Актуальность темы исследования. Исторический опыт показывает, что формирование рыночных отношений в современной России явилось более трудным, противоречивым и сложным процессом, чем это представлялось в самом начале. Уже с первых лет существования рынка государство столкнулось с проблемой массового уклоненияналогоплательщиков от уплаты налогов и, как следствие со значительными потерями доходной части бюджета. По различным оценкам, в результате уклонения от уплаты налогов государство ежегодно недополучает от 30 до 40% причитающихся к оплате обязательных платежей[1].
В этой связи перед правоохранительными органами встают ответственные задачи в борьбе с неуплатой налогов.
С 1 марта 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции". Согласно п. 34 ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О полиции" полиция обязана направлять материалы в налоговый орган для принятия по ним решения при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных Налоговым кодексом Российской Федерации к полномочиям налоговых органов, в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств.
В 2011 году были внесены изменения в ст. 140 УПК, так, согласно пп.1.1. поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, служат только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Как свидетельствует статистика, ежегодно растет количество налоговых преступлений. Подразделениями органов внутренних дел по расследованию налоговых преступлений было зафиксировано в 2005 г. - 3236, в 2006 г. - 6 210, в 2007 г. - 8 765, в 2008 г. -11 392, в 2009 г. - 11 487, в - 2010 г. - 12 378, в 2011 г.- 13 571 преступлений[2]. Несмотря на увеличение количественных показателей выявленных фактов уклонения от уплаты налогов, эффективность борьбы с преступлениями данного вида находятся на невысоком уровне. Судебными органами рассматриваются материалы в пределах 10% от возбужденных уголовных дел, почти 90% прекращаются на стадии предварительного расследования в силу недоказанности вины налогоплательщика.
Ущерб от налоговых преступлений исчисляется миллиардами рублей в год. Проблемами борьбы с налоговой преступностью, являются: неразработанность необходимых современных научно-обоснованных методик расследования налоговых преступлений; несовершенство налогового и уголовного законодательства и, как следствие, неоднозначное толкование отдельных его положений.
Основной идеей данного исследования является положение о том, что криминалистически значимые сведения о налоговом преступлении и виновности лица, совершившего его, следует искать, отталкиваясь от структуры налога, то есть в элементах налогообложения. При этом следует отметить, что нормы ст.ст. 198 - 199-2 УК РФ не являются нормами прямого действия, а будучи бланкетными, они отсылают правоприменителя к нормам налогового законодательства. Это и определяет особенности расследования налоговых преступлений, отличающегося от расследования иных экономических преступлений.
Характерно, что до сих пор в отечественной уголовно-правовой и криминалистической науке нет единого мнения о содержании определения «налоговое преступление». Кроме того, в налоговом законодательстве нет определения понятия «налогообложение», без которого затруднено расследование налоговых преступлений.
Несмотря на несомненную теоретическую и практическую значимость имеющихся научных исследований в рассматриваемой области, необходимо отметить, что в них окончательно не сформирована целостная концепция криминалистической природы налоговых преступлений. До настоящего времени недостаточно полно изучено и раскрыто прикладное значение структурных элементов налогообложения в криминалистической характеристике налоговых преступлений; в научных работах не в полной мере был представлен комплексный анализ их содержания и взаимосвязи, место структуры налога в структуре частной криминалистической методики.
Отсутствие у ученых и практических работников единого решения данной проблемы, разрозненность существующих криминалистических методик, несовершенство налогового и уголовного законодательства затрудняет правоприменительную деятельность в сфере налогообложения, делая её по сути неэффективной.
Изложенные выше соображения обусловливают, с нашей точки зрения, актуальность темы исследования.
Данная работа будет рассмотрена на примере НДС, так как в настоящий момент нет судебной практики по другим видам налогов из-за необходимости огромных ущербов в УК РФ.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе расследования налоговых преступлений.
Предмет исследования - экономико-криминалистическая характеристика налоговых преступлений, методика выявления и раскрытия налоговых преступлений.
Цель исследования заключается в комплексной разработке теоретических и практических основ методики выявления и раскрытия налоговых преступлений.
Достижение указанной цели представляется возможным с помощью следующих задач: 1) изучить особенности налогового законодательства; 2) рассмотреть способы совершения преступлений; 3) охарактеризовать проявление способов совершения налоговых преступлений в системе экономической информации; 4) проанализировать алгоритм выявления налоговых преступлений; 5) охарактеризовать особенности взаимодействия с налоговыми органами; 6) рассмотреть особенности оперативной работы по налоговым преступлениям.
Указанные цель и задачи работы обусловили ее структуру, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИКО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
- 1. Особенности налогового законодательства
Налоговое законодательство - наиболее динамичная подотрасль финансового законодательства. Нормы налогового законодательства регулируют те финансовые отношения, которые складываются в процессе аккумуляции денежных средств публичными субъектами (государственными налоговыми органами) в виде налогов и в процессе осуществления контроля за сбором налогов.
