Курсовая работа|Конституционное право

Особенности правового статуса муниципального образования

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2012 | Страниц: 30

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  

1.1.   Понятие муниципального образования

1.2.   Виды муниципальных образований

ГЛАВА II. ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

2.1. Проблемные аспекты деятельности муниципального образования

2.2. Пути совершенствования деятельности муниципальных образований

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список используемой литературы

ПРИЛОЖЕНИЕ 

Актуальность исследования. В процессе развития государственно-политической системы на современном этапе особую значимость приобретает реформа местного самоуправления, призванная осуществить реорганизацию властных полномочий и укрепить позиции института местного самоуправления в России. В связи с этим чрезвычайно важная роль отводится развитию муниципальных образований как производственно-территориальных единиц муниципального сектора экономики, первичных звеньев территориальной структуры хозяйства страны.

Современный этап общественного развития характеризуется уникальными особенностями: с одной стороны, широкий размах приобретает процесс глобализации экономических процессов и межотраслевой интеграции, ведущей к экономическим союзам и интеграционным группировкам, контролирующим огромные территории, а с другой - каждый человек, проживающий в определенном населенном пункте, входит в состав местного сообщества, которое отличается от других сообществ не только территорией, но и сложившимися хозяйственными и экономическими связями, составом населения и способом включения населения в процесс общественного воспроизводства. В границах местного сообщества совместными усилиями проживающего на данной территории населения ведется хозяйство в целях удовлетворения как коллективных, так и личных потребностей жителей. Каждая территория образуется и функционирует в соответствии с административно-территориальным устройством, а ее управление осуществляется на основе принципов местного самоуправления. Местное самоуправление призвано не только исполнять установленные законодательством полномочия на соответствующей территории, но и обеспечивать устойчивое социально-экономическое развитие муниципальных образований в целях повышения конкурентоспособности территории, ее инвестиционной привлекательности, повышения качества жизни населения.

Объект исследования  - совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере правового статуса муниципального образования.

Предмет исследования – нормативно-правовые акты, иные источники, регламентирующие особенности правового статуса муниципального образования.

Цель работы – охарактеризовать сущность и специфические особенности правового статуса муниципального образования.

Достижение указанной цели представляется возможным с помощью следующих задач: 1) изучить понятие муниципального образования; 2) рассмотреть виды муниципальных образований; 3) проанализировать проблемные аспекты деятельности муниципального образования; 4) предложить пути совершенствования деятельности муниципальных образований.

         Указанные цель и задачи работы обусловили ее структуру, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Понятие муниципального образования

Муниципальное образование  — территория, в границах которой совместно с государственным управлением разрешено местное самоуправление для решения только местных вопросов. Такое местное самоуправление осуществляется непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения.

В целях повышения эффективности территориального управления, его конкретизации в решении тесно связанных производственных и социальных задач крупные территории делятся на более мелкие – муниципальные образования. Последние объединяются в субъекты Федерации, чтобы обеспечить рациональное использование имеющихся ресурсов, в том числе путем создания в масштабах области объектов общего пользования (социальных, производственных, научно-технических, коммуникационных и др.). Это лежит в основе формирования разномасштабных и многоступенчатых систем территориального хозяйствования и управления. В рамках такого подхода развитие страны представляет собой развитие ее субъектов, а развитие региона (субъекта Федерации) складывается из развития муниципальных образований, находящихся на его территории[1].

Правовую основу деятельности муниципального образования составляют:

  1. Европейская хартия о местном самоуправлении
  2. Конституция РФ[2]
  3. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[3]
  4. Другие федеральные законы
  5. Конституции, уставы субъектов РФ
  6. Законы субъектов РФ
  7. Уставы муниципальных образований
  8. Другие нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы организации и деятельности местного самоуправления.

Европейская хартия о местном самоуправлении

Ратифицирована Россией 11 апреля 1998 года. Содержит общие принципы и положения о местном самоуправлении, такие как:

  1. Конституционные и законодательные основы местного самоуправления;
  2. Понятие местного самоуправления;
  3. Сфера компетенции местного самоуправления;
  4. Защита границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление;
  5. Соответствие структур и административных средств задачам органов местного самоуправления;
  6. Условия осуществления полномочий на местном уровне;
  7. Административный контроль за деятельностью органов местного самоуправления;
  8. Финансовые ресурсы органов местного самоуправления;
  9. Право местных органов самоуправления на ассоциацию;
  10. Правовая защита местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации

Конституция РФ признает и гарантирует местное самоуправление как особый уровень власти в государстве, специфическую форму осуществления народовластия, относя при этом местное самоуправление к основам конституционного строя Российской Федерации (ст. 3, 12 и др.).

ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

Основополагающие начала организации и деятельности местного самоуправления, его место и роль в системе народовластия, закрепляемые Конституцией РФ, получили развитие в Законе об общих принципах организации местного самоуправления. В нем определены единые принципы формирования и развития основ местного самоуправления в нашей стране: правовых, территориальных, организационных и финансово-экономических.

Вместе с Конституцией РФ, Европейской Хартией местного самоуправления он составляет, таким образом, юридическую базу для правового регулирования местного самоуправления субъектами Федерации.

Другие федеральные законы

Важное место в системе нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти о местном самоуправлении занимают указы Президента РФ по вопросам местного самоуправления.

В соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Это дает ему возможность играть существенную роль в разработке и реализации государственной Политики по развитию местного самоуправления в Российской Федерации. Вопросам местного самоуправления постоянно уделяется внимание в ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации.

Конституции, уставы субъектов РФ

Российская Федерация состоит из равноправных субъектов: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Республика, являясь государством, имеет свою конституцию, а иные субъекты - устав. Конституции и уставы субъектов Федерации должны соответствовать Конституции РФ и федеральным законам, которые имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Поэтому содержащиеся в конституциях и уставах субъектов Федерации положения о местном, самоуправлении не должны противоречить основополагающим началам и принципам организации местного самоуправления, закрепляемым Конституцией РФ и Законом об общих принципах организации местного самоуправления.

Уставы муниципальных образований

Необходимый элемент правовой основы местного самоуправления -- уставы муниципальных образований, в которых на основе федерального законодательства, законодательства субъектов Федерации о местном самоуправлении определяются организация и формы осуществления местного самоуправления в данных муниципальных образованиях, их территориальная, финансово-экономическая основы, а также содержатся другие положения об организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления[4].

Признаваемые и гарантируемые Конституцией РФ организационная обособленность органов местного самоуправления в системе управления государством, самостоятельность населения в решении вопросов местного значения, включая выбор конкретных организационных форм осуществления местного самоуправления, определение структуры органов местного самоуправления - все это предопределило необходимость появления в системе нормативных правовых актов о местном самоуправлении уставов муниципальных образований.

В соответствии с законом муниципальное образование самостоятельно разрабатывает свой устав.

Сопоставляя Конституцию РФ, Гражданский кодекс и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» можно сделать заключение, что под муниципальным образованием понимается и некая территория, в пределах которой проживающее на ней население осуществляет функции местного самоуправления, и часть городской территории (район в городе), приобретшая статус МО, позволяющий, в частности, участвовать в гражданских правоотношениях и осуществлять местное самоуправление. Такая трактовка ведет к тому, что основное внимание сосредоточивается на раскрытии правоимущественной основы муниципальных образований и в стороне остается их социально-экономическая сущность.

Основополагающим элементом эффективного местного самоуправления является знание сущности и специфики объекта, на котором оно организуется. В соответствии со ст. 131 Конституции РФ местное самоуправление в нашей стране осуществляется в границах городских и сельских поселений, а также других территорий с учетом исторических и иных местных традиций, что позволяет говорить о наличии в России муниципальных территорий, существенно различающихся как по площади, так и по населению.

Более развернутое представление о территориях РФ, в рамках которых возможно формирование систем местного самоуправления, дает Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Ст. 12 данного Закона к числу муниципальных территорий относит такие населенные пункты, как города, поселки, станицы, районы, сельские округа (волости, сельсоветы и др.).

Закон не содержит исчерпывающего перечня территорий, в пределах которых возможно функционирование местного самоуправления. Он допускает возможность реализации местного самоуправления в границах и других территориальных единиц, которые могут образовываться в соответствии с законодательными актами субъектов РФ с учетом исторических и иных местных традиций (аулы, аймаки, улусы и т.п.).

Подобное качественное многообразие территорий со статусом местного самоуправления не может не вызывать определенных трудностей с их идентификацией, а потому вполне закономерно, что в рамках Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вслед за Гражданским кодексом РФ (первая часть, ст. 24) была предпринята попытка унификации соответствующих территориальных единиц путем введения в отечественную нормотворческую практику единой категории – муниципальное образование (далее – МО).

В указанном Законе (ст. 1) муниципальное образование определяется как «городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория …, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления».

Нормативно – правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 25 декабря 1993 г. - № 237.
  2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"// "Российская газета", N 202, 08.10.2003.

Учебная и специальная литература

  1. Боков М.Б. Настоящее и будущее кадров местного самоуправления // Энергия: экономика, техника, экология. - 2010. - N 3. - С.61-64.
  2. Бортникова Т. В., Булатова Г.А. Ануфриева И. Ю. Кадровая политика и кадровая служба в условиях рынка. // Человек, рынок, образование на рубеже XXI века: Материалы межд. научн.-практ. конференции. - Томск: Изд-во ТГГУ,2008.
  3. Ветчанов О.В. Грамотный подбор и расстановка кадров как залог эффективной работы организации // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2011. - N 7. - С.36-49.
  4. Власов А.Ф. Система подготовки кадров для реализации программ инновационного развития регионов // Нац. проекты. - 2011. - N 9. - С.50-53.
  5. Волчанский А. Как стать "работодателем мечты" // Business excellence = Деловое совершенство. - 2011. - N 10. - С.28-30.
  6. Коркина Т. А. Муниципальное образование как объект управления // Вестник Челябинского университета. Серия 7. Государственное и муниципальное управление, 2008. - № 1(1) С. 102-104
  7. Модин Н.А. Муниципальные образования как субъекты гражданских правоотношений в современном российском праве // Рос. юстиция. - 2011. - N 5. - С.60-62.
  8. Муниципальное управление: энцикл. слов. / под общ. ред. Егорова В.К., Барцица И.Н. - М.: Изд-во РАГС, 2008.
  9. Нанба С.Б. Понятие и структура компетенции муниципальных образований // Журн. рос. права. - 2008. - N 6. - С.110-111.
  10. Нестерчук Н.И. Оценка персонала как ключевой инструмент его развития / Н.И.Нестерчук, Л.А.Коршик // Деньги и кредит. - 2007. - N 11. - С.48-52.
  11. Никитин А. В., Кольцов Н. А., Самарина Н. А. и др. Анализ трудовых показателей: Учеб. пособие для вузов / Под ред. П. Ф. Петроченко. 5-е изд., перераб. - М.: Экономика, 2008.
  12. Новокрещенов А.В. Кадровый состав местных органов власти: отбор кандидатов и их мотивация поступления на муниципальную службу // Социол. исслед. - 2008. - N 10. - С.62-67.
  13. Погудин О. Творческая активность персонала и инновационная среда организации / О.Погудин, А.Тарасов // Пробл. теории и практики управл. - 2010. - N 1. - С.32-40.
  14. Рудаков М. Политико-экономические аспекты рыночной мотивации труда // Человек и труд. 2008. №8, с. 50-55.
  15. Соловьев С.Г. Муниципальная власть: понятие, содержание и механизмы реализации // Рос. юстиция. - 2011. - N 8. - С.2-6.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Конституционное право
2018 год 33 стр.
Курсовая Особенности российской избирательной системы
Telesammit
Курсовая работа Конституционное право
2014 год 24 стр.
Курсовая Особенности выборов Президента РФ
Курсовая работа Конституционное право
2013 год 34 стр.
Курсовая Правовые особенности компетенции федеральных и мировых судей
Курсовая работа Конституционное право
2015 год 34 стр.
Курсовая Правовые особенности компетенции федеральных и мировых судей
Telesammit
Курсовая работа Конституционное право
2012 год 32 стр.
Курсовая Основы правового статуса личности

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское