Актуальность темы работы. Около 800 миллионов мусульман составляют большинство населения в трех десятках государств и значимое меньшинство – в других. Но ни одно из этих государств не руководствуется исключительно мусульманским правом. Повсюду обычай или законодательство вносят либо дополнения, либо исправления в это право, хотя, в принципе, его авторитет и является бесспорным.
С мусульманским (религиозным) правом не следует смешивать позитивные правовые системы мусульманских стран, необходимо различать понятия «мусульманское право» и «право мусульманской страны». Как и в христианских странах, гражданское общество никогда не смешивается в исламе с обществом религиозным. Гражданское общество всегда живет под властью обычаев или законов, которые, безусловно, опирались, в общем, на принципы мусульманского права и отводили им серьезную роль, но могли в то же время – в различные эпохи, в определенных странах или по определенным вопросам – отходить от ортодоксальных положений и входить в противоречие с принципами и нормами религиозного мусульманского права. Даже тогда, когда фикх обладал самым высоким авторитетом, не все его элементы имели одинаковое практическое значение. В этой смеси правовых, моральных и религиозных положений, составляющих мусульманское право, есть положения юридического порядка, предписания определенного поведения, нормы нравственной дисциплины, и надо всегда отличать «реальность от утопии, действительные результаты юридической жизни – от химер, созданных воображением теологов». Отчасти в силу этой причины мусульманское право лишь частично воспринималось как корпус права. Оммейяды в период завоеваний мало заботились о праве, и его рецепция в качестве права исламских стран произошла только при династии Аббасидов, движимых теократическим духом.
Объектом исследования является сфера сравнительно-теоретических проблем, возникающих в процессе функционирования мусульманской правовой системы на уровне государств.
Предмет исследования — понятие, содержание, функции, структура и мусульманской правовой системы.
Цель исследования состоит в научном осмыслении феномена мусульманской правовой системы.
Реализация данной цели определила необходимость решения следующих основных задач исследования:
- определить особенности становления и развития мусульманской правовой семьи;
- рассмотреть структуру мусульманского права;
- проанализировать Коран и Сунну как источники мусульманского права;
- исследовать иджму как источник мусульманского права;
- выявить кияс как источник мусульманского права.
Методологической и теоретической базой исследования явилась система принципов, приемов и способов, построенная на философских, специальных и частно-научных методах. Использованы, в частности, системный, формально-юридический, конкретно-юридический, социоюридический, сравнительно-правовой и интерпретационный методологические подходы современной юридической науки.
Глава 1. Основы мусульманской правовой семьи
1.1. Особенности становления и развития мусульманской правовой семьи
Одним из наиболее крупных явлений в средневековой цивилизации на Востоке стало мусульманское право (шариат). Эта правовая система, которая со временем приобрела мировое значение, возникла и оформилась в рамках Арабского халифата. Процесс ее развития был тесно связан с эволюцией арабской государственности от небольшой патриархально-религиозной общины в начале VII в. (при пророке Мухаммеде) до одной из крупнейших империй VIII—XIII вв. при династиях Омейядов и Аббасидов.
Уже на раннем этапе своего развития, мусульманское право вбирает в себя многие элементы предшествующих правовых культур Востока, в частности правовые обычаи и традиции, действовавшие в доисламской Аравии и на завоеванных арабами территориях. Так, при Омейядах некоторое время продолжало применяться право сасанидского Ирана, а также, частично, и римское право. Все эти источники оказали некоторое, хотя внешне и малозаметное влияние на становление шариата, символизируя тем самым связь восточной и западной цивилизаций. Так, например, последние исследования в 2007 году, известного немецкого исламоведа Бенджамина Джокиша (Jokisch B. 2008), говорят нам о том, что система права Халифата в равной степени основывалась на правовом опыте Византии и на исходном шариате. Наиболее ярким примером является римские институт патроната и некоторые нормы права личного статуса. В сфере уголовного права, заметно влияние иудейских законов. Так, принцип кровомщения в исламском праве являлся точной копией соответствующей части закона Моисеева.
В это же время, мусульманские богословы-юристы, не порывая с основополагающими и традиционными началами шариата, вырабатывают целую серию новых правовых доктрин и норм, имеющих сугубо юридическую природу. Развиваются четыре основных направления, которые представляют собой самостоятельные правовые школы:
- ханифиты;
- маликады;
- шафииты;
- ханбалиты.
Главное отличие данных правовых школ (мазхабов) состоит в использовании разных механизмов применения и истолкования норм шариата на практике.
После падения Арабского халифата мусульманское право не только не потеряло свое былое значение, но приобрело как бы «вторую жизнь» (подобно римскому праву в средневековой Европе) и стало действующим правом в целом ряде средневековых стран Азии и Африки, принявших в той или иной степени ислам.
В XIV в. ханифитский толк признается государственным мазхабом Османской империи.
В первые века ее существования, оформилась мусульманская концепция государства. Выдающийся ученый Ибн Халдун, создал классификацию форм правления, изложенных в его трактате «Мукаддима». Ибн Халдун полагал, что «все изменения государства связаны не просто с изменением положения главы государства, но и всего общества в целом». Само государство рассматривалось как «власть правителя над подданными, опирающаяся на мусульманско-правовые основы и одновременно направленные на защиту веры и свершение земных дел».
Но, несмотря на интенсивное развитие политико-правовой мысли ислама, сама правовая система практически оставалась неизменной. Мусульманское право представляло собой довольно сложный, многоуровневый комплекс, структурными элементами которого, являлись отрасли, институты и нормы, регулирующие все сферы жизни людей. Опора на религиозные догматы и нацеленность на защиту основ веры прослеживалась на уровне всех отраслей мусульманского права. Мусульманское право выступало в качестве всеохватывающей и всеобъемлющей нормативной системы. Преступления в мусульманском уголовном праве расценивалось не только как нарушение законности и правопорядка, но и как религиозный грех, который навлекал на преступника юридическую ответственность, и также ответственность перед Аллахом. Большое значение имели клятвы при заключении договоров. При этом шариат делал ставку на добросовестность сторон. Позор и давление на совесть являлись основными механизмами предотвращения совершения преступления.
С XVв., начинаются первые попытки османских султанов кодифицировать феодальное право в виде сводов законодательных положений (канун-наме) по отдельным провинциям государства. В них обобщались положения по административным, финансовым и уголовным делам, устанавливались принципы налогообложения различных групп податного населения, регулировались вопросы поземельных отношений с учетом практики, сложившейся в данных районах к моменту их включения в Османское государство. С точки зрения мусульманского права подобные кодексы представляли новшество, умалявшее роль шариата. Но данные меры были крайне необходимы такому огромному и многонациональному государству как Османская империя еще и в связи с тем, что теория мусульманского религиозного учения, уже не могло полностью отвечать вызовам исторической действительности.
Наиболее удачным оказался «Турецкий Титульный Канун» султана Сулеймана Великолепного в середине XVI в.. В него вошли нормы земельного, налогового, финансового отраслей права, о которых Коран умалчивал.
В 1869-1876 гг. создается «Маджалла» - свод мусульманско-правовых норм по вопросам гражданского и судебного права Османской Империи. В нем уделяется внимание к обеспечению индивидуальных интересов и прав, в частности собственности как одной из защищенных шариатом ценностей. Все принципы, сформулированные в данном документе, являлись результатом рационалистического осмысления всех источников мусульманского права и многовековой практики его действия. Их разработка, стала заметным вкладом мусульманской юриспруденции в развитие правовой системы ислама и одновременно в мировую правовую культуру. Данные принципы уже не носили религиозного характера и имели правовую природу. Кодекс, однако, не затрагивал семейных отношений, которые в соответствии с принципом свободы веры продолжали регулироваться различными традиционными мазхабами. Именно в это период проявляется важнейшая черта мусульманской правовой системы - это ее гибкость и открытость, готовность сосуществовать с иными традициями, правовыми системами и даже вновь заимствовать у них[1].
«Маджалла» действовала в Турции до 1926 г., в Сирии - до 1949 г., в Иордании - до 1976 г. В настоящее время ее действие частично сохраняется в Кувейте, на Кипре, и что примечательно - в Израиле.
После Падения Османской Империи в начале XX в., Ближний Восток распался на отдельные государства, управляемые Британией и Францией.
С этого момента, начинается активное влияние Европейского права на страны мусульманской правовой системы. Результаты такого влияния наиболее наглядно проявляются в законодательстве современных Туниса, Турции, Египта, Ливана и многих других государств, бывших протекторатов европейских стран в XX в..
Существующая более полувека «Ливанская система» государственного устройства – конфессионализм, создается в 1943 г. в процессе обретения страной независимости от Франции, является примером взаимопроникновения восточного и западного права. В парламенте Ливана состоят 64 депутата-мусульманина и 64 депутата-христианина.
Еще одним ярким примером является Тунисская Республика, правовая система которой, носит смешанный характер: большинство отраслей законодательства основаны на французском праве, но вопросы личного статуса и некоторые другие, в значительной мере регулируются мусульманским правом. Действующая Конституция 1959 г. в качестве принципов конституционного строя Туниса закрепляет национальное единство, уважение прав человека, равенство всех граждан перед законом, свободу личности. Конституция гарантирует гражданам основные личные и политические права и свободы, в том числе свободу совести и отправления религиозных обрядов (при условии не нарушения публичного порядка), свободу слова и выражения мысли, свободу собраний и ассоциаций (включая гарантии пользования профсоюзными правами), неприкосновенность жилища и тайну переписки, свободу передвижения, выбора места жительства и выезда из страны. Однако, так же как и, например, Иорданское Хашимитское Королевство, в преамбуле Конституции, Тунис провозглашает верность основным заповедям ислама (Конституция Тунисской республики, 1959).
Подводя итог, стоит заметить, что, несмотря на свою преданность всему старому, исламские государства не боятся нового, как в социальном, так и в правовом плане. Мусульманская правовая система лишь кажется неизменной. Если сравнивать со странами Запада, то надо сказать, что достаточно долго право там считалось тоже неизменным. Но вместе с тем, наступали времена, которые вызывали к жизни новые, ранее не известные нормы и правовые явления. Так же, необходимо заметить напоследок, что опыт правового развития мусульманских стран актуален для изучения различных моделей сочетания в исламе религиозного и юридического начал, между которыми нет прямой жесткой зависимости. Эта особенность позволяет объективно подойти к анализу роли ислама и перспектив исламской правовой культуры в светском государстве, что представляет несомненный теоретический и практический интерес для целого ряда стран, в том числе и для России.