Курсовая работа|Международное право

Мусульманская правовая семья

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2015 | Страниц: 30

Введение

Глава 1. Основы мусульманской правовой семьи

1.1. Особенности становления и развития мусульманской правовой семьи

1.2. Структура мусульманского права

Глава 2. Основные источники мусульманского права

2.1. Коран и Сунна как источники мусульманского права

2.2. Иджма как источник мусульманского права

2.3. Кияс как источник мусульманского права

Заключение

Список использованных источников  

Актуальность темы работы. Около 800 миллионов мусульман составляют большинство населения в трех десятках государств и значимое меньшинство – в других. Но ни одно из этих государств не руководствуется исключительно мусульманским правом. Повсюду обычай или законодательство вносят либо дополнения, либо исправления в это право, хотя, в принципе, его авторитет и является бесспорным.

С мусульманским (религиозным) правом не следует смешивать позитивные правовые системы мусульманских стран, необходимо различать понятия «мусульманское право» и «право мусульманской страны». Как и в христианских странах, гражданское общество никогда не смешивается в исламе с обществом религиозным. Гражданское общество всегда живет под властью обычаев или законов, которые, безусловно, опирались, в общем, на принципы мусульманского права и отводили им серьезную роль, но могли в то же время – в различные эпохи, в определенных странах или по определенным вопросам – отходить от ортодоксальных положений и входить в противоречие с принципами и нормами религиозного мусульманского права. Даже тогда, когда фикх обладал самым высоким авторитетом, не все его элементы имели одинаковое практическое значение. В этой смеси правовых, моральных и религиозных положений, составляющих мусульманское право, есть положения юридического порядка, предписания определенного поведения, нормы нравственной дисциплины, и надо всегда отличать «реальность от утопии, действительные результаты юридической жизни – от химер, созданных воображением теологов». Отчасти в силу этой причины мусульманское право лишь частично воспринималось как корпус права. Оммейяды в период завоеваний мало заботились о праве, и его рецепция в качестве права исламских стран произошла только при династии Аббасидов, движимых теократическим духом.

Объектом исследования является сфера сравнительно-теоретических проблем, возникающих в процессе функционирования мусульманской правовой системы на уровне государств.

Предмет исследования — понятие, содержание, функции, структура и мусульманской правовой системы.

Цель исследования состоит в научном осмыслении феномена мусульманской правовой системы.

Реализация данной цели определила необходимость решения следующих основных задач исследования:

- определить особенности становления и развития мусульманской правовой семьи;

- рассмотреть структуру мусульманского права;

- проанализировать Коран и Сунну как источники мусульманского права;

- исследовать иджму как источник мусульманского права;

- выявить кияс как источник мусульманского права.

Методологической и теоретической базой исследования явилась система принципов, приемов и способов, построенная на философских, специальных и частно-научных методах. Использованы, в частности, системный, формально-юридический, конкретно-юридический, социоюридический, сравнительно-правовой и интерпретационный методологические подходы современной юридической науки.

 

Глава 1. Основы мусульманской правовой семьи

1.1. Особенности становления и развития мусульманской правовой семьи

Одним из наиболее крупных явлений в средневековой цивилизации на Востоке стало мусульманское право (шариат). Эта правовая система, которая со временем приобрела мировое значение, возникла и оформилась в рамках Арабского халифата. Процесс ее развития был тесно связан с эволюцией арабской государственности от небольшой патриархально-религиозной общины в начале VII в. (при пророке Мухаммеде) до одной из крупнейших империй VIII—XIII вв. при династиях Омейядов и Аббасидов.

Уже на раннем этапе своего развития, мусульманское право вбирает в себя многие элементы предшествующих правовых культур Востока, в частности правовые обычаи и традиции, действовавшие в доисламской Аравии и на завоеванных арабами территориях. Так, при Омейядах некоторое время продолжало применяться право сасанидского Ирана, а также, частично, и римское право. Все эти источники оказали некоторое, хотя внешне и малозаметное влияние на становление шариата, символизируя тем самым связь восточной и западной цивилизаций. Так, например, последние исследования в 2007 году, известного немецкого исламоведа Бенджамина Джокиша (Jokisch B. 2008), говорят нам о том, что система права Халифата в равной степени основывалась на правовом опыте Византии и на исходном шариате. Наиболее ярким примером является римские институт патроната и некоторые нормы права личного статуса. В сфере уголовного права, заметно влияние иудейских законов. Так, принцип кровомщения в исламском праве являлся точной копией соответствующей части закона Моисеева.

В это же время, мусульманские богословы-юристы, не порывая с основополагающими и традиционными началами шариата, вырабатывают целую серию новых правовых доктрин и норм, имеющих сугубо юридическую природу. Развиваются четыре основных направления, которые представляют собой самостоятельные правовые школы:

- ханифиты;

- маликады;

- шафииты;

- ханбалиты.

Главное отличие данных правовых школ (мазхабов) состоит в использовании разных механизмов применения и истолкования норм шариата на практике.

После падения Арабского халифата мусульманское право не только не потеряло свое былое значение, но приобрело как бы «вторую жизнь» (подобно римскому праву в средневековой Европе) и стало действующим правом в целом ряде средневековых стран Азии и Африки, принявших в той или иной степени ислам.

В XIV в. ханифитский толк признается государственным мазхабом Османской империи.

В первые века ее существования, оформилась мусульманская концепция государства. Выдающийся ученый Ибн Халдун, создал классификацию форм правления, изложенных в его трактате «Мукаддима». Ибн Халдун полагал, что «все изменения государства связаны не просто с изменением положения главы государства, но и всего общества в целом». Само государство рассматривалось как «власть правителя над подданными, опирающаяся на мусульманско-правовые основы и одновременно направленные на защиту веры и свершение земных дел».

Но, несмотря на интенсивное развитие политико-правовой мысли ислама, сама правовая система практически оставалась неизменной. Мусульманское право представляло собой довольно сложный, многоуровневый комплекс, структурными элементами которого, являлись отрасли, институты и нормы, регулирующие все сферы жизни людей. Опора на религиозные догматы и нацеленность на защиту основ веры прослеживалась на уровне всех отраслей мусульманского права. Мусульманское право выступало в качестве всеохватывающей и всеобъемлющей нормативной системы. Преступления в мусульманском уголовном праве расценивалось не только как нарушение законности и правопорядка, но и как религиозный грех, который навлекал на преступника юридическую ответственность, и также ответственность перед Аллахом. Большое значение имели клятвы при заключении договоров. При этом шариат делал ставку на добросовестность сторон. Позор и давление на совесть являлись основными механизмами предотвращения совершения преступления.

С XVв., начинаются первые попытки османских султанов кодифицировать феодальное право в виде сводов законодательных положений (канун-наме) по отдельным провинциям государства. В них обобщались положения по административным, финансовым и уголовным делам, устанавливались принципы налогообложения различных групп податного населения, регулировались вопросы поземельных отношений с учетом практики, сложившейся в данных районах к моменту их включения в Османское государство. С точки зрения мусульманского права подобные кодексы представляли новшество, умалявшее роль шариата. Но данные меры были крайне необходимы такому огромному и многонациональному государству как Османская империя еще и в связи с тем, что теория мусульманского религиозного учения, уже не могло полностью отвечать вызовам исторической действительности.

Наиболее удачным оказался «Турецкий Титульный Канун» султана Сулеймана Великолепного в середине XVI в.. В него вошли нормы земельного, налогового, финансового отраслей права, о которых Коран умалчивал.

В 1869-1876 гг. создается «Маджалла» - свод мусульманско-правовых норм по вопросам гражданского и судебного права Османской Империи. В нем уделяется внимание к обеспечению индивидуальных интересов и прав, в частности собственности как одной из защищенных шариатом ценностей. Все принципы, сформулированные в данном документе, являлись результатом рационалистического осмысления всех источников мусульманского права и многовековой практики его действия. Их разработка, стала заметным вкладом мусульманской юриспруденции в развитие правовой системы ислама и одновременно в мировую правовую культуру. Данные принципы уже не носили религиозного характера и имели правовую природу. Кодекс, однако, не затрагивал семейных отношений, которые в соответствии с принципом свободы веры продолжали регулироваться различными традиционными мазхабами. Именно в это период проявляется важнейшая черта мусульманской правовой системы - это ее гибкость и открытость, готовность сосуществовать с иными традициями, правовыми системами и даже вновь заимствовать у них[1].

«Маджалла» действовала в Турции до 1926 г., в Сирии - до 1949 г., в Иордании - до 1976 г. В настоящее время ее действие частично сохраняется в Кувейте, на Кипре, и что примечательно - в Израиле.

После Падения Османской Империи в начале XX в., Ближний Восток распался на отдельные государства, управляемые Британией и Францией.

С этого момента, начинается активное влияние Европейского права на страны мусульманской правовой системы. Результаты такого влияния наиболее наглядно проявляются в законодательстве современных Туниса, Турции, Египта, Ливана и многих других государств, бывших протекторатов европейских стран в XX в..

Существующая более полувека «Ливанская система» государственного устройства – конфессионализм, создается в 1943 г. в процессе обретения страной независимости от Франции, является примером взаимопроникновения восточного и западного права. В парламенте Ливана состоят 64 депутата-мусульманина и 64 депутата-христианина.

Еще одним ярким примером является Тунисская Республика, правовая система которой, носит смешанный характер: большинство отраслей законодательства основаны на французском праве, но вопросы личного статуса и некоторые другие, в значительной мере регулируются мусульманским правом. Действующая Конституция 1959 г. в качестве принципов конституционного строя Туниса закрепляет национальное единство, уважение прав человека, равенство всех граждан перед законом, свободу личности. Конституция гарантирует гражданам основные личные и политические права и свободы, в том числе свободу совести и отправления религиозных обрядов (при условии не нарушения публичного порядка), свободу слова и выражения мысли, свободу собраний и ассоциаций (включая гарантии пользования профсоюзными правами), неприкосновенность жилища и тайну переписки, свободу передвижения, выбора места жительства и выезда из страны. Однако, так же как и, например, Иорданское Хашимитское Королевство, в преамбуле Конституции, Тунис провозглашает верность основным заповедям ислама (Конституция Тунисской республики, 1959).

Подводя итог, стоит заметить, что, несмотря на свою преданность всему старому, исламские государства не боятся нового, как в социальном, так и в правовом плане. Мусульманская правовая система лишь кажется неизменной. Если сравнивать со странами Запада, то надо сказать, что достаточно долго право там считалось тоже неизменным. Но вместе с тем, наступали времена, которые вызывали к жизни новые, ранее не известные нормы и правовые явления. Так же, необходимо заметить напоследок, что опыт правового развития мусульманских стран актуален для изучения различных моделей сочетания в исламе религиозного и юридического начал, между которыми нет прямой жесткой зависимости. Эта особенность позволяет объективно подойти к анализу роли ислама и перспектив исламской правовой культуры в светском государстве, что представляет несомненный теоретический и практический интерес для целого ряда стран, в том числе и для России.

  1. Аляутдинов Ш.Р. Мусульманское право: первый и второй уровни. СПб.: ДИЛЯ, 2012.
  2. Аль-Газали А. Х. Исследование сокровенных тайн сердца. Москва, ИД «Ансар», 2012.
  3. Артемов В.Ю. Источники и доктринальные школы мусульманского права // Журнал российского права. 2007. № 3.
  4. Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 2011.
  5. Манна А.А.К. Общая характеристика источников мусульманского уголовного права // Вестник Владимирского юридического института. 2013. № 1 (26).
  6. Манна А.А.К. Кийас как источник мусульманского уголовного права // Евразийский юридический журнал. 2016. №6.
  7. Маргинани Б. Хидоя: комментарии к мусульманскому праву. Москва, Волтерс Клувер, 2010.
  8. Мехди Санаи. Мусульманское право и политика. М., 2014.
  9. Мусульманское право. М., 2010.
  10. Фомин О.Е. Источники мусульманского права // Вестник Международного юридического института. Научно-информационный журнал. № 4 (51).
  11. Ханмагомедов Я.М. Сунна – один из важнейших источников мусульманского права // Вестник Дагестанского государственного университета. 2011. № 5.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Международное право
2021 год 33 стр.
Международный коммерческий арбитраж правовая природа, виды
Курсовая работа Международное право
2022 год 33 стр.
Международный коммерческий арбитраж: правовая природа, виды
Курсовая работа Международное право
2023 год 29 стр.
Международно-правовая охрана прав детей

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское