Введение
- Теоретические основы проведения проверки налога на прибыль
1.1. Сущность налога на прибыль
1.2. Основные элементы налога на прибыль
- Современное состояние и механизм исчисления налога на прибыль
2.1 Роль и значение налога на прибыль в формировании бюджета РФ
2.2. Практика расчета налога на прибыль
- Проблемы и перспективы налога на прибыль
Заключение
Список использованных источников
Реформирование налоговой системы всегда было и остается важным вопросом для большинства государств. Однако в течение последних двух лет, когда мир накрыла волна рецессии и доходы бюджетов большинства стран резко и значительно снизились, вопрос реформирования налоговой системы стал особенно острым. Перед странами стоит непростая задача - сохранить уровень налоговых поступлений в бюджет на уровне, необходимом для исполнения государством своих функций, и при этом способствовать восстановлению экономики - привлечению инвестиций, экономическому росту и созданию рабочих мест в своей стране.
Очевидно, что основное внимание законодателей при реформировании налоговой системы уделяется наиболее важным налогам как с фискальной точки зрения, так и с точки зрения возможности регулирующего воздействия на экономику. Налоговые доходы государств формируются в основном за счет трех видов налогов - налог на доходы (физических лиц и организаций), налог на добавленную стоимость и социальные взносы. В России в 2012 г. по объему налоговых поступлений в консолидированный бюджет налог на прибыль находился на четвертом месте. Тем не менее поступления от налога на прибыль обеспечили 9% доходов консолидированного бюджета РФ
Вместе с тем налог на прибыль по своим возможностям воздействия на деятельность предприятий и предпринимателей, по степени влияния на ход и результаты коммерческой деятельности является основным предпринимательским налогом. Из вышесказанного явно следует, что налог на прибыль - это первоочередной объект реформирования.
Глава 25 "Налог на прибыль организаций" как никакая другая глава Налогового кодекса объемна, сложна и запутанна, ее понимание налогоплательщиками и налоговыми органами вызывает многочисленные разногласия и споры.
Налог на прибыль - один из самых "проблемных" налогов, относительно которого возникает наибольшее число споров с проверяющими органами и доначислений.
Касательно именно данного налога в НК РФ содержится достаточно много неясных формулировок, из-за которых налогоплательщики и налоговые органы встречаются в суде.
Все вышесказанное предопределило выбор темы курсовой работы и ее особую актуальность на сегодняшний день.
Цель данной курсовой работы заключается в исследовании механизма исчисления налога на прибыль.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
- Определить сущность налога на прибыль
- Изучить основные элементы налога на прибыль
- Исследовать практику налогообложения прибыли
- Изучить проблемы и перспективы налога на прибыль.
Объектом исследования выступает налог на прибыль.
Предметом исследования является методика исчисления налога на прибыль.
Период исследования 2011-2013 гг.
Теоретическую и методологическую базу исследования составили нормативно-правовые акты РФ. Труды отечественных авторов в области налогообложения.
Глава 1. Теоретические основы развития налогообложения прибыли
1.1. Развитие налогообложения прибыли в РФ
Важную роль в составе прямых налогов играют налоги на прибыль организаций [23, с. 7].
Налог на прибыль был введен в российской практике с 1991 г. Ставка налога была установлена единой на уровне 32%. Особенностью методологических принципов исчисления прибыли для целей налогообложения того периода была жесткая попытка нормирования расходов, учитываемых в себестоимости. Предприятия не могли включить в состав затрат многие виды расходов как текущего, так и капитального характера. Это приводило к налогообложению не только прибыли, но и части затрат предприятий. С учетом сохранения устаревших норм амортизации, ограничений на осуществление ускоренной амортизации, ускоренного роста цен в условиях их либерализации налоговый режим для многих предприятий оказался чрезвычайно жестким, что привело к нарастанию количества убыточных предприятий, резкому сокращению инвестиций.
Нарастание инфляционных тенденций привело к попыткам улучшения финансового положения за счет роста ставок налога на прибыль до 38%. Что характерно для того периода, новые ставки налога на прибыль были приняты даже не с начала календарного года, а со второго квартала. Это свидетельствует о глубине экономического кризиса того периода, а также о весьма низком уровне профессионализма при принятии налоговых решений. В последующем ставка налога на прибыль постепенно снижалась, в настоящее время составляет 20% [3].
Особенностью налога на прибыль с первых дней ей установления стало большое количество льгот. Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что наличие большого количества льгот ведет к снижению эффективности используемого налога, недопоступлению финансовых ресурсов в казну, неравенству налогоплательщиков, злоупотреблениям в хозяйственной жизни. Поэтому вполне правомерной представляется попытка уменьшения количества налоговых льгот, что и закреплено законодательно в Налоговом кодексе РФ.
Налоги в экономике выполняют три основные функции: фискальную, регулирующую и контрольную. Прочие функции, выделяемые различными авторами, являются производными от вышеназванных.
В настоящее время наиболее полно реализована фискальная функция налога на прибыль. Он является важным источником доходов федерального бюджета, занимая в них третье место, уступая лишь НДС и налогу на добычу полезных ископаемых.
Регулирующая функция налога на прибыль реализуется через систему налоговых ставок, которые могут отличаться для различных категорий налогоплательщиков, а также через систему льгот, направленных на поддержку отдельных сфер социальной деятельности общества (благотворительность, образование и фундаментальная наука) и стимулирование инвестиционной политики организаций.
Контрольная функция налога на прибыль выражается в контроле со стороны государства за обоснованностью и размерами расходов (затрат) хозяйствующих субъектов, а также полнотой и своевременностью уплаты этого налога.
Оценить влияние налога на прибыль на развитие экономики страны можно лишь путем проведения комплексного анализа изменений, внесенных в законодательство по налогу на прибыль на протяжении всего времени его функционирования оценки макроэкономических показателей функционирования экономики (индекс инфляции, объемы инвестиций в основной капитал, показатели роста промышленного производства и т.д.) в целом и финансового состояния самих хозяйствующих субъектов.
С 1 января 2005 г. введен новый механизм определения и изъятия налога на прибыль организаций, закрепленный в Налоговом кодексе РФ [24, с. 6-11].