ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1.История становления и этапы развития института гражданства в России
1.2. Сущность и содержание института гражданства в Российской Федерации
ГЛАВА 2. ИНСТИТУТ ДВОЙНОГО ГРАЖДАНСТВА
2.1. Основания и правовая регламентация двойного гражданства
2.2.Проблемы двойного гражданства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования. Взаимосвязь государства и гражданина - проблема, свойственная любому государственно организованному обществу. Исследование института гражданства представляет значительный научный интерес и имеет практическое значение для государственного строительства как Российской Федерации, так и других государств, образовавшихся на постсоветском пространстве в начале 90-х годов XX века.
Право человека на гражданство является одним из важнейших неотъемлемых прав, основа правового положения личности как внутри любого государства, так и в международном общении. Оно провозглашено еще Всеобщей декларацией прав человека 1948 г., содержащей статью 15: «Каждый человек имеет право на гражданство». Известно, что идея гражданства тесно связана с идеями равенства и народного суверенитета. Поэтому в Конституции Российской Федерации 1993 г. вопросы гражданства закреплены в главе первой, посвященной основам конституционного строя.
Только посредством гражданства возникает прочная и устойчивая в пространстве и времени правовая связь между государством и отдельным лицом, дающая лицу и государству право на полное использование всех преимуществ, вытекающих из их взаимных прав и обязанностей. Только на основе гражданства определенного государства отдельное лицо может воспользоваться максимальным объемом прав, гарантируемых этим гражданством как внутри государства, так и в международном общении.
Объектом исследования являются совокупность правоотношений в сфере конституционно-правового регулирования института гражданства Российской Федерации.
Предмет исследования составляет нормативно-правовая основа конституционного развития института гражданства Российской Федерации.
Цель работы – охарактеризовать сущность и специфические особенности гражданства РФ.
Достижение поставленных целей осуществляется в ходе решения следующих задач:
1) изучить сущность и содержание института гражданства в Российской Федерации;
2) выполнить сравнительно-правовой анализ института гражданства в законодательстве зарубежных стран
3) охарактеризовать принципы гражданства;
4) рассмотреть основания и правовая регламентация приобретения гражданства;
5) проанализировать особенности защиты государством права лица на гражданство и вопросы прекращения гражданства
6) предложить пути совершенствования законодательного регулирования обеспечения права на гражданство в Российской Федерации.
Методология исследования. Методологической основой является системный подход к анализу различных сторон института гражданства Российской Федерации. В ходе исследования различных аспектов института гражданства использовались такие методы научного познания, как сравнительно-правовой, формально-юридический, социологический, структурно-функциональный, теоретико-прогностический и др.
Структура работы обусловлена поставленными целью и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1.История становления и этапы развития института гражданства в России
Гражданство - достаточно сложная научная категория, неразрывно связанная с правовым статусом человека, охватывающая весь спектр взаимоотношений лица с государством и обществом. Взаимосвязь эта проявляется в невозможности нормального существования каждой из названных категорий по отдельности. Государство существует для того, чтобы обеспечивать реализацию интересов человека, защищать его права и свободы, в то же время для обеспечения исполнения своих функций государство требует неукоснительного соблюдения установленных правил поведения и исполнения обязанностей. Юридически данная взаимосвязь человека и государства оформляется гражданством или подданством. Обладание гражданством для человека служит гарантией полного распространения на него юрисдикции данного государства, обеспечения возможности реализации им своих прав и законных интересов, а также защиты остальных граждан от неправомерных действий какого-либо лица. Таким образом, институт гражданства выполняет двоякую социально-юридическую функцию: являясь средством и способом защиты прав человека, он вместе с тем выступает институтом защиты интересов государства.
Право человека на гражданство является одним из важнейших неотъемлемых прав. Оно провозглашено еще Всеобщей декларацией прав человека 1948 г.[1], содержащей статью (ст. 15), включающую следующую норму: «каждый человек имеет право на гражданство». Известно, что идея гражданства тесно связана с идеями равенства и народного суверенитета, Не случайно в действующей Конституции РФ[2] вопросы гражданства закреплении в главе первой, посвященной основам конституционного строя.
Первый этап становления института гражданства в России - дореволюционный (до 1917 г.). В законодательстве царской России о подданстве не устанавливался принцип равенства всех граждан перед законом. Это было обусловлено тем, что в стране еще сохранялись остатки сословных различий. Особенно сильное развитие сословность получила в эпоху Екатерины II.
Принадлежность лиц к той или иной группе природных подданных законодательно связывалась с серьезными различиями правового статуса. В частности, многое определялось принадлежностью к лицам податного или неподатного состояния. Следует отметить, что принадлежность к той или иной категории подданных в царской России была связана с различиями в правах и обязанностях. Основные привилегии в правах и обязанностях предоставлялись дворянам. Вопросы подданства регламентировались в основном обычным правом. До принятия в России в 1864 г. Закона «О правилах относительно принятия и оставления иностранцами русского подданства» вопросы подданства в царской России регулировались постановлениями, которые были обобщены в Своде законов.
Существенные изменения института гражданства в России связаны с установлением в стране советской власти, период существования которой охватывает второй этап. Так, после революции 1917 года было упразднено понятие «подданный», характерное для государств с монархической формой правления, и заменено понятием «гражданин»[3]. Правовому закреплению норм о советском гражданстве способствовал Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 11 ноября 1917 г. «Об уничтожении сословий и гражданских чинов»[4].
Анализ законодательства о советском гражданстве свидетельствует о том, что оно обновлялось, совершенствовалось в зависимости от внутренних и внешнеполитических условий развития государства. Отчетливо наблюдалась тенденция приведения в единую систему многочисленных норм и предложений, направленных на совершенствование правовой регламентации гражданства.
Третий этап становления института гражданства в России следует охарактеризовать как переходный (1991 г.- 2002 г.). Нормативный акт, впервые законодательно установивший институт гражданства России как суверенного государства - Закон о гражданстве 1991 г. Он был разработан и принят в переходный период становления России после распада Союза ССР и образования на его территории новых независимых государств.
Закон о гражданстве 1991 г[5]. установил ряд новых демократических принципов, которые до этого не были закреплены в союзных законах, что существенно обогатило содержание института гражданства. Он восполнил те пробелы, которые имелись в данной сфере российского законодательства, учел сложившуюся в международных отношениях практику регулирования вопросов гражданства, общепризнанные принципы и нормы международного общения. Принципиальные установки Закона о гражданстве вошли в Конституцию РФ1993 г., а наиболее важные нормы в этой области были отнесены к основам конституционного строя. В данном акте впервые на законодательном уровне было признано и закреплено двойное гражданство.
С принятием этого Закона Россия стала придерживаться иной позиции в отношении двойного гражданства, допуская наличие у своего гражданина гражданства другого государства, но все же на определенных условиях. Четвертый этап становления института гражданства в России охватывает современный период с 2002 г. по настоящее время, в течении которого была проведена комплексная работа по совершенствованию российского законодательства о гражданстве, а также миграционного законодательства.
При подготовке и принятии таких важных актов, как Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации»[6], Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»[7] были учтены международно-правовые нормы и принципы, в частности, Европейской конвенции о гражданстве 1997 года. Новый Закон о гражданстве РФ принимался уже в иных политических и экономических условиях, с учетом которых были сформированы основы демократической правовой российской государственности, с закреплением в нем положений о гражданстве, отвечающим международным правовым актам.
Появление данного Закона было обусловлено подписанием Россией в 1997 году Европейской конвенции о гражданстве.