Введение
ГЛАВА 1. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Уголовная политика России в сфере экономической деятельности
1.2. Экономическая преступность как угроза экономической безопасности
ГЛАВА 2. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Особенности предупреждения преступлений в сфере экономической деятельности
2.2. Предупреждение преступлений, связанных с производством и реализацией товаров на потребительском рынке
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
Предпринимательская и иная экономическая деятельность, связанная с производством и продажей товаров, выполнением работ и оказанием услуг, играет ключевую роль в обеспечении сбалансированности и инновационного развития отечественной экономики. В условиях продолжающегося финансового и экономического кризиса все острее встает вопрос об особой ответственности бизнеса за судьбы населения и экономики страны в целом. И тем больший общественный резонанс вызывают случаи многомиллиардного вывоза капитала за рубеж, криминальных банкротств, злостного уклонения юридических лиц от уплаты налогов, таможенных платежей и кредиторской задолженности. Преступления в сфере экономической деятельности составляют значительную долю экономической преступности и не только наносят ущерб потерпевшим и бюджету нашей страны, но и создают реальную угрозу экономической безопасности Российской Федерации.
Сегодня предупреждение преступности – основное направление деятельности государства и общества в борьбе с этим социально-негативным проявлением. И если уголовное наказание оказывает влияние на преступность посредством воздействия на личность преступника, то меры предупреждения обращены на устранение или нейтрализацию причин и условий, порождающих преступность. Именно поэтому предупредительная деятельность по своему содержанию, масштабам мероприятий и количеству субъектов, участвующих в ней, значительно шире, чем практика применения уголовного наказания.
Анализ состояния и динамики экономической преступности, личности преступников, причинного комплекса не является самоцелью, а выступает необходимым условием целенаправленного предупреждения преступлений в сфере экономической деятельности. Такое предупреждение по своей сути состоит в воздействии на негативные факторы, обуславливающие появление и воспроизводство преступлений, способствующие их совершению, нейтрализации влияния указанных факторов или их устранения.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена также тем, что отмечаются изменения в характере и структуре преступности в сфере экономической деятельности, что подтверждается статистическими данными.
Объектом исследования курсовой работы являются общественные отношения, обусловливающие преступность в сфере экономической деятельности в условиях современной социально-экономической ситуации в России, а также специфические задачи и функции, объективные возможности и субъективные обстоятельства, обусловливающие предупреждение проявлений этой преступности. Предметом исследования являются криминологические аспекты данной проблемы, характеристика преступности в сфере экономической деятельности и особенности ее предупреждения.
Целью курсовой работы является изучение криминологических особенностей преступности в сфере экономической деятельности, а также определение основных способов ее предупреждения.
Исходя из целей исследования, задачами курсовой работы являются:
1) проанализировать российскую уголовную политику в сфере экономической деятельности;
2) рассмотреть экономическую преступность как угрозу экономической безопасности;
3) рассмотреть и выявить особенности предупреждения преступлений в сфере экономической деятельности;
4) изучить особенности предупреждения преступлений в сфере экономической деятельности, связанных с производством и реализацией товаров на потребительском рынке.
Структура курсовой работы строилась в соответствии с поставленными задачами и состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Уголовная политика России в сфере экономической деятельности
Современное состояние экономики России адекватно отражает характер политических и экономических реформ 1990-х годов. Суть последних состояла, прежде всего, в «замене неэффективного собственника, каковым оказалось советское государство, на эффективного частного собственника-предпринимателя, и создании условия для свободной экономической деятельности и конкурентной среды». При этом отечественный законодатель счел необходимым установить для охраны формирующейся рыночной экономики максимальные средства защиты – уголовно-правовые меры. Как результат, с момента принятия Уголовного кодекса Российской Федерации основным методом воздействия на участников экономического оборота в российской рыночной экономике в целях предотвращения отклоняющегося экономического поведения становится уголовная репрессия. И законодатель не останавливается на достигнутом, продолжая вводить в главу 22 УК РФ все новые составы экономических преступлений, считая, что любые общественно опасные формы индивидуального поведения в экономической сфере можно устранить лишь путем уголовно-правового воздействия на них.
Так, за период с 2011 по 2015 г. глава 22 УК РФ подвергалась изменениям и дополнениям, которые содержались в восемнадцати (!) федеральных законах. Как отмечает Н.А. Лопашенко, такие изменения не имеют общей идеологии и методологии, вызываются и обосновываются разовыми, иногда конъюнктурными, интересами, а это неизбежно сказывается как на качестве уголовного закона, так и на практике его применения.
В частности, в главу 22 УК РФ за последние пять лет было включено семь новых составов экономических преступлений:
- внесение заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карту-план территории (ст. 170.2 УК РФ) – в 2015 г.;
- фальсификация финансовых документов учета и отчетности финансовой организации (ст. 172.1 УК РФ); приобретение, хранение, перевозка, переработка в целях сбыта или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины (ст. 191.1 УК РФ); контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий (ст. 200.2 УК РФ) – в 2014 г.;
- совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов (ст. 193.1 УК РФ); контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов (ст. 200.1 УК РФ) – в 2013 г.;
- незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица (ст. 173.2 УК РФ) – в 2011 г.
Многие из вышеназванных изменений связаны с введением таких уголовно-правовых запретов, обоснованность которых вызывает серьезное сомнение. Например, криминологически не обоснована криминализация предоставления документа, удостоверяющего личность, или выдачи доверенности, если эти действия совершены для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставном лице (ч. 1 ст. 173.2 УК РФ). Прежде всего, серьезные нарекания вызывает качество данной нормы. Во-первых, возникает вопрос, почему в тени остались действия, направленные на внесение в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений о подставном лице. Ведь индивидуальные предприниматели являются такими же участниками хозяйственного оборота в рыночной экономике. Во-вторых, рассматриваемая норма дублируется нормой ч. 3 ст. 327 УК РФ, предусматривающей ответственность за использование заведомо подложного документа. В-третьих, законодатель упустил из виду и лицензируемые виды деятельности, когда помимо документов о регистрации в качестве юридического лица и постановке на налоговый учет требуется получение лицензии на конкретный лицензируемый вид деятельности. Можно предположить, что те же самые документы могут быть поданы для внесения сведений о подставном лице в государственные сводные реестры лицензий (реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; реестр лицензий в области связи; реестр лицензий на медицинскую деятельность и др.). Таким образом, налицо оторванность законодателя от реалий легального сектора экономики и несогласованность норм уголовного закона с положениями гражданского, налогового права.