовое государство с республиканской формой правления, важное значение имеет обязанность государственной власти к самоограничению через образование представительных органов государственной власти путем проведения периодических выборов на демократической основе. Во-вторых, из провозглашенных Конституцией РФ выборов как основания возникновения органов публичной власти вытекает, что все конституционные правомочия государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) Российской Федерации исходят от народа через его свободно выражаемую волю. Важную роль в этом плане играют также положения Конституции РФ о том, что каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ (ч. 2 ст. 6). Нельзя не отметить и конституционную норму, обязывающую все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию РФ (ч. 2 ст. 15).
К конституционным основам регулирования избирательных прав в России, и в частности права на предвыборную агитацию, относится также верховенство Конституции РФ и федеральных законов (ч. 2 ст. 4 и ч. 1 ст. 15) и наличие своей конституции (устава) и законодательства у каждого субъекта РФ. Гарантией для граждан и их объединений в области проведения предвыборной агитации является и конституционное положение о том, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55). Столь же важная гарантия содержится в ч. 2 ст. 19 Конституции РФ, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Соответственно запрещаются все формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности.
В случае нарушения избирательных прав граждан и их объединений, права на предвыборную агитацию в ходе предвыборной кампании Конституция РФ гарантирует каждому их государственную (ст. 45), включая судебную (ст. 46), защиту.
Определение «предвыборная агитация» дано в ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Закон) – деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них) и позволяет выделить основные признаки, составляющие содержание понятия «предвыборная агитация»:
а) предвыборная агитация существует как юридический феномен только в период избирательной кампании;
б) информацию агитационного характера отличает побуждение к голосованию за или против конкретного кандидата (списка кандидатов) либо против него (них).
Кроме того, комплексный анализ положений Федерального закона об основных гарантиях позволяет выделить также следующие признаки предвыборной агитации:
а) предвыборную агитацию различными методами вправе проводить только надлежащие (определенные законом) субъекты агитационной деятельности; в частности, агитацию через СМИ вправе проводить только специальные субъекты предвыборной агитационной деятельности – зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, зарегистрировавшие списки кандидатов;
б) предвыборная агитация, требующая оплаты, финансируется только из избирательного фонда зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, зарегистрировавшего список кандидатов;
в) побуждение избирателей к голосованию в виде предвыборной агитации осуществляется только посредством распространения соответствующей информации; никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью воспрепятствовать его свободному волеизъявлению, а лица, принуждающие избирателей голосовать вопреки их собственному выбору, несут уголовную, административную либо иную ответственность в соответствии с федеральными законами.
Принципиальное значение имеет признак предвыборной агитации, связанный с возможностью ее осуществления только и исключительно в хронологических рамках избирательной кампании. Существенным признаком предвыборной агитации является и обязательность ее финансирования исключительно из средств избирательного фонда. Большое значение имеет также признак правомерной агитационной деятельности, который состоит в обязательности проведения предвыборной агитации в той или иной форме только надлежащими, т.е. имеющими на это право в соответствии с Федеральным законом об основных гарантиях субъектами агитационной деятельности.
Существенным признаком, отличающим агитационную деятельность в ходе избирательной кампании, является ее информационный характер. Это означает, что предвыборная агитация (агитационная деятельность физических и юридических лиц в связи с выборами) всегда является информационной деятельностью, т.е. деятельностью, которая связана с распространением информации, осуществляемым различными способами: в устной форме, в том числе в период проведения массовых мероприятий; посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных материалов; через СМИ; в форме распространения информации о политических пристрастиях субъектов агитационной деятельности посредством их участия в шествиях, демонстрациях, а также в иных, допускаемых законом формах и законными методами. Иначе говоря, правомерное побуждение избирателя к волеизъявлению в рамках предвыборной агитации не может осуществляться в какой бы то ни было иной форме деятельности, кроме информационной.
Из определения предвыборной агитации вытекает также вывод о том, что к числу признаков предвыборной агитации не следует относить побуждение к отказу от участия в голосовании или к бойкоту выборов, поскольку такая деятельность может быть квалифицирована как действия, препятствующие свободному осуществлению гражданином РФ права избирать и быть избранным. Учет признаков предвыборной агитации имеет большое значение для обеспечения правомерной деятельности субъектов (участников) избирательного процесса, в том числе правоприменительных органов – избирательных комиссий, правоохранительных органов и судов.