Курсовая работа|Конституционное право

Курсовая Предвыборная агитация

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2016 | Страниц: 31

Введение

Глава 1. Правовая природа предвыборной агитации как стадии избирательного процесса  

1.1. Понятие и признаки предвыборной агитации

1.2. Способы проведения предвыборной агитации

Глава 2. Особенности проведения предвыборной агитации в РФ

2.1. Предвыборная агитация в периодических печатных изданиях

2.2. Предвыборная агитация на каналах теле, радиовещания

2.3. Предвыборная агитация посредством проведения публичных мероприятий  

Заключение

Список литературы

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что выборы представляют собой важнейший элемент представительной демократии, поэтому их организация и функции всегда находились в центре политики, а сами выборы традиционно рассматривались в качестве института легитимирующего государственную власть.

В истории современных государств выборам принадлежит значительная роль. Ныне практически ни одно государство не может обойтись без этого института демократии, тысячекратно оправдавшего себя в мировой политической истории. Выборы в зависимости от конкретного соотношения политических и классовых сил в государстве, политического режима, уровня политико-правовой культуры и состояния демократических традиций в обществе могут играть и роль орудия в борьбе за власть господствующего класса (или блока политических сил). Но во многих случаях этот институт есть выражение демократизма в государстве и обществе. Путем выборных процедур формируются представительные органы государственной власти и местного самоуправления, избираются должностные лица в государстве и регионах.

Органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения.

На наш взгляд, правильный порядок всех процедур выдвижения и регистрации кандидатов обеспечивает наличие самих выборов, т.к. в случаях неправильного или неточного оформления всех документов, необходимых для регистрации кандидатов, а в последствие недостаточное их количество может привести к отмене выборов, которое влечет за собой дополнительное выдвижение кандидатов и осуществление последующих избирательных действий.

Предвыборной агитацией признаются осуществляемые в период избирательной кампании: призывы голосовать за или против кандидата (списка кандидатов); выражение предпочтения в отношении кого-либо из кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, в частности указание на то, за какого из кандидатов, за какой из списков кандидатов, за какое из избирательных объединений, за какой из избирательных блоков будет голосовать избиратель; описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидата (списка кандидатов); распространение информации с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах, об избирательных объединениях, избирательных блоках в сочетании с позитивными либо негативными комментариями; распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей; деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку, к которым принадлежит данный кандидат, к избирательному объединению, избирательному блоку, выдвинувшим кандидата, кандидатов, список кандидатов; иные действия, имеющие целью побудить или побуждающие избирателей голосовать за кандидатов, списки кандидатов или против них, против всех кандидатов, против всех списков кандидатов.

Цель данной работы – рассмотреть предвыборную агитацию.

Задачи курсовой работы:

– описать правовую природу предвыборной агитации как стадии избирательного процесса;

– изучить особенности проведения предвыборной агитации в РФ.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

Глава 1. Правовая природа предвыборной агитации как стадии избирательного процесса

1.1. Понятие и признаки предвыборной агитации

Предвыборная агитация – это осуществляемая участниками избирательной кампании информационная деятельность, побуждающая или имеющая целью побудить избирателей голосовать за или против кандидатов, списка кандидатов либо против всех кандидатов. В то же время содержанием предвыборной агитации является информация агитационного характера, а проведение предвыборной агитации выступает в виде производства и распространения такой информации. Правоотношения, возникающие между участниками выборов в процессе производства и распространения надлежащими участниками выборов (уполномоченными избирательным законодательством на проведение предвыборной агитации) информации агитационного характера, регулируются нормами избирательного права и иных отраслей права, в частности информационного.

Таким образом, при проведении предвыборной агитации участники выборов вступают в избирательные информационные правоотношения. Несмотря на ярко выраженный политический характер, предвыборная агитация, регулируемая законодательством о выборах, не может отождествляться с политической агитацией вне временных рамок избирательной кампании, поскольку в соответствии с федеральным избирательным законодательством предвыборная агитация существует исключительно в период избирательной кампании. В рамках каждого из этапов избирательной кампании участники избирательного процесса осуществляют определенный законами о выборах набор избирательных действий, конечной целью которых является полная и последовательная реализация конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Избирательное законодательство предусматривает состав и виды субъектов выборов, которые на стадии предвыборной агитации совершают данный набор избирательных действий.

Таким образом, рассматриваемая в качестве стадии избирательного процесса предвыборная агитация представляет собой строго ограниченную временными рамками агитационного периода, регулируемую материальными и процессуальными нормами избирательного права информационную деятельность уполномоченных субъектов выборов, целью, которой является побуждение избирателей к голосованию за или против кандидатов на депутатские мандаты или выборные должности.

Предвыборная агитация как институт избирательного права выполняет задачи оповещения избирателей о личностях кандидатов, содержании их предвыборных программ; формирования электоральных симпатий и антипатий; обеспечения связи между субъектами избирательного процесса. Нормы избирательного права определяют правовой статус каждого из участников выборов, юридически закрепляя их права, обязанности и ответственность при проведении предвыборной агитации. На этой основе субъекты избирательного процесса, обладающие правом на проведение предвыборной агитации, могут быть определены в качестве субъектов агитационной деятельности.

Закрепляя основы избирательных прав граждан РФ, Конституция РФ напрямую не называет в их числе право на предвыборную агитацию. Часть 2 ст. 32 Основного закона говорит лишь об активном и пассивном избирательном праве. Вместе с тем очевидно, что данные конституционные категории представляют собой сложные и многоаспектные правовые явления с комплексной структурой, о чем частично речь уже шла при анализе избирательного права и избирательной системы. Это связано в первую очередь с правовой природой института выборов, в котором находят отражение как субъективные правомочия отдельных избирателей, так и публичный интерес, направленный на формирование представительных органов государственной власти на основе демократических принципов.

Таким образом, нормативный потенциал активного и пассивного избирательного права не ограничивается воздействием только лишь на итоговые действия граждан в рамках процедуры голосования и на результаты выборов, а охватывает также выборный процесс, одной из базовых характеристик которого является свободный обмен выборной информацией посредством проведения предвыборной агитации.

Иначе говоря, граждане реализуют конституционные избирательные права в рамках названного информационного обмена. Вместе с тем, располагая избирательными правомочиями и участвуя в выборном процессе (прямо или косвенно), граждане с неизбежностью принимают участие в обмене предвыборной информацией, выступая либо ее поставщиками, либо ее адресатами. Из чего в самом общем виде проистекает и право граждан на предвыборную агитацию.

Конституционное содержание права на предвыборную агитацию не замыкается пределами норм ст. 32 Конституции РФ. Оно расширяется и усиливается общими положениями, определяющими основы правового характера российской государственности, а также конституционного статуса граждан, их политических прав и свобод.

По содержанию право на предвыборную агитацию вытекает из фундаментальных конституционных ценностей. Во-первых, из положений ст. 2 Конституции РФ, в соответствии с которыми человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. В данной норме содержится неотъемлемый признак правового государства – признание высшей ценности прав и свобод человека – место человека в его взаимосвязях с обществом и государством, что предопределяет человека в качестве первоосновы организации общественных отношений, включая и организацию политической сферы. В контексте же ч. 1 ст. 1 Конституции РФ, обозначающей Российскую Федерацию как демократическое правовое государство с республиканской формой правления, важное значение имеет обязанность государственной власти к самоограничению через образование представительных органов государственной власти путем проведения периодических выборов на демократической основе. Во-вторых, из провозглашенных Конституцией РФ выборов как основания возникновения органов публичной власти вытекает, что все конституционные правомочия государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) Российской Федерации исходят от народа через его свободно выражаемую волю. Важную роль в этом плане играют также положения Конституции РФ о том, что каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ (ч. 2 ст. 6). Нельзя не отметить и конституционную норму, обязывающую все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию РФ (ч. 2 ст. 15).

