Возмещению вреда, причиненного органами и должностными лицами государства, в отечественной науке гражданского права всегда уделялось большое внимание, несмотря на то, что само государство, осуществляя правовое регулирование общественных отношений, мало способствовало решению этой задачи. Одной из функций государства является осуществление налогового контроля и надзора.
Специфика ответственности за разглашение налоговой тайны и за иной вред, причиненный налоговыми органами и их должностными лицами, малоисследованна. Поэтому возникла необходимость в анализе различных аспектов гражданско-правовой ответственности налоговых органов за разглашение налоговой тайны, а также за иной вред, причиненный налоговыми органами и их должностными лицами.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере ответственности за разглашение налоговой тайны.
Предметом исследования выступают нормативно-правовые акты, регулирующие ответственность за разглашение налоговой тайны налоговыми органами и их должностными лицами.
Целю данной курсовой работы, является обеспечение налоговой тайны субъектами правоотношений.
Были поставлены следующие задачи:
- Дать понятие тайны и её виды применительно к субъектам правоотношений;
- Рассмотреть налоговую тайну, как особый вид тайны;
- Изучить соблюдение налоговой тайны субъектами предпринимательской деятельности;
- Исследовать налоговую тайну в исполнительном производстве.
Структура работы определена кругом исследуемых проблем, ее целями и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает два параграфа, выводов после каждой главы, заключения и списка использованной литературы.
1. Общие положения о налоговой тайне
1.1. Понятие тайны и её виды применительно к субъектам правоотношений
Понятие «налоговая тайна» введено в российское законодательство 01.01.1999 года – одновременно с вступлением в действие части 1 Налогового кодекса. Так, в соответствии со статьей 102 НК РФ, все сведения и данные о налогоплательщике, поступающие в налоговые, правоохранительные, следственные, таможенные органы и внебюджетные фонды, защищены режимом ограниченного доступа и требуют соблюдения конфиденциальности.
Юридический статус налогоплательщика (физическое, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) не влияет на уровень доступа к информации, составляющей налоговую тайну.
Иными словами, функционал налоговых органов предполагает получение ими сведений об имущественном и финансовом положении каждого налогоплательщика. Произвольное распространение такой информации может причинить вред интересам как гражданина, поскольку его частная жизнь, в силу закона, неприкосновенна, так и организации или ИП – например, при разглашении коммерчески значимых сведений в конкурентной среде.
Статья 102 НК РФ не называет конкретные сведения, охраняемые налоговой тайной, но часть из них приведена в других нормативно-правовых актах. Например, в соответствии с письмом Министерства финансов РФ № 03-02-08/41 от 11.04.2011 года, налоговую тайну составляют:
- содержание первичных документов налогоплательщика;
- данные о декларируемых доходах и расходах;
- информация об имущественном положении и прочее.
Кроме того, налоговая тайна распространяется на сведения об уплаченных налогах или дивидендах, а также на секреты производства и иную личную и коммерческую информацию.
В отношении физических лиц понятие «налоговая тайна» совпадает с определением персональных данных, приведенным в законе «О персональных данных» № 152-ФЗ от 27.07.2006 года. К числу общедоступных сведений, в силу закона № 152-ФЗ, относятся:
- фамилия, имя, отчество;
- дата и место рождения;
- номер телефона (как стационарного, так и мобильного);
- данные о профессии.
Что касается субъектов предпринимательской деятельности, то есть организаций и ИП, общедоступной считается информация о:
- наименовании предприятия (полного и сокращенного);
- форме собственности юридического лица (общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество и т. д.);
- юридическом и фактическом адресе организации или офиса ИП;
- структуре юридического лица;
- фамилии, имени, отчестве ИП или руководителя юридического лица.
В разряд общедоступных данных также попадают сведения, в отношении которых налогоплательщик предоставил письменное согласие на распространение. Например, это могут быть банковские реквизиты или место работы и должность гражданина.
Сведения об ИНН
Идентификационный номер налогоплательщика не требует обеспечения конфиденциальности, независимо от статуса его носителя. Так, указанную информацию можно получить в онлайн режиме, зная паспортные данные физического или точное наименование юридического лица.
Данные о нарушениях налогового законодательства
Пункт актуален, в больше степени, для организаций и ИП. Усеченные версии ЕГРЮЛ и ЕГРИП содержат информацию о нарушении закона в части налоговых правонарушений, а также мерах, принятых в связи с этим в отношении налогоплательщика. Такие данные доступны каждому пользователю интернета, поскольку могут иметь значение, например, для контрагентов – при решении вопроса о заключении сделки и т. п.
Данные о результатах налоговых проверок
Указанная категория сведений не требует обеспечения конфиденциальности исключительно в части результатов налоговой проверки, проведенной в отношении кандидата в члены выборного органа федерального или регионального уровня. Распространение такой информации допускается только в адрес избирательной комиссии. То есть рядовой гражданин получить данные об имущественном и финансовом положении кандидата или его супруга (супруги) не сможет.
Сведения о налоговом режиме налогоплательщика
Не является налоговой тайной информация о специальном режиме налогообложения налогоплательщика – организации или индивидуального предпринимателя. Перечень таких режимов представлен в главе 26 НК РФ и включает в себя:
- единый сельскохозяйственный налог (для сельскохозяйственных товаропроизводителей);
- УСН (упрощенная система) – применяется, как правило, в сфере малого бизнеса;
- ЕНВД (единый налог на вмененный доход) – устанавливается для отдельных видов предпринимательской деятельности. Например, оказание бытовых или ветеринарных услуг, розничная торговля в павильонах и пр.;
- налогообложение при исполнении соглашения о разделе продукции – система, предусмотренная для инвесторов государственных проектов.
Данные, предоставляемые органам местного самоуправления
В понятие «налоговая тайна» такие данные не попадают только в случае передачи местным властям информации, представленной подконтрольными им плательщиками сборов – в целях проверки ее достоверности.
Существует еще одно исключение из числа сведений, составляющих налоговую тайну, которое касается международных отношений. Это данные, передаваемые иностранным правоохранительным или налоговым органам в соответствии с международными соглашениями и договорами.
Статья 102 НК РФ предусматривает 2 вида нарушения режима секретности в отношении налоговой тайны:
- незаконное разглашение (распространение) налоговой тайны должностным лицом (то есть сотрудником компетентных органов, обладающим секретными сведениями в силу исполнения служебного функционала);
- утрата соответствующих документов (содержание которых отнесено к категории налоговой тайны).
При этом для наступления юридической ответственности необходимо одновременное соблюдение нескольких условий:
- наличие прямого ущерба, причиненного носителю информации, составляющей налоговую тайну (налогоплательщику, данные о котором были разглашены);
- противоправное поведение должностного лица (совершение им действий, которые привели к обнародованию налоговой тайны, или непринятие мер к ее сокрытию);
- причинно-следственная связь между действиями должностного лица и причинением ущерба (ущерб должен быть причинен именно в результате действий или бездействия сотрудника налогового органа или других организаций, допущенных к налоговой тайне).
В зависимости от конкретного случая ответственность за распространение налоговой тайны может быть выражена в одной из следующих форм:
- материальная – в силу статьи 1069 ГК РФ возмещение вреда, причиненного государственными органами, коими и являются налоговые органы, производится за счет казны;
- административная – по статье 13.14 КоАП (разглашение конфиденциальной информации), наказание установлено в виде штрафа в размере от 4 000 до 5 000 рублей;
-уголовная – по части 2 статьи 183 УК РФ (незаконное разглашение сведений, составляющих одну из 3 видов тайн – банковскую, налоговую или коммерческую, либо все перечисленные одновременно), вплоть до лишения свободы на срок до 3 лет (в случае причинения крупного ущерба срок лишения свободы увеличивается до 5 лет).
Предоставление сведений, составляющих налоговую тайну, по запросу следственных органов или суда не является нарушением закона.
1.2. Налоговая тайна как особый вид тайны
В настоящее время налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, закрытый перечень которых приведен в п. 1 ст. 102 НК РФ.
Согласно пп. 8 п. 1 ст. 32 НК РФ соблюдение налоговой тайны и обеспечение ее сохранности являются обязанностью налоговых органов, а налогоплательщики и плательщики сборов соответственно имеют право на соблюдение и сохранение налоговой тайны (пп. 13 п. 1 ст. 21 НК РФ). Пунктом 9 ст. 84 НК РФ установлено, что сведения о налогоплательщике с момента его постановки на учет являются налоговой тайной. Поэтому требования о соблюдении налоговой тайны могут быть заявлены налогоплательщиком в любой момент, а не только по окончании налоговой проверки, в устной или письменной форме.