Введение
- Теоретические аспекты формирования и развития корпоративной культуры в организации
1.1. Роль и место корпоративной культуры как инструмента управления в организации, ее структура и элементы
1.2. Методика формирования корпоративной культуры
- Анализ состояния корпоративной культуры в организации ООО "Сан-Мар"
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ использования корпоративной культуры как инструмента управления в ООО "Сан-Мар"
- Разработка проекта оптимизации эффективной корпоративной культуры в ООО «Сан-Мар»
3.1. Описание проектных мероприятий по совершенствованию корпоративной культуры в ООО «Сан-Мар»
3.2. Расчет эффективности предлагаемых мероприятий по оптимизации корпоративной культуры
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Актуальность темы исследования заключается в том, что корпоративная культура занимает все больше пространства в картине современного бизнеса. Но точно предопределить ее смысл и границы - дело непростое. Люди, которые несут ответственность по разработке и внедрению корпоративной культуры, часто имеют о ней узкое представление. Неопровержимо, что корпоративная культура - широкое и гибкое понятие. Она выделяется сложностью и взаимозависимостью элементов, относительной ценностью прогнозов.
На сегодняшний день тема корпоративной культуры является ключевым вопросом многих исследований, семинаров и конференций. Неуклонно повышается ее роль в общей стратегии развития организаций.
Цель курсовой работы заключается в анализе корпоративной культуры в ООО "Сан-Мар" и разработке рекомендаций по дальнейшему развитию эффективной корпоративной культуры в организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть теоретические аспекты формирования корпоративной культуры в организации;
- дать общую характеристику организации;
- провести анализ состояния корпоративной культуры в организации ООО "Сан-Мар";
- разработать проект оптимизации эффективной корпоративной кульутры в ООО "Сан-Мар";
- рассчитать эффективность предлагаемых мероприятий по оптимизации корпоративной культуры.
Объект исследования - туристическая фирма ООО "Сан-Мар".
Предмет исследования - механизмы формирования и развития корпоративной культуры турфирмы.
Теоретической и методологической основой исследования явились труды зарубежных и российских специалистов в области менеджмента по изучаемой проблеме, анализ современной практики формирования корпоративной культуры.
В ходе анализа использовались следующие методы: диалектический метод, системный подход, методы сравнений, обобщений и аналогий, контент-анализ.
Структура работы: введение, три главы, заключение, список литературы, приложения.
1. Теоретические аспекты формирования и развития корпоративной культуры в организации
1.1. Роль и место корпоративной культуры как инструмента управления в организации, ее структура и элементы
Корпоративная культура является одним из видов в многообразии культур нашего мира. Большинство из нас ходит на работу каждый день, не подозревая, что уже давно является «последователем» этой культуры [20, с.124].
Конечно, каждая организация располагается в каком-либо помещении, имеет свои правила, которым следуют сотрудники. Дресс-код, или, другими словами, стиль одежды, принятый в компании, – также составная часть любой корпоративной культуры. Не говоря уже о разного рода организационных мероприятиях, праздниках, «ритуалах».
В книге «Этика деловых отношений» А.Я. Кибанова корпоративная культура изображена как «наблюдаемые повторяющиеся модели поведения во взаимоотношениях людей, например, используемый язык, формы проявления уважения, принятые манеры» [18, с.46]. Способы взаимодействия между людьми – абсолютно, одна из основных элементов в культуре организации, но кроме взаимоотношений между индивидами и группами есть еще негласные и гласные уставы, регулирующие эти отношения. Они также являются частью норм корпоративной культуры.
Корпоративная культура включает в себя целый ряд компонентов, представление о [12, с.173]:
- миссии (предназначении) организации, ее роли в обществе, главные цели и задачи деятельности;
- ценностных установок (понятии о допустимом и недопустимом), через призму которых оцениваются все действия сотрудников;
- моделях поведения (вариантах реагирования) в различных ситуациях (как обыденных, так и нестандартных);
- стили руководства организацией (делегирование полномочий, принятие важных решений, обратная связь и пр.);
- действующей системе коммуникации (обмен информацией и взаимодействие между структурными подразделениями организации с внешним миром, принятые формы обращения “ начальник-подчиненный” и “подчиненный-начальник”);
- нормах делового общения между членами коллектива и с клиентами (другими учреждениями, представителями власти, СМИ, широкой общественностью и т. д.);
- путях разрешения конфликтов (внутренних и внешних);
- принятых в организации традициях и обычаях (например, поздравление сотрудников с днем рождения, совместные выезды на природу и т. д.);
- символике организации (слогане, логотипе, стиле одежды сотрудников и пр.).
Компания не может быть эффективной без интенсивной корпоративной культуры, которая соответствует ее целям. И такую культуру необходимо вырабатывать. Почему же многие руководители предприятий не обращают на это внимание? Наверное, для них не существует такой проблемы. За чередой цифр в стратегических планах и экономических расчетах они не видят, что есть люди, которым, в конечном счете, и предстоит осуществлять все эти планы. Эти люди в результате являются неспособными их исполнить - система ценностных координат не отвечает доверяемым им задачам [11, с.69].
Одним из значительных элементов корпоративной культуры является отношение к новичкам, адаптация новичков к самой корпоративной культуре. Введение в нее – процесс часто сложный и болезненный. Надо не просто понять все тонкости, но и впитать их в себя. Адаптация к корпоративной культуре – один из самых непростых моментов для вновь принятых сотрудников.
Структура корпоративной культуры представлена на рис. 1.1.
Рассмотрим каждый элемент структуры подробнее.
Миссия и ценности компании
|
Особенности организации и условий труда
|
Культура внутренних коммуникаций
|
Социально-психологическая культура
|
Миссия любой компании – это ее социальное предназначение, то есть то, что общество ждет от развития данной организации, а ждет оно удовлетворения каких-либо своих потребностей [14, с.47].
Ценности – постоянные убеждения о предпочтении одного представления по отношению к другому. Ценности всегда характеризуют выбор, и любая компания выстраивает свою иерархию приоритетов на данный период деятельности.
Корпоративная этика является составной частью корпоративной культуры. Кодекс корпоративной этики – важный фактор формирования корпоративной культуры.
Особенности организации и условий труда формулируют культуру и профессионализм руководства и подчиненных, а также установленную зрелость коллектива. Опыт показывает, что решающую роль здесь играет личность руководителя, которая накладывает неповторимый отпечаток на стиль, культуру управления, режим работы, условия работы, ее ритм, распределение заданий и контроль исполнения [10, с.114].
Культура внутренних коммуникаций состоит из следующих элементов:
1) собрания, совещания, встречи с руководителем, которые являются формой прямого общения и передачи информации;
2) информационные стенды и корпоративные издания, которые информируют большое количество сотрудников, партнеров и клиентов. Корпоративные издания (журналы, газеты, бюллетени) могут быть адресованы только персоналу, только клиентам или одновременно тем и другим;
3) корпоративные праздники – торжественное награждение ветеранов, работников, которые достигли высоких показателей, день рождение компании, церемонии посвящения в профессию и т.д.
Все эти элементы являются инструментами развития корпоративной культуры компании.
Можно выделить несколько уровней корпоративной культуры: декларируемый, внешний и внутренний [15, с.75].
Декларируемый уровень –ценности компании и нормы поведения, которые выражены в таких документах, как миссия, кодекс фирмы, правила внутреннего распорядка, регламенты и т.д.
Внешний уровень – свойственные компании символики, стиль, униформа и т.д. Это те нормы поведения, обычаи и традиции, которые может оценить «внешняя среда».
Внутренний уровень – неписаные правила взаимоотношений сотрудников компании между собой и с внешним миром – является базовым. Без действительного подъема уровня культуры внутри самой организации всякие действия руководителей компаний, которые направлены на организацию более возвышенного имиджа фирмы, можно считать пустой тратой средств.