К конституционным основам регулирования избирательных прав в России, и в частности права на предвыборную агитацию, относится также верховенство Конституции РФ и федеральных законов (ч. 2 ст. 4 и ч. 1 ст. 15) и наличие своей конституции (устава) и законодательства у каждого субъекта РФ. Гарантией для граждан и их объединений в области проведения предвыборной агитации является и конституционное положение о том, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55). Столь же важная гарантия содержится в ч. 2 ст. 19 Конституции РФ, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Соответственно запрещаются все формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности.

В случае нарушения избирательных прав граждан и их объединений, права на предвыборную агитацию в ходе предвыборной кампании Конституция РФ гарантирует каждому их государственную (ст. 45), включая судебную (ст. 46), защиту.

Определение «предвыборная агитация» дано в ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Закон) – деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них) и позволяет выделить основные признаки, составляющие содержание понятия «предвыборная агитация»:

а) предвыборная агитация существует как юридический феномен только в период избирательной кампании;

б) информацию агитационного характера отличает побуждение к голосованию за или против конкретного кандидата (списка кандидатов) либо против него (них).

Кроме того, комплексный анализ положений Федерального закона об основных гарантиях позволяет выделить также следующие признаки предвыборной агитации:

а) предвыборную агитацию различными методами вправе проводить только надлежащие (определенные законом) субъекты агитационной деятельности; в частности, агитацию через СМИ вправе проводить только специальные субъекты предвыборной агитационной деятельности – зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, зарегистрировавшие списки кандидатов;

б) предвыборная агитация, требующая оплаты, финансируется только из избирательного фонда зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, зарегистрировавшего список кандидатов;

в) побуждение избирателей к голосованию в виде предвыборной агитации осуществляется только посредством распространения соответствующей информации; никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью воспрепятствовать его свободному волеизъявлению, а лица, принуждающие избирателей голосовать вопреки их собственному выбору, несут уголовную, административную либо иную ответственность в соответствии с федеральными законами.

Принципиальное значение имеет признак предвыборной агитации, связанный с возможностью ее осуществления только и исключительно в хронологических рамках избирательной кампании. Существенным признаком предвыборной агитации является и обязательность ее финансирования исключительно из средств избирательного фонда. Большое значение имеет также признак правомерной агитационной деятельности, который состоит в обязательности проведения предвыборной агитации в той или иной форме только надлежащими, т.е. имеющими на это право в соответствии с Федеральным законом об основных гарантиях субъектами агитационной деятельности.

Существенным признаком, отличающим агитационную деятельность в ходе избирательной кампании, является ее информационный характер. Это означает, что предвыборная агитация (агитационная деятельность физических и юридических лиц в связи с выборами) всегда является информационной деятельностью, т.е. деятельностью, которая связана с распространением информации, осуществляемым различными способами: в устной форме, в том числе в период проведения массовых мероприятий; посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных материалов; через СМИ; в форме распространения информации о политических пристрастиях субъектов агитационной деятельности посредством их участия в шествиях, демонстрациях, а также в иных, допускаемых законом формах и законными методами. Иначе говоря, правомерное побуждение избирателя к волеизъявлению в рамках предвыборной агитации не может осуществляться в какой бы то ни было иной форме деятельности, кроме информационной.

Из определения предвыборной агитации вытекает также вывод о том, что к числу признаков предвыборной агитации не следует относить побуждение к отказу от участия в голосовании или к бойкоту выборов, поскольку такая деятельность может быть квалифицирована как действия, препятствующие свободному осуществлению гражданином РФ права избирать и быть избранным. Учет признаков предвыборной агитации имеет большое значение для обеспечения правомерной деятельности субъектов (участников) избирательного процесса, в том числе правоприменительных органов – избирательных комиссий, правоохранительных органов и судов.

Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета. 25 декабря 1993 года.
  2. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: ФЗ РФ от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (с изменениями от 5 апреля 2016 г.) // СЗ РФ. – 2002. – №24. – Ст. 2253.
  3. О выборах Президента Российской Федерации: ФЗ РФ от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (с изменениями от 13 июля 2015 г.) // СЗ РФ. – 2003. – № 2. – Ст. 171.
  4. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: ФЗ РФ от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ (с изменениями от 5 октября 2015 г.) // СЗ РФ. – 2005. – № 21. – Ст. 1919.

Специальная и научная литература

  1. Аглеева Л.Т. Проблемы правового регулирования предвыборной агитации в свете изменений избирательного законодательства / Л.Т. Аглеева // Конституционное и муниципальное право. – 2015. – № 7. – С. 17-19.
  2. Арановский К.В. О конституционных основаниях запрета негативной предвыборной агитации / К В. Арановский, О.Е. Шишкина // Российский юридический журнал. – 2009. – № 6. – С. 7-12.
  3. Арановский К.В. Всеобщее избирательное право в его ценностных основаниях и издержках / К.В. Арановский // Российский юридический журнал. – 2010. – № 4. – С. 50-56.
  4. Астафичев П.А. Избирательное право России: современное состояние и перспективы развития / П.А. Астафичев. – Орел: Изд-во ОРАГС, 2010. – 280 с.
  5. Барышев В.В. Проблемы и пути совершенствования законодательства о выборах на федеральном и региональном уровне / В.В. Барышев // Право и власть. – 2014. – № 1. – С.12-18.
  6. Белкин А.А. Избирательные ограничения / А.А. Белкин // Правоведение. – 2011. – № 1. – С.25-30.
  7. Биктагиров Р.Т. Принципы Российского избирательного процесса и их правовое содержание / Р.Т. Биктагиров // Журнал Избирательное право. – 2011. – № 4. – С. 59-65.
  8. Бычков А.С. Разрешено все, что не запрещено / А.С. Бычков // эж-ЮРИСТ. – 2012. – № 3. – С. 62-68.
  9. Веденеев Ю.А. Развитие избирательной системы Российской Федерации: проблемы правовой институционализации / Ю.А. Веденеев // Журнал российского права. – 2013. – № 6. – С. 9-15.
  10. Голованов Д.О. Агитация «против всех» / Д.О. Голованов // эж-ЮРИСТ. – 2013. – № 2. – С. 41-46.
  11. Данилевский Ю.А. Применение мер юридической ответственности за нарушение порядка предвыборной агитации / Ю.А. Данилевский // Современное право. – 2015. – № 7. – С. 161-164.
  12. Зотова З.М. Избирательная кампания: технология организации и проведения / З.М. Зотова. – М.: Юристъ, 2014. – 662 с.
  13. Зражевская Т.Д. Проблема конституционного закрепления принципов избирательной системы Российской Федерации / Т.Д. Зражевская // Право и власть. – 2014. – № 1. – С. 12-15.
  14. Иванченко А.В. Чтобы законодательство было системным / А.В. Иванченко // Выборы: законодательство и технологии. – 2011. – № 1. – С. 60-64.
  15. Игнатенко В.В. Предвыборная агитация: особенности законодательного регулирования и судебной практики разрешения избирательных споров / В.В. Игнатенко // Журнал Избирательное право. – 2012. – № 1. – С. 11-18.
  16. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учеб. для вузов / отв. ред. А.В. Иванченко. – М.: Норма, 2011. – 619 с.
  17. Кабышев В.Т. Выборы в России: конституционные функции, тенденции развития / В.Т. Кабышев // Право и власть. – 2012. – № 1. – С. 44-48.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Конституционное право
2010 год 35 стр.
Курсовая Конституционный Суд
diplomstud
Курсовая работа Конституционное право
2014 год 28 стр.
Курсовая Приобретение российского гражданства и выход из него
VAshueva
Курсовая работа Конституционное право
2011 год 35 стр.
Курсовая Формирование и функционирование гражданского общества
diplomstud
Курсовая работа Конституционное право
2013 год 25 стр.
Курсовая Конституционные свободы и обязанности человека и гражданина в России
Telesammit
Курсовая работа Конституционное право
2014 год 42 стр.
Курсовая Институт президента РФ
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское