Введение
- Бизнес-планирование и основные принципы его организации
1.1. Бизнес- план и роль анализа в разработке основных показателей становления и развития бизнеса
1.2. Цели, задачи и информационная база и методы экономического анализа в сметном планировании
1.3. Краткая экономическая характеристика объекта исследования
- Использование экономического анализа в планировании
2.1. Экспресс оценка финансового состояния
2.2. Разработка финансового плана предприятия
2.2.1. План доходов и расходов
2.2.2. План движения денежных средств
2.2.3. Прогнозный баланс
- Оценка финансового состоянии предприятия в планируемом периоде
Заключение
Библиографический список
В течение длительного времени управление в нашей стране основывалось преимущественно на прямом администрировании, а роль экономических законов, присущих рыночным отношениям, игнорировалась. Общепринятые в мировой практике экономические регуляторы не использовались. Планирование основывалось на возможностях производства, а не на потребностях населения. Экономическими стимулами к расширению деятельности и улучшению обслуживания потребителей были в основном весьма умеренные премии за выполнение и перевыполнение плановых заданий. Основные показатели устанавливались и доводились до предприятий вышестоящими органами и были обязательны к исполнению. При этом мнение самих организаций об обоснованности таких планов и плановых заданий зачастую игнорировалось.
С началом экономических реформ 90-х годов прошлого XX века страна вступила в новый исторический этап своего развития. Формирование механизмов и инструментов рыночной экономики предполагает необходимость кардинальных изменений, особенно в области планирования.
Правильно организованная система планирования — самый ценный институт организации с точки зрения обеспечения успешности и конкурентоспособности этой компании на перспективу. Отсутствие технологии планирования приводит к тому, что сотрудники планово-экономических и финансовых служб подготавливают документы, по которым затруднительно принимать оперативные решения по управлению финансами и экономикой предприятия. Подготовленная в плановом (финансовом) отделе информация часто не может быть оперативно сопоставлена с фактическими данными, а когда такая возможность появляется, проведение анализа уже становится неактуальным, поскольку корректирующие план решения принимать слишком поздно.
Следует подчеркнуть, что основным недостатком работы многих планово-экономических служб является отсутствие документов, предоставляющих руководству возможность оценить будущее состояние предприятия (например, через месяц), знать, какими оборотными средствами оно будет располагать, принимать решения по их наиболее эффективному распределению. Необходимыми для этого документами являются: отчет о прибылях и убытках, плановый агрегированный баланс, план движения денежных средств. Выходом из такого положения в условиях рынка является организация на предприятии системы внутрихозяйственного планирования. Внедряя планирование, руководители, как правило, начинают более четко понимать свои цели, корректировать бюджеты. Что, в свою очередь, повышает точность планирования.
Планирование и контроль результатов деятельности предприятия невозможно без формирования бюджета как основного инструмента гибкого управления предприятием, обеспечивающего точной, полной и своевременной информацией высшее руководство. В бюджете предприятия находят свое отражение результаты планирования и контроля в виде плановых, ожидаемых и фактических данных и отклонение фактических показателей от плановых. С его помощью разрабатывается стратегия развития торговой организации в условиях конкуренции и нестабильности, анализируется и контролируется работа структурных подразделений. Поэтому бюджет служит для руководства важным инструментом при разработке мероприятий по достижению целей предприятия.
Таким образом как мне кажется выбранная мной тема имеет несомненно актуальное значение.
Главная цель данной курсовой работы заключается в изучении роли экономического анализа в сметном планировании.
Для достижения главной цел необходимо решить ряд задач, таких как:
- Определить сущность бизнес планирования и роль экономического анализа в нем
- Рассмотреть основные показатели финансового плана и порядок их расчета
- Рассмотреть основы сметного планирования
- Провести анализ исполнения смет
-
Бизнес-планирование и основные принципы его организации.
1.1. Бизнес- план и роль анализа в разработке основных показателей становления и развития бизнеса
Бизнес-план одно из основных средств управления организацией; он составляется в случаях:
- обоснования и осуществления инвестиционных проектов;
- реализации отдельных крупных хозяйственных операций;
- эмиссии ценных бумаг;
- определения перспектив развития фирмы;
- проведения реорганизационных мероприятий;
- финансового оздоровления организации.
Пользователями бизнес-плана являются: учредители-собственники, партнеры и смежники организации, потенциальные инвесторы, банки, государственные органы.
В состав бизнес-плана входят:
- резюме (краткое, содержательное изложение целей составления бизнес-плана, способов его реализации, необходимых источников финансирования, финансовых результатов);
- описание бизнеса (разделы описания продукции, маркетинга, конкуренции, производства и др.);
- финансовый план (расчеты экономической эффективности, бюджет денежных средств, прогнозный баланс, расчет основных финансовых коэффициентов);
- организационный, юридический разделы, страхование (учредительные документы, лицензии и. т. д.).
Основой бизнес-плана по становлению и развитию бизнеса является финансовый анализ отчетности организации; главным инструментом формирования — сметное планирование.
Общая схема экономического анализа в разработке и мониторинге бизнес-плана представлена на рисунке 1.
Рис. 1.1 Экономический анализ в разработке и мониторинге бизнес-плана
1.2. Цели, задачи и информационная база и методы экономического анализа в сметном планировании
Чтобы эффективно составить смету, необходимо четко знать методы анализа в сметном планировании.
Прогнозирование и сметное планирование представляет собой сложный многоступенчатый и итеративный процесс, в ходе которого должен решаться обширный круг различных проблем, для чего необходимо использовать в сочетании самые разнообразные методы[1].
В теории и практике плановой деятельности за прошедшие годы накоплен значительный набор различных методов разработки прогнозов и планов.
По оценкам ученых, насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования; на практике же в качестве основных используется лишь 15-20.
Развитие информатики и средств вычислительной техники создает возможность расширения круга используемых методов экономического анализа для прогнозирования и планирования и их совершенствования.
По степени формализации методы экономического анализа можно подразделить на интуитивные и формализованные.
Интуитивные методы базируются на интуитивно-логическом мышлении. Они используются в тех случаях, когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта прогнозирования или объект слишком прост и не требует проведения трудоемких расчетов. Такие методы целесообразно использовать и в других случаях в сочетании с формализованными методами для повышения точности прогнозов.
Среди интуитивных методов широкое распространение получили методы экспертных оценок. Они используются как в нашей стране, так и за рубежом для получения прогнозных оценок развития производства, научно-технического прогресса, эффективности использования ресурсов и т.п.
Применяются также методы исторических аналогий и прогнозирования по образцу. Здесь имеет место своеобразная экстраполяция. Техника прогнозирования состоит в анализе высокоразвитой системы (страны, региона, отрасли) одного и того же приближенного уровня, который теперь имеется в менее развитой аналогичной системе, и на основании истории развития изучаемого процесса в высокоразвитой системе строится прогноз для менее развитой системы.
К формализованным методам относятся методы экстраполяции и методы моделирования. Они базируются на математической теории анализа.
Среди методов экстраполяции широкое распространение получил экономический метод подбора функций, основанный на методе наименьших квадратов (МНК). В современных условиях все большее значение стали придавать модификациям МНК: методу экспоненциального сглаживания с регулируемым трендом и методу адаптивного сглаживания.
Методы моделирования предполагают использование в процессе прогнозирования и планирования различного рода экономико-математических моделей, представляющих собой формализованное описание исследуемого экономического процесса (объекта) в виде математических зависимостей и отношений.
Различают следующие модели: матричные, оптимального планирования, экономико-статистические (трендовые, факторные, эконометрические), имитационные, принятия решений. Для реализации экономико-математических моделей применяются экономико-математические методы.
В практике прогнозирования и планирования широко используются также метод экономического (системного) анализа, нормативный и балансовый методы. Для разработки целевых комплексных программ используется программно-целевой метод (ПЦМ) в сочетании с другими методами. Следует отметить, что представленный перечень методов и их групп не является исчерпывающим.