Конституционное развитие России прошло длительный путь. Его истоки относятся еще к XVIII в. Заметный след в истории конституционного законодательства оставил век XIX, когда было подготовлено не менее десятка конституционных проектов, направленных на модернизацию государственного и общественного строя. В опубликованных научных работах основной акцент делается на анализ правительственных проектов, разработанных по инициативе или при непосредственном участии российских императоров, ощущавших необходимость и неотложность внесения изменений в государственное право. Но проекты конституций составлялись и представителями различных общественно-политических движений, находившихся в оппозиции к существовавшему политическому режиму и даже стремившихся к его свержению.
К числу первых конституционных проектов в России можно отнести «План государственного преобразования» графа М.М. Сперанского (1809) и «Государственную уставную грамоту Российской империи» Н.Н. Новосильцева (1818). Интерес представляют конституционные воззрения декабристов, выраженные в «Русской правде» П.И. Пестеля и конституционном проекте Н.М. Муравьева, а также «Манифесте к русскому народу» Северного общества.
Хотя идеи конституционных преобразований в России начала XIX остались нереализованными, так как не имели ни социально-экономических, ни политических предпосылок, они существенно повлияли на дальнейшее развитие конституционализма в России.
Проводимые в настоящее время реформы часто заканчиваются тупиковой ситуацией, и реформаторы в поисках путей вынуждены топтаться на месте. Данное обстоятельство делает особенно значимым исторический отрезок времени конца XVIII - первой половины XIX веков, когда общественность России была активно занята поиском проектов реформирования страны с учетом опыта революционных преобразований, происходивших в Западной Европе.
Цель написания настоящей работы - исследование конституционных проектов первой четверти XIX в.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, в частности:
- дать общую характеристику развития конституционализма в России в первой четверти XIX в.;
- дать характеристику государственного строя России первой четверти XIX в.;
- рассмотреть конституционные преобразования, предлагаемые М.М. Сперанским;
- рассмотреть конституционный проект Н.Н. Новосильцева;
- исследовать конституционные преобразования, предлагаемые Н.М. Муравьевым и П.И. Пестелем.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся при разработке, рассмотрении и применении конституционных проектов первой четверти XIX в.
Предметом исследования являются конституционные проекты первой четверти XIX в.
Методологической основой исследования являются общенаучный метод диалектического познания, а также ряд частно-научных методов: историко-юридический, системно-структурный, сравнительно-правовой, формально-логический и др.
Теоретическую основу исследования составили труды, посвященные в той или иной степени вопросам правового государства в России, таких авторов, как: С.А. Авакьян, И.Л. Бачило, А.В. Безруков, А.В. Илюхин, К.А. Ишеков, Л.В. Карнаушенко, И.П. Климов С.В. Мироненко. А.М. Осавелюк С.А. Рубаник, В.Е. Рубаник Д.В. Тимофеев, С.М. Шахрай и других.
1 Общая характеристика развития конституционализма в России в начале XIX в.
1.1 Государственный строй России в начале XIX в.
По форме правления Россия в первой половине XIX в. оставалась абсолютной монархией.
Во главе государственного аппарата стоял император, наделенный атрибутами абсолютного монарха. В своей деятельности по управлению государством царь опирался на разветвленный чиновничий аппарат.
В качестве высшего совещательного органа до 1801 г. действовал Совет при Высочайшем дворе, в состав которого входили приближенные царя. В период 1801 - 1810 гг. функционировал Непременный совет, состоявший из 12 представителей титулованной знати и выполнявший исключительно совещательные функции. В 1810 г. царским манифестом был учрежден Государственный совет - высший законосовещательный орган Российской Империи.
Председателем Государственного совета был император; в случае своего отсутствия он назначал председательствующего из членов Государственного совета. В состав Совета входили назначаемые императором высшие государственные чиновники и помещики. Общая численность этого органа в различные годы составляла 40 - 80 человек.
Государственный совет состоял из пяти департаментов: законов, дел военных, дел гражданских и духовных, государственной экономии, дел царства Польского. Делопроизводство осуществлялось канцелярией, возглавляемой государственным секретарем.
Дворянство, составляющее малую часть населения, оставалось господствующим, привилегированным классом. Освобожденные от обязательной службы государству помещики из служилого сословия превратились в праздный, чисто потребительский класс.
Дворянство по-прежнему оставалось привилегированным общественным слоем в российском обществе. В России в первой четверти XIX в. насчитывалось 127 тысяч помещиков, которые делились на крупнопоместных и мелкопоместных. Крупные землевладельцы принадлежали к титулованной знати и занимали высшие посты в государстве. С развитием капиталистических отношений дворяне получили право строить в городах фабрики и заводы, наравне с купечеством вести торговлю. 2 апреля 1801 г. Александр I восстановил в полном объеме Жалованную грамоту дворянству. В 1817 году были учреждены государственный коммерческий банк и иные кредитные учреждения для поддержания дворян, разорившихся во время Отечественной войны 1812 г. В 1831 году издан Манифест «О порядке дворянских собраний, выборов и службы по оным». Был введен новый порядок участия в выборах. В прямом голосовании могли участвовать только крупные землевладельцы, другие голосовали косвенным путем, через выборщиков.[1]
Государственная политика выражала интересы основной массы дворянства. Нарастающее противоречие феодального строя в России отражались в противостоянии и столкновении либеральной и охранительной идеологи.
