ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Развитие законодательства о защите прав потребителей
1.1 Становление законодательства о защите прав потребителей в Российской Федерации. Правовая основа регулирования вопросов защиты прав потребителей
1.2 Законодательство о защите прав потребителей на современном этапе
Глава 2 Защита прав потребителей по законодательству Российской Федерации
2.1 Защита прав потребителей: понятие, виды, формы, способы защиты
2.2 Защита прав потребителей при продаже товаров
2.3 Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования. Через рынок товаров и услуг идет процесс удовлетворения повседневных потребностей населения и в данном процессе торговля занимает главное место. При приобретении потребителем товара оканчивается цепочка движения «производитель — посредник — продавец — потребитель».
Товар выбывает из сферы коммерческой деятельности и переходит в собственность конкретного гражданина. Торговля призвана удовлетворять ежедневные потребности всего населения нашего государства в товарах повседневного спроса и длительного пользования. И, безусловно, регулирование отношений в этой сфере приобретает особое значение, особенно в части защиты прав потребителей, поскольку потребитель наиболее незащищенный участник рынка продукции и услуг.
Осознание необходимости усиления охраны прав и интересов потребителей в условиях перехода к рыночной экономике дало толчок активизации работы по созданию специального законодательства о защите прав потребителей. Формирование такого законодательства в России оказалось процессом новым, преимущественно был заимствован опыт стран Запада.
Наиболее значимым событием в области защиты прав граждан на рынке продукции и услуг последнего десятилетия по праву может быть названо принятие 7 февраля 1992 года первого в истории России Закона РФ «О защите прав потребителей». Закрепление на законодательном уровне основных прав потребителей, определение механизма их реализации свидетельствует о повороте общественного сознания от массовых приоритетов к индивидуальным, имеющим в своей основе права, свободы и интересы отдельного человека. Однако законодательство о защите прав потребителей не исчерпывается только Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей». Это целая группа нормативных актов как законов, так и постановлений Правительства, регулирующих отдельные сферы отношений с участием потребителей.
Целью законодательства о защите прав потребителей является создание дополнительных правовых гарантий обеспечения прав потребления как наиболее незащищенного участника рынка продукции и услуг.
Следует сказать о том, что вопросы применения законодательства о защите прав потребителей находятся в центре внимания многих государственных органов и общественных организаций потребителей. Как показывает анализ судебной практики, в судах значительное количество дел данной категории.
Вместе с тем, практика показывает, что здесь остается немало нерешенных вопросов: не завершено формирование нормативного массива, регулирующего данную сферу отношений; недостаточны меры, предпринимаемые государством для защиты потребителей от проникновения на рынок опасных товаров, работ и услуг (далее товаров); в стране отсутствует система всеохватывающего потребительского образования и просвещения, независимая экспертиза товаров. Это предопределяет необходимость проведения исследований с целью преодоления имеющихся проблем правоприменения и теоретического обоснования совершенствования действующего законодательства. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере защиты прав потребителей. Предмет исследования - нормативно-правовые акты и правоприменительная практика, регулирующая развитие законодательства о защите прав потребителей.
Цель исследования - рассмотреть особенности защиты прав потребителей по законодательству Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели решалась следующая совокупность задач:
- исследовать становление законодательства о защите прав потребителей в Российской Федерации;
- рассмотреть правовую основу регулирования вопросов защиты прав потребителей;
- охарактеризовать понятие, виды, формы, способы защиты прав потребителей;
- выявить особенности защиты прав потребителей при продаже товаров и при выполнении работ (оказании услуг).
Методологическая база работы представлены историко-правовым, технико-юридическим, сравнительно-правовым методами.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы .
Глава 1. Развитие законодательства о защите прав потребителей
1.1 Становление законодательства о защите прав потребителей в Российской Федерации. Правовая основа регулирования вопросов защиты прав потребителей
Законодательство о защите прав потребителей как отрасль права возникла в России сравнительно недавно - в начале 1990-х годов. До этого регулирование отношений по удовлетворению потребностей граждан осуществлялось в основном нормами кодифицированного гражданского законодательства, предназначенными для установления общих норм и призванными служить базой для специального законодательства. Поэтому в нормативных актах традиционно не учитывалась специфика взаимоотношений потребителей с организациями сферы обслуживания.
Некоторые виды фактически существовавших договоров вообще не укладывались в рамки действовавшей классификации гражданско-правовых соглашений. Кроме того, в законодательстве отсутствовала система специальных гарантий охраны прав граждан при заключении договоров, направленных на обслуживание их потребностей. Еще одной особенностью правового регулирования данной области отношений являлась множественность подзаконных актов, регламентировавших отдельные сферы взаимоотношений с участием граждан-потребителей. Ведомственные акты, как правило, содержали нормы, ущемлявшие интересы потребителей, а в некоторых случаях прямо противоречившие законодательству.
Действовавшее законодательство не вполне соответствовало и нормам международного права, в частности Руководящим принципам для защиты интересов потребителей, единогласно принятым 9 апреля 1985 г. (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 30/248). Это несоответствие проявлялось, прежде всего, в том, что не все права потребителей, признанные международным сообществом (право на информацию, на безопасность, на просвещение, на возмещение вреда, право объединяться в потребительские организации для защиты собственных интересов), были надлежащим образом законодательно урегулированы, а те, которые нашли отражение в законодательстве, не имели механизма реализации и потому носили декларативный характер. Кроме того, отсутствовала система государственной защиты интересов потребителей. Такое положение способствовало созданию условий для навязывания потребителям явно не выгодных для них условий договора, товаров, не пользующихся спросом, и т.д.
В условиях свободы предпринимательской деятельности, тотального дефицита, отсутствия культуры потребления необходимость в специальном законодательстве стала особенно острой.
Первой попыткой создания специального законодательства была разработка осенью 1988 г. проекта Закона СССР «О качестве продукции и защите прав потребителей». Большая часть этого законопроекта была посвящена проблемам обеспечения качества товаров и услуг, и лишь один раздел содержал нормы, направленные на защиту интересов потребителей. Само появление этого законопроекта было первым шагом в создании потребительского законодательства. Впервые признавалась необходимость принятия специальных норм законодательства, устанавливающих гарантии государственной защиты интересов потребителей.
Проект этот не был лишен недостатков. Во-первых, он не делал различий между потребителем-гражданином и потребителем - юридическим лицом. Во-вторых, все его нормы были так или иначе связаны с качеством товаров, т.е. все основные права потребителей (на информацию, на возмещение вреда, право на объединение и др.) формулировались лишь относительно обеспечения права на качество. Проект широко обсуждался, но был отвергнут, т.к. большинство его положений носило декларативный характер и не могло быть реализовано.