Введение
ГЛАВА 1. ПРИНЦИП ВСЕОБЩНОСТИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА
1.1. Ограничения всеобщего избирательного права
1.2. Международные стандарты установления избирательных цензов
ГЛАВА 2. ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ЦЕНЗОВ
2.1. Конституционно-правовое закрепление ценза гражданства
2.2. Пассивное избирательное право в системе индивидуальных или коллективных прав
Заключение
Список источников и литературы
Современные демократические государства в качестве одного из ключевых политических прав своих граждан закрепляют право на участие в управлении делами государства. Данное право может быть реализовано в первую очередь благодаря таким конституционно-правовым институтам, как свободные выборы и референдум.
Однако необходимо отметить, что вышеназванное право не означает, что все лица без исключения обладают равной возможностью принимать участие в процедуре формирования представительных органов власти, а также в процедуре избрания выборных должностных лиц.
Избирательные цензы устанавливаются как для пассивного, так и для активного избирательного права. Необходимо отметить такой важный факт, что, несмотря на то, что большинство цензов носят правоограничительный характер, недемократическими признаются лишь отдельно взятые цензы, имеющие место в основном при тоталитарных режимах. Это расовый, имущественный и некоторые другие цензы.
Демократии признают возможным ограничение активного избирательного права в ряде случаев, не противоречащих Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года.
Конституция РФ и федеральные законы устанавливают основные гарантии избирательных прав на выборах в органы государственной власти на федеральном, региональном и местном уровнях, которые не могут быть изменены, ограничены актами субъектов РФ, но могут быть дополнены новыми гарантиями посредством принятия правовых актов.
Вопросы, связанные с обеспечением реализации избирательных прав граждан России, продолжают оставаться актуальными и в настоящее время в свете проведения очередного реформирования избирательной системы государства. Актуальность настоящего исследования заключается также в том, что сравнительный анализ норм избирательного законодательства, процедур проведения выборов, отдельных стадий избирательного процесса стран, имеющих различное историческое развитие, иную правовую систему и порядок решения задач, форм и методов проведения выборов, позволит не только определить тенденции развития избирательного права и избирательной системы России в целом, но и выработать предложения по решению практических задач, возникающих в ходе проведения выборов в Российской Федерации.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе ограничения избирательных прав граждан на всех уровнях осуществления власти.
Предмет исследования составляют нормы законодательных актов РФ и других стран, в том числе актов международного уровня, регулирующие случаи ограничения избирательных прав граждан, сформировавшиеся в процессе избрания органов власти.
Целью настоящей работы является выявление закономерностей конституционного ограничения избирательных прав граждан, а также, выработка предложений по совершенствованию российского законодательства.
Для достижения указанной цели ставятся и решаются следующие задачи: 1) раскрыть сущность принципа всеобщности избирательного права и проанализировать случаи ограничения избирательных прав; 2) рассмотреть нормы международного и зарубежного законодательства об установлении избирательных цензов; 3) провести анализ конституционно-правового закрепления ценза гражданства; 4) рассмотреть актуальные вопросы определения пассивного избирательного права в системе индивидуальных или коллективных прав.
Структура курсовой работы строилась в соответствии с поставленными задачами и состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка источников и литературы.
ГЛАВА 1. ПРИНЦИП ВСЕОБЩНОСТИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА
1.1. Ограничения всеобщего избирательного права
Принцип всеобщности избирательного права является одним из основных принципов, который наряду с принципами равного, прямого и тайного голосования является неотъемлемой составляющей избирательных систем демократических государств.
Как отмечал Г. Мейер, «под всеобщим правом голосования нужно бы разуметь такую постановку избирательного права, при которой в выборах могут принимать участие все, без всякого исключения. Но такая форма избирательного права никогда не существовала и никогда не будет существовать. Некоторые категории должны быть отстранены от пользования этим правом, а именно, – дети и душевнобольные… Затем избирательного права обыкновенно не имеют лишенные гражданских прав чести, находящиеся под опекой или конкурсом, пользующиеся или пользовавшиеся общественной благотворительностью. Часто пользование избирательным правом ставится в зависимость от определенного времени, которое избиратель должен прожить в своем избирательном округе. Несмотря на эти ограничения, право голосования всё-таки называется всеобщим, и только в том случае, если помимо перечисленных, требуются еще и другие, особые условия для избирательного права, говорит об ограниченном праве голосования».
В настоящее время данный принцип предполагает предоставление избирательного права гражданам независимо от оснований приобретения гражданства, социального происхождения, имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, образования, языка, отношения к религии, характера занятий и политических убеждений. Запрещаются какие-либо прямые или косвенные ограничения избирательных прав граждан по признакам пола, расы, национальной принадлежности, языка, имущественного и должностного положения, политических и религиозных убеждений, а также по другим основаниям. Женщины участвуют в выборах наравне с мужчинами, военнослужащие – наравне с гражданскими лицами.
Несмотря на то, что положения принципа всеобщности избирательного права имеют в своей основе естественно-правовые идеи, его формирование и формальное закрепление проходило в процессе ожесточенной борьбы отдельных категорий лиц за свои политические права.
Идеи политической свободы и политического равенства являются господствующими идеями XVIII века. В избрании народных представителей, по мнению Ш.-Л. Монтескье, должны принимать участие все вообще граждане, за исключением тех, кто находится в таком состоянии низости, что не считается способным к обладанию свободной волей. Что касается Ж.-Ж. Руссо, то, в применении к непосредственному народовластию, он формулирует начало, лежащее в основе всеобщего избирательного права: должны быть спрошены все, решать должно большинство.
Естественно-правовая концепция всеобщего избирательного права отчетливо формулируется в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Согласно ст. 6 Декларации закон является выражением общей воли. Все граждане имеют право содействовать, лично или через посредство своих представителей, его установлению. Вместе с тем при обсуждении французской Конституции 1791 г. единственным выступлением в защиту всеобщего избирательного права является речь, произнесенная в заседании 25 января 1790 года М. Робеспьером. М. Робеспьер справедливо указывает на непримиримое противоречие, существующее между избирательным цензом, с одной стороны, и основными началами Декларации прав человека и гражданина, с другой. Закон не может быть выражением общей воли, если большинство тех, для кого он издается, не принимает участия в его установлении. Нельзя говорить о всеобщем равенстве, если одни обладают исключительно пассивным избирательным правом, другие исключительно активным, а некоторые не обладают ни тем, ни другим. Народ не является сувереном, если большая часть индивидов, его образующих, лишена избирательных прав. Однако идеи всеобщего избирательного права не получили должной поддержки, и установившиеся цензы были отменены лишь в результате упорного отстаивания своих интересов лицами, права которых были ущемлены. Вследствие этого всеобщее избирательное право в большинстве стран утвердилось лишь в XX в.