Актуальность данной темы на современном этапе развития обусловлена тем, что договор розничной купли-продажи является одним из основных видов гражданско-правовых обязательств по передаче имущества. Важность данного договора заключается в том, чтобы защитить законные интересы потребителей. Вместе с приобретенной покупкой, покупатель получает право собственности на то имущество, которое он приобрёл. Достаточно много исследований посвящено имущественным возникающим отношениям из договора купли-продажи и договора розничной купли-продажи. В частности, среди них можно выделить работы таких авторов, как Е.Ф. Алексеев, М.И. Брагинский, В.В. Витрянский, Н.Г. Вавин, Ф.И. Гавзе, Н.Д. Егоров, O.A. Красавчиков и др.
Встречаются случаи, когда происходит нарушение прав потребителей. Например, продавец не предоставляет всей информации о товаре или нарушает сроки исполнения гарантийного обязательства. Поэтому на защите интересов потребителей стоят нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), Закон «О защите прав потребителей», указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и иные подзаконные нормативные акты.
Целью данной работы является комплексное изучение розничной купли-продажи, путём анализа гражданского законодательства, в рамках исследуемой темы.
Для достижения данной цели необходимо разрешить следующие задачи:
-раскрыть понятие и признаки договора розничной купли продажи
-рассмотреть особенности заключения договора розничной купли-продажи
- проанализировать права и обязанности сторон по договору розничной купли-продажи
-рассмотреть ответственность сторон по договору купли-продажи
Объектом исследования являются правоотношения в сфере заключения и исполнения договора розничной купли-продажи.
Предметом исследования являются нормы, регулирующие содержание договора розничной купли-продажи.
Глава 1. Общие положения о договоре розничной купли-продажи
1.1. Правовое регулирование договора розничной купли-продажи
Правовому регулированию договора розничной купли-продажи в Гражданском кодексе РФ посвящен параграф 2 главы 30.
Наряду с обозначенными статьями, к правоотношениям, возникающим из договора розничной купли-продажи, применяются общие правила Гражданского кодекса о сделках, исковой давности, обязательствах, договоре, а также купле-продаже, если они не противоречат специальным нормам, установленным для розничной купли-продажи.
В частности, к ним относятся: положения о форме сделок (ст.158-165 ГК РФ), их недействительности (ст. 166-181 ГК РФ), общем трехгодичном сроке исковой давности и порядке его исчисления (ст. 196, 200 ГК РФ), возмещении убытков в полном объеме при нарушении договора (ст. 15, 393 ГК РФ), принципах исполнения обязательств (ст. 309, 310 ГК РФ) и порядке заключения договора (ст. 432-443, 445, 446 ГК РФ), его прекращении и изменении (ст.450 ГК РФ), сроке исполнения (ст. 457 ГК РФ), количестве, качестве и комплектности товара (ст. 465, 466, 469, 478-480 ГК РФ), основаниях ответственности по законной и договорной гарантиям качества (ст.476 ГК РФ).
В предыдущем параграфе были выделены разновидности договора розничной купли-продажи, высказано общее мнение о непродуманности группировки норм и классификации данного договора. Однако, наряду с этой проблемой необходимо отметить слабое правовое урегулирование отдельных видов договора розничной купли-продажи.
Наряду с ГК РФ отдельные виды договора розничной купли-продажи регулируются постановлениями Правительства Российской Федерации.
Так, например, Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1997 г. №918 (в ред. по сост. на 10.02.2008г.) утверждены Правила продажи товаров по образцам.
Наряду с названным действует целый ряд правил розничной купли-продажи:
Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами утверждены постановлением Правительства РФ от 6 июня 1998 г. №569 (ред. от 22.02.2007г.);
Правила продажи отдельных видов товаров утверждены постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. №55 (ред. от 01.02.2008 г.);
Правила розничной торговли алкогольной продукцией на территории Российской Федерации утверждены постановлением Правительства РФ от 19 августа 1996 г. №987 (ред. от 02.11.2008 г.);
Правила скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 июня 2001 г. №444 (ред. от 08.05.2008. г.).
И если правовому регулированию продажи по образцам посвящены отдельные правила, то купле-продаже с использованием автоматов кроме единственной статьи ГК РФ больше не уделено внимание. На наш взгляд, этот правовой пробел должен быть восполнен.
Согласно п. 3 ст. 492 ГК РФ, к отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними.
В соответствии со статьей 1 Закона "О защите прав потребителей" отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом "О защите прав потребителей", а также принимаемыми в соответствии с ним иными федеральными законами и правовыми актами Российской Федерации.
Основой правового регулирования отношений в области защиты прав потребителей является Гражданский кодекс Российской Федерации.
Закон "О защите прав потребителей" применяется к розничной купле-продаже в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации.
При этом Закон применяется независимо от того, есть на него или нет ссылка в Гражданском кодексе Российской Федерации в случаях, если Закон "О защите прав потребителей":
конкретизирует и детализирует положения Гражданского кодекса Российской Федерации;
регулирует отношения, не урегулированные Гражданским кодексом Российской Федерации;
предусматривает иные правила, чем Гражданский кодекс Российской Федерации, когда Гражданский кодекс Российской Федерации допускает возможность их установления законами и иными правовыми актами.
Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
1.2. Понятие и особенности договора розничной купли-продажи Договор розничной купли-продажи является разновидностью договора купли-продажи.
По этому договору продавец, осуществляет предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязан передавать товар покупателю, предназначенный для личного, семейного, домашнего или же иного использования, которое не связанного с предпринимательской деятельностью (п. 1 cт. 492 ГК РФ). Договор розничной купли-продажи, может быть как двусторонним, так и возмездным и заключается по соглашению двух сторон, т.е. является консенсуальным, но при этом имеет характерные особенности. Договор розничной купли-продажи является публичным договором, поэтому продавец не имеет права отказаться от его заключения если есть наличие у него товара, которое интересно покупателю (п. 2 cт. 492 ГК).
Публичный договор - это договор, который заключён коммерческой организацией и устанавливающий этой организацией обязанности по выполнению работ, продаже товаров или оказанию услуг, которые эта организация по характеру своей деятельности обязана осуществлять в отношении любого, кто к ней обратится. Но и у коммерческой организации нет права проявлять предпочтения одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме таких случаев, которые предусмотрены законом или иными правовыми актами. (cт. 426 ГК РФ) Договор розничной купли-продажи как самостоятельный вид договора купли-продажи[9].
Существуют несколько характерных особенностей:
1) следует определить особенность продавца как субъекта договора розничной купли-продажи. Продавцом способна выступать та коммерческая организация, которая реализовывает деятельность по продаже товаров в розницу, т.е. торговое.
Обратившись к закону Российской Федерации «О защите прав потребителей» (cт.7) мы сможем увидеть, что в обязанности торговых предприятий входит предоставление нужной информации о товаре продавцом [3].
В связи с этим предприятия должны обладать вывеской с указанием профиля и форм организации их деятельности, фирменного наименования и режима работы. Кроме этого должен быть установлен юридический адрес торгового предприятия, или же место где находится его собственник.
Следует выделить то, что если потребитель попросил обеспечить ему информацию о товаре, то надлежащая организация должна обеспечить её. Из-за несоблюдения данной обязанности можно привлечь к ответственность виновных в соответствии со специальными или общими нормами законодательства. В законе прописано, что способы доведения информации до потребителя определяются спецификой отдельных сфер обслуживания, но в любом случае информация должна быть доведена в наглядной и доступной форме[11, c.65].
Специфика доведения информации мы можем ознакомиться в правилах торговли отдельными видами товаров (видах договоров купли- продажи) и правилах оказания различных услуг. "В новой редакции Закона в целях улучшения информации для потребителя написано, что она должна доводить до сведения потребителя на русском языке, или же на государственных языках субъектов РФ и родных языках народов РФ. Необходимость предоставления информации на других (кроме русского) языках определяется изготовителем исходя из местных условий в соответствии с законодательством субъектов РФ" [17].
Во-вторых, разными функциями обладает и сам товар, как предмет купли-продажи. Специфичность товара по договору розничной купли- продажи заключается в том, что он предназначен для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью[11, с.338].
Но такая отличительная черта относится непосредственно продукта, но не потребителя.
Очень трудно установить на самом деле, для каких именно целей покупается товар. Многие вещи могут использоваться и для личных, домашних целей, и для предпринимательской деятельности одновременно. Примером может послужить, гражданин, который занимается перевозкой людей и зарегистрирован как индивидуальный предприниматель, который покупает автомобиль. Этот автомобиль предназначен как для личного, семейного использования, так и для своей предпринимательской деятельности.
Обращаясь к текстам профессора Б.И. Пугинского мы можем увидеть, что он говорит о том, что "розничная торговля характеризуется тем, что предназначена продавать товары гражданам... В каких бы количествах и как часто гражданин ни делал свои покупки, для каких бы целей он ни приобретал товары в торговой сети, его отношения будут определяться договорами розничной купли-продажи" [18, c.98].
Можно выделить стороны договора розничной купли-продажи: покупатель и продавец. Покупателем признается человек (в том числе физическое лицо), который осуществляющее плату деньгами и являющийся приобретателем товара или услуги. Продавец осуществляет предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу.
При этом продавец должен соблюдать обязательные с учётом профиля и специализации собственной деятельности требования, установленные в государственных стандартах, санитарных, ветеринарных, противопожарных правилах и иных нормативных документах. Для обеспечения оборудованием и инвентарём, в соответствии с требованиями стандартов сохранение качества и безопасности товаров при их хранении и реализации в месте продажи, надлежащие условия торговли, а также возможность правильного выбора покупателями товаров продавец должен располагать необходимыми помещениями [4].
Продавец должен иметь и содержать в исправном состоянии средства измерения, своевременно и в установленном порядке проводить их метрологическую проверку. Измерительное оснащение должно быть установлено на доступном месте в торговом зале для того, чтобы покупатель мог удостовериться в правильности стоимости, меры и веса приобретённого товара. У Продавца всегда должна находиться книга отзывов и предложений, в случае, если покупатель потребует ее.