Курсовая работа|Международные отношения

Политика Китая в юго-восточной Азии в конце XX - начале XXI в

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Kristina

Год: 2019 | Страниц: 39

Цена: 1 100
Купить работу

Введение

Глава 1. Основные направления политики КНР в ЮВА 

1.1. Сотрудничество в сфере обеспечения региональной безопасности

1.2. Реализация политики "мягкой силы" КНР в ЮАР

1.3. Сотрудничество КНР и ЮВА в рамках АСЕАН

Глава 2. Взаимодействие КНР и ЮВА в сфере энергетики 

2.1. Стратегия "Нитка жемчуга", ее содержание и перспективы реализации

2.2.Взаимодействие КНР и стран ЮВА в рамках программы "Нитка жемчуга"

Заключение

Список литературы

Тема, исследуемая в курсовой работе, - «Политика Китая в юго-восточной Азии в конце XX - начале XXI в.».

Актуальность темы исследования обусловлена значительной международной ролью Китая и Индии как политических и экономических лидеров Азии, а также крепнущих центров военной силы, от отношений между которыми во многом зависит ситуация в Азиатско-Тихоокеанском регионе и во всем мире.

Между тем эти отношения далеки от идеала сотрудничества и взаимопонимания. С 50-х гг. XX в. по настоящее время узловым противоречием в них остается спор относительно государственной принадлежности ряда участков приграничной территории общей площадью около 130 тыс. кв. км. Его обострение привело в 1962 г. к пограничной войне между странами, на несколько десятилетий парализовало развитие двусторонних связей, посеяло вражду и недоверие между народами. Несмотря на многолетние переговоры, стороны по-прежнему занимают прямо противоположные точки зрения по данной проблеме и не идут на какие-либо уступки. Для Пекина и Дели урегулирование этого спора остается болезненной политической проблемой, затрагивающей национальный престиж[1].

Несмотря на становление КНР как полноценно глобальной державы, её региональные интересы, в частности в ЮВА, не теряют своей значимости. Развитие отношений с АСЕАН в целом и с её 10 странами-членами в отдельности остается одним из наиболее приоритетных направлений в китайской внешнеполитической парадигме. Это продиктовано интересами обеспечения безопасного и подконтрольного буфера по периметру границ КНР - «пояса мира, стабильности и совместного процветания».

Современные позиции Китая в ЮВА весьма прочны и основываются на взаимном прагматизме, что во многом обусловлено достигнутым значительным уровнем торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества. Поступательно развиваются двусторонние отношения в сфере политики, безопасности и обороны. Тесно переплетаются культурно-гуманитарные связи, способствующие взращиванию в будущем лояльных Китаю элит. В то же время в Юго-Восточной Азии увеличивается стремление стран снизить уровень их зависимости от северной страны.

Растёт насторожённость регионалов в связи с экономическим и военно-политическим усилением КНР, проявляющимся все отчётливее китайским национализмом. Не способствуют дальнейшему укреплению влияния Пекина и нерешённая до сих пор проблема территориальных споров в акватории Южно-Китайского моря. В этом контексте Китай сталкивается с двумя проблемами: отстаивание своих национальных интересов, с одной стороны, и сохранение благоприятной атмосферы в регионе для расширения отношений с партнёрами в АСЕАН, с другой.

Ещё одним фактором, способным подорвать китайское лидерство в ЮВА, является недавно объявленный «разворот» США в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона. 

В отечественной историографии труды, посвященные исследованию политики Китая в отношении Индии и китайско-индийских отношений, стали появляться со второй половины 50-х гг. XX в. С 1966 г. на стиль и исследовательскую методологию такого рода работ значительное влияние стала оказывать ситуация идеологического и политического конфликта между руководством КНР и СССР. Однако, несмотря на известную односторонность в освещении и трактовке политики Китая, в трудах ведущих советских китаеведов, таких как М.С. Капица, C.Тихвинский, Г.В. Астафьев, В.И. Данилов и др., приводились в целом соответствующие реальности данные о политических акциях и решениях властей КНР.

Богатый фактологический материал по истории формирования границы, ее договорно-правового закрепления, о географических и этнографических особенностях оспариваемых территорий содержится в исследовании Н. Кулешова (1977). В работах 70-80-х гг. советские ученые, прослеживая эволюцию внешней политики КНР, убедительно показали, что напряженность на ее границах вызывалась не какими-то особенностями договорно-правового статуса границ Китая или действиями властей сопредельной страны, а конъюнктурными политическими потребностями Пекина.

Объект исследования – политика Китая.

Предмет исследования – политика Китая в Юго-Восточной Азии.

Цель курсовой работы – проанализировать политику Китая в юго-восточной Азии в конце XX - начале XXI в.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

1) рассмотреть сотрудничество Китая в сфере обеспечения региональной безопасности;

2) проанализировать реализацию политики "мягкой силы" КНР в ЮАР;

3) осветить вопросы сотрудничества КНР и ЮВА в рамках АСЕАН;

4) изложить стратегию "Нитка жемчуга", ее содержание и перспективы реализации;

5) исследовать взаимодействие КНР и стран ЮВА в рамках программы " Нитка жемчуга".

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Глава 1. Основные направления политики КНР в ЮВА

1.1. Сотрудничество в сфере обеспечения региональной безопасности

Современная внешняя политика КНР имеет глобальную повестку дня. Пекин наращивает своё присутствие в Африке, развивает сотрудничество с латиноамериканскими партнёрами, углубляет связи с Европой, активно позиционирует себя в Азии. Тем не менее, ближнее зарубежье остаётся в числе первостепенных китайских приоритетов.

ЮВА исторически находилась в сфере интересов Китая. Продолжительное время в прошлом народы этого региона были подчинены китайскому господству в рамках вассально-сюзеренных взаимоотношений. Случались и периоды снижения китайского влияния в регионе. Во время усиления там колониальных держав в XIX в. хватка Пекина значительно ослабла. С распадом китайской империи, началом внутренних противостояний, вылившихся в конце концов в гражданскую войну и приведших к власти коммунистов, традиционная зона влияния временно ушла из-под владычества Поднебесной. Однако, проводимая с конца 1970-х гг. политика «открытых дверей» в совокупности с эффективными внутриэкономическими преобразованиями, способствовали возвращению утраченных позиций. К началу 1990-х гг. Пекин смог добиться нормализации отношений со всеми странами ЮВА, а к началу 2000-х гг. и создать основу для долгосрочного закрепления в регионе. В данной статье мы проанализируем современную политику Пекина в Юго-Восточной Азии[1].

Обеспечение безопасного и подконтрольного буфера по периметру своих границ, пояса мира, стабильности и совместного процветания, что перекликается с традиционной имперской китайской моделью мировосприятия как сосуществования «срединного государства» с «данническим» окружением, является сердцевиной китайской внешней политики. Интерес КНР к региону обусловлен и необходимостью создания благоприятных условий для планомерного экономического развития в долгосрочной перспективе. Примечательно, что Китай первым из числа активных диалоговых государств добился установления стратегического партнёрства с Ассоциацией в 2003 г. и в 2013 г. КНР и Ассоциация торжественно отметили его 10-летнюю годовщину.

Фундаментом отношений Китая и стран АСЕАН на нынешнем этапе является прагматизм, основывающийся на взаимовыгодном торгово-экономическом и инвестиционном сотрудничестве. Привлекательность Китая как экономического партнёра - это залог прочности его позиций в регионе.

Бурный рост (даже с учётом относительно небольшого замедления в последние несколько лет) китайской экономики стимулирует развитие и соседей. Прагматичные наблюдатели из стран Ассоциации отмечают, что сильно крепнущий из года в год Китай вовсе не угроза их национальной безопасности, а дополнительные возможности для асеановских экономик.

За период 2003 - 2012 гг. торговля между Китаем и «десяткой» росла более чем на 20% ежегодно. По итогам 2012 г. торговый оборот превысил 400 млрд долл. США. Китай - крупнейший торговый партнер десятки, а АСЕАН - третий по величине экспортный рынок китайских товаров и услуг. Стороны планируют довести товарооборот до 500 млрд. долл. к 2015 г. и 1 трлн долл. к 2020 г. Инвестиционная активность между ними также имеет положительную динамику. Сохраняется значимый потенциал для её роста в перспективе. По состоянию на июнь 2013 г. валовые китайские инвестиции в страны АСЕАН составляли порядка 30 млрд долл. (5,1% всех прямых зарубежных инвестиций КНР), накопленные инвестиции десяти стран в Поднебесной превысили 80 млрд долл. (6,6% всех прямых иностранных инвестиций в КНР)[2]. Статистика свидетельствует о взаимном прагматичном интересе стран поддерживать и расширять взаимовыгодное сотрудничество.

  1. АСЕАН в начале XXI века. Актуальные проблемы и перспективы. М., 2010.
  2. Васильев Л.Е. Юго-Восточная Азия: США и Китай от соперничества к противостоянию // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. Вып. XVII / Отв. редактор-составитель Е.И. Сафронова - М.: ИДВ РАН, 2012. - С. 87 - 100.
  3. Восток-Запад. Региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений: Учеб. пособие / Под ред. М. Воскресенского. М., 2002.
  4. Гамов В. Обеспечение деятельности ВМС НОАК в рамках концепции "Нить жемчуга"// Зарубежное военное обозрение. 2017, №1 С. 71-79
  5. Канаев Е.А. ТТП и РВЭП в системе экономического регионализма АТР // Современные и перспективные направления сотрудничества России с экономиками АТЭС. Комсомольск-на-Амуре, 2013
  6. Китай в XXI веке: глобализация интересов безопасности. // Отв. ред. Г. И.Чуфрин.- М.: Наука, 2007.
  7. Китайско-Северокорейское сотрудничество на рубеже XX–XXI вв. // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. Науки о человеке, обществе и культуре. 2012. № 1–2 (9). С. 19–23.
  8. Колдунова Е.В. АСЕАН: проблемы регионализма и перспективы интеграционных процессов // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы региона 2008. - № 11С. 28−37.
  9. Колдунова Е. В Формирование сообщества АСЕАН // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы региона 2007. — № 10 С. 53−61.
  10. Ли Гуаньцюнь. Стратегия «Нитки жемчуга» в контексте морской политики КНР//Вестн. Моск. ун-та. Сер. 25 Международные отношения и мировая политика. 2011 № 4.
  11. Локшин Г.М. Китай - АСЕАН: «танцы со слоном» // Обозреватель-Observer. - 2008. - № 9. - С. 87.
  12. Лю Гучан О внешней политике Китая и китайско-российских отношениях. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2008.
  13. Малетин Н.П. АСЕАН: четыре десятилетия развития. - М.: МГИ-МО-Университет, 2007. - 312 с.
  14. Мартынова Е.С. Интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе: новые контуры восточноазиатского регионализма // Вестник международных организаций. - 2012. - № 4. - С. 254 - 270.
  15. Миракян Э.Г. АСЕАН - ЕС. Сотрудничество и региональные интеграции 1967−2008 // Автореферат на соискание ученой степени к.и.н. - М., 2010.
  16. Михеев В.В. Глобализация и азиатский регионализм. Выводы для России. М., 2001.
  17. Михеев В. Внешняя политика Китая при новом руководстве. // Азия и Африка сегодня 2005. — № 12. С. 37−40
  18. Михеев В. Роль Китая в глобализирующемся мире. // Отечественные записки 2008. - № 3. С. 11−13
  19. Мосяков Д.В., Орлов В.Г. АСЕАН и борьба за преобладающее влияние в Юго-Восточной Азии // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы региона 2009. - № 12. С. 256
  20. О взаимодействии Китая со странами АТР см., например: Петрунина Ж.В. Американский вектор внешней политики КНР на рубеже XX–XXI вв. (по материалам интернет-ресурсов) // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. Науки о человеке, обществе и культуре. 2011. № II–2 (6). С. 9–13.
  21. Осипова М.Г. Региональная и глобальная финансовая интеграция в Юго-Восточной Азии //Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы 2007. - № 10. С. 90−95
  22. Парамонов Владимир Владимирович Основные факторы центральноазиатской политики Китая в сфере безопасности в конце XX начале XXI в // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2009. №14.
  23. Пензев К.А. АСЕАН и борьба за глобальное лидерство // Новое Восточное обозрение. - 16.01.2014.
  24. Рогожкин А.А. Интеграционный процесс в ЮВА: энергетический аспект // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития 2008. - № 11. С. 57
  25. Семкина Екатерина Владимировна Фактор Китая в асеан: сотрудничество или соперничество? // Актуальные проблемы современных международных отношений. 2014. №4.
  26. Соловьева Е.В. «Мягкая сила» – инструмент интеграции Китая в мировые процессы // Россия и АТР. 2012. № 1.
  27. Фролова И.Ю. Развитие китайско-американских связей и стабильность международных отношений: Аналитич. обзоры РИСИ. – М.: РИСИ, 2012. – № 1 (31).
  28. Чан Хьеп. История Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) 1967 - 2000 гг. М., 2002.
  29. Чуфрин Г. И. Амиров В.Б. Восточная Азия: между регионализмом и глобализмом. М., 2004.
  30. Эволюция отношений между Китаем и Южной Кореей на рубеже XX–XXI вв. // Вестник Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. 2012. № 2/35. С. 27–36.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Международные отношения
2016 год 37 стр.
Курсовая Сотрудничество России и ЕС
Telesammit
Курсовая работа Международные отношения
2016 год 33 стр.
Курсовая Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве
Telesammit
Курсовая работа Международные отношения
2016 год 60 стр.
Курсовая Регулирование международных проектов в РФ
yuliya.gridneva.95
Курсовая работа Международные отношения
2016 год 56 стр.
Курсовая Планирование и система управления международными проектами
yuliya.gridneva.95
Курсовая работа Международные отношения
2016 год 41 стр.
Курсовая Евросоюз: становление и современное состояние
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское