Курсовая работа|Конституционное право

Курсовая Конституционные проекты первой четверти 19 века

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2018 | Страниц: 29

1 Общая характеристика развития конституционализма в России в начале  XIX в. 

1.1    Государственный строй России в начале XIX в. 

1.2    Общая характеристика идей конституционализма в первой четверти  XIX в. 

  1. Характеристика конституционных проектов первой четверти XIX в. 

1.1. Конституционные преобразования, предлагаемые М.М. Сперанским

1.2 Конституционные преобразования предлагаемые Н.М. Муравьевым и П.И. Пестелем

1.3    Конституционный проект Н.Н. Новосильцева

Заключение

Список использованных источников  

Конституционное развитие России прошло длительный путь. Его истоки относятся еще к XVIII в. Заметный след в истории конституционного законодательства оставил век XIX, когда было подготовлено не менее десятка конституционных проектов, направленных на модернизацию государственного и общественного строя. В опубликованных научных работах основной акцент делается на анализ правительственных проектов, разработанных по инициативе или при непосредственном участии российских императоров, ощущавших необходимость и неотложность внесения изменений в государственное право. Но проекты конституций составлялись и представителями различных общественно-политических движений, находившихся в оппозиции к существовавшему политическому режиму и даже стремившихся к его свержению.

К числу первых конституционных проектов в России можно отнести «План государственного преобразования» графа М.М. Сперанского (1809) и «Государственную уставную грамоту Российской империи» Н.Н. Новосильцева (1818). Интерес представляют конституционные воззрения декабристов, выраженные в «Русской правде» П.И. Пестеля и конституционном проекте Н.М. Муравьева, а также «Манифесте к русскому народу» Северного общества.

Хотя идеи конституционных преобразований в России начала XIX остались нереализованными, так как не имели ни социально-экономических, ни политических предпосылок, они существенно повлияли на дальнейшее развитие конституционализма в России.

Проводимые в настоящее время реформы часто заканчиваются тупиковой ситуацией, и реформаторы в поисках путей вынуждены топтаться на месте. Данное обстоятельство делает особенно значимым исторический отрезок времени конца XVIII - первой половины XIX веков, когда общественность России была активно занята поиском проектов реформирования страны с учетом опыта революционных преобразований, происходивших в Западной Европе.

Цель написания настоящей работы - исследование конституционных проектов первой четверти XIX в.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, в частности:

- дать общую характеристику развития конституционализма в России в первой четверти XIX в.;

- дать характеристику государственного строя России первой четверти XIX в.;

- рассмотреть конституционные преобразования, предлагаемые М.М. Сперанским;

- рассмотреть конституционный проект Н.Н. Новосильцева;

- исследовать конституционные преобразования, предлагаемые Н.М. Муравьевым и П.И. Пестелем.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся при разработке, рассмотрении и применении конституционных проектов первой четверти XIX в.

Предметом исследования являются конституционные проекты первой четверти XIX в.

Методологической основой исследования  являются общенаучный метод диалектического познания, а также ряд частно-научных методов: историко-юридический, системно-структурный, сравнительно-правовой, формально-логический и др.

Теоретическую основу исследования составили труды, посвященные в той или иной степени вопросам правового государства в России, таких авторов, как: С.А. Авакьян, И.Л. Бачило, А.В. Безруков, А.В. Илюхин, К.А. Ишеков, Л.В. Карнаушенко, И.П. Климов С.В. Мироненко. А.М. Осавелюк С.А. Рубаник, В.Е. Рубаник Д.В. Тимофеев, С.М. Шахрай и других.

 

1 Общая характеристика развития конституционализма в России в начале  XIX в.

1.1  Государственный строй России в начале XIX в.

По форме правления Россия в первой половине XIX в. оставалась абсолютной монархией.

Во главе государственного аппарата стоял император, наделенный атрибутами абсолютного монарха. В своей деятельности по управлению государством царь опирался на разветвленный чиновничий аппарат.

В качестве высшего совещательного органа до 1801 г. действовал Совет при Высочайшем дворе, в состав которого входили приближенные царя. В период 1801 - 1810 гг. функционировал Непременный совет, состоявший из 12 представителей титулованной знати и выполнявший исключительно совещательные функции. В 1810 г. царским манифестом был учрежден Государственный совет - высший законосовещательный орган Российской Империи.

Председателем Государственного совета был император; в случае своего отсутствия он назначал председательствующего из членов Государственного совета. В состав Совета входили назначаемые императором высшие государственные чиновники и помещики. Общая численность этого органа в различные годы составляла 40 - 80 человек.

Государственный совет состоял из пяти департаментов: законов, дел военных, дел гражданских и духовных, государственной экономии, дел царства Польского. Делопроизводство осуществлялось канцелярией, возглавляемой государственным секретарем.

Дворянство, составляющее малую часть населения, оставалось господствующим, привилегированным классом. Освобожденные от обязательной службы государству помещики из служилого сословия превратились в праздный, чисто потребительский класс.

Дворянство по-прежнему оставалось привилегированным общественным слоем в российском обществе. В России в первой четверти XIX в. насчитывалось 127 тысяч помещиков, которые делились на крупнопоместных и мелкопоместных. Крупные землевладельцы принадлежали к титулованной знати и занимали высшие посты в государстве. С развитием капиталистических отношений дворяне получили право строить в городах фабрики и заводы, наравне с купечеством вести торговлю. 2 апреля 1801 г. Александр I восстановил в полном объеме Жалованную грамоту дворянству. В 1817 году были учреждены государственный коммерческий банк и иные кредитные учреждения для поддержания дворян, разорившихся во время Отечественной войны 1812 г. В 1831 году издан Манифест «О порядке дворянских собраний, выборов и службы по оным». Был введен новый порядок участия в выборах. В прямом голосовании могли участвовать только крупные землевладельцы, другие голосовали косвенным путем, через выборщиков.[1]

Государственная политика выражала интересы основной массы дворянства. Нарастающее противоречие феодального строя в России отражались в противостоянии и столкновении либеральной и охранительной идеологи.

К началу XIX в. в России начинают проявляться новые потребности, которые готовят переход государственного порядка на новые основания. Во внешней политике продолжается территориальное и национальное объединение русской земли.

Во внутренней политике - это необходимость уравнять сословия общими правами и призвать их к совместной деятельности. Практически в каждое царствование делались попытки приступить к разрешению этих проблем. Каждый раз раздавались робкие или громкие голоса против существующего порядка с требованиями изменений; следующее царствование начинало робко или решительно проводить их во внутренней преобразовательной деятельности.   Но каждый раз происходило так, что какое-нибудь препятствие, внешние или внутренние, война или особенности личного характера правителя, останавливали правительство на полдороги. Тогда начавшееся движение поникало в глубь общества и принимало различные формы.

1.2  Общая характеристика идей конституционализма в первой четверти  XIX в.

С.А. Авакьян, на наш взгляд, верно отмечает, что «идеи конституции и конституционализма известны России еще с начала XIX в., они отражались в высказываниях или конституционных проектах многих известных деятелей и ученых, а также в официальных документах. Например, Свод законов Российской империи открывался Сводом основных государственных законов - совокупностью основных правил устройства государства. Его первым разделом были «Основные государственные законы», вторым - «Учреждение об императорской фамилии». Хотя и высказывает предположение о том, что «есть основания утверждать, что первые шаги по пути учреждения конституционализма Россия сделала именно в начале XX в.».[2]

Однако, мы считаем справедливым замечания О.М. Осавелюк, по мнению которого конституционные акты в России появились еще в XVIII в. и даже раньше. К числу конституционных относится, например, Закон о престолонаследии 1797 г., упоминавшееся выше Учреждение об императорской фамилии 1797 г., Манифест от 19 февраля 1861 г., превративший в свободных граждан 22 млн. крепостных, Положение о крестьянах 1861 г., Городовое положение 1870 г. и многие другие.[3]

При сопоставлении конституционных актов России с аналогичными актами зарубежных государств невольно создается впечатление, что отечественные исследователи умаляют (умышленно или нет) государственную историю Отечества. Так, в состав конституционных актов Великобритании они включают Великую хартию вольностей 1215 г., закрепившую права нескольких сотен феодалов, Акт о престолонаследии 1701 г.; в США - Акт 1870 г., формально отменявший рабство, в Швеции - Акт о престолонаследии 1810 г. и т.д.

Но в состав конституционных актов России они почему-то не включают Закон о престолонаследии и Учреждение об императорской фамилии, утвержденные императором Павлом I 5 апреля 1797 г., которые были с юридической точки зрения более совершенными, чем их аналоги в Великобритании и других государствах. Не включают также Манифест от 19 февраля 1861 г. об отмене крепостного права, даровавший личную свободу нескольким десяткам миллионов человек и утвердивший Положение о крестьянах; акты 1864 - 1870 гг. о независимом суде, заложившие задолго до 17 октября 1905 г. основы разделения властей, и др.[4]

Как отмечает Д.В. Тимофеев, «в начале XIX в. наличие конституции воспринималось не только как юридически зафиксированная возможность политического самовыражения определенной части общества, но рассматривалось и в более широком контексте: конституция могла стать основой стабильного развития в будущем...».[5]

 Однако в целом высоко оценивая содержание европейских конституций, российские либералы в правительственных кругах, достаточно хорошо знакомые с европейской историей, задумывались над проблемой обеспечения социального мира при переходе от абсолютной монархии к конституционной. Европейский опыт установления конституционной формы правления в результате революций считался абсолютно неприемлемым для России. Н.С. Мордвинов, А.А. Чарторыйский, Н.Н. Новосильцев, П.А. Строганов, М.М. Сперанский и другие неоднократно подчеркивали, что Россия, ориентируясь в своем развитии на «просвещенные» страны Европы, должна стараться не повторять их ошибок. А предотвратить развитие политического процесса по сценарию европейских революций предоставлялось возможным «при условии превентивного провозглашения октроированной конституции, которая была бы пожалована российским гражданам самим монархом добровольно, а не под давлением агрессивно настроенной толпы или группы заговорщиков»; в силу этого именно император, по мнению многих представителей ориентированной на Запад дворянской элиты, должен был стать инициатором и главным гарантом соблюдения конституции в России.[6]

В начале XIX века стала проводиться идея конституционной монархии. Сторонниками конституционного правления были наиболее прогрессивные представители дворянской аристократии, которые предлагали переход к конституционной монархии посредством конституционных реформ, ограничение власти монарха народным представительством, демократический режим.[7]

В частности, А.Н. Радищев, восстановленный Александром I после восшествия на престол во всех правах и назначенный в Комиссию составления законов, подготовил проект государственных преобразований, по форме и содержанию схожий с «Habeas corpus act».

Серьезная работа по конституционной реформе Российской империи началась после Отечественной войны 1812 г. В России сложилась особая политическая ситуация. Уникальность ее состояла в том, что инициатором идеи введения Конституции продолжал оставаться самодержец. О представительном правлении как наиболее справедливом политическом устройстве Александр I неоднократно говорил своим многочисленным собеседникам. Это же убеждение он пытался реализовать, поручая М.М. Сперанскому в 1809 г. разработать обширный план государственных преобразований. Однако этот план потерпел неудачу, чему способствовали объективные и субъективные причины. Но мысль о необходимости коренных политических реформ он не оставлял.

  1. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность / С.А. Авакьян. М.: РЮИД, 2014. 498 с.
  2. Бачило И.Л. Михаил Сперанский и наука управления в России / И.Л. Бачило // Русский архив. 1992. № 2. С. 92 - 93.
  3. Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие / А.В. Безруков. М.: Юстицинформ, 2015. 304 с.
  4. Государственная уставная грамота Российской империи // Конституции и конституционные проекты в истории России: Сборник документов. М.: Юрлитинформ, 2013. С. 239 - 269.
  5. Илюхин А.В. Суд присяжных в конституционных проектах России первой четверти XIX в. / А.В. Илюхин // История государства и права. 2015. № 10. С. 30 - 34.
  6. Ишеков К.А. Реализация конституционного принципа разделения властей в субъектах Российской Федерации; под ред. П.П. Сергуна / К.А. Ишеков. Саратов: Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации, 2010. 244 с.
  7. Карнаушенко Л.В. На пути от конституционных намерений к номинальному конституционализму: правительственный конституционализм в России в первой половине XIX в. / Л.В. Карнаушенко // Общество и право. 2009. № 5. С. 67 - 68.
  8. Климов И.П. Проблема прав и свобод российских граждан в конституционных проектах декабристов / И.П. Климов // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 11. С. 76 - 79.
  9. Международная и внутригосударственная защита прав человека: учебник / А.Х. Абашидзе, З.Г. Алиев, К.Ф.; под ред. Р.М. Валеева. М.: Статут, 2011. 830 с.
  10. Мироненко С.В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIX в. / С.В. Мироненко. М.: Городец, 1989. 510 с.
  11. Орлов А.С., Георгиев В.А. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до настоящих дней / А.С. Орлов, В.А. Георгиева. М.: Проспект, 2015. 498 с.
  12. Осавелюк А.М. Конституционное развитие дореволюционной России / А.М. Осавелюк // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 4. С. 77 - 80.
  13. Рубаник С.А., Рубаник В.Е. Взгляды П.И. Пестеля и Н.М. Муравьева на судоустройство России / С.А. Рубаник, В.Е. Рубаник // История государства и права. 2009. № 8. С. 18 - 20.
  14. Сперанский М.М. Записка об устройстве судебных и правительственных учреждений в России // План государственного преобразования графа М.М. Сперанского (Введение к Уложению государственных законов 1809 г.). С приложением «Записки об устройстве судебных и правительственных учреждений в России» (1803 г.), статей «О государственных установлениях», «О крепостных людях» и Пермского письма к императору Александру. М.: Норма, 2015 (по ред.1905г.). 612 с.
  15. Тимофеев Д.В. Европейские идеи в России: восприятие либерализма правительственной элитой в первой четверти XIX века / Д.В. Тимофеев. Челябинск, 2006. С. 173.
  16. Толстая А.И. История государства и права России: учебник для вузов / А.И. Толстая. М.: Юстицинформ, Омега-Л, 2010. 320 с.
  17. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры / С.М. Шахрай. М.: Статут, 2017. 624 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Конституционное право
2010 год 35 стр.
Курсовая Конституционный Суд
diplomstud
Курсовая работа Конституционное право
2014 год 28 стр.
Курсовая Приобретение российского гражданства и выход из него
VAshueva
Курсовая работа Конституционное право
2011 год 35 стр.
Курсовая Формирование и функционирование гражданского общества
diplomstud
Курсовая работа Конституционное право
2013 год 25 стр.
Курсовая Конституционные свободы и обязанности человека и гражданина в России
Telesammit
Курсовая работа Конституционное право
2014 год 42 стр.
Курсовая Институт президента РФ
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское