ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРПОРАТИВНОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1. Виды актов, содержащих нормы предпринимательского права
1.2.Понятие корпораций и корпоративного правового регулирования
ГЛАВА II. КОРПОРАТИВНЫЙ АКТ В СИСТЕМЕ КОРПОРАТИВНОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
2.1.Понятие, функции и виды корпоративных актов
2.2.Значение корпоративных актов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования. Развитие современных хозяйственно-экономических отношений в Российской Федерации обуславливает необходимость их надлежащего правового регулирования. Появление новых субъектов права, сочетающих в своей деятельности публично-правовые и частноправовые начала, требует переосмысления возможностей правового регулирования.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации[1] и иными нормативно-правовыми актами на территории государства образуются различные предприятия, общественные и хозяйственные объединения, часто именуемые корпорациями. Таких организаций на сегодняшний день насчитываются сотни тысяч, они создаются и действуют по всей стране. Гражданский кодекс Российской Федерации и иные федеральные законы предоставляют возможность корпорациям самостоятельно регулировать свою деятельность на основе внутриорганизационных актов. Каждая корпорация имеет свой устав, положение или иной учредительный документ, различные правила внутреннего распорядка, участия членов данной организации в управлении, учета хозяйственной и финансовой деятельности, взаимоотношений между различными подразделениями организации и с ее клиентами, и многие другие акты, призванные на локальном уровне урегулировать отношения внутри корпорации между ее членами, работниками, органами управления. Все подобные правила, если они установлены самой организацией, ее органами на основе и в соответствии с законами и иными актами государственных органов, носят название корпоративных актов и норм. Точное количество подобных актов оценить не представляется возможным, однако можно с уверенностью утверждать, что их количество на сегодняшний день во много раз превышает весь массив действующего федерального и регионального законодательства и кроме того постоянно возрастает в случайной прогрессии. Такие акты имеют собственную неповторимую юридическую природу, обладают особой спецификой юридической силы и сферы действия, занимают свое определенное место в системе источников права. Их роль и значение неуклонно возрастает. Отмеченная активизация корпоративного регулирования проявляется как в расширении его границ, так и углублении содержания, а также совершенствовании его организационно-правовых форм.
В период преобразований в России право выступило важнейшим инструментом экономических преобразований и демократизации российского общества. Но вместе с тем четко проявилась одна из закономерных тенденций развития законодательства - децентрализация правового регулирования, что привело, в том числе и ко многим негативным последствиям: противоречия между отдельными элементами механизма правового регулирования, произвол чиновников, хозяйственная неразбериха. Поэтому поиск и исследование форм правового регулирования, способных, с одной стороны, обеспечить установленное статьей 3 Конституции Российской Федерации право народа на самоуправление, а с другой - оптимальное функционирование хозяйственного механизма, представляется наиболее актуальным.
Объект исследования – совокупность общественных отношений, связанных с корпоративными актами в предпринимательском праве, а именно - понятием, видами, значением.
Предмет исследования – корпоративные акты в системе предпринимательского права.
Цель настоящей работы – охарактеризовать сущность и особенности корпоративных актов в системе предпринимательского права.
В соответствие с указанной целью в работе поставлены следующие задачи: 1) изучить виды актов, содержащих нормы предпринимательского права; 2) рассмотреть понятие и сущность корпоративного акта.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРПОРАТИВНОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1. Виды актов, содержащих нормы предпринимательского права
Под источниками предпринимательского права в формальном смысле понимаются разнообразные способы фиксации, объективирования сложившихся в сфере предпринимательства юридических по своей природе правил.
К источникам предпринимательского права можно отнести:
- правовой обычай (общепризнанные принципы и нормы международного права, обычаи делового оборота);
- нормативные правовые акты государственных органов;
- нормативные правовые акты организаций (корпоративное право);
- правовой договор.
Законодательство о предпринимательской деятельности – это юридические акты различных государственных органов, в которых содержатся правовые нормы регулирования предпринимательской деятельности.
В зависимости от юридической силы актов, содержащих правовые нормы, источники предпринимательского права подразделяются на четыре большие группы:
- законы;
- акты федеральных органов государственного управления;
- акты государственных органов исполнительной власти;
- акты исполнительных органов субъектов РФ[2].
Система законодательства о предпринимательстве в Российской Федерации представляет собой классификацию законодательных актов, построенную с помощью разных критериев, или оснований:
1) по юридической силе и месту в иерархии правовых нормативных актов: законы; подзаконные акты.
2) по сфере законодательного регулирования, установленной в ст.71-73 Конституции России, в которых они приняты:
- федеральные законы, принимаемые в сфере ведения РФ и совместного ведения РФ и ее субъектов (ст.71-72 Конституции РФ);
- законы субъектов Российской Федерации (ст.73 Конституции РФ).
3) по масштабу действия:
- нормативные акты централизованного правового регулирования, осуществляемого нормотворческими органами государства;
- акты локального регулирования (корпоративные нормы, содержащиеся в уставах и иных локальных актах хозяйственных обществ и товариществ).
Закон – нормативный акт, принимаемый представительным органом государственной власти Российской Федерации или ее субъектов. По действующему законодательству различают федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации.
Федеральный конституционный закон – нормативный акт, принимаемый Федеральным собранием с соблюдением установленной Конституцией процедуры, вносящий изменения и дополнения в Конституцию, а также закон, принятие которого специально предусмотрено в Конституции.
Федеральный закон – нормативный акт, принимаемый Федеральным собранием по всем остальным вопросам, которые должны регулироваться законами. Федеральный закон не может противоречить конституционным законам. Закон субъектов Российской Федерации – нормативный акт, принимаемый высшим представительным органом субъекта Федерации. К актам федеральных органов государственного управления относятся указы Президента и постановления Правительства.
Акты федеральных органов исполнительной власти – нормативные акты, принимаемые министерствами и ведомствами и обязательные к применению предприятиями и гражданами. Министерства и ведомства, иные органы и учреждения вправе издавать нормативные акты в пределах и случаях, предусмотренных федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства Российской Федерации[3].
Нормативными актами являются также акты законодательных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации. Большое значение имеют постановления Президиума (Пленума) и письма Высшего арбитражного суда Российской Федерации, комментирующие и разъясняющие применение нормативных актов. Постановления и решения судебных органов получили название "судебная практика". Нормативно-правовые акты более низкого уровня применяются при условии, что его нормы не противоречат актам более высокого уровня и последние не содержат в себе норм, регулирующих данные гражданско-правовые общественные отношения.
Наряду с внутренними законами и иными правовыми актами источниками предпринимательского права служат общепризнанные принципы и нормы международного права, такие, как, например, свобода торговли и др., а также международные договоры РФ, являющиеся составной частью правовой системы России. Международные договоры применяются к отношениям, регулируемым гражданским законодательством, непосредственно, кроме случаев, когда для их применения требуется издание российского акта. Если международным договором РФ установлены другие правила, чем предусмотренные гражданским законодательством, то применяются правила международного договора[4].