Введение
Глава 1 Теоретические аспекты бухгалтерского учета и
налогообложения в организациях оптовой торговли, применяющих
общий режим налогообложения
1.1 Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета
и налогообложения
1.2 Понятия и условия применения общей системы налогообложения
- 3 Порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности
- 4 Налоговый учет и отчетност
Глава 2. Бухгалтерский учет и налогообложение в ООО «Премиум»
2.1 Организационно-экономическая и финансовая характеристика
деятельности ООО «Премиум
2.2 Особенности ведения бухгалтерского учета в ООО «Премиум»
2.3 Порядок налогообложения в ООО «Премиум»
Глава 3. Направления совершенствования бухгалтерского учета и налогообложения
в ООО «Премиум»
3.1 Рекомендации по повышению эффективности организации бухгалтерского
учета
3.2 Предложения по улучшению организации налогового учета
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Общая система налогообложения отличается достаточно большим перечнем отчислений, которые вменяются в обязанность хозяйствующему субъекту. Некоторые предприятия добровольно выбирают такой режим, некоторые вынуждены это сделать.
Актуальность темы обусловлена тем, что многие предприниматели, стремясь минимизировать бремя и упростить бухгалтерскую работу, выбирают специальные режимы обложения. Однако в таких случаях субъекты должны соответствовать ряду требований, установленных законодательством. В противном случае по умолчанию за ними будет признана общая система налогообложения (ОСНО).
Для большинства компаний, которые занимаются оптовыми продажами, производством, внешнеэкономической деятельностью, регистрация общества с ограниченной ответственностью (ООО) с полной формой налогообложения является оптимальным форматом. Дело в том, что большая часть оптовых товаров продается с учетом налога на добавленную стоимость, который подразумевает получение налогового вычета для покупателей. По этой причине крупные организации неохотно сотрудничают с поставщиками, не являющимися плательщиками НДС, так как при сделках с ними они не имеют возможности компенсировать налоговые обязательства. При этом необходимо отметить, что режим ОСНО вызывает много трудностей с точки зрения ведения бухгалтерского учета и налогообложения. Предприятие на ОСНО ведет полномасштабный учет, используя для этого все требуемые бухгалтерские счета с субсчетами и аналитикой, а также заполняет налоговые регистры, составляет отчетность.
Цель работы – провести комплексное исследование бухгалтерского учета и налогообложения в организациях оптовой торговли, применяющих общий режим налогообложения.
Для реализации цели работы были поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета
и налогообложения;
- Изучить понятия и условия применения общей системы налогообложения;
- Ознакомиться с порядком ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;
- Рассмотреть налоговый учет и отчетность;
- Проанализировать организационно-экономическую и финансовую характеристику деятельности ООО «Премиум»;
- Ознакомиться с особенностями ведения бухгалтерского учета в ООО «Премиум»;
- Рассмотреть порядок налогообложения в ООО «Премиум»;
- Дать рекомендации по повышению эффективности организации бухгалтерского
учета;
- Выявить предложения по улучшению организации налогового учета.
Объект исследования – организация оптовой торговли, применяющая общий режим налогообложения, ООО «Премиум».
Предмет исследования – бухгалтерский учет и налогообложение в ООО «Премиум».
Научная новизна исследования состоит в построении адаптированной модели бухгалтерского учета и налогообложения для организации оптовой торговли, применяющей общий режим налогообложения и разработке методики учета активов, обязательств, их движения, доходов и расходов, позволяющей на основе данных бухгалтерских регистров формировать бухгалтерскую (финансовую) и налоговую отчетность предприятия.
Практическая значимость результатов исследования состоит в конкретных рекомендациях и предложениях по совершенствованию бухгалтерского учета и налогообложения в ООО «Премиум».
Глава 1 Теоретические аспекты бухгалтерского учета и
налогообложения в организациях оптовой торговли, применяющих общий режим налогообложения
1.1 Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета
и налогообложения
Основной нормативный документ в области ведения бухгалтерского учета Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Данный закон состоит из четырех объемных глав.
- «Общие положения» - устанавливает цели, предмет и сферу действия самого закона. В ней также вводятся ключевые термины, используемые в документе.
- Вторая глава закона устанавливает общие требования к бухгалтерскому учету. Она состоит из 14 статей и рассматривает все основные аспекты: учетная политика, первичные документы, регистры бухучета, инвентаризация, отчетность и т. п.
- Глава третья говорит о регулировании бухгалтерского учета в России в целом. Она устанавливает принципы, определяет субъектов регулирования, распределяет функции государственного и негосударственного регулирования бухучета. В этой главе отдельно отметим статью, посвященную разработке федеральных стандартов в области бухгалтерского учета.
- Четвертая глава о заключительных положениях, а именно, хранение документов бухгалтерского учета, об особенностях применения закона, о признании утратившими силу отдельных законодательных актов, а также о вступлении в силу закона.
Действующие положения по бухгалтерскому учету представлены в таблице 1.1
Таблица 1.1
Положения по бухгалтерскому учету
ПБУ
|
Название
|
Приказ, утверждающий ПБУ
|
ПБУ 1/2008
|
Учетная политика организации
|
Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 106н
|
ПБУ 3/2006
|
Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте
|
Приказ Минфина России от 27.11.2006 N 154н
|
ПБУ 4/99
|
Бухгалтерская отчетность организации
|
Приказ Минфина России от 06.07.1999 N 43н
|
ПБУ 5/01
|
Учет материально-производственных запасов
|
Приказ Минфина России от 09.06.2001 N 44н
|
ПБУ 6/01
|
Учет основных средств
|
Приказ Минфина России от 30.03.2001 N 26н
|
ПБУ 9/99
|
Доходы организации
|
Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 32н
|
ПБУ 10/99
|
Расходы организации
|
Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 33н
|
ПБУ 11/2008
|
Информация о связанных сторонах
|
Приказ Минфина России от 29.04.2008 N 48н
|
ПБУ 12/2010
|
Информация по сегментам
|
Приказ Минфина России от 08.11.2010 N 143н
|
ПБУ 15/2008
|
Учет расходов по займам и кредитам
|
Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 107н
|
ПБУ 18/02
|
Учет расчетов по налогу на прибыль организаций
|
Приказ Минфина России от 19.11.2002 N 114н
|
ПБУ 22/2010
|
Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности
|
Приказ Минфина России от 28.06.2010 N 63н
|
ПБУ 23/2011
|
Отчет о движении денежных средств
|
Приказ Минфина России от 02.02.2011 N 11н
|
Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению», устанавливает назначение и порядок ведения счетов бухгалтерского учета для обобщения методом двойной записи информации об активах, капитале, обязательстве и хозяйственных операциях предприятий. На ее основе предприятие формирует Рабочий план счетов.
Приказ Минфина РФ от 13 июня 1995 г. N 49 (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» предусматривает, что для подтверждения правильности и достоверности, данных бухгалтерского учета и отчетности, предусмотрено проведение предприятиями, их объединениями и хозрасчетными организациями независимо от форм собственности инвентаризации имущества, средств и финансовых обязательств. Ответственность за организацию инвентаризации несет руководитель предприятия, который должен создать необходимые условия для ее проведения в сжатые сроки, определить объекты, количество и сроки проведения инвентаризации, кроме случаев, когда проведение инвентаризации является обязательным.
Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) применяют для формирования консолидированной отчётности организаций, попавших под действие Закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Это набор документов (стандартов и интерпретаций), регламентирующих правила составления финансовой отчётности, необходимой внешним пользователям для принятия ими экономических решений в отношении предприятия. Международные стандарты финансовой отчетности представлены в таблице 1.2.
Таблица 1.2
Международные стандарты финансовой отчетности (IAS)
Международный стандарт финансовой отчетности (IAS)
|
Нормативный акт, на основании которого МСФО введен на территории РФ
|
МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности"
|
Приказ Минфина России от 28.12.2015 N 217н
|
МСФО (IAS) 2 "Запасы"
|
МСФО (IAS) 7 "Отчет о движении денежных средств"
|
МСФО (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки"
|
МСФО (IAS) 10 "События после отчетного периода"
|
МСФО (IAS) 12 "Налоги на прибыль"
|
МСФО (IAS) 16 "Основные средства"
|
МСФО (IAS) 17 "Аренда"
|
МСФО (IAS) 18 "Выручка"
|
МСФО (IAS) 19 "Вознаграждения работникам"
|
МСФО (IAS) 26 "Учет и отчетность по пенсионным программам"
|
МСФО (IAS) 27 "Отдельная финансовая отчетность"
|
МСФО (IAS) 34 "Промежуточная финансовая отчетность"
|
МСФО (IAS) 38 "Нематериальные активы"
|
Основу функционирования налоговой системы РФ на современном этапе составляет Налоговый кодекс (далее – НК РФ), в соответствии с которым законодательство РФ о налогах и сборах включает в себя:
- НК РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах;
- законы и нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ в соответствии с НК РФ;
- нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, принятые в соответствии с НК РФ.
Именно общая система налогообложения применяется большинством организаций в России. Общий режим не выделяется в Налоговом кодексе и не представлен каким-то одним налогом, в отличие от специальных режимов. Каждому из них в НК РФ посвящена отдельная глава – с подробными условиями, описанием всех налогов и сроками уплаты.
В общей системе налогообложения (далее – ОСНО), налогоплательщики уплачивают в бюджет следующие федеральные налоги, а также взносы во внебюджетные фонды.
- Налог на прибыль организаций. Уплата этого налога регулируется главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
- Налог на добавленную стоимость (далее – НДС), уплата которого регулируется главой 21 НК РФ.
- Статьями 226, 226.1 НК РФ регламентирован порядок и сроки уплаты НДФЛ налоговыми агентами.
- Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, в Фонд социального страхования РФ, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ. Уплата взносов регулируется Федеральным законом от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (в редакции от 29.12.2015 г.).
- Взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплата которых регулируется Федеральным законом от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (в редакции от 29.12.2015 г.).
В отдельных случаях организации, а также с учетом специфики вида деятельности, в дополнение к перечисленным выше налоговым платежам, платят следующие виды федеральных налогов и сборов:
- акцизы (глава 22 НК РФ),
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (глава 25.1 НК РФ),
- водный налог (глава 25.2 НК РФ),
- налог на добычу полезных ископаемых (глава 26 НК РФ),
- государственная пошлина (глава 25.3 НК РФ.
- Региональные налоги, которые уплачивают налогоплательщики, применяющие ОСНО: транспортный налог (глава 28 НК РФ и законы субъектов Российской Федерации), налог на имущество организаций (глава 30 НК РФ и законы субъектов Российской Федерации), налог на игорный бизнес (глава 29 НК РФ и законы субъектов Российской Федерации).
- Местные налоги и сборы, которые уплачивают налогоплательщики применяющие ОСНО:
- земельный налог (глава 31 НК РФ и нормативно-правовые акты представительных органов муниципальных образований РФ),
- торговый сбор (глава 33 НК РФ и нормативно-правовые акты представительных органов муниципальных образований РФ).
Дополняют нормативную базу налогового законодательства РФ федеральные и региональные законы по отдельным налогам. Кроме того, сложилась обширная арбитражная практика по вопросам налогообложения. Таким образом, нормативно-правовая база, регламентирующая налоговые правоотношения, достаточно велика, что, кстати, является существенным недостатком действующей системы налогообложения.
Все, что предусмотрено НК РФ, обязательно к исполнению. Все, что противоречит НК РФ, трактуется в пользу налогоплательщика. Можно признать любой нормативный правовой акт не соответствующим НК РФ, если он изменяет или ограничивает права налогоплательщиков, запрещает им какие-либо действия (бездействие), разрешает или запрещает положения, установленные НК РФ.
В НК РФ изложены следующие общие условия установления налогов и сборов: при введении налогов должны быть определены все элементы налогообложения; в необходимых случаях могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком; акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить; все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
1.2 Понятия и условия применения общей системы налогообложения
Под системой налогообложения понимают порядок взимания налогов, то есть тех денежных отчислений, которые каждое лицо, получающее доход, отдаёт государству. Налоги платят не только предприниматели, но и обычные граждане, чей доход состоит, как правило, из зарплаты. При грамотном планировании налоговая нагрузка бизнесмена может быть ниже, чем подоходный налог наемного работника.
Согласно ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:
- объект налогообложения – прибыль, доход или иная характеристика, при появлении которой возникает обязанность платить налог;
- налоговая база – денежное выражение объекта налогообложения;
- налоговый период – период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога к уплате;
- налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;
- порядок исчисления налога;
- порядок и сроки уплаты налога.
На сегодняшний день в России юридические лица, осуществляющие торговую деятельность, могут работать в рамках следующих налоговых режимов (систем налогообложения):
– общая система налогообложения (ОСНО);
– упрощённая система налогообложения (УСН) в двух разных вариантах: с объектом «доходы» и с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов»;
– единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
Рассмотрим общую систему налогообложения.
Общая система налогообложения – понятие, существующее для совокупности законов, правил, которыми регламентируются учет и налоги предприятий различных организационных форм (ООО, ПАО прочих), не находящихся на специальных налоговых режимах.
Общую систему налогообложения называют еще основной системой налогообложения, а сокращение этого названия может выглядеть и как ОСН, и как ОСНО.