Введение
- Теоретические аспекты налоговой нагрузки и методов ее оценки
1.1. Экономическая сущность налоговой нагрузки
1.2. Роль и функции налоговой нагрузки
1.3. Факторы влияющие на налоговую нагрузку организации
- Методы оценки налоговой нагрузки
2.1. Методики оценки налоговой нагрузки
2.2. Оптимизация налогообложения на основе оценки налоговой назрузки
Заключение
Список использованных источников
Одним из важнейших аспектов функционирования современной налоговой системы является воздействие налоговой нагрузки предприятия на его хозяйственную активность. Причем главной задачей любой налоговой реформы является снижение налоговой нагрузки предприятия при условии компенсации выпадающих доходов, при этом остаются неопределенными временные и нормативные рамки этого процесса. Поэтому тема оптимизации налоговой нагрузки предприятия всегда актуальна для налоговых специалистов.
В анализе хозяйственной деятельности любой организации важную роль играет оценка налоговых обязательств. Для того чтобы правильно определить, насколько обременительна существующая налоговая система для экономического субъекта и какую долю ресурсов отвлекают платежи в бюджет, используется термин "налоговая нагрузка".
Одной из наиболее сложных и противоречивых проблем современной практики налогообложения является определение налоговой нагрузки для достижения баланса интересов между государством и субъектами предпринимательской деятельности. Очевидно, что налогообложение оказывает значительное влияние на развитие финансово-хозяйственной деятельности предприятий, формирование финансовых ресурсов. От того, насколько система налогообложения приемлема или оптимальна для налогоплательщика, будет зависеть развитие материально-технической базы организации.
По данным Министерства финансов, налоговая нагрузка в России является одной из самых низких по сравнению с другими странами. Она составляет 31% ВВП, а без учета нефтегазовых доходов - 24%. С этой точкой зрения категорически не согласен помощник Президента РФ А.В. Дворкович. По его мнению, при расчете налоговой нагрузки нельзя вычитать налог на нефтегазовые доходы, который частично закладывается в цену товаров и таким образом переносится на потребителей. Соответственно, реальная фискальная нагрузка с учетом таможенных и прочих сборов приближается к 40%.
Для оптимального налогового планирования организации необходимо хотя бы раз в полгода рассчитать налоговую нагрузку на свою деятельность. Рассчитав такой показатель, организация может принять решение, например, об оптимизации налогообложения с использованием предусмотренных законодательством льгот.
Все вышесказанное подтверждает актуальность выбранной темы курсовой работы.
Цель данной курсовой работы заключается в исследовании налоговой нагрузки организации и методов ее оценки.
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
- Определит экономическую сущность налоговой нагрузки;
- Выявить роль и функции налоговой нагрузки;
- Исследовать факторы, влияющие на налоговую нагрузку;
- Изучить мелодики определения налоговой нагрузки;
- Рассмотреть возможность оптимизации налогообложения на основе расчета налоговой нагрузки.
Объектом исследования в курсовой работе выступает налоговая нагрузка.
Предметом исследования выступают методы оценки налоговой нагрузки.
Теоретическую и методологическую базу исследования составили нормативно-правовые акты РФ, труды отечественных авторов в области налогов и налогообложения.
-
Теоретические аспекты налоговой нагрузки и методов ее оценки
1.1. Экономическая сущность налоговой нагрузки
В современной отечественной экономической литературе ученые по-разному подходят к определению налоговой нагрузки. Единство авторов в терминологии отсутствует, так как до сих пор не существует общепринятого термина, характеризующего влияние налогообложения на предприятие. Наряду с налоговой нагрузкой используется множество синонимов - таких, как "налоговое бремя", "налоговый гнет", "налоговый пресс", "налоговое давление" и т.п. В экономической литературе для характеристики влияния налогов чаще прочих используют понятия "налоговая нагрузка" и "налоговое бремя". Лексический анализ понятий "налоговая нагрузка" и "налоговое бремя" позволил сделать вывод о приоритете понятия "налоговая нагрузка", так как налоги являются обязательным условием легальной деятельности предприятий на территории государства. Налоги - это не подавляющий развитие организации обременяющий фактор, а обязательная плата государству за понятную, эффективную экономическую систему, в которой осуществляет свою деятельность организация. Поэтому следует отдавать предпочтение термину "налоговая нагрузка".
На законодательном уровне налоговая нагрузка упоминается в Постановлении Правительства РФ от 23 июня 2006 г. "Об утверждении методики расчета величины совокупной налоговой нагрузки...". В этом документе используется понятие "совокупная налоговая нагрузка". При этом разъяснения данного определения отсутствуют.
Отсутствие определения налоговой нагрузки на законодательном уровне порождает многовариантность определения сущности этого понятия.
Исходя из текста Постановления можно предположить, что под совокупной налоговой нагрузкой понимается отношение суммы налогов и сборов, начисленной за календарный год (часть календарного года), за исключением сумм акцизов, налога на добавленную стоимость и взносов в Пенсионный фонд РФ к выручке от продажи продукции и товаров, а также поступлениям, связанным с выполнением работ и оказанием услуг, размер которых определяется в соответствии с правилами бухгалтерского учета за календарный год (часть календарного года).
Исследованию налоговой нагрузки на микроуровне посвящено множество работ современных экономистов, которые предлагают различные определения налоговой нагрузки предприятия. Все трактовки можно разделить на четыре группы.
Первая группа ученых-экономистов рассматривает налоговую нагрузку предприятия как долю доходов отдельного субъекта, взимаемую в бюджет в виде налогов и сборов, или как общий объем налоговых платежей. При этом количественная характеристика налоговой нагрузки сводится к одному универсальному показателю - усредненному и недостаточно информативному. Такой точки зрения придерживаются Миляков Н.В., Пансков В.Г., Майбуров И.А., Юрченко В.Р., Горский И.В, Крейнина М.Н., Бабленкова И.И., Пасько О.Ф., Брызгалин А.В., Теслюк Б.А., Лукаш Ю.А. Например, И.А. Майбуров определяет налоговое бремя как "важнейший фискальный показатель налоговой системы страны, характеризующий совокупное воздействие налогов на ее экономику в целом, отдельный хозяйствующий субъект или иного плательщика, определяемый как доля их доходов, уплачиваемая государству в форме налогов и платежей налогового характера". Современный экономический словарь дает следующее определение: "Налоговое бремя - это мера, степень, уровень экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов, отвлечением их от других возможных направлений использования. Количественно налоговая нагрузка может быть измерена отношением общей суммы налоговых изъятий за определенный период к сумме доходов субъекта налогообложения за тот же период".
Вторая группа авторов определяет налоговую нагрузку как комплексную характеристику влияния налогообложения на хозяйствующий субъект. Количественно налоговую нагрузку предлагается измерять не одним, а несколькими показателями. К этой группе экономистов относятся Сабанти Б.М., Чипуренко Е.В., Кудрина О.Ю. Так, Е.В. Чипуренко использует термин "налоговая нагрузка", под которым понимает "обобщенную количественную и качественную характеристику влияния обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации на финансовое положение предприятий-налогоплательщиков".