К началу XIX в. в России начинают проявляться новые потребности, которые готовят переход государственного порядка на новые основания. Во внешней политике продолжается территориальное и национальное объединение русской земли.
Во внутренней политике - это необходимость уравнять сословия общими правами и призвать их к совместной деятельности. Практически в каждое царствование делались попытки приступить к разрешению этих проблем. Каждый раз раздавались робкие или громкие голоса против существующего порядка с требованиями изменений; следующее царствование начинало робко или решительно проводить их во внутренней преобразовательной деятельности. Но каждый раз происходило так, что какое-нибудь препятствие, внешние или внутренние, война или особенности личного характера правителя, останавливали правительство на полдороги. Тогда начавшееся движение поникало в глубь общества и принимало различные формы.
1.2 Общая характеристика идей конституционализма в первой четверти XIX в.
С.А. Авакьян, на наш взгляд, верно отмечает, что «идеи конституции и конституционализма известны России еще с начала XIX в., они отражались в высказываниях или конституционных проектах многих известных деятелей и ученых, а также в официальных документах. Например, Свод законов Российской империи открывался Сводом основных государственных законов - совокупностью основных правил устройства государства. Его первым разделом были «Основные государственные законы», вторым - «Учреждение об императорской фамилии». Хотя и высказывает предположение о том, что «есть основания утверждать, что первые шаги по пути учреждения конституционализма Россия сделала именно в начале XX в.».[2]
Однако, мы считаем справедливым замечания О.М. Осавелюк, по мнению которого конституционные акты в России появились еще в XVIII в. и даже раньше. К числу конституционных относится, например, Закон о престолонаследии 1797 г., упоминавшееся выше Учреждение об императорской фамилии 1797 г., Манифест от 19 февраля 1861 г., превративший в свободных граждан 22 млн. крепостных, Положение о крестьянах 1861 г., Городовое положение 1870 г. и многие другие.[3]
При сопоставлении конституционных актов России с аналогичными актами зарубежных государств невольно создается впечатление, что отечественные исследователи умаляют (умышленно или нет) государственную историю Отечества. Так, в состав конституционных актов Великобритании они включают Великую хартию вольностей 1215 г., закрепившую права нескольких сотен феодалов, Акт о престолонаследии 1701 г.; в США - Акт 1870 г., формально отменявший рабство, в Швеции - Акт о престолонаследии 1810 г. и т.д.
Но в состав конституционных актов России они почему-то не включают Закон о престолонаследии и Учреждение об императорской фамилии, утвержденные императором Павлом I 5 апреля 1797 г., которые были с юридической точки зрения более совершенными, чем их аналоги в Великобритании и других государствах. Не включают также Манифест от 19 февраля 1861 г. об отмене крепостного права, даровавший личную свободу нескольким десяткам миллионов человек и утвердивший Положение о крестьянах; акты 1864 - 1870 гг. о независимом суде, заложившие задолго до 17 октября 1905 г. основы разделения властей, и др.[4]
Как отмечает Д.В. Тимофеев, «в начале XIX в. наличие конституции воспринималось не только как юридически зафиксированная возможность политического самовыражения определенной части общества, но рассматривалось и в более широком контексте: конституция могла стать основой стабильного развития в будущем...».[5]
Однако в целом высоко оценивая содержание европейских конституций, российские либералы в правительственных кругах, достаточно хорошо знакомые с европейской историей, задумывались над проблемой обеспечения социального мира при переходе от абсолютной монархии к конституционной. Европейский опыт установления конституционной формы правления в результате революций считался абсолютно неприемлемым для России. Н.С. Мордвинов, А.А. Чарторыйский, Н.Н. Новосильцев, П.А. Строганов, М.М. Сперанский и другие неоднократно подчеркивали, что Россия, ориентируясь в своем развитии на «просвещенные» страны Европы, должна стараться не повторять их ошибок. А предотвратить развитие политического процесса по сценарию европейских революций предоставлялось возможным «при условии превентивного провозглашения октроированной конституции, которая была бы пожалована российским гражданам самим монархом добровольно, а не под давлением агрессивно настроенной толпы или группы заговорщиков»; в силу этого именно император, по мнению многих представителей ориентированной на Запад дворянской элиты, должен был стать инициатором и главным гарантом соблюдения конституции в России.[6]
В начале XIX века стала проводиться идея конституционной монархии. Сторонниками конституционного правления были наиболее прогрессивные представители дворянской аристократии, которые предлагали переход к конституционной монархии посредством конституционных реформ, ограничение власти монарха народным представительством, демократический режим.[7]
В частности, А.Н. Радищев, восстановленный Александром I после восшествия на престол во всех правах и назначенный в Комиссию составления законов, подготовил проект государственных преобразований, по форме и содержанию схожий с «Habeas corpus act».
Серьезная работа по конституционной реформе Российской империи началась после Отечественной войны 1812 г. В России сложилась особая политическая ситуация. Уникальность ее состояла в том, что инициатором идеи введения Конституции продолжал оставаться самодержец. О представительном правлении как наиболее справедливом политическом устройстве Александр I неоднократно говорил своим многочисленным собеседникам. Это же убеждение он пытался реализовать, поручая М.М. Сперанскому в 1809 г. разработать обширный план государственных преобразований. Однако этот план потерпел неудачу, чему способствовали объективные и субъективные причины. Но мысль о необходимости коренных политических реформ он не оставлял.