Введение
Глава 1. Направления привлечения и правовое регулирование иностранных инвестиций
1.1. Основные тенденции в привлечении иностранных инвестиций в РФ
1.2. Правовое регулирование иностранных инвестиций
Глава 2. Анализ инвестиционного климата в РФ
2.1. Основные тенденции социально-экономического развития в 2011 году
2.2. Анализ структуры и динамики иностранных инвестиций в РФ
Глава 3. Направления совершенствования инвестиционного климата в РФ
3.1. Меры по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации
3.2. Инвестиции и предложения по новым инвестиционным проектам в Нижегородской области
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
В условиях разразившегося мирового глобального кризиса, проблема оптимизации вовлечения в экономику нашей страны иностранных инвестиций приобретает особую актуальность. Сегодня, даже наиболее развитые страны мира испытывают значительный спад производства, который ограничивает их инвестиционные притязания. Финансовые же институты, испытывая повышенную рисковость сегодняшних вложений, в то же время стремятся находить новые инвестиционные рынки и привлекательность России для вложений иностранного капитала, в ближайшей перспективе, может быть достаточно высока.
Иностранный капитал несет в Россию прогрессивные технологии, современную технику и эффективные методы управления. Он также способствует развитию рынка отечественных инвестиций, что ускоряет экономический подъем страны в целом. Опыт многих стран показывает, что часто подъем национальной экономики происходит при активном привлечении иностранного капитала. В тоже время объем привлекаемых в российскую экономику иностранных инвестиций явно недостаточен как по отношению к её потребностям, так и по имеющемуся потенциалу.
Российская экономика, находящаяся в процессе своей реорганизации и модернизации, связанной с выходом из кризиса и переходом на траекторию устойчивого развития, пока испытывает дефицит собственных средств и нуждается в широком привлечении прямых иностранных инвестиций для создания в посткризисный период высокоразвитого, эффективного, социально - ориентированного общества с высоким уровнем жизни населения.
В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы мотивации и заинтересованности иностранных инвесторов во вложениях в российскую экономику. Важными и актуальными представляются совместные усилия государства и предпринимательства в развитии хозяйства страны при использовании иностранных инвестиций.
Общепринятая норма оценки инвестиционной привлекательности страны и безопасности инвестиций определяется по тому, насколько в ней развито инвестиционное законодательство, базовым компонентом в оценке признается наличие нормативной базы по предоставлению льгот и гарантий (правовых, финансовых, имущественных), позиции официальных кругов, выражающейся в готовности принятия дополнительных мер, льгот и преференций в отношении инвесторов, реализующих приоритетные проекты. Состояние правового регулирования в сфере иностранных инвестиций не вызывает восторга как у иностранных инвесторов, так и у представителей российского бизнеса. Особую роль в этом вопросе играют пять основных проблем привлечения инвестиций в Россию: коррупция, бюрократические препоны, несовершенство и избирательность судебной системы, непрозрачность корпоративного управления и возможность налоговых (таможенных) претензий.1
Целью курсовой работы является оценка инвестиционного климата РФ.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть основные тенденции в привлечении иностранных инвестиций;
- проанализировать правовое регулирование иностранных инвестиций;
- дать оценку текущему состоянию, динамике и структуре иностранных капиталовложений в экономику РФ;
- охарактеризовать направления совершенствования инвестиционного климата в РФ
- рассмотреть новые инвестиционные проекты Нижегородской области;
Глава 1. Направления привлечения и правовое регулирование иностранных инвестиций
1.1. Основные тенденции в привлечении иностранных инвестиций в РФ
Инвестиции - совокупность финансовых, имущественных, технологических и интеллектуальных ценностей, направляемых на воспроизводство капитала с целью повышения экономической эффективности или достижения социального эффекта.
Инвестиционная политика направлена на стимулирование инвестиционной активности, прежде всего, за счет формирования благоприятного инвестиционного климата. Специфика инвестиционного климата региона, его отличие от инвестиционного климата страны проявляются в существенном отличии определяющих его факторов от тех факторов, которые оказывают влияние на национальном уровне. При переходе с национального на региональный уровень меняется набор основных макроэкономических показателей, определяющих благоприятность инвестиционного климата [14, c. 47].
Для формирования эффективной инвестиционной политики, направленной на изменение инвестиционного климата, необходимо, прежде всего, оценить имеющиеся возможности для его улучшения, найти наиболее важные направления для приложения усилий региональных властей.
Среди основных факторов развития рыночных отношений в России существенное место занимает привлечение иностранного капитала. В условиях административно-командной экономики страна была полностью отделена от мировых потоков движения капитала. Между тем в мире международная миграция капитала привела к углублению интернационализации хозяйственной жизни, стала одним из факторов, определяющих эффективность включения национальной экономики в глобализационные процессы.
Для России, которая встала на путь интеграции в мировое хозяйство и перехода к открытой экономике, в стратегическом плане необходимо участие в процессах миграции капитала и как импортера, и как экспортера капитала. Без этого Россия не сможет занять достойное место в глобализирующемся мировом хозяйстве.
Однако сегодня участие России в этих процессах весьма скромное. В привлечении иностранных инвесторов России приходится соперничать с другими странами, рынки которых оказываются более привлекательными для инвесторов, особенно азиатскими и латиноамериканскими странами.
Обращение к иностранным источникам капитала для России во многом связано с необходимостью решения как стратегических, так и текущих задач. Необходимость привлечения зарубежных инвестиционных ресурсов определяется не только чисто финансовыми аспектами. Резкое отставание отечественного машиностроения, которое в советский период было в значительной степени ориентировано на выпуск продукции военного назначения, привело к ситуации, когда для многих отраслей экономики закупается оборудование из-за рубежа.
Для повышения эффективности производства во многих отраслях существенное значение имеет использование иностранных технологий. Это относится, например, и к основной экспортной отрасли – нефтедобыче и переработке нефти [19, c. 54].
Привлечение иностранных инвестиций может способствовать увеличению выпуска определенных видов продукции, расширению экспорта с помощью иностранных партнеров и др. Все это имеет немаловажное значение, и, если с помощью иностранных инвестиций удастся продвинуться в решении этих задач, это будет весомым вкладом в создание современной экономики как страны в целом, так и ее регионов.
Правда, пока ключевым мотивом прихода иностранных инвесторов в Россию остаются доступ (1) к обслуживанию внутреннего потребительского рынка и (2) к природным ресурсам, в первую очередь, к месторождениям углеводородного сырья. Потому основная часть ПИИ в России (около 40%) приходится на топливно-энергетическую и пищевую отрасли. В то же время масштабы инвестиций в отрасли обрабатывающей промышленности и инфраструктурный сектор, от развития которых зависят долгосрочные перспективы роста российской экономики, остаются крайне низкими. В последнее время наблюдается увеличение притока инвестиций из-за рубежа в обрабатывающие отрасли. Усилению данной тенденции могла бы способствовать более эффективная экономическая политика региональных властей.
Неравномерное распределение иностранных инвестиций по отраслям и регионам отражает слабость политики по привлечению ПИИ в экономику России, не создающей условий и стимулов для притока иностранного капитала и существенно ограничивающей шансы большинства субъектов Федерации на использование ресурсов иностранных инвесторов для развития своей экономики.
Во многих регионах России существует ряд преград на пути привлечения инвестиций:
- низкая эффективность использования имеющегося экономического потенциала региона и государственной собственности;
- высокие административные барьеры;
- высокая доля теневой экономики и непрозрачность финансовых потоков субъекта Федерации;
- трудности на пути финансовых потоков и проблема неплатежей;
- отсутствие механизма привлечения инвестиций.
Для повышения инвестиционной активности в регионе субъекту федерации важно выработать собственный, адаптированный к его особенностям и имеющемуся потенциалу механизм привлечения инвестиций [16, c. 121].
Приток иностранных инвестиций в определенный регион зависит от многих факторов: емкости регионального рынка, наличия природных ресурсов, соответствующей инфраструктуры, уровня квалификации рабочей силы и.т.д.
В число частных факторов инвестиционной привлекательности включены различные социальные, политические, экологические и природно-ресурсные характеристики регионов РФ: темпы промышленного производства, обеспеченность региона автодорогами с твердым покрытием, уровень жизни населения региона, уровень преступности, уровень конфликтности трудовых отношений в регионе, отношение населения региона к процессам формирования рыночной экономики (измеряется на основе результатов парламентских и президентских выборов), уровень экологической загрязненности и дискомфортности климата, наличие природных запасов минерально-сырьевых ресурсов и т.д.
1.2. Правовое регулирование иностранных инвестиций
Иностранные инвесторы на территории России пользуются национальным режимом. Российское законодательство закрепляет целый комплекс мер, гарантирующих стабильность правового положения иностранных инвесторов. Стратегия привлечения иностранных инвестиций в экономику любой принимающей страны должна быть основана, прежде всего, на изучении интересов потенциальных зарубежных инвесторов и возможностей их удовлетворения без ущерба для национальной экономики.
Основными мотивами иностранных инвесторов являются: стремление получить максимальную прибыль и благоприятные условия для ее последующей реализации; стремление завоевать обширный рынок, отличающийся потенцией как с точки зрения инфраструктуры, так и производства потребительских товаров; возможность доступа к природным ресурсам страны.
Иностранные инвесторы, движимые своими интересами и оценивая имеющиеся предпосылки эффективного вложения средств, рассчитывают на благоприятные условия своей предпринимательской деятельности. Совокупность условий приема, размещения и функционирования иностранного капитала и представляет собой инвестиционный климат страны [33, c. 89].
Благоприятный инвестиционный климат страны является одним из важнейших показателей состояния экономики, стимулирует приток валютных средств, технологий, информации в рамках, определенных экономической целесообразностью и международной конкурентоспособностью.
Государство — основной инициатор инвестиционной политики и одновременно выступает как инвестор со всеми принадлежащими инвестору правами. В сфере инвестиционной политики государство определяет и устанавливает условия, порядок и процедуру инвестирования в социально значимые сферы экономики, организует на конкурсной основе привлечение частных отечественных и иностранных инвесторов для создания, развития, реконструкции и модернизации объектов, эксплуатация которых отвечает требованиям государственных нужд.
Стабильность правового регулирования инвестиционной деятельности во многом обусловлена ясностью и стабильностью реализуемой властями государственной инвестиционной политики, разработкой, осуществлением, координацией и контролем за реализацией которой должен кто-то предметно и на профессиональной основе заниматься. Исходя из мировой практики организации привлечения инвестиций в национальную экономику, государство помимо создания четкой и стабильной законодательной базы формирует и соответствующую систему управления, прежде всего в лице специально уполномоченных органов, в системе исполнительной власти.
Государственный контроль (надзор) — одна из форм осуществления государственной власти, обеспечивающая соблюдение законов и других правовых актов, издаваемых органами государства [28, c. 26].
Основными принципами защиты прав инвесторов при проведении государственного контроля (надзора) являются: презумпция добросовестности инвесторов; соблюдение международных договоров Российской Федерации; открытость и доступность для инвесторов нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора); установление обязательных требований федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами; проведение мероприятий по контролю уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора); соответствие предмета проводимого мероприятия по контролю компетенции органа государственного контроля (надзора); периодичность и оперативность проведения мероприятия по контролю, предусматривающего полное и максимально быстрое проведение его в течение установленного срока; учет мероприятий по контролю, проводимых органами государственного контроля (надзора); признание в порядке, установленном федеральным законодательством, недействующими (полностью или частично) нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, соблюдение которых подлежит проверке, если они не соответствуют федеральным законам;