Налоговые нормы различны по своему юридическому содержанию и подразделяются по способу воздействия на обязывающие, запрещающие, уполномочивающие. Нормативные правовые акты, регулирующие налоговые отношения, в соответствии с п. 6 ст. 1 НК РФ[3] именуются «законодательство о налогах и сборах». Согласно п. 1 указанной статьи, законодательство о налогах и сборах включает акты трех уровней:
1) законодательство Российской Федерации о налогах и сборах;
2) законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах;
3) нормативные правовые акты муниципальных образований.
Необходимо также помнить, что нормативные правовые акты различаются по уровню верховенства закрепленных в них норм, степени приоритетности их норм в случае коллизии и, как следствие, по порядку принятия названных актов.
Среди нормативных правовых актов Налоговый кодекс РФ занимает особое место, так как в нем заложены правовые основы формирования всей налоговой системы России.
Рассмотрим правовое регулирование и характеристику таких понятий, как ставка, период, субъекты, объекты, документы для возвращения НДС.
Согласно ст. 53 НК РФ, налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристикиобъекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются настоящим Кодексом.
Налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливаются настоящим Кодексом. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных НК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 55 НК РФ, под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.
Субъект налогового права характеризуют два основных признака:
а) социальный, то есть внешняя обособленность, персонификация лица (выступление вовне в виде единого лица, персоны) и его способность свободно вырабатывать, выражать, осуществлять единую волю;
б) юридический -признание за лицом способности выступать носителем тех или иных субъективных прав и обязанностей в сфере налогообложения, то есть участвовать в налоговых правоотношениях. Юридический признак можно назвать «налоговой правосубъектностью».
Объектом налогового правоотношения является то, по поводу чего возникает данное правоотношение, — обязательный безвозмездный платеж (взнос), размер которого определяется в соответствии с установленными налоговым законодательством правилами.
Согласно п. 1 ст. 38 НК РФ, объектом налогообложения являются реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Объект налогообложения является одним из обязательных элементов налогообложения, без которого налог не может считаться установленным. П. 1 ст. 38 НК РФ определено, что каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с ч. 2 НК РФ и с учетом положений ст. 38 НК РФ.
Список документов необходимых для проведения правовой экспертизы и предъявления искового заявления в арбитражный суд:
- Доверенность представителя;
- Заявления (письма) в ИФНС о возмещении НДС из бюджета;
- Письма - ответы ИФНС;
- Вся имеющаяся переписка с ИФНС по вопросу возмещения НДС;
- Имеющиеся акты и решения выездных, камеральных налоговых проверок, связанных с экспортными операциями;
- Налоговые декларации по НДС за возмещаемый период;
- Контракты с нерезидентом;
- Выписки банка о поступлении валютной выручки на расчетный счет российского налогоплательщика;
- Третьи возвратные экземпляры ГТД с отметками о вывозе товара и CMR (если экспорт осуществлялся морским путем, то копия коносамента и поручения на отгрузку);
- Договоры с поставщиками экспортированных товаров;
- Счета-фактуры и накладные, подтверждающие отпуск товаров, которые в последствии были экспортированы;
- Платежные поручения, подтверждающие уплату налога на добавленную стоимость поставщикам;
- Устав налогоплательщика;
- Свидетельство о государственной регистрации налогоплательщика.
Указанные документы представляются в виде копий, заверенных печатью предприятия и подписью руководителя.
Особое место в механизме нормативно-правового регулирования налоговых отношений занимают судебные акты. По общему правилу судебные акты не являются источником российского права. Однако за Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации (ст. 9 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»[4]) и за Верховным Судом Российской Федерации (ст. 19 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»[5]) закреплено право осуществлять толкование норм права, конкретизируя положения законодательства и восполняя пробелы правового регулирования. Среди конкретных документов, в частности, можно выделить совместное Постановление Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 11 июня 1999 г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации».
Большое влияние на правоприменительную практику оказывают и судебные акты по конкретным делам.
Обязанность платить законно установленные налоги и сборы – непосредственное требование ст. 57 Конституции Российской Федерации, которое распространяется на всех налогоплательщиков (плательщиков сборов). По смыслу данной статьи в системной связи со ст. 1, 15 и 19 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как правовом государстве законы о налогах и сборах должны содержать четкие и понятные нормы. Формальная определенность налоговых норм предполагает их достаточную точность, чем обеспечивается их правильное понимание и применение[6]. Проблема применения норм законодательства о налогах и сборах стала очевидной с момента вступления в силу первого кодифицированного нормативного акта в сфере налогообложения – Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ)[7], одного из самых нестабильных и динамично развивающихся источников российского налогового права.
Так, в первоначальную редакцию части первой НКРФ уже через 8 месяцев со дня ее введения в действие были внесены поправки в 126 статей (из 142 возможных). За 12 лет часть первая НК РФ изменена редакциями 42 федеральных законов, а за 10 лет действия части второй НК РФ – редакциями 207 федеральных законов[8].