Введение
Глава 1 Обзор теорий ценообразования тарифов в страховой организации
1.1 Понятие и модели ценообразования в страховании
1.2 Методология ценообразования тарифов в страховой организации
1.3 Сравнение отечественной и зарубежной практики ценообразования тарифов в страховой организации
Глава 2 Анализ ценообразования тарифов в страховой организации СПАО «РЕСО-Гарантия»
2.1 Организационно-экономическая характеристика СПАО «РЕСО-Гарантия»
2.2 Сравнительный анализ ценообразования тарифов на примере добровольных видов страхования в СПАО «РЕСО-Гарантия» и АО СК «Альянс»
Глава 3 Направления совершенствования ценообразования тарифов в СПАО «РЕСО-Гарантия»
3.1 Проблемы ценообразования тарифов в СПАО «РЕСО-Гарантия»
3.2 Мероприятия по оптимизации ценообразования тарифов в СПАО «РЕСО-Гарантия»
Заключение
Библиографический список
Приложения
Ценовая политика фирмы определяется в первую очередь ее собственным потенциалом, наличием достаточного капитала, квалифицированных кадров, организацией дела, а не только состоянием спроса и предложения на рынке. Даже имеющийся спрос нужно быть способным удовлетворить, причем в нужное время, в нужном объеме, в нужном месте и при обеспечении нужного рынку качества товаров или услуг. Поэтому как первый шаг предстоит определиться в стратегии фирмы, ее реальных возможностях и лишь после этого формировать рыночное предложение, определять ценовую политику.
Актуальность данной темы обоснована тем, что весь процесс работы в области цен и ценовой стратегии своей отправной точкой имеет определение миссии и перспективной линии развития фирмы, и в ходе ее практической реализации любые действия в формировании и применении цен прежде всего согласуются со стратегической линией компании, со всеми изменениями, которым она подвергается в рамках жизнедеятельности на рынке. Вместе с тем, политика цен, управление ценообразованием играют такую важную роль в жизни фирмы, это является одним из основополагающих моментов в плане ее стратегического развития.
Страховая деятельность основана на прогнозировании исходов будущих событий, т.е. оценки вероятности наступления страхового случая. Цена страховой услуги характеризуется страховым тарифом, который зависит от информации о свершившихся фактах и от ожиданий относительно предстоящих событий.
Проблема исследования обусловлена тем, что даже при самых тщательных актуарных расчетах невозможно учесть и математически строго описать стохастическую природу риска, что неизбежно приводит к приближенным оценкам страхового тарифа. Это делает задачу ценообразования в страховании сложной и специфичной и, таким образом, требует применения системного подхода к управлению тарифами и прибылью страховщика.
Объект исследования: страховые тарифы.
Предмет исследования: совершенствование ценообразования тарифов в страховой организации.
Цель исследования: рассмотреть особенности ценообразования тарифов в страховой организации СПАО «РЕСО Гарантия» и сформировать направления совершенствования.
В соответствии с целью исследования были сформулированы задачи исследования:
– охарактеризовать понятие и модели ценообразования в страховании;
– рассмотреть методологию ценообразования тарифов в страховой организации;
– провести сравнение отечественной и зарубежной практики ценообразования тарифов в страховой организации;
– дать организационно-экономическую характеристику СПАО «РЕСО-Гарантия»;
– провести сравнительный анализ ценообразования тарифов на примере добровольных видов страхования в СПАО «РЕСО-Гарантия» и АО СК «Альянс»;
– выделить проблемы ценообразования тарифов в СПАО «РЕСО-Гарантия»;
– сформулировать мероприятия по оптимизации ценообразования тарифов в СПАО «РЕСО-Гарантия».
Методы исследования: описательный и сравнительный анализ, абстрагирование, количественный и качественный анализ персонала, интервьюирование, структурно-функциональный анализ.
Глава 1 Обзор теорий ценообразования тарифов в страховой организации
1.1 Понятие и модели ценообразования в страховании
В ценовой политике каждой компании важную роль играет выбор модели ценообразования. Данный процесс должен быть ориентирован на спрос и его эластичность, цены конкурентов и издержки. Издержки устанавливают нижний уровень цен, а также цены на товары-заменители и аналогичные товары. Цены конкурентов являются ориентиром на предполагаемую стоимость, а спрос устанавливает верхнюю границу цены на определённый вид товара или услуги[1].
При выборе необходимой модели ценообразования нужно выполнять три очень важных условия[2]:
- Каждая организация должна обеспечить свою деятельность финансовыми ресурсами. Т.е. цена на товары или услуги должна покрывать все виды затрат фирмы, которые связаны с её деятельностью.
- Предприятие должно не только покрывать свои затраты, но и получать максимальную или достаточную прибыль.
- Цена, которую потребитель согласен заплатить за товар или услугу, очень зависит от цен конкурентов на такие товары.
Рассмотрим модели ценообразования более подробно.
1 Модели ценообразования, которые ориентированы на издержки.
Главной задачей стратегии ценообразования, ориентированной на издержки, является покрытие всех или весомой части затрат.
Расчёт издержек производится исходя из данных производственного планирования и учёта, т.е. из расчёта себестоимости товаров и услуг.
Основными моделями ценообразования, ориентированными на издержки, являются:
- модель маржинальных издержек;
- модель полных издержек;
- модель рентабельности инвестиций.
1) Суть модели маржинальных издержек состоит в отдельном учёте условно постоянных и условно переменных затрат[3].
Формирование цены производится посредством добавления к сумме переменных затрат суммы, которая покрывает условно постоянные затраты и обеспечивает достаточную прибыль.
При правильном подходе переменные (прямые) издержки должны являться пределом, ниже которого ни один производитель не будет оценивать свою продукцию. На практике переменные издержки могут в определенных условиях, когда имеются большие незагруженные мощности и стоит вопрос о выживании фирмы, выступать нижним пределом цены.
Если в случае применения метода полных затрат расчет начинается с суммирования всех затрат, связанных с производством продукции, то в случае метода прямых затрат фирма начинает с оценки потенциального объема продаж по каждой предполагаемой цене. Подсчитывается сумма прямых переменных затрат и определяется величина наценки («маржинальной» прибыли) на единицу продукции и на весь объем прогнозируемых продаж по предполагаемой цене. Вычитая из полученных суммарных наценок постоянные расходы, определяют прибыль при реализации продукции.
Метод прямых затрат позволяет с учетом условий сбыта находить оптимальное сочетание объемов производства, цен реализации и расходов по производству продукции. Однако он может быть с уверенностью использован при установлении цен только тогда, когда имеются неиспользованные резервы производственных мощностей и когда все постоянные расходы возмещаются в ценах, установленных из текущего объема производства.
2) Модель полных издержек заключается в превышении стоимости товара над издержками. При этом достигается необходимый уровень прибыльности. Суть метода, основанного на определении полных издержек (метод «издержки плюс»), состоит в суммировании совокупных издержек (переменные (прямые) плюс постоянные (накладные) издержки) и прибыли, которую фирма рассчитывает получить[4].
Методика расчета цен на основе полных издержек является одной из самых популярных среди большинства предприятий России, так как достаточно удобна. Также к достоинствам данного метода ценообразования относят[5]:
- Снижение ценовой конкуренции. Если этим методом пользуется большинство фирм отрасли, то их цены, скорее всего, будут схожими, поэтому ценовая конкуренция сводится к минимуму.
- Равенство покупателей и продавцов. При высоком спросе продавцы не наживаются за счет покупателей и вместе с тем имеют возможность получить справедливую норму прибыли.
Однако метод полных издержек имеет два больших недостатка[6]:
1) при установлении цены не принимаются во внимание имеющийся спрос на товар и конкуренция на рынке, поэтому возможна ситуация, когда товар при данной цене не будет пользоваться спросом, а продукция конкурентов может быть лучше по качеству и более известна покупателю благодаря рекламе и т. п.;
2) отнесение на себестоимость товара постоянных издержек, которые являются условными и искажают подлинный вклад продукта в доход предприятия.
Метод полных затрат наиболее распространен на предприятиях с четко выраженной товарной дифференциацией для расчета цен традиционных товаров, а также для установления цен на совершенно новый товар, не имеющий ценовых прецедентов.
3) Суть модели рентабельности инвестиций заключается в установлении таких цен на товары и услуги, которые бы обеспечили должный уровень возврата инвестиций.
Метод учета рентабельности инвестиций также относится к группе методов расчета цен на основе издержек. Основная задача данного метода состоит в том, чтобы оценить полные затраты при различных программах производства товара, определить объем выпуска, реализация которого по определенной цене позволит окупить соответствующие капиталовложения. Данный метод – единственный из всех, который учитывает платность финансовых ресурсов, необходимых для производства и реализации товара. Метод успешно подходит при принятии решений о величине объема производства нового для предприятия товара с известной рыночной ценой.
Основной недостаток метода – использование процентных ставок, которые в условиях инфляции весьма неопределенны во времени[7].
2 Модели ценообразования, ориентированные на потребителей.
Очень часто на предприятиях применяются такие модели ценообразования:
- тендерный метод;
- метод ценообразования по ощущаемой стоимости.
Метод тендерного ценообразования направлен на покупательское восприятие цены в сравнении с ценами конкурентов. Для того чтобы компания смогла выиграть тендер, ей необходимо правильно установить цены.
Ценообразование по ощущаемой стоимости заключается в формировании цены, основываясь на покупательской оценке товара или услуги. Для определения покупательской оценки применяются специальные методики.