Введение
ГЛАВА 1. ИНСТИТУТ ДВОЙНОГО ГРАЖДАНСТВА
1.1. Правовое регулирование двойного гражданства
1.2. Проблемы фактического двойного гражданства
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЦ С ДВОЙНЫМ ГРАЖДАНСТВОМ В РОССИИ И СТРАНАХ СНГ
2.1 Двойное гражданство в странах СНГ и Балтии
2.2 Особенности правового положения граждан Российской Федерации, имеющих двойное (множественное) гражданство
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Актуальность темы настоящей курсовой работы не вызывает сомнения, поскольку институт гражданства в последние годы приобрел исключительную значимость. Помимо граждан государства составляющих наибольшую часть населения любого государства, некоторая его часть представлена иностранными гражданами, лицами без гражданства, а также лицами, имеющими гражданство двух или более государств. Двойное гражданство влечет за собой установление сложного правового положения лица, имеющего одновременно гражданство двух или более государств, поскольку его устойчивая правовая связь с двумя государствами порождает не только «двойные права», но и «двойные обязанности». Зачастую при использовании лицами с двойным гражданством своих прав и исполнении обязанностей по отношению к странам их гражданства возникают коллизии.
Если оценивать возможность нанесения вреда государственным (например, территориальной целостности, суверенитету, экономическим интересам) и частным интересам граждан РФ (например, равные условия конкуренции)[1] со стороны бипатридов, то она еще выше, чем у лиц, не обладающих гражданством РФ. Такой вывод основан на том, что бипатриды, располагая более широким кругом прав и свобод, чем иностранные граждане и лица без гражданства, имеют и более широкие возможности (по сравнению с гражданами России) избежать исполнения обязанностей. Примером может послужить уклонение бипатридов от воинской обязанности, когда лица, подлежащие призыву в России, якобы выезжают на постоянное местожительство в страну второго гражданства, регистрируются в российском посольстве, а по возвращении в Россию выписываются с постоянного места жительства и становятся фактически недоступными для воинского учета. В сфере земельных правоотношений бипатриды также имеют ряд возможностей уклониться от выполнения обязанностей частного собственника земельного участка[2]. Например, гражданин России, разработав месторождение полезных ископаемых и не желая производить дорогостоящие работы по приведению земельного участка в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, должен будет при попытке выхода из гражданства России выполнить перед Российской Федерацией обязательства, предусмотренные федеральным законом. В противном случае ему будет отказано в выходе из гражданства. У бипатрида в подобной ситуации никаких затруднений не возникает. И это далеко не единственный случай возможного уклонения бипатрида от исполнения предусмотренных законом обязанностей[3].
Объектом исследования в курсовой работе являются конституционно-правовые отношения, связанные с двойным гражданством, складывающиеся между личностью и государством. Предмет исследования – институт двойного гражданства в российском и международном праве, его отличительные черты, понятие, роль и место в правовой системе Российской Федерации, динамика его развития.
Целью курсовой работы является анализ теоретических основ института двойного гражданства, выявление его социально-политических особенностей, обусловливающих правовой статус лиц с двойным гражданством, а также возможных путей его дальнейшего развития в России. Задачи: 1) раскрыть понятие института двойного гражданства, его правовое регулирование; 2) определить основные признаки правоотношений, складывающихся при наличии двойного гражданства; 3) выявить особенности правового статуса лиц с двойным гражданством в странах СНГ, Балтии и Российской Федерации.
Структура курсовой работы строилась в соответствии с поставленными задачами и состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка источников.
ГЛАВА 1. ИНСТИТУТ ДВОЙНОГО ГРАЖДАНСТВА
1.1. Правовое регулирование двойного гражданства
Институт гражданства является основным связующим звеном отношений между государством и обществом. Данный институт относится к внутригосударственным правовым категориям, и каждое государство самостоятельно на национальном уровне осуществляет правовое регулирование вопросов, связанных с гражданством, в том числе в отношении лиц, обладающих двойным (бипатридов) или даже множественным гражданством.
Основная проблема двойного (множественного) гражданства заключается в отсутствии единых стандартов его правового регулирования как на национальном, так и на международном уровне. Несколько государств могут одновременно притязать на одно и то же лицо как своего гражданина, что влечет ряд проблем не только для лица в определенных ситуациях, но и для государств (военная служба, дипломатическая защита, налоги, экстрадиция и др.).
В научных исследованиях основные спорные вопросы связаны с понятийным аппаратом, причинами возникновения, правовыми последствиями, способами устранения двойного (множественного) гражданства, механизмом его правового регулирования. Эффективно решить проблемы двойного гражданства можно путем комплексного подхода – посредством национального и согласованного международного правового регулирования. Осуществить это в ближайшем будущем вряд ли возможно по многим причинам, но работа в данном направлении должна идти.
Рассматривая вопросы двойного гражданства применительно к Российскому государству, необходимо внести ясность в используемый понятийный аппарат. В научной литературе, в правовых и неправовых (национальных и международных) документах встречаются различные понятия (термины, дефиниции), применяемые для обозначения лиц, имеющих гражданство иностранного государства (нескольких государств), или правового состояния таких лиц: бипатрид; двугражданный; полигражданство лица; лицо (гражданин), имеющее гражданство иностранного государства; гражданин, имеющий иное гражданство; гражданин, имеющий двойное (множественное) гражданство; лицо, имеющее множественное гражданство и т.д.
В законодательстве Российской Федерации используется термин «гражданин Российской Федерации, имеющий двойное (множественное) гражданство», правовое состояние такого лица обозначается как двойное (множественное) гражданство, что соответствует терминологии и смыслу международных договоров (например, Европейской конвенции о гражданстве)[4], а также взглядам ученых[5].
В Конституции Российской Федерации[6] (ст. 62) применяется термин «гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства (двойное гражданство)». Поскольку лицо может обладать и несколькими иностранными гражданствами, то логичнее в нормативных актах РФ, в том числе в Федеральном законе от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее – Закон о гражданстве РФ)[7], использовать понятие «двойное (множественное) гражданство». Однако формулировка Конституции РФ ни в коей мере не противоречит сказанному, поскольку под двойным гражданством понимается и множественное. Но повторять термин, используемый в Конституции РФ, в иных нормативных актах совсем не обязательно.
Представляется целесообразным рассмотреть перспективу существования института гражданства на государственном уровне, поскольку практика государств, в том числе в рамках СНГ, в вопросе признания двойного гражданства весьма различна и в большинстве случаев отрицательна (двойное гражданство не приветствуется). В России этот институт находится на этапе становления.
Отношение Российской Федерации к институту двойного гражданства носит достаточно лояльный характер: российский гражданин может иметь двойное гражданство, если это предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ. Такой подход в целом для Российского государства, включая Российскую империю и СССР, не характерен. Двойное гражданство в эти исторические периоды не допускалось. Правда, в Российской империи в XIX в. законодательно закреплялась такая категория населения, как иностранцы, имеющие российское подданство («иностранцы вечно подданные»), и их правовой статус отличался от статуса «природных подданных» Российской империи. Отличие не было значительным и выражалось в ограничении прав, касающихся государственной службы[8]. Это напоминает статус современных бипатридов, но в то время в России двойное подданство юридически отсутствовало.
Законодательство СССР содержало норму о непризнании за гражданами СССР иностранного гражданства (двойного гражданства). В 1950-1980-х гг. заключались конвенции об урегулировании и предотвращении случаев приобретения двойного гражданства[9]. Только в 1991 году Закон о гражданстве[10] разрешил в Российской Федерации двойное гражданство. В дальнейшем (в 1993[11] и 2002 гг.) Закон изменялся, но двойное гражданство по-прежнему допускалось. В настоящее время институт двойного гражданства закреплен ст. 62 Конституции Российской Федерации, а значит, государство не намерено отказываться от того, чтобы российские граждане при определенных условиях могли иметь иностранное гражданство. В ст. 6 Закона о гражданстве РФ особое внимание уделяется юридическому оформлению гражданства иностранного государства, в противном случае гражданин РФ, имеющий иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин РФ.
Свое видение проблем двойного гражданства в России и пути их решения, по некоторым вопросам – с принципиально новым, хотя и небесспорным, подходом предлагает А.М. Тесленко[12]. Анализируя российское законодательство и международно-правовые акты с участием России применительно к правовому регулированию вопросов двойного (множественного) гражданства он отмечает, что в них остается ряд неопределенностей, которые требуют решения и нормативного урегулирования с учетом существующей практики, зарубежного опыта, а также международных обязательств Российской Федерации.
Важным моментом в правовом регулировании двойного (множественного) гражданства является четкое и полное определение статуса (правового положения) граждан Российской Федерации, имеющих иностранное гражданство, включая вопросы внутригосударственного механизма его приобретения в сочетании с международным конвенционным механизмом регулирования. Для этого необходимо признать на государственном уровне и законодательно закрепить положение о том, что бипатриды с юридической точки зрения составляют самостоятельную категорию населения государства. Несмотря на то, что Конституция РФ прямо не говорит об их особом правовом положении, она косвенно его признает (ч. 2 ст. 62), поскольку в некоторых сферах государственной деятельности их статус существенно отличается от статуса других граждан России. Ряд ученых считают, что человек, приобретший гражданство иностранного государства, не имеет в Российской Федерации особого статуса[13]. Н.В. Витрук отмечает, что личность в конкретном государстве обладает одним из трех правовых статусов: гражданин, иностранный гражданин либо лицо без гражданства[14]. В науке отечественного конституционного права не было отдельных научных работ по изучению конституционно-правового статуса граждан РФ, имеющих двойное (множественное) гражданство. Специалисты по международному праву выделяют бипатридов в отдельную категорию населения (под населением в международном праве понимается совокупность всех физических лиц, проживающих на территории конкретного государства). Наряду с такими категориями, как граждане данного государства, иностранные граждане, лица без гражданства, выделяют и лиц с двойным или множественным гражданством[15], иногда их относят к т.н. промежуточной категории граждан[16].