Введение
- Теоретические основы изучения государственных внебюджетных фондов обязательного социального страхования
1.1. Понятие и состав внебюджетных фондов
1.2. Необходимость государственных социальных внебюджетных фондов и правовые основы их образования
- Анализ платежей предприятия во внебюджетные фонды обязательного социального страхования МУП ЖКХ «База механизации»
2.1 Общая характеристика финансово-хозяйственной деятельности МУП ЖКХ «База механизации»
2.2. Анализ платежей во внебюджетные фонды и налоговой нагрузки МУП ЖКХ «База механизации»
- Проблемы функционирования внебюджетных фондов и перспективы их развития
3.1. Перспективы развития системы внебюджетных фондов России
3.2. Оптимизация налогов МУП ЖКХ «База механизации»
Заключение
Список литературы
Приложения
Важным звеном финансовой системы государства являются внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды (далее – ВБФ) – это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, которые предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую помощь, а также для удовлетворения других общественных потребностей, не финансируемых из бюджета.
ВБФ государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или региональных (местных) органов власти и имеющие целевое назначение. Они являются важным звеном финансовой системы.
ВБФ выступают в качестве стабильного, прогнозируемого на длительный период источника денежных средств, используемых для финансирования конкретных социальных потребносте6й общегосударственного значения; для финансирования отдельных региональных или ведомственных программ экономического характера, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, а также субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Объектом исследования является МУП ЖКХ «База механизации».
Предметом исследования – формирование и расходование средств внебюджетных фондов, основные проблемы и пути их решения.
Цель работы – изучить проблемы формирования государственных внебюджетных фондов как системы социальной защиты населения и предложить пути их решения.
Исходя из цели определены следующие задачи работы:
- рассмотреть понятие и состав внебюджетных фондов;
- определить необходимость государственных социальных внебюджетных фондов и правовые основы их образования;
- представить общую характеристику финансово-хозяйственной деятельности МУП ЖКХ «База механизации»;
- провести анализ платежей во внебюджетные фонды и налоговой нагрузки МУП ЖКХ «База механизации»;
- выявить перспективы развития системы внебюджетных фондов России;
- преложить пути оптимизации налогов МУП ЖКХ «База механизации».
В пpoцecce иccлeдoвaния пpимeнялиcь cлeдующиe мeтoды иccлeдoвaния: тeopeтичecкий aнaлиз литepaтуpы для oбocнoвaния тeopeтичecкиx нaпpaвлeний иccлeдoвaния, cиcтeмaтизaция, oбoбщeниe и oпиcaниe.
Теоретической основой работы послужили труды ведущих в отечественных и зарубежных экономистов в области теории и практики налогообложения: Н. Смирнова, Н. Столяров, Е.А. Черныш, В.В. Молчанова, Р.А. Фатхутдинов, И.Н. Чуeв, Л.Н. Чeчeвицынa и др.
Методологической базой исследования, проведенного в данной работе, стали общенаучные методы и приемы: системный и сравнительный анализ, анализ причинно-следственных связей, наблюдение, а также индуктивный и дедуктивный методы научного познания, позволяющие раскрывать взаимосвязи экономических процессов, методы обобщения, выборки, группировки и графические методы.
Структура работы определяется поставленной целью и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
1. Теоретические основы изучения государственных внебюджетных фондов обязательного социального страхования
1.1. Понятие и состав внебюджетных фондов
ВБФ представляют собой обособленную часть финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления, формируемую в соответствии с действующим законодательством за счет специальных источников и используемую строго в соответствии с целевым назначением фондов[1].
ВБФ занимают особое место в финансовой системе страны. Они выступают экономической формой перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления для целевого финансирования социальных, экономических, экологических и других потребностей.
ВБФ являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями и организациями, как правило, наделенными статусом юридического лица. Они независимы в правовом и экономическом отношении от федерального бюджета и бюджетов административно-территориальных единиц (республик в составе РФ, областей, краев и т. д.) Доходы и расходы внебюджетных фондов не включаются в общую сумму доходов и расходов бюджетов, соответствующих административно-территориальных объединений. Однако ВБФ находятся в федеральной собственности, вследствие чего государство осуществляет руководство и правовую регламентацию их деятельности.
ВБФ наряду с характерными для государственных финансов признаками имеют ряд специфических, отличительных признаков:
- четко обозначенная и законодательно оформленная цель создания фонда;
- целевое закрепление конкретных видов доходов за соответствующими расходами (вместо обезличивания поступлений средств, характерного для бюджета);
- относительная самостоятельность, выраженная через создание автономных структур, организаций, управляющих фондами.
ВБФ — это самостоятельные финансово-кредитные учреждения и организации, в большинстве своем наделенные статусом юридического лица.
Государственные внебюджетные фонды — целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за пределами государственного бюджета за счет обязательных платежей и отчислений юридических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное обеспечение и страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Внебюджетные целевые фонды независимы в правовом и экономическом отношении от госбюджета. Денежные средства внебюджетных фондов не включаются в общую сумму доходов и расходов бюджета государства. Вместе с тем средства внебюджетных фондов принадлежат государству, которое и осуществляет общую регламентацию их деятельности (рис. 1).
Все внебюджетные фонды функционируют автономно от бюджета.
Рис. 1. Место внебюджетных целевых фондов в структуре госфинансов
Необходимость возникновения внебюджетных фондов была вызвана рядом общеэкономических и финансово-организационных причин. Основная экономическая причина — необходимость расширить источники финансирования государством социально-экономических нужд. Другими словами, внебюджетные фонды призваны охватить существенно важные направления общеэкономического развития страны, ее социальной сферы.
Органы государства определяют целевое назначение фонда и направление использования средств из фонда[3].
По функциональному назначению внебюджетные фонды делятся на общегосударственные, т. е. образованные для решения важных общеэкономических проблем, имеющих программный характер (дорожное строительство и дорожное хозяйство; борьба с преступностью; экология; развитие таможенной системы; воспроизводство минерально-сырьевой базы и т. п.) и целевые, которые создаются для финансирования социальных нужд, образования, науки, медицины, снижения безработицы.
Средства всех внебюджетных фондов находятся на специальных счетах. Все внебюджетные фонды подразделяются наобщегосударственные, федеральные и местные. Финансирование из фондов выполняется по строго целевому признаку. Причем, социальные потребности гораздо шире финансируются из внебюджетных фондов, чем из соответствующих целевых бюджетных фондов.
Несмотря на автономность финансирования всех внебюджетных фондов, очевидна их взаимосвязь и взаимозависимость с бюджетом. Во-первых, взносы во все внебюджетные фонды носят обязательный характер и объективно соотносятся и взаимодействуют с налоговой системой. Во-вторых, будучи обязательными к уплате, взносы во внебюджетные фонды включаются в себестоимость производимой продукции. В-третьих, законодательные изменения по увеличению социальных выплат неизбежно ведут к дополнительной нагрузке на бюджет, способствуют появлению бюджетного дефицита.
В любом современном государстве с рыночной экономикой, как уже отмечалось, существует большое разнообразие внебюджетных фондов. Их можно классифицировать по нескольким признакам, в том числе субъектам, статусу, целевому назначению, сфере охвата, времени действия и т.д.
По своему назначению ВБФ весьма разнообразны, они могут создаваться под конкретные цели и программы, функционировать как на федеральном, так и региональном и муниципальном уровнях. Классификация внебюджетных фондов осуществляется по разным признакам: целевому назначению, срокам действия, уровням управления и т. д. (табл. 1)[4].
Таблица 1
Классификация внебюджетных фондов
Экономические ВБФ, не входившие в момент образования в бюджетную систему, подразделялись на федеральные, республиканские и местные.
По размерам финансовых ресурсов социальные ВБФ значительно превосходят экономические, что вполне закономерно, так как в условиях рыночной экономики государство должно в большей мере участвовать в решении социальных проблем, нежели в финансировании экономики. Основным методом формирования основной части внебюджетных фондов социального назначения является страховой.