Курсовая работа|Защита прав потребителей

Курсовая Защита прав потребителей

По всем вопросам пишите нам на topwork2424@gmail.com или в Телеграм  Telegram

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2011 | Страниц: 42

Введение

Глава I. Понятие, правовой статус потребителя и его конституционно-правовое закрепление в Российской Федерации

1.1. Исторические предпосылки функционирования института защиты прав потребителей

1.2. Понятие потребителя как объекта конституционно-правовой защиты

Глава II. Сущность и особенности механизма защиты прав потребителей

2.1. Виды административных правонарушений в сфере защиты прав потребителей

2.2. Юридическая  ответственность за нарушение прав потребителей

Заключение

Список литературы

Приложение

В условиях объективно существующей необходимости удовлетворения гражданами Российской Федерации собственных нужд, значимых для их жизни и здоровья либо обеспечивающих достойный уровень существования, качество производимых товаров и оказываемых услуг имеет первостепенное значение для максимального удовлетворения их потребностей.

Исходя из требований Конституции Российской Федерации о том, что каждый имеет право на жизнь (ст. 20), право на охрану здоровья (ст. ст. 41), право на благополучную окружающую природную среду, на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42), потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для его жизни, здоровья, окружающей среды, а также не причинял вреда имуществу потребителя.

Между тем в условиях российского рынка товаров и услуг существует насущная необходимость законодательного обеспечения безопасности потребительского рынка, продиктованная низким качеством многих товаров и в целом - их опасностью для людей; фальсификацией не только товаров, но и товаросопроводительных документов, сертификатов качества, безопасности, страны происхождения, товарных знаков и др., что, в свою очередь, нарушает общепризнанный принцип соответствия товаров и услуг комплексу и уровню требований, установленных и закрепленных в соответствующих и надлежаще оформленных документах.

В условиях нестабильной рыночной экономики производители часто навязывают потребителям выгодные только для себя условия приобретения товаров и услуг.

Помимо этого в стране отсутствует система всеобщего потребительского образования и просвещения, а анализ судебной практики показывает, что деятельность судебных органов далеко не в полной мере отвечает задачам защиты прав потребителей.

Дополнительно актуализирует проблему защиты прав потребителя в системе конституционных прав человека в России то, что Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года относит к угрозе национальной безопасности прямую или косвенную возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, а уровень роста потребительских цен включает в основные характеристики состояния национальной безопасности.

В этой связи особо актуальным представляется правовой статус потребителя, характеризующий его положение в российском обществе.

Целью работы является раскрытие содержания понятия потребителя как объекта правовой защиты, его правового статуса и места в системе конституционных прав человека в России, уровня обеспечения прав потребителя, а также разработка рекомендаций по совершенствованию законодательства Российской Федерации, обеспечивающего защиту прав потребителей.

         Достижение указанной цели представляется возможным с помощью следующих задач: 1) изучить понятие, правовой статус потребителя и его конституционно-правовое закрепление в Российской Федерации; 2) проанализировать сущность и особенности механизма защиты прав потребителей.

         Указанные цель и задачи работы обусловили ее структуру, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Методологией данного исследования являются положения общенаучного диалектического метода познания. Кроме того, были использованы частно-научные и специальные методы: исторический, сравнительно-правовой, логико-юридический, системно-структурный, формально-логический, а также анализ документов.

 

Глава I. Понятие, правовой статус потребителя и его конституционно-правовое закрепление в Российской Федерации

  • Исторические предпосылки функционирования института защиты прав потребителей

На сегодняшний день защита прав потребителей является составной частью деятельности государства по охране прав, свобод человека и гражданина. Законодательная власть находится в поисках эффективных юридических средств воздействия на потребительские отношения, что подтверждается систематическим внесением в действующие нормативные правовые акты изменений, дополнений. Выбор юридических средств осложняется тем, что, с одной стороны, они должны защищать потребителей как уязвимую категорию участников рынка, а с другой стороны не должны нарушать разумный баланс между правами потребителей и их контрагентов. Правовое регулирование потребительских отношений в России имеет длительную историю.

В качестве определяющих факторов, способствовавших появлению и эволюции общеобязательных формально-определенных правил в сфере защиты прав потребителей, выступают взятые во взаимосвязи и взаимообусловленности природа потребительских отношений, развитие элементов товарно-денежных отношений, а также правосознание потребителей. Особенностью природы потребительских отношений является заинтересованность общества в целом во взаимоприемлемом обмене ценностями. Эти отношения отражают не только индивидуальные интересы человека, но и интересы общесоциальные, что вызывает необходимость государственного вмешательства в целях их упорядочения, кого механизма принуждения.

В процессе исторического развития специфика самого механизма государственного воздействия на потребительские отношения определялась развитием товарно-денежных отношений, функционированием плановой и рыночной экономик. Первоначальной формой торговли на Руси была внешняя торговля, о чем свидетельствуют дошедшие до наших дней договоры с Византией, имеющие целью установление выгодных и безопасных условий торговли. Зарождение элементов товарно-денежных отношений и развитие производства приводят к выделению отдельного круга лиц — посредников между производителями и потребителями. Развитие внутренней торговли носит поступательный характер и сопровождается возникновением правил поведения, первоначально в форме обычаев, которые в дальнейшем санкционируются государством и приобретают силу общеобязательных[1].

Кроме самой природы потребительских отношений и сопутствующих ей экономических условий, важную роль в становлении законодательства в сфере защиты прав потребителей сыграла трансформация правового сознания покупателей. Формирующееся в ограниченных рамках потребительского рынка, правосознание российского потребителя в условиях развития рыночных отношений выступило важным фактором в выравнивании экономических позиций потребителя и продавца. Плановая экономика исключала возможность широкого развертывания товарно-денежных отношений, ограничивала потребителя в его основных правах: выбор, цена, качество определялись государством. В условиях развития рыночных отношений, потребители осознали возможность выступать за расширение и гарантированность своих прав, и как итог, усилить свое воздействие на производителей, продавцов. Массовое производство, новые технологии привели к учащению случаев продажи некачественных товаров и в результате способствовали возникновению организованного движения потребителей по защите своих прав, которое положило начало тенденции формирования отдельного законодательства, направленного на защиту прав потребителей.

Сама защита прав потребителей представляет собой деятельность государственных органов, общественных организаций и самих потребителей, направленную на восстановление, компенсацию, а также устранение препятствий для дальнейшей реализации прав потребителей. Она осуществляется посредством применения совокупности элементов защиты (формы, средств и способов) в определенном законом порядке.

Исторически первой формой защиты прав потребителей была церковная защита (контроль за правильностью мер и весов - Устав князя Владимира 996 г., Устав Новгородского князя Всеволода 1136 г.). Первой организацией в России, контролирующей права потребителей, была церковь. Утверждалось непоколебимое право именно церкви контролировать честность торговых сделок. В целом, в дореволюционный период, контроль со стороны государства был установлен за соблюдением правильности мер и весов, используемых в торговле. Однако были функции и общего контроля за торговыми сделками, например, таможенники наделялись Орешковской грамотой 1563 г. Ивана IV обязанностью следить за тем, чтобы не продавалось запретных товаров. Начиная с XVI в., ведущее место среди прочих форм, занимает государственная защита, имеющая целью пресечение действия, нарушающих права потребителей или создающих угрозу их нарушения. Наиболее распространенным способом защиты прав потребителей было восстановление положения, существовавшего до нарушения права (право потребителя потребовать расторжения договора купли-продажи в случае передачи ему товара ненадлежащего качества). В дальнейшем возникают новые способы, такие как: возмещение убытков, взыскание неустойки, компенсация морального вреда. Важную роль приобретают административная и судебные способы защиты. Расширяется неюрисдикционная форма защита, которая кроме собственных действий потребителя, направленных на защиту своих прав, включает в себя деятельность общественных организаций по защите прав потребителей.

Впервые законодательное разграничение потребителей физических и юридических лиц, было введено Законом Союза Советских Социалистических Республик от 22 мая 1991 г. «О защите прав потребителей».

Развитие института юридической защиты прав потребителей в России происходило в условиях усложнения потребительских отношений и характеризовалось возникновением новых форм и способ защиты и расширением круга лиц, подпадающих под термин «потребитель». Развитие института защиты прав потребителей сопровождалось становлением идеи защиты прав потребителей в правовой мысли России. Это процесс изначально шел опосредованно, через разработку и анализ вопросов общетеоретического и прикладного характера в сфере торговой деятельности. Уже в работах классиков права находит отражение мысль о необходимости защиты и гарантированности прав потребителей, проводится теоретическая разработка и анализ договоров розничной купли-продажи, оказания услуг и выполнения работ.

Исторически первым, законодательно закрепленным правом потребителя в России, было право на установленное договором количество товара, которое гарантировалось охранительными нормами, наделяющими церковь правом контролировать правильность мер и весов. Иллюстрацией развития и гарантированности надлежащего качество товара является Свод кассационных положений Правительствующего Сената за 1866-1910 г. Важным выступил факт наделения покупателя возможностью в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей требовать возмещения понесенных убытков. Безопасность товара выступила следующим законодательно закрепленным правом потребителя: указ Сената от 18 сентября 1713 г. предписывал «в мясных рядах скотину бить и продавать по прежнему здоровую, а ежели у кого явится больная, то такой не бить и не продавать и смотреть крепко, чтобы тайно того мясники не делали»; статья 366 Устава о питейных сборах 1817 г. гласила «напитки в продаже должны быть доброкачественные, без вредной для здоровья примеси».

Дальнейшее развитие прав покупателя при продаже товара ненадлежащего находит свое отражение в Гражданских Кодексами РСФСР 1922 г., 1964 г. Однако главной особенностью защиты прав потребителей в советский период явилось то, что в качестве продавца выступали государственные предприятия, в связи с этим, несмотря на провозглашенные права потребителей, защищались, в первую очередь, права торгующих организаций.

22 мая 1991года был принят Закон СССР "О защите прав потребителей", который,  однако, в связи с распадом СССР так и не вступил в силу. В условиях образования Содружества независимых государств в ряде республик были приняты законы о защите прав потребителей, для которых союзный закон стал моделью. К таким  республиканским законам можно отнести: Закон УССР от 12мая 1991года "О защите прав потребителей", введенный в действие на территории Украины с 01октября 1991года; Закон Казахской ССР от 5июня 1991года "О защите прав потребителей", введенный в действие в Казахстане с 1 января 1992года; Закон Республики Кыргызстан от 28 февраля 1992года "О защите прав потребителей; Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993года "О защите прав потребителей", введенный в действие в Беларуси с 1 января 1994года

Нормативно-правовые акты

Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета. – 2009. – 21 января.

  1. Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 28.09.2010) "О техническом регулировании"// "Российская газета", N 245, 31.12.2002.
  2. Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 23.12.2010) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"// "Российская газета", N 253, 30.12.2009.
  3. Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О естественных монополиях"// "Российская газета", N 164, 24.08.1995.
  4. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"// "Собрание законодательства РФ", 02.12.1996, N 49, ст. 5491.
  5. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.07.2011) "О защите прав потребителей"// "Российская газета", N 8, 16.01.1996.
  6. Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 18.07.2011) "Об организации страхового дела в Российской Федерации"// "Российская газета", N 6, 12.01.1993.
  7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" (с изменениями и дополнениями)// "Российская газета" от 26 ноября 1994.
  8. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.04.2011)// "Российская газета", N 238-239, 08.12.1994.
  9. "Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 14.06.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2011)// "Парламентская газета", N 220-221, 20.11.2002.
  10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 18.07.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 02.08.2011)// "Российская газета", N 256, 31.12.2001.
  11. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 11.07.2011)// "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
  12. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 22.06.2010) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"// "Российская газета", N 50, 12.03.2004.

Учебная и специальная литература

  1. Бунина С.Г. Юридическое обеспечение защиты прав потребителей в России: историко-правовое исследование. М., 2009.
  2. Данилов В.В. Защита прав потребителя в системе конституционных прав человека. М., 2010.
  3. Ильин В.В. Поведение потребителей / В.В. Ильин, — СПб. : Питер, 2000.
  4. Кирюшина И.В. Правовой статус потребителя и его реализация в гражданском праве. М., 2007.
  5. Козлихин И.Ю. История политических и правовых учений / И.Ю. Козлихин, А.В. Поляков, Е.В. Тимошина. — СПб. : Изд-во СПбГУ, 2007.
  6. Филатова М.В. Защита прав потребителей в Российской Федерации (гражданско-процессуальные и административно-правовые аспекты). М., 2008.
  7. Шматко А.В. Административно-правовой механизм защиты прав потребителей. М., 2008.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Защита прав потребителей
2015 год 44 стр.
Курсовая Законодательство о защите прав потребителей
diplomstud
Курсовая работа Защита прав потребителей
2014 год 26 стр.
Курсовая Судебные формы защиты прав и интересов предпринимателей
Universitet
Курсовая работа Защита прав потребителей
2018 год 40 стр.
Курсовая Защита прав потребителей по законодательству Российской Федерации
antiplagiatpro
Курсовая работа Защита прав потребителей
2017 год 31 стр.
Курсовая Защита прав потребителей
antiplagiatpro
Курсовая работа Защита прав потребителей
2014 год 14 стр.
Формы защиты прав и интересов предпринимателей
Studentka

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское