Введение
Глава 1. Религии народов России
1.1. Россия - многоконфессиональное государство
1.2. Основные элементы религиозного пространства России
1.3. Этапы формирования религиозного пространства России
Глава 2. Взаимоотношения между РПЦ и другими крупными религиозными конфессиями России
2.1. Взаимоотношение между Православием и Иудаизмом в России
2.2. Взаимоотношение между Православием и Исламом в России
2.3. Взаимоотношение между Православием и Буддизмом в России
Глава 3. Сущностные характеристики религиозного сознания верующих в современной России
3.1. «Возрождение» религиозного сознания в России
3.2. Псевдорелигиозность как особенность религиозного сознания современных верующих
3.3. Возможные причины межконфессиональных конфликтов в России и пути их решения
Заключение
Список использованной литературы
Целью данной работы является изучение особенностей многоконфессионального состава в современной России.
Объектом изучения послужили взаимоотношения между Православием и другими крупными религиями в России.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
- выяснить, является ли Российская Федерация многоконфессиональным государством;
- определить эффективность взаимодействия религиозных конфессий;
- а так же проанализировать отношения между ними.
Государственная, общественная жизнь современной Российской Федерации тесно связана и переплетается с религиозными отношениями, именно поэтому очень важно регулирование государством отношений между конфессий, что и определяет, на наш взгляд, актуальность изучаемой темы.
Исторически сложилось, что Россия является многонациональной страной, в которой взаимодействуют между собой представители различных культур, традиций и обычаев. И в последнее время взаимодействия между религиозными конфессиями усилилось. Связано это, прежде всего, с ростом миграции на территорию Российской Федерации из ближайших республик.
Изучение межконфессиональных отношений в обществе имеет непосредственное отношение не только к человеку как к таковому, но так же ко всему обществу в целом, к социальному регулированию. Вопросы, связанные с ущемлением прав верующих, в последнее время часто входят в число наиболее активно обсуждаемых в обществе, ведь роль справедливости, равноправия между разными конфессиями в общественной среде сегодня претерпевает значительные изменения. Социальная психология межрелигиозных отношений является огромным полем для изучения установок, предрассудков, дискриминации, социального восприятия и самовосприятия, самоуважения, возникновения социальных норм и ролей.
Данная работа состоит из введения, основной части, которая состоит из трех частей и заключения.
Глава 1. Религии народов России.
За последние годы в России наступил период религиозного возрождения, возвращение населения к традиционным религиозным ценностям. Масса населения страны осталась верна своим религиозным убеждениям, о чем, в частности, свидетельствуют все объективно проведенные в последнее время опросы общественного мнения, а так же стремление россиян совершать важнейшие религиозные таинства и обряды (например, такие как таинства крещения, миропомазания, причащения и брака у христиан, обряды обрезания и свадебные церемонии у мусульман и иудаистов, похоронные обряды у последователей самых различных религий и т. д.).
Ареалы влияния наиболее многочисленных ветвей мировых религий — православия, ислама, буддизма — охватывают большую часть страны и тесно связаны с географией этносов, исторически придерживающихся этих вероисповеданий. К ним следует добавить традиционные верования (особое место среди которых занимает шаманизм) небольших по численности, но расселенных на огромной территории, коренных народов Севера. Многие аборигенные этносы, в том числе проживающие на Европейской части России и формально принявшие христианство, в своей повседневной жизни опираются на традиционное природопользование, способствующее полному или частичному сохранению домонотеистических культов.
Особое место занимает старообрядчество, объединяющее несколько десятков религиозных направлений, отошедших от официального православия в середине XVII в. Разные его ветви в течение почти двух с половиной столетий избирательно «освоили» обширный ареал расселения восточно-славянских народов. Некоторые ученые считают старообрядчество неотъемлемой частью православной традиции, другие — самостоятельным религиозным направлением, в ряде случаев ставшем основой формирования особых локальных субэтнических общностей.
Две национальные религии — иудаизм и Армянская апостольская церковь —тесно связаны с еврейской и армянской культурными традициями, однако их приверженцы ни в одном регионе России не составляют большинства населения, а их пространственная структура в течение XX в. претерпела серьезные изменения.
Среди религий со «смешанной» географией, связанной, но не ограничивающейся лишь ареалами расселения этносов, традиционно их исповедующих, преобладают ветви христианства, очаги возникновения которых расположены вне Русского государства. В границах современной России они появились или после присоединения территорий с иноконфессиональным населением, или в результате этнических миграций. Некоторые из этих конфессий, в том числе баптизм, адвентизм, пятидесятничество, по мере адаптации к новым условиям, за счет новообращений представителей коренного населения уже вышли за пределы «материнских» народов. Другие (католичество, лютеранство) пытаются это делать сегодня, поскольку размеры польской, латышской, немецкой, финской общин, на которые они традиционно ориентировались в России, постоянно сокращаются.
Ряд религиозных направлений, действующих сегодня в России, «безразличны» к этничности. В большинстве — это относительно новые для страны религиозные течения, которые начали появляться в России лишь во второй половине XX в. Сегодня их число достигает нескольких десятков, однако лишь единицы (Свидетели Иеговы, Общество Сознания Кришны, некоторые харизматические церкви) представляют достаточно многочисленные организации. Одна из причин их успеха — обращение к внутреннему миру отдельного человека, вне зависимости от этнического, культурного окружения и местных традиций. Именно поэтому общество обычно так настороженно относится к новым религиозным направлениям, усматривая в них угрозу своим устоям.
1.1. Россия - многоконфессиональное государство.
Исторически сложилось так, что на территории России жило большое количество народов. Несмотря на то, что они отличались друг от друга традициями, культурой а также религией, все народы общались друг с другом, вели торговлю, обменивались опытом, далее даже традициями и культурой. Здесь нужно отметить, что народы не перенимали чужие традицию и культуру, а принимали ее и с уважением относились к ней, не осуждая, не унижая и не высмеивая. К примеру, можно отнести традиционный татарский праздник Сабантуй. С недавних пор этот праздник стал общероссийским, то есть его теперь празднуют не только в республике Татарстан, но и по всей России.
Существует мнение, что Россия не является многоконфессиональным народом. Приверженцы такого мнения считают, что существующее ныне в России положение является не отражением мирового опыта, а всего лишь слепым копированием американской модели равенства прав вероисповеданий. Они утверждают, что для США это естественно, так как они были основаны религиозными группами эмигрантов (например, квакеры основали Массачусетс, католики - Луизиану), вначале вытеснявшими коренное население и "зачищавшими" территорию под себя. [1]. Но если провести анализ религиозной картины современной России, то увидим следующее (по данным социологического исследования, проведённого в августе 2012 года в 79 из 83 субъектов РФ, религиозность у россиян, общая численность которых 143,2 млн человек, распределилась так):
- 58,8 млн. или 41% - православные он верующие
- 9,4 млн. или 6,5% - мусульмане (включая суннитов, шиитов, и в основном не принадлежащих к определённой мусульманской конфессии)
- 5,9 млн. или 4,1% - христиане, не принадлежащие к определённой конфессии
- 2,1 млн. или 1,4% - прочие православные (включая прихожан грузинской, сербской, армянской тут апостольской и других церквей)
- 1,7 млн. или 1,1% - последователи тенгрианства (турко-тот монгольских шаманистских религий и новых он религиозных течений) или неоязычества (включая родноверие, уральское и кавказское неоязычество)
- 700 000 или 0,4% - буддизм (в основном - тибетский)
- 400 000 или 0,2% - старообрядцы
- 300 000 или 0,2% - протестанты
- 140 000 - индусы и кришнаиты
- 140 000 - католики
- 140 000 - иудеи
- 18 990 - бахаи
- 36 млн. или 25,1% - "духовные, но не религиозные"
- 18 млн. или 12.9% - безрелигиозные и атеисты
Исходя из выше указанных статистических данных, мы видим, что в России существует свыше 10 конфессий, что подтверждает факт многоконфессиональности России.