Введение
1. Теоретико-методологические основы рассмотрения капитала
1.1 Основные подходы к определению капитала
1.2 Функции и особенности интеллектуального капитала
1.3 Структура интеллектуального капитала
2. Исследование интеллектуального капитала организации розничной сети «Магнит» АО «Тандер»
2.1 Социально-структурные параметры организации «Магнит»
2.2 Диагностика организационной культуры ОАО «Магнит» по методике Д.Денисона
2.3 Исследование уровня интеллектуального капитала сети «Магнит» АО «Тандер»
2.4 Рекомендации по улучшению функционирования организации
Заключение
Список использованных источников
Приложение А Программа социологического исследования
Приложение Б Анкета для опроса сотрудников «Интеллектуальный капитал организации»
Приложение В Диагностика организационной культуры
В современном мире фирма или организация являются производителями не столько товаров, сколько знаний. Это означает, что работники занимаются производством знаний, организации становятся обучающимися, инновации становятся источником вновь созданной стоимости. Интеллектуальный капитал в большей степени, чем физические активы или финансовый капитал, становится устойчивым конкурентным преимуществом.
Переход к новому обществу, в котором интеллектуальный капитал становится ведущим фактором общественного производства, указывает на то же время переход к новой структуре стоимости того, что мы потребляем. По существу, происходят изменения не столько на макроуровне, сколько на микроуровне, они определяют существенные сдвиги в экономических характеристиках современного общества. В частности, выражается, что меняется структура стоимости всех материальных продуктов. Для многих видов продукции большая часть затрат создается на этапе не столько производства товаров, сколько маркетинга, продаж и исследований и разработок, а также в процессе планирования, транспортировки, продажи и обслуживания. В качестве источников новой добавленной стоимости сегодня действуют дизайн, контроль качества, маркетинг и сервис.
Современное производство – это во многом деятельность ума, то есть влияние инженеров, бухгалтеров, дизайнеров, специалистов в области персонала, продаж и маркетинга, экспертов в информационных сетях. Во многих организациях возрастающая часть полученного эффекта становится результатом использования специальных знаний, широкой подготовки персонала и взаимодействия с партнерами и подрядчиками.
Степень научной разработанности. Теоретические и практические аспекты интеллектуального капитала организации освещены в трудах отечественных и зарубежных авторов.
В научных работах иностранных авторов Т. Байюзена, Г. Минса, Д. Шнайдера, Ричарда Р. Нельсона и Сидни Дж. Уинтешта, А. Сливоцкого, Д. Моррисона огромное внимание уделяется определению и исследованию экономического аспекта интеллектуального капитала. Интерес к тем или иным аспектам этого предмета обнаруживается также в деятельности таких зарубежных исследователей, как Г. Брукинг, изучающий корпоративные цели организации, каналы распространения продукции и интеллектуальный капитал как ценный нематериальный актив, Ю. Руус, С. Пайк, Л. Фернстрем, анализировал традиционные источники прибыли и интеллектуальные резервы.
Идеи зарубежных исследователей получили дальнейшее развитие в развитии российских авторов, таких как Л.С. Шаховской, Б. Б. Леонтьева, С. А. Ленского, в которой даны определения, сущность и структура интеллектуального капитала.
Таким образом, данная тема была широко рассмотрена как российскими, так и зарубежными авторами.
Объектом работы является интеллектуальный капитал организации.
Предмет работы: основные факторы формирования интеллектуального капитала организации
Цель работы: выявить основные факторы формирования интеллектуального капитала организации.
Задачи:
- рассмотреть основные подходы к определению понятия интеллектуального капитала;
- определить структуру интеллектуального капитала;
- выявить функции и особенности интеллектуального капитала;
- определить социально-структурные параметры организации;
- рассмотреть организационную культуру предприятия.
Гипотеза – основными факторами формирования интеллектуального капитала являются: уровень профессиональных навыков, лидерских способностей, коммуникативной компетенции руководителей.
1 Теоретико-методологические основы рассмотрения интеллектуального капитала
1.1 Основные подходы к определению интеллектуального капитала
В современном обществе интеллектуальный капитал стал основой богатства. Поскольку интеллектуальный капитал позволяет определить конкурентоспособность предприятий, он выступает в качестве основного ресурса в их развитии. Для наиболее полного понимания сущности такой концепции, как «интеллектуальный капитал», было бы желательно рассмотреть основные подходы к определению этого термина.
Интеллектуальный капитал является одной из самых мобильных и противоречивых экономических категорий. Поэтому такие ученые как Е. Брукинг, П. Санчес, Т. Байюзен, Г. Минс и др. уделяли «интеллектуальному капиталу», а также его составу и измерению пристальное внимание. Можно привести ряд российских ученых, которые относятся к основоположникам данной теории: Л.С. Шаховская, Б.Б. Леонтьев, В.Л. Иноземцев и др.
Несмотря на признание важности интеллектуального капитала в литературе, скоординированное определение отсутствует. Кроме того, определения неоднозначно.
Термин «интеллектуальный капитал» был введен Томасом Стюартом около двух десятилетий назад в первый раз в своих трудах, которые были опубликованы в 1990-х годах. Он дал следующее определение интеллектуального капитала: «интеллектуальный капитал – это нечто вроде накопленного полезного знания», «интеллектуальный материал, созданный, назначенный за компанией и используемый для производства более ценного имущества». Интеллект становится собственностью, когда под воздействием свободно действующей силы мозга создается что-то полезное, имеющее определенную форму: список данных, базы данных, описание процесса и т. д.».
Таким образом, Стюарт сказал, что интеллектуальный капитал – является особым типом материала, который включает в себя не только знания и опыт, но и информацию и интеллектуальную собственность. Этот материал также участвует в создании ценностей.
Кроме того, ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) придерживается аналогичного подхода к определению интеллектуального капитала. Интеллектуальный капитал, фактически, может состоять из интеллектуальных активов, которые являются результатом знаний, опыта, навыков и компетентности персонала. Таким образом, интеллектуальный капитал рассматривается как более широкая концепция нематериальных активов.
И. Иванюк считает, что «такая экономическая категория как интеллектуальный капитал может определять сущность системы экономических отношений, возникающих на уровне индивидуального воспроизводства капитала между субъектами хозяйствования в отношении производства, обмена, распределения и потребления интеллектуального продукта. Интеллектуальный капитал является подсистемой более сложной общей экономической системы воспроизводства капитала».