Курсовая работа|Конституционное право

Курсовая Институт двойного гражданства: проблемы правового статуса лиц с двойным гражданством

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2014 | Страниц: 38

Введение

ГЛАВА 1. ИНСТИТУТ ДВОЙНОГО ГРАЖДАНСТВА

1.1.     Правовое регулирование двойного гражданства

1.2.     Проблемы фактического двойного гражданства

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЦ С ДВОЙНЫМ ГРАЖДАНСТВОМ В РОССИИ И СТРАНАХ СНГ

2.1       Двойное гражданство в странах СНГ и Балтии

2.2       Особенности правового положения граждан Российской Федерации, имеющих двойное (множественное) гражданство

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ   

Актуальность темы настоящей курсовой работы не вызывает сомнения, поскольку институт гражданства в последние годы  приобрел исключительную значимость. Помимо граждан государства составляющих наибольшую часть населения любого государства, некоторая его часть представлена иностранными гражданами, лицами  без гражданства, а  также  лицами, имеющими гражданство двух или более государств. Двойное гражданство влечет за собой установление сложного правового положения лица, имеющего одновременно гражданство двух или более государств, поскольку его устойчивая правовая связь с двумя государствами порождает не только «двойные права», но и «двойные обязанности». Зачастую при использовании лицами с двойным гражданством своих прав и исполнении обязанностей по отношению к странам их гражданства возникают коллизии.

Если оценивать возможность нанесения вреда государственным (например, территориальной целостности, суверенитету, экономическим интересам) и частным интересам граждан РФ (например, равные условия конкуренции)[1] со стороны бипатридов, то она еще выше, чем у лиц, не обладающих гражданством РФ. Такой вывод основан на том, что бипатриды, располагая более широким кругом прав и свобод, чем иностранные граждане и лица без гражданства, имеют и более широкие возможности (по сравнению с гражданами России) избежать исполнения обязанностей. Примером может послужить уклонение бипатридов от воинской обязанности, когда лица, подлежащие призыву в России, якобы выезжают на постоянное местожительство в страну второго гражданства, регистрируются в российском посольстве, а по возвращении в Россию выписываются с постоянного места жительства и становятся фактически недоступными для воинского учета. В сфере земельных правоотношений бипатриды также имеют ряд возможностей уклониться от выполнения обязанностей частного собственника земельного участка[2]. Например, гражданин России, разработав месторождение полезных ископаемых и не желая производить дорогостоящие работы по приведению земельного участка в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, должен будет при попытке выхода из гражданства России выполнить перед Российской Федерацией обязательства, предусмотренные федеральным законом. В противном случае ему будет отказано в выходе из гражданства. У бипатрида в подобной ситуации никаких затруднений не возникает. И это далеко не единственный случай возможного уклонения бипатрида от исполнения предусмотренных законом обязанностей[3].

Объектом исследования в курсовой работе являются конституционно-правовые отношения, связанные с двойным гражданством, складывающиеся между личностью и государством. Предмет исследования – институт двойного гражданства в российском и международном праве, его отличительные черты, понятие, роль и место в правовой системе Российской Федерации, динамика его развития.

Целью курсовой работы является анализ теоретических основ института двойного гражданства, выявление его социально-политических особенностей, обусловливающих правовой статус лиц с двойным гражданством, а также возможных путей его дальнейшего развития в России. Задачи: 1) раскрыть понятие института двойного гражданства, его правовое регулирование; 2) определить основные признаки правоотношений, складывающихся при наличии двойного гражданства; 3) выявить особенности правового статуса лиц с двойным гражданством в странах СНГ, Балтии и Российской Федерации.

Структура курсовой работы строилась в соответствии с поставленными задачами и состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка источников.

 

ГЛАВА 1. ИНСТИТУТ ДВОЙНОГО ГРАЖДАНСТВА

1.1.          Правовое регулирование двойного гражданства

Институт гражданства является основным связующим звеном отношений между государством и обществом. Данный институт относится к внутригосударственным правовым категориям, и каждое государство самостоятельно на национальном уровне осуществляет правовое регулирование вопросов, связанных с гражданством, в том числе в отношении лиц, обладающих двойным (бипатридов) или даже множественным гражданством.

Основная проблема двойного (множественного) гражданства заключается в отсутствии единых стандартов его правового регулирования как на национальном, так и на международном уровне. Несколько государств могут одновременно притязать на одно и то же лицо как своего гражданина, что влечет ряд проблем не только для лица в определенных ситуациях, но и для государств (военная служба, дипломатическая защита, налоги, экстрадиция и др.).

В научных исследованиях основные спорные вопросы связаны с понятийным аппаратом, причинами возникновения, правовыми последствиями, способами устранения двойного (множественного) гражданства, механизмом его правового регулирования. Эффективно решить проблемы двойного гражданства можно путем комплексного подхода – посредством национального и согласованного международного правового регулирования. Осуществить это в ближайшем будущем вряд ли возможно по многим причинам, но работа в данном направлении должна идти.

Рассматривая вопросы двойного гражданства применительно к Российскому государству, необходимо внести ясность в используемый понятийный аппарат. В научной литературе, в правовых и неправовых (национальных и международных) документах встречаются различные понятия (термины, дефиниции), применяемые для обозначения лиц, имеющих гражданство иностранного государства (нескольких государств), или правового состояния таких лиц: бипатрид; двугражданный; полигражданство лица; лицо (гражданин), имеющее гражданство иностранного государства; гражданин, имеющий иное гражданство; гражданин, имеющий двойное (множественное) гражданство; лицо, имеющее множественное гражданство и т.д.

В законодательстве Российской Федерации используется термин «гражданин Российской Федерации, имеющий двойное (множественное) гражданство», правовое состояние такого лица обозначается как двойное (множественное) гражданство, что соответствует терминологии и смыслу международных договоров (например, Европейской конвенции о гражданстве)[4], а также взглядам ученых[5].

В Конституции Российской Федерации[6] (ст. 62) применяется термин «гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства (двойное гражданство)». Поскольку лицо может обладать и несколькими иностранными гражданствами, то логичнее в нормативных актах РФ, в том числе в Федеральном законе от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее – Закон о гражданстве РФ)[7], использовать понятие «двойное (множественное) гражданство». Однако формулировка Конституции РФ ни в коей мере не противоречит сказанному, поскольку под двойным гражданством понимается и множественное. Но повторять термин, используемый в Конституции РФ, в иных нормативных актах совсем не обязательно.

Представляется целесообразным рассмотреть перспективу существования института гражданства на государственном уровне, поскольку практика государств, в том числе в рамках СНГ, в вопросе признания двойного гражданства весьма различна и в большинстве случаев отрицательна (двойное гражданство не приветствуется). В России этот институт находится на этапе становления.

Отношение Российской Федерации к институту двойного гражданства носит достаточно лояльный характер: российский гражданин может иметь двойное гражданство, если это предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ. Такой подход в целом для Российского государства, включая Российскую империю и СССР, не характерен. Двойное гражданство в эти исторические периоды не допускалось. Правда, в Российской империи в XIX в. законодательно закреплялась такая категория населения, как иностранцы, имеющие российское подданство («иностранцы вечно подданные»), и их правовой статус отличался от статуса «природных подданных» Российской империи. Отличие не было значительным и выражалось в ограничении прав, касающихся государственной службы[8]. Это напоминает статус современных бипатридов, но в то время в России двойное подданство юридически отсутствовало.

Законодательство СССР содержало норму о непризнании за гражданами СССР иностранного гражданства (двойного гражданства). В 1950-1980-х гг. заключались конвенции об урегулировании и предотвращении случаев приобретения двойного гражданства[9]. Только в 1991 году Закон о гражданстве[10] разрешил в Российской Федерации двойное гражданство. В дальнейшем (в 1993[11] и 2002 гг.) Закон изменялся, но двойное гражданство по-прежнему допускалось. В настоящее время институт двойного гражданства закреплен ст. 62 Конституции Российской Федерации, а значит, государство не намерено отказываться от того, чтобы российские граждане при определенных условиях могли иметь иностранное гражданство. В ст. 6 Закона о гражданстве РФ особое внимание уделяется юридическому оформлению гражданства иностранного государства, в противном случае гражданин РФ, имеющий иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин РФ.

Свое видение проблем двойного гражданства в России и пути их решения, по некоторым вопросам – с принципиально новым, хотя и небесспорным, подходом предлагает А.М. Тесленко[12]. Анализируя российское законодательство и международно-правовые акты с участием России применительно к правовому регулированию вопросов двойного (множественного) гражданства он отмечает, что в них остается ряд неопределенностей, которые требуют решения и нормативного урегулирования с учетом существующей практики, зарубежного опыта, а также международных обязательств Российской Федерации.

Важным моментом в правовом регулировании двойного (множественного) гражданства является четкое и полное определение статуса (правового положения) граждан Российской Федерации, имеющих иностранное гражданство, включая вопросы внутригосударственного механизма его приобретения в сочетании с международным конвенционным механизмом регулирования. Для этого необходимо признать на государственном уровне и законодательно закрепить положение о том, что бипатриды с юридической точки зрения составляют самостоятельную категорию населения государства. Несмотря на то, что Конституция РФ прямо не говорит об их особом правовом положении, она косвенно его признает (ч. 2 ст. 62), поскольку в некоторых сферах государственной деятельности их статус существенно отличается от статуса других граждан России. Ряд ученых считают, что человек, приобретший гражданство иностранного государства, не имеет в Российской Федерации особого статуса[13]. Н.В. Витрук отмечает, что личность в конкретном государстве обладает одним из трех правовых статусов: гражданин, иностранный гражданин либо лицо без гражданства[14]. В науке отечественного конституционного права не было отдельных научных работ по изучению конституционно-правового статуса граждан РФ, имеющих двойное (множественное) гражданство. Специалисты по международному праву выделяют бипатридов в отдельную категорию населения (под населением в международном праве понимается совокупность всех физических лиц, проживающих на территории конкретного государства). Наряду с такими категориями, как граждане данного государства, иностранные граждане, лица без гражданства, выделяют и лиц с двойным или множественным гражданством[15], иногда их относят к т.н. промежуточной категории граждан[16].

  1. Нормативные правовые акты
    • Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 года № 7-ФКЗ) // Российская газета, 2009, 21 января.
    • Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года) // Российская газета, 1998, 10 декабря.
    • Международный Пакт от 16 декабря 1966 года «О гражданских и политических правах». Пакт вступил в силу с 23 марта 1976 года. Пакт вступил в силу для СССР с 23 марта 1976 года // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 12, 1994.
    • Конвенция между Союзом Советских Социалистических Республик и Народной Республикой Болгарией об урегулировании вопроса о гражданстве лиц с двойным гражданством от 12 декабря 1957 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XX. – М., 1961. С. 208-211.
    • Договор между СССР и Чехословацкой Социалистической Республикой о предотвращении возникновения двойного гражданства. Подписан в г. Москве 06 июня 1980 года. // Ведомости Верховного Совета СССР, 12 августа 1981 года, № 32. Ст. 950. С 01 января 1993 Договор действует в отношениях между Россией и Чехией, Россией и Словакией. Договор прекратил свое действие в отношениях между Россией и Чехией 05 июля 2006 года.
    • Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства от 23 декабря 1993 года// Собрание законодательства РФ, 1996, № 10. Ст. 830. Соглашение ратифицировано Российской Федера­цией: федеральный закон от 25 ноября 1994 г. № 41-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 1994, № 31. Ст. 3192.
    • Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства от 07 сентября 1995 года // Собрание законодательства РФ, 2005, №7. Ст. 495. Соглашение ратифицировано Российской Федера­цией: федеральный закон от 15 декабря 1996 г. № 152-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 1996, №51. Ст. 5683.
    • Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства от 26 февраля 1999 года. Вступило в силу для Российской Федерации 4 ноября 2000 года // Бюллетень международных договоров, № 12, 2002.
    • Закон Российской Федерации от 28 ноября 1991 года № 1948-1 (в редакции от 06 февраля 1995 года) «О гражданстве Российской Федерации» // Российская газета, 1992, 06 февраля. Утратил силу с 30 июня 2002 года.
    • Закон РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-1 (в редакции от 02 июля 2013 года) «О средствах массовой информации» // Российская газета, 1992, 08 февраля.
    • Федеральный закон от 19 февраля 1993 года № 4528-1 (в редакции от 02 июля 2013 года) «О беженцах» // Российская газета, 1997, 03 июня.
    • Закон РФ от 19 февраля 1993 года № 4530-1 (в редакции от 25 ноября 2013 года) «О вынужденных переселенцах» // Собрание законодательства РФ, 1995, № 52, ст. 5110.
    • Закон Российской Федерации от 17 июня 1993 года № 5206-1 (в редакции от 31 мая 2002 года) «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О гражданстве РСФСР»» // Российская газета, 1993, 14 июля.
    • Закон РФ от 21 июля 1993 года № 5485-1 (в редакции от 08 ноября 2011 года) «О государственной тайне» // Собрание законодательства РФ, 1997, № 41, стр. 8220-8235.
    • Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ (в редакции от 02 ноября 2013 года) «О гражданстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2002, № 22, ст. 2031.
    • Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ (в редакции от 23 июля 2013 года) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2002, № 30, ст. 3032.
    • Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 года № 1325 (в редакции от 29 декабря 2012 года) «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2002, № 46, ст. 4571.
    • Европейская конвенция о гражданстве (ETS № 166). Заключена в г. Страсбурге 06 ноября 1997 года. Конвенция вступила в силу 01 марта 2000 года. Россия подписала Конвенцию 06 ноября 1997 года. Конвенция не вступила в силу для России на 28 ноября 2013 года // СПС КонсультантПлюс.
  2. Акты судебных органов
    • Постановление Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2004 года № 8-П «По делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной Думы» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 18. Ст. 1833.
  3. Литература
  • Авакьян С.А. Российское гражданство: опыт и проблемы // Законодательство, 1997, № 5.
  • Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. – СПб., 2003.
  • Бархатова Е.Ю. Гражданство и регистрация: Москва, Россия, СНГ. 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2009.
  • Белов А.В. Международно-правовые аспекты двойного гражданства: дис. … канд. юрид. наук. – СПб., 2002.
  • Варлен М.В. Гражданство: Россия и СНГ: учебно-практическое пособие. – М., 2012.
  • Васильева Т.А. Эволюция института гражданства в Нидер­ландах // Конституционное и муниципальное право, 2009, №12.
  • Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. – М., 2008.
  • Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. – М., 2008.
  • Горшнев П.М. Особенности правового положения граждан Российской Федерации // Вестник Алтайской академии экономики и права, 2013, № 1.
  • Доклад О.Е. Кутафина // Дипломатический вестник, 1999, № 3.
  • Дунайло Н.А. Правовое регулирование двойного гражданства в Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук. – М., 2004.
  • Ковлер А. И. Двойное гражданство: панацея или ловушка? // Актуальные проблемы гражданства: материалы междунар. науч.-практ. конф. по проблемам гражданства. – М., 1995.
  • Международное право: учеб. / отв. ред. А.Н. Вылегжанин. – М., 2009.
  • Международное право: учеб. / отв. ред. В.И. Кузнецов, Б.Р. Тузмухаметов. 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2007.
  • Международное право: учеб. / отв. ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунов. 5-е изд., перераб. и доп. – М., 2009.
  • Международное право: учеб. / отв. ред. Ю. М. Колосов, Э.С. Кривчикова. 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2007.
  • Международное право: учеб. / под ред. А.Я. Капустина. – М., 2008.
  • Международное право: учеб. для вузов / отв. ред. Г. М. Мелков. – М., 2009.
  • Международное публичное право: учеб. / Л. П. Ануфриева, Д.К. Бекяшев, К.А. Бекяшев, В.В. Устинов и др.; отв. ред. К.А. Бекяшев. 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2005.
  • Межпарламентская ассамблея  государств-участников  Содружества  Независимых  Государств  // Информационный бюллетень, 1993, № 2..
  • Мелихов А.И. Право частной собственности на земельный участок лиц, обладающих двойным или вторым гражданством // Право и политика, 2006, № 7.
  • Мицкевич А. В. Комментарий законодательства государств-участников СНГ о гражданстве. – М., 1996.
  • Проблемы общей теории права и государства / под общ. ред. B.C. Нарсесянца. – М., 2008.
  • Свинарев В.В. К вопросу о правовом регулировании статуса лиц с двойным гражданством // Право и политика, 2001, № 2.
  • Тесленко А.М. Международно-правовое регулирование вопросов двойного (множественного) гражданства с участием Российской Федерации: проблемы и перспективы // Право международной безопасности: современное видение и сопутствующие проблемы межгосударственного сотрудничества: межвуз. сб. науч. тр. – Екатеринбург, 2011.
  • Тесленко А.М. Правовое регулирование двойного гражданства в России // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу, 2012, Т. 11. № 3.
  • Тесленко А.М. Правовой статус иностранцев в России (вторая половина XVII – начало XX в.): монография. – Екатеринбург, 2007.
  • Худолей К.М., Худолей Д.М. Двойное гражданство в странах СНГ и Балтии // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу, 2012, Т. 12, № 4.
  • Яковлев А.А. Правовое регулирование вопросов гражданства: соотношение международного права и права Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук. – Казань, 2003.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Конституционное право
2010 год 35 стр.
Курсовая Конституционный Суд
diplomstud
Курсовая работа Конституционное право
2014 год 28 стр.
Курсовая Приобретение российского гражданства и выход из него
VAshueva
Курсовая работа Конституционное право
2011 год 35 стр.
Курсовая Формирование и функционирование гражданского общества
diplomstud
Курсовая работа Конституционное право
2013 год 25 стр.
Курсовая Конституционные свободы и обязанности человека и гражданина в России
Telesammit
Курсовая работа Конституционное право
2014 год 42 стр.
Курсовая Институт президента РФ
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское