Введение
Глава 1. Основные направления политики КНР в ЮВА
1.1. Сотрудничество в сфере обеспечения региональной безопасности
1.2. Реализация политики "мягкой силы" КНР в ЮАР
1.3. Сотрудничество КНР и ЮВА в рамках АСЕАН
Глава 2. Взаимодействие КНР и ЮВА в сфере энергетики
2.1. Стратегия "Нитка жемчуга", ее содержание и перспективы реализации
2.2.Взаимодействие КНР и стран ЮВА в рамках программы "Нитка жемчуга"
Заключение
Список литературы
Тема, исследуемая в курсовой работе, - «Политика Китая в юго-восточной Азии в конце XX - начале XXI в.».
Актуальность темы исследования обусловлена значительной международной ролью Китая и Индии как политических и экономических лидеров Азии, а также крепнущих центров военной силы, от отношений между которыми во многом зависит ситуация в Азиатско-Тихоокеанском регионе и во всем мире.
Между тем эти отношения далеки от идеала сотрудничества и взаимопонимания. С 50-х гг. XX в. по настоящее время узловым противоречием в них остается спор относительно государственной принадлежности ряда участков приграничной территории общей площадью около 130 тыс. кв. км. Его обострение привело в 1962 г. к пограничной войне между странами, на несколько десятилетий парализовало развитие двусторонних связей, посеяло вражду и недоверие между народами. Несмотря на многолетние переговоры, стороны по-прежнему занимают прямо противоположные точки зрения по данной проблеме и не идут на какие-либо уступки. Для Пекина и Дели урегулирование этого спора остается болезненной политической проблемой, затрагивающей национальный престиж[1].
Несмотря на становление КНР как полноценно глобальной державы, её региональные интересы, в частности в ЮВА, не теряют своей значимости. Развитие отношений с АСЕАН в целом и с её 10 странами-членами в отдельности остается одним из наиболее приоритетных направлений в китайской внешнеполитической парадигме. Это продиктовано интересами обеспечения безопасного и подконтрольного буфера по периметру границ КНР - «пояса мира, стабильности и совместного процветания».
Современные позиции Китая в ЮВА весьма прочны и основываются на взаимном прагматизме, что во многом обусловлено достигнутым значительным уровнем торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества. Поступательно развиваются двусторонние отношения в сфере политики, безопасности и обороны. Тесно переплетаются культурно-гуманитарные связи, способствующие взращиванию в будущем лояльных Китаю элит. В то же время в Юго-Восточной Азии увеличивается стремление стран снизить уровень их зависимости от северной страны.
Растёт насторожённость регионалов в связи с экономическим и военно-политическим усилением КНР, проявляющимся все отчётливее китайским национализмом. Не способствуют дальнейшему укреплению влияния Пекина и нерешённая до сих пор проблема территориальных споров в акватории Южно-Китайского моря. В этом контексте Китай сталкивается с двумя проблемами: отстаивание своих национальных интересов, с одной стороны, и сохранение благоприятной атмосферы в регионе для расширения отношений с партнёрами в АСЕАН, с другой.
Ещё одним фактором, способным подорвать китайское лидерство в ЮВА, является недавно объявленный «разворот» США в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона.
В отечественной историографии труды, посвященные исследованию политики Китая в отношении Индии и китайско-индийских отношений, стали появляться со второй половины 50-х гг. XX в. С 1966 г. на стиль и исследовательскую методологию такого рода работ значительное влияние стала оказывать ситуация идеологического и политического конфликта между руководством КНР и СССР. Однако, несмотря на известную односторонность в освещении и трактовке политики Китая, в трудах ведущих советских китаеведов, таких как М.С. Капица, C.Тихвинский, Г.В. Астафьев, В.И. Данилов и др., приводились в целом соответствующие реальности данные о политических акциях и решениях властей КНР.
Богатый фактологический материал по истории формирования границы, ее договорно-правового закрепления, о географических и этнографических особенностях оспариваемых территорий содержится в исследовании Н. Кулешова (1977). В работах 70-80-х гг. советские ученые, прослеживая эволюцию внешней политики КНР, убедительно показали, что напряженность на ее границах вызывалась не какими-то особенностями договорно-правового статуса границ Китая или действиями властей сопредельной страны, а конъюнктурными политическими потребностями Пекина.
Объект исследования – политика Китая.
Предмет исследования – политика Китая в Юго-Восточной Азии.
Цель курсовой работы – проанализировать политику Китая в юго-восточной Азии в конце XX - начале XXI в.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть сотрудничество Китая в сфере обеспечения региональной безопасности;
2) проанализировать реализацию политики "мягкой силы" КНР в ЮАР;
3) осветить вопросы сотрудничества КНР и ЮВА в рамках АСЕАН;
4) изложить стратегию "Нитка жемчуга", ее содержание и перспективы реализации;
5) исследовать взаимодействие КНР и стран ЮВА в рамках программы " Нитка жемчуга".
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Основные направления политики КНР в ЮВА
1.1. Сотрудничество в сфере обеспечения региональной безопасности
Современная внешняя политика КНР имеет глобальную повестку дня. Пекин наращивает своё присутствие в Африке, развивает сотрудничество с латиноамериканскими партнёрами, углубляет связи с Европой, активно позиционирует себя в Азии. Тем не менее, ближнее зарубежье остаётся в числе первостепенных китайских приоритетов.
ЮВА исторически находилась в сфере интересов Китая. Продолжительное время в прошлом народы этого региона были подчинены китайскому господству в рамках вассально-сюзеренных взаимоотношений. Случались и периоды снижения китайского влияния в регионе. Во время усиления там колониальных держав в XIX в. хватка Пекина значительно ослабла. С распадом китайской империи, началом внутренних противостояний, вылившихся в конце концов в гражданскую войну и приведших к власти коммунистов, традиционная зона влияния временно ушла из-под владычества Поднебесной. Однако, проводимая с конца 1970-х гг. политика «открытых дверей» в совокупности с эффективными внутриэкономическими преобразованиями, способствовали возвращению утраченных позиций. К началу 1990-х гг. Пекин смог добиться нормализации отношений со всеми странами ЮВА, а к началу 2000-х гг. и создать основу для долгосрочного закрепления в регионе. В данной статье мы проанализируем современную политику Пекина в Юго-Восточной Азии[1].
Обеспечение безопасного и подконтрольного буфера по периметру своих границ, пояса мира, стабильности и совместного процветания, что перекликается с традиционной имперской китайской моделью мировосприятия как сосуществования «срединного государства» с «данническим» окружением, является сердцевиной китайской внешней политики. Интерес КНР к региону обусловлен и необходимостью создания благоприятных условий для планомерного экономического развития в долгосрочной перспективе. Примечательно, что Китай первым из числа активных диалоговых государств добился установления стратегического партнёрства с Ассоциацией в 2003 г. и в 2013 г. КНР и Ассоциация торжественно отметили его 10-летнюю годовщину.
Фундаментом отношений Китая и стран АСЕАН на нынешнем этапе является прагматизм, основывающийся на взаимовыгодном торгово-экономическом и инвестиционном сотрудничестве. Привлекательность Китая как экономического партнёра - это залог прочности его позиций в регионе.
Бурный рост (даже с учётом относительно небольшого замедления в последние несколько лет) китайской экономики стимулирует развитие и соседей. Прагматичные наблюдатели из стран Ассоциации отмечают, что сильно крепнущий из года в год Китай вовсе не угроза их национальной безопасности, а дополнительные возможности для асеановских экономик.
За период 2003 - 2012 гг. торговля между Китаем и «десяткой» росла более чем на 20% ежегодно. По итогам 2012 г. торговый оборот превысил 400 млрд долл. США. Китай - крупнейший торговый партнер десятки, а АСЕАН - третий по величине экспортный рынок китайских товаров и услуг. Стороны планируют довести товарооборот до 500 млрд. долл. к 2015 г. и 1 трлн долл. к 2020 г. Инвестиционная активность между ними также имеет положительную динамику. Сохраняется значимый потенциал для её роста в перспективе. По состоянию на июнь 2013 г. валовые китайские инвестиции в страны АСЕАН составляли порядка 30 млрд долл. (5,1% всех прямых зарубежных инвестиций КНР), накопленные инвестиции десяти стран в Поднебесной превысили 80 млрд долл. (6,6% всех прямых иностранных инвестиций в КНР)[2]. Статистика свидетельствует о взаимном прагматичном интересе стран поддерживать и расширять взаимовыгодное сотрудничество.