Курсовая работа|Конституционное право

Курсовая Гражданство РФ: основные характеристики, двойное гражданство

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2014 | Страниц: 27

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1.История становления и этапы развития института гражданства в России

1.2. Сущность и содержание института гражданства в Российской Федерации

ГЛАВА 2. ИНСТИТУТ ДВОЙНОГО ГРАЖДАНСТВА

2.1. Основания и правовая регламентация двойного гражданства

2.2.Проблемы двойного гражданства

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ   

Актуальность темы исследования. Взаимосвязь государства и гражданина - проблема, свойственная любому государственно организованному обществу. Исследование института гражданства представляет значительный научный интерес и имеет практическое значение для государственного строительства как Российской Федерации, так и других государств, образовавшихся на постсоветском пространстве в начале 90-х годов XX века.

Право человека на гражданство является одним из важнейших неотъемлемых прав, основа правового положения личности как внутри любого государства, так и в международном общении. Оно провозглашено еще Всеобщей декларацией прав человека 1948 г., содержащей статью 15: «Каждый человек имеет право на гражданство». Известно, что идея гражданства тесно связана с идеями равенства и народного суверенитета. Поэтому в Конституции Российской Федерации 1993 г. вопросы гражданства закреплены в главе первой, посвященной основам конституционного строя.

Только посредством гражданства возникает прочная и устойчивая в пространстве и времени правовая связь между государством и отдельным лицом, дающая лицу и государству право на полное использование всех преимуществ, вытекающих из их взаимных прав и обязанностей. Только на основе гражданства определенного государства отдельное лицо может воспользоваться максимальным объемом прав, гарантируемых этим гражданством как внутри государства, так и в международном общении.

Объектом исследования являются совокупность правоотношений в сфере конституционно-правового регулирования института гражданства Российской Федерации.

Предмет исследования составляет нормативно-правовая основа конституционного развития института гражданства Российской Федерации.

Цель работы – охарактеризовать сущность и специфические особенности гражданства РФ.

Достижение поставленных целей осуществляется в ходе решения следующих задач:

1) изучить сущность и содержание института гражданства в Российской Федерации;

2) выполнить сравнительно-правовой анализ института гражданства в законодательстве зарубежных стран

3) охарактеризовать принципы гражданства;

4) рассмотреть основания и правовая регламентация приобретения гражданства;

5) проанализировать особенности защиты государством права лица на гражданство и вопросы прекращения гражданства

6) предложить пути совершенствования законодательного регулирования обеспечения права на гражданство в Российской Федерации.

Методология исследования. Методологической основой является системный подход к анализу различных сторон института гражданства Российской Федерации. В ходе исследования различных аспектов института гражданства использовались такие методы научного познания, как сравнительно-правовой, формально-юридический, социологический, структурно-функциональный, теоретико-прогностический и др.

Структура работы обусловлена поставленными целью и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1.История становления и этапы развития института гражданства в России

 Гражданство - достаточно сложная научная категория, неразрывно связанная с правовым статусом человека, охватывающая весь спектр взаимоотношений лица с государством и обществом. Взаимосвязь эта проявляется в невозможности нормального существования каждой из названных категорий по отдельности. Государство существует для того, чтобы обеспечивать реализацию интересов человека, защищать его права и свободы, в то же время для обеспечения исполнения своих функций государство требует неукоснительного соблюдения установленных правил поведения и исполнения обязанностей. Юридически данная взаимосвязь человека и государства оформляется гражданством или подданством. Обладание гражданством для человека служит гарантией полного распространения на него юрисдикции данного государства, обеспечения возможности реализации им своих прав и законных интересов, а также защиты остальных граждан от неправомерных действий какого-либо лица. Таким образом, институт гражданства выполняет двоякую социально-юридическую функцию: являясь средством и способом защиты прав человека, он вместе с тем выступает институтом защиты интересов государства.

Право человека на гражданство является одним из важнейших неотъемлемых прав. Оно провозглашено еще Всеобщей декларацией прав человека 1948 г.[1], содержащей статью (ст. 15), включающую следующую норму: «каждый человек имеет право на гражданство». Известно, что идея гражданства тесно связана с идеями равенства и народного суверенитета, Не случайно в действующей Конституции РФ[2] вопросы гражданства закреплении в главе первой, посвященной основам конституционного строя.

 Первый этап становления института гражданства в России - дореволюционный (до 1917 г.). В законодательстве царской России о подданстве не устанавливался принцип равенства всех граждан перед законом. Это было обусловлено тем, что в стране еще сохранялись остатки сословных различий. Особенно сильное развитие сословность получила в эпоху Екатерины II.

Принадлежность лиц к той или иной группе природных подданных законодательно связывалась с серьезными различиями правового статуса. В частности, многое определялось принадлежностью к лицам податного или неподатного состояния. Следует отметить, что принадлежность к той или иной категории подданных в царской России была связана с различиями в правах и обязанностях. Основные привилегии в правах и обязанностях предоставлялись дворянам. Вопросы подданства регламентировались в основном обычным правом. До принятия в России в 1864 г. Закона «О правилах относительно принятия и оставления иностранцами русского подданства» вопросы подданства в царской России регулировались постановлениями, которые были обобщены в Своде законов.

Существенные изменения института гражданства в России связаны с установлением в стране советской власти, период существования которой охватывает второй этап. Так, после революции 1917 года было упразднено понятие «подданный», характерное для государств с монархической формой правления, и заменено понятием «гражданин»[3]. Правовому закреплению норм о советском гражданстве способствовал Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 11 ноября 1917 г. «Об уничтожении сословий и гражданских чинов»[4].

Анализ законодательства о советском гражданстве свидетельствует о том, что оно обновлялось, совершенствовалось в зависимости от внутренних и внешнеполитических условий развития государства. Отчетливо наблюдалась тенденция приведения в единую систему многочисленных норм и предложений, направленных на совершенствование правовой регламентации гражданства.

Третий этап становления института гражданства в России следует охарактеризовать как переходный (1991 г.- 2002 г.). Нормативный акт, впервые законодательно установивший институт гражданства России как суверенного государства - Закон о гражданстве 1991 г. Он был разработан и принят в переходный период становления России после распада Союза ССР и образования на его территории новых независимых государств.

Закон о гражданстве 1991 г[5]. установил ряд новых демократических принципов, которые до этого не были закреплены в союзных законах, что существенно обогатило содержание института гражданства. Он восполнил те пробелы, которые имелись в данной сфере российского законодательства, учел сложившуюся в международных отношениях практику регулирования вопросов гражданства, общепризнанные принципы и нормы международного общения. Принципиальные установки Закона о гражданстве вошли в Конституцию РФ1993 г., а наиболее важные нормы в этой области были отнесены к основам конституционного строя. В данном акте впервые на законодательном уровне было признано и закреплено двойное гражданство.

С принятием этого Закона Россия стала придерживаться иной позиции в отношении двойного гражданства, допуская наличие у своего гражданина гражданства другого государства, но все же на определенных условиях. Четвертый этап становления института гражданства в России охватывает современный период с 2002 г. по настоящее время, в течении которого была проведена комплексная работа по совершенствованию российского законодательства о гражданстве, а также миграционного законодательства.

При подготовке и принятии таких важных актов, как Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации»[6], Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»[7] были учтены международно-правовые нормы и принципы, в частности, Европейской конвенции о гражданстве 1997 года. Новый Закон о гражданстве РФ принимался уже в иных политических и экономических условиях, с учетом которых были сформированы основы демократической правовой российской государственности, с закреплением в нем положений о гражданстве, отвечающим международным правовым актам.

Появление данного Закона было обусловлено подписанием Россией в 1997 году Европейской конвенции о гражданстве.

Нормативно-правовые акты

  1. "Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)// "Российская газета", N 67, 05.04.1995
  2. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 25 декабря 1993 г. - № 237.
  3. Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О гражданстве Российской Федерации"// "Собрание законодательства РФ", 03.06.2002, N 22, ст. 2031
  4. Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 03.08.2013)// "Собрание законодательства РФ", 29.07.2002, N 30, ст. 3032
  5. Федеральный закон от 19.02.1993 N 4528-1 (ред. от 30.12.2012) "О беженцах"// "Российская газета", N 126, 03.06.1997
  6. Федеральный закон от 24.05.1999 N 99-ФЗ (ред. от 23.07.2010) "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом"// "Собрание законодательства РФ", 31.05.1999, N 22, ст. 2670.
  7. Закон РФ от 28.11.1991 N 1948-1 (ред. от 31.05.2002) "О гражданстве Российской Федерации"// "Российская газета", N 30, 06.02.1992.
  8. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 мая 1996 г. № 12-П «По делу о проверке конституционности пункта «1"» статьи 18 Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» в связи с жалобой А.Б. Смирнова» // СЗ РФ. 1996. № 21. Ст. 2579.

Научная, учебная и специальная литература

  1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учеб./ 5-е изд., испр. и доп. -М.: Норма, 2009.
  2. Гайдуков Д. Гражданство СССР. М., 1956.
  3. Козлова Е.И. Конституционное право России / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин; Моск. гос. юрид. акад. -М.: Юристь, 2011.
  4. Колюшин Е.И. Конституционное (государственное) право России : Курс лекций/ Моск. гос. ун-т. -М., 2009. С.125.
  5. Конституционное право современной России: учебник / Б.Н.Габричидзе, Б.П.Елисеев, А.Г.Чернявский, О.Н.Войтенко. - М., 2011. С.97.
  6. Кутафин О.Е. Российское гражданство. М.. 2013.

Статьи из газет и журналов

  1. Басик В.П. Количественные и качественные изменения правовых принципов гражданства Российской Федерации // Государство и право. - 2005. - N 6. - С.90-96.
  2. Власенко И. Б. Правовое содержание основных форм внутригосударственного регламентирования гражданства в современных социально-политических условиях / Актуальные проблемы развития права и законодательства в Российской Федерации. М., 2009. С.76
  3. Кашин П.В. Гражданство как юридическое условие реализации конституционного права на участие в управлении делами государства в зарубежных странах // "Черные дыры" в рос. законодательстве. - 2011. - N 4. - С.28-31.
  4. Кравец И.А. Суверенитет и гражданство в российском конституционализме // Гуманит. науки в Сибири. - 2009. - N 1. - С.87-92.
  5. Постников А.В. Тенденции развития институтов конституционного права // Журн. рос. права. - 2011. - N 11. - С.27-34.
  6. Туз А. В. Институт гражданства в системе обеспечения правового статуса личности / Национальные интересы. 2012. № 3(8).
  7. Яковлев А.А. Использование термина "гражданство" в международном и внутригосударственном праве: сравнительный анализ // Междунар. публичное и частное право. - 2002. - N 3. - С.9-13.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Конституционное право
2010 год 35 стр.
Курсовая Конституционный Суд
diplomstud
Курсовая работа Конституционное право
2014 год 28 стр.
Курсовая Приобретение российского гражданства и выход из него
VAshueva
Курсовая работа Конституционное право
2011 год 35 стр.
Курсовая Формирование и функционирование гражданского общества
diplomstud
Курсовая работа Конституционное право
2013 год 25 стр.
Курсовая Конституционные свободы и обязанности человека и гражданина в России
Telesammit
Курсовая работа Конституционное право
2014 год 42 стр.
Курсовая Институт президента РФ
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское