Актуальность исследования. В настоящее время гражданская авиация, как российская, так и в международном масштабе, переживает наиболее значительные за всю ее историю перемены. Глобализация, дерегулирование, либерализация отношений по международным воздушным перевозкам, укрупнение компаний и образование международных союзов, расширение правовых основ сотрудничества в форме двусторонних соглашений, приватизация авиакомпаний и аэропортов, корректировка действующего законодательства и попытки совершенствования механизма правового регулирования в части защиты прав пассажира воздушного судна, внедрение новых форм реализации отдельных отношений в области международной перевозки — вот лишь некоторые факторы, поставившие под сомнение установившиеся нормы и практику ведения дел и управления в данной отрасли не только в нашей стране, но и во всем мире. Серьезные сдвиги наметились и в отношении авиакомпаний к пассажирам, что обусловлено как конкурентной борьбой, так и новеллами в действующем законодательстве и практике.
Актуальность избранной темы в немалой степени связана с результатами принятия Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82. Указанные правила, безусловно, повлияли на текущее состояние российского регулирования собственно международных отношений по договору воздушной перевозки пассажира и багажа, но не были обстоятельно освещены через призму оценки путей совершенствования действующих отечественных норм.
Объект исследования – совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере международных воздушных перевозок.
Предмет исследования – порядок международных воздушных перевозок.
Цель настоящей работы – охарактеризовать сущность и специфические особенности международных воздушных перевозок.
Достижение указанной цели представляется возможным с помощью следующих задач:
1) дать общую характеристику международной воздушной перевозки;
2) изучить правовую природу и сущность договора международной воздушной перевозки;
3) рассмотреть особенности договора международной воздушной перевозки.
Указанные цель и задачи работы обусловили ее структуру, которая состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Общая характеристика международной воздушной перевозки
- 1. Понятие «международная воздушная перевозка»
Как только эксплуатация международных воздушных сообщений переходит в практическую плоскость и стороны двусторонних соглашений о воздушном сообщении приступают к их осуществлению, возникает особая группа отношений, связанная с перевозкой воздушными судами пассажиров и груза. Вот почему понятие "международная воздушная перевозка" имеет самостоятельное значение в понятийном аппарате международного воздушного права[1].
Впервые это определение было дано в Варшавской конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, 1929 г. Согласно п. 2 ст. 1 Конвенции под "международной воздушной перевозкой" понимается "всякая перевозка, при которой... место отправления и место назначения вне зависимости от того, имеются или нет перерыв в перевозке или перегрузка, расположены либо на территории двух Высоких Договаривающихся Сторон, либо на территории одной и той же Высокой Договаривающейся Стороны, если остановка предусмотрена находящейся под суверенитетом, сюзеренитетом, мандатом или властью другой даже не Договаривающейся Державы. Перевозка без подобной остановки между территориями, находящимися под суверенитетом... одной и той же Высокой Договаривающейся Стороны, не рассматривается... как международная".
Следует учесть, что Варшавская конвенция 1929 г. была принята в период существования колониальных и полуколониальных стран, что проявилось в употреблении юридической терминологии тех лет. Сюзеренитет и мандат означали подвластность территории колониальных стран юрисдикции и контролю Великобритании, Франции, Нидерландов и США. В настоящее время все давно уже изменилось, и по существу определение Варшавской конвенции явно устарело. Особенно это становится очевидным в сравнении с определением "международная перевозка", веденным ст. 1 новой Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок, принятой в 1999 г. в Монреале и заменяющей весь пакет документов, связанных с Варшавской конвенцией 1929 г.
Монреальская конвенция 1999 г. применяется при всякой международной перевозке людей, багажа или груза, осуществляемой за вознаграждение посредством воздушного судна, даже если она является бесплатной. Согласно п. 2 ст. 1 международной перевозкой признается "всякая перевозка, при которой место отправления и место назначения вне зависимости от того, имеются ли или нет перерыв или перегрузка, расположены либо на территории двух государств-участников, либо на территории одного и того же государства-участника, если согласованная остановка предусмотрена на территории другого государства, даже если государство не является государством-участником. Перевозка без подобной остановки между двумя пунктами, находящимися на территории одного и того же государства-участника, не рассматривается... как международная"[2].
4 ноября 2003 г. Монреальская конвенция 1999 г. вступила в силу. Однако одновременно действует Варшавская конвенция 1929 г., что создает почву для возникновения правовых конфликтов между странами - участниками обеих Конвенций. В случае причинения вреда жизни и здоровью пассажиру, повреждения багажа во время международной перевозки перед государствами, участвующими в разных конвенциях, встает вопрос о том, какая конвенция - Варшавская или Монреальская - должна быть применена для разрешения проблем ответственности авиаперевозчика. Несмотря на некоторое сходство определения "международной перевозки" той и другой Конвенцией, для участников перевозки, выполняемой по международным воздушным линиям, наступают разные правовые последствия. Предусмотренные в Варшавской и Монреальской конвенциях уровни компенсации за вред жизни и здоровью и повреждение багажа существенно отличаются друг от друга, и это обстоятельство способно породить конфликт интересов между сторонами договора международной воздушной перевозки.
Двойственность этой ситуации разрешится по мере расширения числа участников Монреальской конвенции 1999 г. Но пока конкуренция между старой и новой Конвенциями все еще не устранена.
Несмотря на существование двух конкурирующих между собой определений "международная перевозка", можно сделать следующие выводы.
Во-первых, возникающие между государствами по поводу международных авиаперевозок отношения являются вторичными в области международных воздушных сообщений в силу того, что государства сначала прокладывают в своем воздушном пространстве воздушные линии для международных передвижений, а уже затем разрешают международные перевозки.
Во-вторых, данные отношения также носят публично-правовой характер, и это означает, что международные перевозки на территорию или через воздушное пространство допускаются только с согласия суверенных государств.
В-третьих, место отправления и место назначения международной перевозки охватывается территориальной юрисдикцией разных государств или одного и того же государства, если согласованная остановка предусмотрена на территории другого государства.
Таким образом, под действие Варшавской и Монреальской конвенции подпадают любые перевозки, если:
- место отправления и место назначения перевозки вне зависимости от того, имеется ли перерыв в перевозке или перегрузка, расположены на территории двух государств, участников той или другой Конвенции;
- место отправления и место назначения перевозки находятся на территории одного и того же государства - участника той или другой Конвенции, но при этом договором воздушной перевозки или иным образом предусмотрена остановка на территории другого государства, даже если оно не участвует в той и другой Конвенции.
Варшавская и Монреальская конвенции действуют в отношении международных перевозок, осуществляемых в рамках регулярных и нерегулярных международных воздушных сообщений. Обе Конвенции применяются также к перевозке, осуществляемой несколькими последовательными перевозчиками, если она рассматривается ими в качестве единой перевозки. Равным образом они действуют в отношении смешанных перевозок, осуществляемых воздушным, железнодорожным, автомобильным, морским и речным транспортом. Часть перевозок, выполняемых международным воздушным транспортом, безусловно, подпадает под действие Варшавской и Монреальской конвенций.