Курсовая работа|Стратегический менеджмент

Организационная культура

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2012 | Страниц: 38

 ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1.  Сущность, функции и виды организационной культуры

1.2.  Подходы к анализу  организационной  культуры

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ  ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ  ООО «БАРАБУ»

2.1. Аналитическая характеристика типа культуры ООО «Барабу»

2.2. Сильные и слабые стороны действующей системы изменения культуры организации в ООО «Барабу»

ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ООО «БАРАБУ»

3.1. Цели, структура и значение мероприятий по изменению формирований организационной культуры ООО «Барабу»

3.2. Эффективность совершенствования организационной культуры ООО «Барабу»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Актуальность работы обусловлена тем, что сегодняшние изменения в обществе,  в экономике,  во всем нашем жизненном  укладе  сложны тем,  что они требуют изменения нас самих.

Очень важны эти изменения в организации.  Организация  составляет основу мира менеджеров, котоpые фоpмиpуют ее культуру.

    Пpедметом исследования в данной pаботе является культуpа  оpганизации. 

    Объект исследования –  ресторан  «Барабу».

  Основными задачами данной работы является раскрытие сущности понятия "культура",  ее аналитическая хаpактеpистика, выявление проблем в культуре на примере конкретного предприятия.

 Цель работы - разработать меpопpиятия по  изменению культуры ресторана  «Барабу», которые бы  были  достаточно  эффективными и отвечали окружающей действительности,  и кроме того,  позволяли бы организации успешно адаптироваться в рыночных условиях.

Любая организация заинтересована в том, чтобы ее сотрудники вели себя определенным образом, поведение человека - совокупность осознанных, социально значимых действий, обусловленных занимаемой позицией, т.е. пониманием собственных функций. Эффективное для организации поведение ее сотрудников проявляется в том, что они надежно и добросовестно исполняют свои обязанности, готовы во имя интересов дела в условиях меняющейся ситуации выходить за пределы своих непосредственных обязанностей, прилагая дополни­тельные усилия, проявляя активность, находят возможности для сотрудничества.

 

ГЛАВА 1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1.  Сущность, функции и виды организационной культуры

Под организационной культурой понимается система коллек­тивно разделяемых ценностей, символов, убеждений, образцов по­ведения членов организации, выдержавших испытание временем.

Культура придает единообразие совместным действиям людей, форми­рует общую для всех психологию.

Концепция культуры фирмы была разработана в начале 1980-х гг. в США под влиянием исследований в области стратегического управ­ления, теории организации, индивидуального поведения.

Можно выделить несколько основных признаков организационных культур, по которым они различаются между собой. Особая комбина­ция таких признаков придает каждой культуре индивидуальность, по­зволяет ее тем или иным способом идентифицировать.

К основным признакам организационной культуры относятся:

1)  отражение в миссии организации ее основных целей;

2)  направленность на решение инструментальных (т. е. производст­венных в широком смысле) задач организации или личных проблем ее участников;

3)  степень принятия риска;

4)  мера соотношения конформизма и индивидуализма:

5)   предпочтение групповых или  индивидуальных форм  принятия решений;

6)  степень подчиненности планам и регламентам;

7)  преобладание сотрудничества или соперничества среди участников;

8)  преданность или безразличие людей по отношению к организации:

9) ориентация на самостоятельность, независимость или подчиненность;

10)  характер отношения руководства к персоналу;

11) ориентация на групповую или индивидуальную организацию труда и стимулирования;

12)  ориентация на стабильность или изменения:

13)  источник и роль власти;

14)  средства интеграции;

15)  стили управления, отношения между работниками и организа­цией, способы оценки работников.

Культура обычно вырабатывается и изменяется в процессе человече­ской деятельности. Люди, взаимодействуя друг с другом, со временем формируют и развивают нормы и взаимные ожидания, которые оказы­вают сильное влияние на их дальнейшее поведение.

Эти процессы также могут быть обусловлены внешним влиянием, в том числе и целенаправленным. Из вне на организационную культу­ру оказывают воздействие социальное и деловое окружение, нацио­нально-государственный и этнический факторы.

Культура организации содержит как субъективные, так и объектив­ные элементы. К первым относятся верования, ценности, ритуалы, та­бу, образы и мифы, связанные с историей организации и жизнью ее основателей, принятые нормы общения. Объективные элементы отра­жают материальную сторону жизни организации. Это, например, сим­волика, цвета, удобство и оформление интерьеров, внешний вид зда­ний, оборудование, мебель и пр.

Рассмотрим более подробно некоторые из субъективных элементов культуры.

Так, под ценностями понимаются свойства тех или иных предме­тов, процессов и явлений, обладающие эмоциональной привлекатель­ностью для большинства членов организации. Это- позволяет им слу­жить образцами, ориентирами, мерилом поведения.

Специалисты выделяют две важные особенности культуры:

1)   многоуровневость.  Поверхностный  уровень образует способы поведения людей, ритуалы, эмблемы, дизайн, униформа, язык, лозунги и пр. Промежуточный уровень составляют укоренившиеся ценности и верования. Глубинный уровень представлен философией фирмы;

2)    многогранность,    многоаспектность.    Культура    организации, во-первых, состоит из субкультур отдельных подразделений или соци­альных групп, существующих под «крышей» общей культуры (они мо­гут конкретизировать и развивать последнюю, могут мирно существо­вать наряду с ней, а могут ей противоречить). Во-вторых, организаци­онная культура включает субкультуры тех или иных направлений и сторон деятельности — предпринимательство, управление, деловое об­щение, внутренние взаимоотношения.

Функции организационной культуры

По отношению  к организации  культура выполняет ряд важных функций.

  1. Охранная функция состоит в создании барьера, ограждающего организацию от нежелательных внешних воздействий. Она реализует­ся через различные запреты, «табу», ограничивающие нормы.
  2. Интегрирующая функция формирует чувство принадлежности к организации, гордости за нее. стремление посторонних лиц включить­ся в нее. Это облегчает решение кадровых проблем.
  3. Регулирующая функция поддерживает необходимые правила и нормы поведения членов организации, их взаимоотношений, контактов с внешним миром, что является гарантией ее стабильности, уменьшает возможность нежелательных конфликтов.
  4. Адаптивная функция облегчает взаимное приспособление людей друг к другу и к организации. Она реализуется через общие нормы по­ведения, ритуалы, обряды, с помощью которых осуществляется также воспитание сотрудников. Участвуя в совместных мероприятиях, при­держиваясь одинаковых способов поведения и т. п., люди легче нахо­дят контакты друг с другом.
  5. Ориентирующая функция культуры направляет деятельность ор­ганизации и ее участников в необходимое русло.
  6. Мотивационная функция создает для этого необходимые стимулы.
  7. Функция формирования имиджа организации, т. е. ее образа в глазах окружающих. Этот образ является результатом непроизвольно­го синтеза людьми отдельных элементов культуры организации в не­кое неуловимое целое, оказывающее тем не менее огромное воздейст­вие как на эмоциональное, так и на рациональное отношение к ней.

Взаимодействие менеджмента и организационной Культуры являет­ся непростым.

  1. Управленцы могут действовать строго в рамках культуры. Если последняя прогрессивна, то действия наверняка будут успешны. Но отсталость  культуры  приведет к тому,  что эффективность  процесса управления окажется низкой, ибо необходимые изменения будут игно­рированы или заблокированы.
  2. Менеджеры могут идти  «напролом»,  игнорируя  сложившуюся культуру. Даже если эти действия будут осуществляться в правильном направлении, они вызовут сопротивление привычек и традиций и вряд ли будут особо успешными.
  3. Можно действовать частично в рамках культуры, но в необходи­мых случаях и наперекор ей. Здесь нужно учитывать совместимость из­менений и культуры, а также по возможности, не «перегибать палку».
  4. Если необходимые управленческие шаги полностью с культурой несовместимы, но являются настоятельными, встает вопрос о преобра­зовании сложившейся культуры. Для этого необходима ясная страте­гия и хорошее понимание возможных препятствий и трудностей на этом пути.

  1.2.  Подходы к анализу  организационной  культуры

Следует отметить, что если в признании наличия феномена организационной культуры академические и деловые круги практически единодушны, то в содержательной трактовке её определений такого единодушия не было и нет. Вообще, как считает П. Фрост, организаци­онная культура - концептуально “скользкое” понятие. К тому же научное осмысление этого явления  находится ещё на стадии первичного обобщения, которой также присущ широкий плюрализм подходов, иногда, к сожалению, переходящих даже в анархизм (как, например, категоричные утверждения некоторых учёных - Гэласа, Мейера, Гэша и др. - о «тупиково­сти» исследований в этой области). Отсюда и приводящая в замешательство «пестрота», разнородность литературы по организационной культуре.

Большинство авторов сходится на том, что культура организации пред­ставляет собой слож­ную композицию важных предположений (часто не под­дающихся формулированию), бездоказа­тельно принимаемых и разделяемых членами коллектива. Часто организационная культура трактуется как прини­маемые большей частью организации философия и идеология управления, предположения, ценностные ориентации, верования, ожидания, расположения и нормы, лежащие в основе отношений и взаимодействий как внутри органи­зации, так и за её пределами.

Э. Джакус (1952 г.): “Культура предприятия - это вошедший в привычку, ставший тра­ди­цией образ мышления и способ действия, который в большей или меньшей степени разде­ляют все работники предприятия и который должен быть усвоен и хотя бы частично принят нович­ками, чтобы новые члены коллектива стали “своими”.

Д. Элдридж  и А. Кромби (1974 г.): “Под  культурой организации следует понимать уни­кальную совокупность норм, ценностей, убеждений, образцов поведения и т.п., которые определяют способ объединения групп и отдельных личностей в организацию для достиже­ния поставленных перед ней  целей”.

Х. Шварц и С. Дэвис (1981 г.): “Культура... представляет собой комплекс убеждений и ожи­даний, разделяемый членами организации. Эти убеждения и ожидания формируют нормы, которые в значительной степени определяют поведение в организации отдельных личностей и групп”.

К. Голд (1982 г.): “Корпоративная культура - это уникальные характеристики воспри­ни­маемых особенностей организации, того, что отличает её от всех других в отрасли”.

М. Пакановский и Н. О’Доннел-Тружиллио (1982 г.): “Организационная культура - это не просто одна из составляющих проблемы, это сама проблема в целом. На наш взгляд, культура - это не то, что организация имеет, а то, чем она является”.

В. Сате (1982 г.): “Культура представляет собой набор важных установок (часто не форму­лируемых), разделяемых членами того или иного общества”.

Э. Шайн (1985 г.): “Организационная культура - это комплекс базовых предположений, изобретённый, обнаруженный или разработанный группой для того, чтобы научиться справ­ляться с проблемами внешней адаптации и внутренней интеграции. Необходимо, чтобы этот комплекс функционировал достаточно долго, подтвердил свою состоятельность, и потому он должен передаваться новым членам организации как правильный образ мышления и чувств в отношении упомянутых проблем”.

Г. Морган (1986 г.): “Культура” в метафорическом смысле - это один из способов осу­щест­вления организационной деятельности посредством использования языка, фольклора, традиций и других средств передачи основных ценностей, убеждений, идеологии, которые направляют деятельность предприятия в нужное русло”.

Несмотря на очевидное разнообразие определений и толкований органи­зационной куль­туры, в них есть общие моменты.

Так в большинстве определе­ний авторы ссылаются на образцы базовых предположе­ний, которых придер­живаются члены организации в своём поведении и действиях. Эти предполо­жения часто связаны с видением окружающей среды (группы, орга­низации, обще­ства, мира) и регулирующих её переменных (природа, простран­ство, время, работа, отноше­ния и т.д.). Нередко бывает трудно сформулировать это видение применительно к организа­ции.

Организационная культура- это набор наиболее важных предположений, прини­мае­мых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценно­стях, задающих людям ориентиры их поведения и действий. Эти ценностные ориентации передаются индивидом через “символические” средства духовного и материального внутри­организационного окружения. [1, стр. 327]

Во избежании некоторой бессистемности приведённых определений представляется важ­ным предпринять их классификацию. Очевидно, что все определения организационной культуры можно разделить в первую очередь  на те, которые характеризуют организацион­ную культуру как метафору (например, Морган), и те, которые утверждают, что организаци­онная культура - это реально существующий объективно-субъектив­ный феномен. В свою очередь, среди сторонников последнего подхода можно выделить тех, кто считает, что куль­тура компании - это и есть сама организация в целом (например, Пакановский), и тех, кто заявляет, что организационная культура  представляет собой  лишь  набор  определён­ных  характеристик  (например,   Э. Браун). [9, стр. 72]

  1. Акбердин Р.З., Кибанов А.Я. "Совершенствование структуры, функций и экономических взаимоотношений управленческих подразделений предприятий при формах хозяйствования". Учебное пособие. - М.: ГАУ, 2010г.
  2. Афанасьев В.Я. Стратегический менеджмент в рыночной эконо­мике: Учебное пособие. - М.: ГАУ им С. Орджоникидзе, 2010, - 458 с.
  3. Бовыкан В.И. Новый менеджмент: управление предприятием на уровне высших стандартов, теория и практика эффективного управления: Учебник – М.: ОАО «Экономика», 2011. – 368с.
  4. Бордяга Г., Стефане П. Гибкий менеджмент - фактор рентабе­льности. Пер. с итал. - М.: Экономика, 2009, - 159 с.
  5. Виханский О.С., Менеджмент: Учебник. 3-е издание – М.: Гардарика, 2008. – 528с.
  6. Виханский О.С. Стратегическое управление. - М.:Гардарика, 2007, - 479с,
  7. Герчикова И. Н. Менеджмент. – М.:2010. - 480 с.
  8. Глущенко В.В. Менеджмент: Учебник. 2-е изд. – Железнодорожный: НПЦ «Крылья», 2010. – 223с.
  9. Градов А.П. Стратегия и практика антикризисного управления фирмой. - М.: Спец. литература, 2008, - 129с,
  10. Дзарасов С.С. Каждому – об управлении. –М.: Мысль, 2011,280с.
  11. Дракер П.Ф. Управление, нацеленное на результат Пер. с англ. - М., 1999
  12. Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управле­ния: Учебное пособие. - М.: Маркетинг, 2010,528с.
  13. Захаров В.Я. Стратегический менеджмент: конспект лекций по предмету.- Н.Н., НИМБ, 2011, 321с.

14.Золотов В., Федорова Н. Принципы построения организационных структур//Консультант директора. – 2010. - № 1. – с. 5 - 12       

 15 . Зайцев О.А.,Радугин А.А.,  Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов/Науч.редактор А.А. Радугин. –М.: Центр, 2009, 259с.

  1. Казанцев А.К. и др. Практический менеджмент: в деловых играх, хозяйственных ситуациях, задачах и тестах: Учебное пособие – М.: ИНФРА-М, 2010. – 566с.
  2. Круглов М.И. Стратегическое управление компанией. Учебник для ВУЗов. –М.: Русская деловая литература, 2009, 785с.
  3. А. Куль­ман. Эко­но­ми­че­ские ме­ха­низ­мы. — М.: Прогресс, 2011, 142с.
  4. Менеджмент: Учебник / Под ред. Ф.М. Русинова и М.Л. Разу. – М.: ФБК - ПРЕСС, 2009. – 504с.
  5. "Менеджмент организации". Учебное пособие/Под редакцией З.П. Румянцевой и Н.А. Саломатина. - М.: Инфа-М, 2010г.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Стратегический менеджмент
2012 год 41 стр.
Корпоративная культура
antiplagiatpro
Курсовая работа Стратегический менеджмент
2017 год 31 стр.
Корпоративная культура
antiplagiatpro

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское