Действующее российское законодательство о защите прав потребителей является центром гражданского (предпринимательского) права.
7 февраля 1992г. Верховным Советом Российской Федерации принят Закон «О защите прав потребителей».
Принятие именно специального закона, регламентирующего защиту прав население было вызвано прежде всего, тем, что по законодательству того времени приоритет в охране прав и интересов отдавался именно изготовителям и продавцам. Нормы, регулирующие защиту именно покупателей, оставались не применяемыми на практике. Судебная практика того времени показывает, что при возникновения спора, суд, а следовательно и закон вставал на сторону именно изготовителей и продавцов товаров.
В ходе перестройки российское общество нуждалось и в смене гражданского законодательства, включая вопросы о защите потребителей. Необходимо было введения норм и мер, которые были бы не только на бумаге, но и работали на практике, выполняя основную цель – цель защиты населения.
На сегодняшний день Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" действует уже в двадцать второй редакции от 03 июля 2016 года. [1]
В настоящее время в России сложилась и закрепилась проблемы качества и безопасности потребительских товаров, особенно импортных.
Многие товары не отвечают даже минимальным требованиям санитарных норм, норм о качестве товара, его безопасности, что представляет угрозу для жизни и здоровья потребителя.
Согласно данным Нижегородского общества по защите прав потребителей, в период с 2006 по 2016 год количество обращений населения возросло с 2857 до 3603 и в большей степени, граждане недовольны именно качеством товаров (работ, услуг), так же качеством оказанных торговлей услуг.
Актуальность курсовой работы состоит в том, что на сегодняшний день выработано множество нормативно правовых актов, регулирующих защиту потребителей в сфере бытового обслуживания, но нарушений и споров в этой сфере с каждым днем становится все больше и больше.
Целью курсовой работы является определить понятие защиты прав потребителей в сфере бытового обслуживания населения, форм и способов защиты прав потребителей особенностей рассмотрения дел в этой сфере, а также определения проблем, возникающих на практике при осуществлении своих прав потребителями.
Для достижения поставленной цели мною сформулированы следующие задачи:
- раскрыть понятие потребитель;
- проанализировать действующее законодательство, регулирующее вопросы о защите прав потребителей в сфере бытового обслуживания;
- определить основные способы способов и формы защиты прав потребителей в сфере бытового обслуживания;
-
Предметом курсовой работы выступает обязательство по оказанию услуг потребителю и проблемы защиты прав потребителя при его нарушении.
Объектом курсовой работы практическая значимость защиты прав потребителей в сфере бытового обслуживания населения.
Основу курсовой работы составляют такие нормативно правовые акты, как Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О защите прав потребителей», а так же иные федеральные законы и подзаконные акты, регулирующие общественные отношения в сфере бытового обслуживания населения. При раскрытии темы курсовой работы мною так же были рассмотрены законодательные акты субъектов Российской Федерации.
Теоретическую основу курсовой работы составляют труды таких ученых как -
Структура курсовой работы определена целью и поставленными задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В курсовой работе мною будет проанализировано обязательство по оказанию услуг потребителю в сфере бытового обслуживания и проблемы защиты прав потребителя при его нарушении.
Глава 1 Бытовое обслуживание населения
- Понятие и основные признаки бытового обслуживания населения
Бытовое обслуживание является частью непроизводственной сферы деятельности, цель которой заключается в помощи организации быта (перепоручение домашней работы или части трудовых затрат по самообслуживанию) сторонним людям или фирмам. [2]
К бытовому обслуживанию населения относят: прачечные, парикмахерские, ремонт, отдельные виды организации отдыха и досуга, фотография, похоронное обслуживание, пошив обуви и одежды на заказ и т.д. Организации, занимающиеся предоставлением бытового обслуживания населения, имеют определенные признаки. [3]
Во первых, их деятельность ориентирована на помощь в самообслуживании населения.
Во вторых, они заняты обслуживанием, т.е. выясняют пожелания клиента, согласовывают их с возможностями производства, демонстрируют ему конечный продукт.
В третьих, это непосредственное общение с клиентом, рассматривается как способ его релаксации.
В четвертых, индивидуальный характер потребления услуг.
Бытовое обслуживание населения является одной из древнейших сфер производства, т.к. слуги (помощники по дому) появились сразу же с появлением излишков продуктов, т.е. в период дикости.
Работники, занятые обслуживанием хозяина, обладали низким социальным статусом. Они были практически бесправными (рабы и слуги), обязаны всеми доступными способами угождать хозяину. И хотя их труд был легче непосредственных производителей - крестьян и рабочих, как носители низкой квалификации, легко заменимые работники, теряющие способность
“радовать глаз” по мере старения - они не были защищены ни законом,
ни логикой (разумом) хозяина.
Исходя из распространения сферы бытового обслуживания, характера потребления, можно выделить 3 этапа ее становления: начальный, рыночный и демократичный.
Начальный этап характеризовался чрезвычайно неравномерным потреблением услуг среди населения: одни - потребляли очень много, другие - ничего. Обслуживание по дому концентрировалось вокруг богатых людей. Естественно, что “ублажение” хозяев превалировало над качеством (содержанием труда) самих услуг, накоплением и закреплением передового опыта.
Рыночный этап характеризовался расширением спроса на бытовое обслуживание. По мере роста благосостояния населения, повышения уровня образования и социальной самооценки индивидов, равно как и удешевления себестоимости услуг за счет их механизации, автоматизации, роста разделения труда, закрепления за фирмами производителями. [4]
В целом потребление услуг приводит к экономии общественных затрат труда, поскольку тяжелая, малопроизводительная работа по дому вытесняется механизированным трудом.[5]
Современный (демократичный) этап характеризуется двумя тенденциями. Первая - излишнее потребление услуг. Социологи считают, что в развитых странах наблюдается избыточное потребление услуг. В большей мере это связано с действием средств массовой информацией, рекламой, вызывающими у населения склонность к обслуживанию, отсутствующую у него ранее. Частично эту избыточную склонность к обслуживанию оправдывает возросшая напряженность жизни, необходимость в новых формах релаксации, чему и способствует бытовое обслуживание.
Специфика человека, испытывающего нервное перенапряжение в зависимости от хозяина, покупателя, внешних условий, предполагает стремление человека самому воспользоваться правом на обслуживание.
Вторая тенденция - новая природа труда по обслуживанию дома. На место слуг (прислуги), работающей в семье длительное время, пришли работники, нанимаемые для определенных операций по дому: чистке мебели, ванн, мойке окон, уборке помещений и т.д.
Такой подход деперсонифицирован. Заказчик не знает исполнителя, он платит деньги за проделанную работу, за подбор людей, которым можно доверить квартиру.
Современные исследователи отмечают рост спроса на деперсонифицированное обслуживание. Работники, осуществляющие эти работы, не испытывают проблем с занятостью. Их труд специализирован и максимально механизирован, хорошо оплачиваем, дает определенную свободу времени.[6]
Итак, социальная роль бытового обслуживания заключается в том, что он является способом:
- освобождения человека от монотонного и ручного труда по дому,
- повышает, таким образом, эффективности общественного труда и производства:
- экономит время для творчества, отдыха, общения с друзьями и семьей, саморазвития.
По мере перехода к массовому потреблению бытовых услуг происходит процесс социального выравнивания людей, так как эти услуги стали доступными каждому. Выбор профессии, связанной с бытовым обслуживание, является результатом их доброй воли, а не проявлением желания хозяина (как при феодализме) или невозможностью получить другую работу вследствие низкого образования (капитализм).
- Защита прав потребителей согласно действующему законодательству
В соответствии с Законом о защите прав потребителей потребителем выступает гражданин (физическое лицо) который непосредственно приобретает или использует товары (работы) только для личного использования.
Физическое лицо будет выступать потребителем, даже если он не только приобретает, использует товары, заказывает работы (услуги), но и имеет намерение приобрести или заказать их.
Таким образом, нормы законодательства должны распространяться на отношения, которые еще не скреплены договором, такие отношения именуются преддоговорные отношения.
Например, статья 8 Закона «О защите прав потребителя» закрепляет право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах).