За последние 20-30 лет характер конкуренции в основных отраслях экономик развитых стран изменился под влиянием процесса глобализации.
В развитии конкуренции возникают новые явления, которые можно охарактеризовать следующим образом: во-первых, расширение границ рынков, в результате чего на своем локальном сегменте сегодня фирма сталкивается с товарами, которые произведены в другой стране, а то и на другом континенте.
Причем высокая доля на своем локальном рынке уже не является для фирмы гарантией стабильности ее развития.
Во-вторых, сокращение жизненного цикла товара за счет постоянного появления новых продуктов либо их новых модификаций. Это служит дополнительным фактором усиления конкуренции и нестабильности, когда с появлением новых товаров могут исчезать не просто отдельные предприятия, а целые отрасли. В-третьих, усложнение организации бизнес-процессов.
Стремление к снижению издержек ведет к усилению и углублению специализации, результатом деятельности конкретного производственного звена все чаще оказывается набор частичных, промежуточных продуктов или даже выполнение отдельных операций с таким промежуточным продуктом.
Сегодня крупные фирмы все чаще выносят подобные операции на «аутсорсинг», экономя на собственных управленческих издержках. Усложнение форм совершенной и несовершенной конкуренции требует иного уровня экономического взаимодействия агентов по снижению межфирменных трансакционных издержек, что предполагает и иной уровень доверия между ними. Таким образом, доверие между партнерами становится экономическим фактором развития фирм.
Борьба между экономическими субъектами за максимально эффективное использование факторов производства называется конкуренцией. В соответствии с Законом РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором исключается или ограничивается возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке.
Новые проблемы, возникшие в условиях глобализации, предполагают с иных позиций исследовать содержание, формы и особенности совершенной и несовершенной конкуренции. Развитие процесса глобализации настоятельно требует актуализации изучения совершенной конкуренции, механизмов регулирования ценообразования в глобальной экономике, что подтверждает актуальность выбранной темы.
Целью настоящей работы является оценка конкурентоспособности предприятия и разработка рекомендаций по ее повышению.
Для достижения данной цели поставлены и последовательно решены следующие задачи:
- Проанализировать понятие и сущность конкурентоспособности предприятия.
- Определить факторы и показатели конкурентоспособности предприятия.
- Выявить методы оценки конкурентоспособности предприятия.
- Дать организационно-экономическую характеристику предприятию.
- Произвести анализ конкурентных преимуществ предприятия.
- Оценить конкурентоспособность ООО «Панорама».
Объектом настоящего исследования является ООО «Панорама». В качестве предмета работы выступает конкурентоспособность ООО «Панорама».
При работе исследованы методы анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, проектирования, дедукции.
Теоретической основой работы стали труды отечественных и зарубежных исследователей.
Были использованы разработки ученых в сфере маркетинга (И. К. Белявского, Е. П. Голубкова, Н. К. Малохотра, Г. А. Подынской, Т. Е. Рыжковой и пр.), менеджмента (Ю. А. Афонина, Р. Гранта, М. А. Жуковой, В. В. Кеворкова, А. А. Томсона и др.), экономики (Е. Ф. Борисова. Н. В. Волгина, А. С. Головачева, С. М. Кадочникова, И. М. Драпкина и пр.), финансового анализа (Л. В. Донцовой, Н. А. Никифоровой, Н. П. Любушина, В. Б. Лещевой, Е. А. Сучкова и др.).
Данная работа структурирована на введение, три главы, объединяющие девять параграфов, заключение и список литературы.
- Сущность и порядок оценки конкурентоспособности
1.1. Понятие конкурентоспособности
События, происходящие в последнее время в геополитической и экономической макросферах, актуализируют исследования конкурентоспособности экономики. Изучение понятия её сущности необходимо для формирования представлений о проведении оценки конкурентоспособности, а также выработки стратегии более эффективного использования факторов, на неё влияющих.
Концепция конкурентоспособности может быть использована как для региона, так и для конкретного товара и предприятия или даже для целой страны. Именно поэтому очень сложно дать определение термину конкурентоспособности, которое бы в полной мере отражало его содержание и специфику.
Самое общее определение конкурентоспособности принадлежит Р. А. Фатхутдинову, который понимал под данным термином непосредственную способность конкретного объекта (в качестве которого могут выступать товар, предприятие, отрасль, регион, страна) выдерживать конкуренцию с аналогичными объектами на данном рынке [46, c. 21].
Основатель понятия конкурентоспособности экономики, который и ввёл данный термин в науку, М. Портер определял его как продуктивность использования ресурсов, выражающаяся в стоимости отдачи от единицы труда или капитала. По мнению исследователя, конкурентоспособность экономики формируется за счет совокупной конкурентоспособности фирм и предприятий, а также зависит от внешних факторов: геоэкономического положения, внешнеэкономической политики и др. [34, c. 23]
И. П. Фаминский определяет конкурентоспособность экономики в качестве концентрированного выражения возможностей субъекта экономики (не только экономических, но и научно-технических, организационно-управленческих, маркетинговых и др.), реализуемых в совокупности товаров и услуг, успешно противостоящих конкурирующим с ними на различных рынках товарам и услугам других субъектов экономики [45, c. 67].
По мнению М. И. Шуля, конкурентоспособность экономики включает в себя не только региональное хозяйство, но и конкурентоспособность управленческого аппарата региона, а также конкурентоспособность общества, находящегося на данной территории в целом [48, c. 12]. Продолжая эту точку зрения, И. Е. Медушевская определяет понятие конкурентоспособности региона в качестве способности региональных властей, используя управленческую и регулирующую функции, создавать условия для рационального использования экономического потенциала территории региона для более полного удовлетворения возрастающих потребностей населения, на этой территории проживающего [25, c. 28].
М. И. Гельвановский включал в понятие конкурентоспособности экономики элементы производительности, эффективности и прибыльности, работающие в качестве средств достижения роста уровня жизни и материального благосостояния на территории региона или страны – в зависимости от того, о конкурентоспособности чьей экономики идет речь. В частности, исследователь определял конкурентоспособность экономики в качестве способности компаний и отраслей региона или страны создавать сравнительно высокий уровень доходов и заработной платы, оставаясь открытыми для национальной и международной конкуренции [7, c. 67].
Ю. В. Куренков определял конкурентоспособность экономики региона в качестве способности региональной экономики производить и потреблять товары и услуги в условиях конкуренции с товарами и услугами, произведенными в других регионах, результатом чего выступает рост уровня жизни населения при соблюдении международных экологических стандартов [19, c. 143].
Исследователи В. Н. Парахина и К. А. Парахин в основу конкурентоспособности региона также укладывают динамический процесс конкуренции, понимая под конкурентоспособностью региона способностью выдерживать конкуренцию на рынках трех видов и трех уровней. При этом понятия конкуренции конкурентоспособности не тождественны. Первое означает непосредственное действие хозяйствующих субъектов, второе – обладание субъекта дающими возможность осуществлять данные действия свойствами [29, c. 11]. В качестве уровней рынков конкурентной региональной среды отраженные на рисунке 1.1, мировой рынок, а также два рынка в пределах Российской Федерации: национальный и субфедеральный.
Рис. 1.1. - Уровни рынков конкурентной региональной среды
Говоря о трех видах рынков конкурентной региональной среды, В. Н. Парахина и К. А. Парахин выделяют рынок труда, рынок капитала и рынок производства товаров [29, c. 12] (рисунок 1.2).
Ю. В. Тестоедова связывала с успешным формированием конкурентоспособности постоянное повышение уровня производительности организаций и предприятий и их активную инвестиционную и инновационную деятельности. Именно это, по мнению исследователя, определяет, будет ли деятельность данных предприятий направлена в сторону совершенствования конкурентных преимуществ и повышения производительности экономики или нет, что подчеркивает особую роль данного механизма в формировании и поддержании долгосрочной конкурентоспособности экономики [41, c. 137].
Рис. 1.2. - Виды рынков конкурентной региональной среды
Так же, как это видно на рисунке 3, в процессе исследования найдена точка зрения, рассматривающая конкурентоспособность предприятия через призму понятий конкурентоспособности на различных уровнях экономической системы. В частности, Н. А. Волгин, считали, что конкурентоспособность продукции конкретных предприятий свидетельствует о конкурентоспособности самих предприятий и отрасли, к которым они принадлежат, региона, где находятся данные предприятия, а также страны в целом [6, c. 45].
Современный бизнес зачастую требует принятия быстрых и грамотных решений, от этого напрямую зависит возможность получения прибыли либо убытков. При этом скорость принятия решений очень важный фактор, особенно учитывая высокую динамику изменений рыночных условий, условий заключения и осуществления сделок и иных сопутствующих, в том числе финансовых факторов.